Основные направления религиозной философии 17 страница
ресения Христос, объединяя 144 тысячи избранных - "свидетелей
Иеговы", готовит на земле войну с восставшим против Бога Сатаной.
Иеговисты предрекают близкую решающую битву Иеговы против сил
Сатаны - "армагеддон", в результате которой дьявол и его сторонники
погибнут, а иеговисты будут жить в новом мире - едином теократиче-
ском государстве во главе с Христом. "Свидетелей Иеговы" насчиты-
вается около 3 млн. 600 тыс. человек. Их журналы "Сторожевая
башня", "Пробудитесь!" и другие издаются на многих языках
большими тиражами. Штаб-квартира этой организации, имеющей
ответвления во многих странах мира, находится в Бруклине (пред-
местье Нью-Йорка, США). Группы "свидетелей Иеговы" есть и в на-
шей стране.
Помимо рассмотренных конфессий есть и другие течения проте-
стантизма, одни из которых существуют несколько столетий
(например, валъденсы, данкеры, моравские братья, гернгутеры,
унитарии), другие сложились в XIX - XX вв. (мормоны, Новоапо-
стольская церковь, Христианская наука). Некоторые исследователи на-
зывают их "маргинальном протестантизмом", поскольку они вводят
положения вероучения, несвойственные большинству христианских
конфессий.
Тенденции в современном
протестанцизме Всемирная миссионерская конференция в
Лондоне в 1910 г. положила начало эку-
Социально-политические меническому движению, преследующему цель
позиции протестантских церквей - преодолеть догматические и канонические различия в христианстве и связать его с
социальными проблемами современности. Состоявшаяся в 1948 г. в
Амстердаме Всемирная ассамблея церквей образовала руководящий
орган экуменического движения - Всемирный совет церквей (ВСЦ)
с резиденцией в Женеве. Протестантские церкви занимают различные
социально-политические позиции.
Евангелическо-лютеранские и реформатские теологи, как правило,
отрицают возможность построения единой социальной доктрины, осно-
ванной на Библии. В то же время они подчеркивают важность
христианской нравственности для оценки общественных явлений. В
XIX - начале XX в. был выдвинут лозунг "христианского
социализма", началось движение "социального евангелия". Во время
второй мировой войны многие протестанты поддержали сопротивление
и антинацистскую "исповедническую церковь" в Германии, хотя не-
которые примкнули к так называемым "немецким христианам",
приветствовавшим национал-социализм. После войны получает рас-
пространение концепция "ответственного общества", критической
дистанции ко всем светским движениям и институтам. В 60-е годы
выдвигаются либерально-модернистские и радикальные теории, под-
вергающие критике капиталистическое общество, разрабатывается да-
же "теология революции".
Хотя в русле экуменического движения была создана даже своя
символическая книга - "Христологическое исповедание" (Амстердам,
1948), выделяющая общехристианские положения вероучения, ассам-
блеи Всемирного совета церквей продемонстрировали неспособность
экуменистов разработать приемлемую для большинства социальную
и вероисповедную программу.
Различия в современном протестантизме - это не столько рас-
хождения в вероучении и устройстве между разными конфессиями,
сколько различия между тенденциями внутри одной и той же
конфессии. Как отмечают многие исследователи, либерально
ориентированные реформаты, лютеране и методисты ближе друг к
другу, чем к фундаменталистски настроенным членам собственных
объединений. С середины XX в. крупные конфессии протестантизма:
англиканство, лютеранство, реформатство, конгрегационализм, ме-
тодизм - испытывают сильное воздействие внешней обмирщенной
среды. В них существенно сократилось число людей, регулярно
принимающих участие в богослужении. Вместе с тем появляются
кружки интенсивного изучения Библии и осмысления ее
применительно к новой эпохе, вера становится не просто унаследо-
ванной от прошлого поколения, но самостоятельно выстраданной.
Наиболее интенсивно эти процессы идут в американском
протестантизме, который обрел определенное своеобразие и достиг
при всем плюрализме гораздо большего идейного единства, чем
европейский протестантизм, разделяемый грузом теологических
традиций. Следует отметить, что в США только англиканская
епископальная церковь является единой в масштабах страны, а все
прочие протестантские объединения существуют в виде самостоятель-
ных деноминаций. Это связано и с тем, что их происхождение
восходит к протестантам из разных стран. Однако экуменическое
движение, развитие миссионерской деятельности привели к сот-
рудничеству многих деноминаций США и к созданию Национального
совета церквей Северной Америки, в который входит около 60
деноминаций. В американских протестантских общинах сформировал-
ся склад религиозности, который многие исследователи и сами
верующие выделяют в особый тип протестантизма - "еван-
гелический". Вероучительные различия между ними отступают на
задний план и почти стираются, главным же становится личное
обращение, собственный религиозный опыт и стремление сверять
свою жизнь с принципами Евангелия, вести активную миссионерскую
деятельность.
В качестве особого типа исследователями выделяется и "туземное"
христианство, насчитывающее к 1980 г. уже около 82 млн. человек,
созданное миссионерской деятельностью протестантов. К середине XX
в. более динамичным становится развитие протестантизма в Африке,
Южной Америке, Океании, Азии. Характерным для этого процесса
является рост Африканских независимых церквей. Уже к 1968 г. их
насчитывалось почти 6 тыс. с более чем 10 млн. последователей.
Некоторые религиоведы считают даже, что эти церкви являются
четвертым крупным направлением христианства наряду с ка-
толицизмом, православием и протестантизмом. Во многих из них
наблюдается синкретизм, соединение христианских представлений и
символики с этническими религиозными представлениями и куль-
тами, стремление воспринять христианство в африканских терминах,
соединить библейское учение с собственным религиозным опытом,
пророчествами, исцелениями, защитой от злых духов.
В 70 - 80-е годы в Европе и США снизилось членство
протестантских церквей, придерживающихся либеральной ориентации
(епископальной, пресвитерианской). В то же время фундаменталисты,
евангелические деноминации и особенно общины, ориентированные
на Личный религиозный опыт возрождения и дары Святого Духа
(прежде всего пятидесятники), значительно увеличили свою числен-
ность и влияние. С конца 60-х годов развиваются, а в 70-е годы
консолидируются такие организации, как "Национальная ассоциация
евангелистов". Используя в широком масштабе средства массовой
информации, в особенности телепроповедь, идеологи фундамен-
талистов отстаивают буквальное понимание Библии, креационизм,
эсхатологию, учение о личной вере, возрождении, освящении, дарах
Святого Духа, рождении свыше, свободу предпринимательства и
конкуренции, протестантскую этику личного успеха, ценности семьи
и общественного порядка. Многие протестантские объединения
озабочены налаживанием экуменических контактов и сотрудничества
с нашей страной.
Глава X
ИСЛАМ
Ислам (в переводе с арабского "покорность", "предание себя Богу")
является одной из наиболее распространенных религий мира. Мусуль-
манские общины имеются более чем в 120 странах и объединяют более
800 млн. человек. В 35 странах мусульмане составляют большинство
населения, а в 29 странах последователи ислама представляют собой
влиятельные меньшинства. В 28 странах ислам признан государствен-
ной или официальной религией. Среди них Египет, Кувейт, Иран,
Ирак, Марокко, Пакистан, Саудовская Аравия и др. Подавляющее
большинство мусульман сосредоточено в Западной, Южной, Юго-Во-
сточной Азии и Северной Африке.
Возникновение ислама Ислам возник в начале VII в. н.э. на
Аравийском полуострове. Этот период харак-
теризуется постепенным крушением родоплеменного строя и возникно-
вением классового общества. В ту пору через Западную Аравию
(Хиджаз) проходил караванный путь, что привело к появлению таких
крупных городов, как Таиф, Медина и Мекка. В последнем широко
развернулась торговля, ремесла, и он превратился в крупный
политический центр. Однако Ирану удалось захватить Йемен и ус-
тановить свой контроль над транзитной торговлей, перекрыть пути,
ведущие из Йемена через Хиджаз в Сирию, Палестину и Иран. Ка-
раванный путь стал проходить только через Иран. Это, а также на-
падения соседних государств и племен приводят к экономическому
упадку и разорению многих арабских племен, увеличению числа
неимущих, обострению внутри общества глубоких противоречий. Пот-
ребности времени делали необходимым политическое объединение раз-
розненных племен и создание арабской государственности. Эту задачу
осуществило религиозно-политическое движение под знаменем ислама.
Ислам возникал не сразу, его появлению предшествовали учения
ханифов - ранней формы арабского монотеизма.
Каждое племя имело своих богов, но постепенно верования племен,
наиболее мощных в политическом и экономическом отношении, ста-
новились обязательными для менее развитых в экономическом отно-
шении родов и племен. Наиболее влиятельным было племя
курейшитов, ему принадлежало древнее святилище Кааба (ар. -
куб.), находящееся в Мекке, построенное задолго до появления ислама.
В наружной стене этого кубообразного храма находится ниша с черным
камнем (видимо, метеоритного происхождения). Одним из основных
ритуалов паломников является почитание этого камня. В Каабе кроме
черного камня были размещены более 300 племенных богов, поэтому
она считалась центром религиозного культа для многих племен,
проживающих вокруг Мекки. Племенного бога мекканских ку-
рейшитов - Аллаха (араб. "аль-Илах") сторонники ислама объявили
единственным и всемогущим, положив тем самым начало моно-
теистической религии арабов*
На формирование ислама определенное влияние оказали иудаизм,
христианство, зороастризм, манихейство и обрядовые пережитки ста-
роарабских культов.
Возникновение мусульманской религии связано с деятельностью
пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), одного из активных мекканскйх
ханифов.
Мухаммед происходил из племени курейшитов, рано осиротел, был
пастухом, затем женился на богатой вдове и стал купцом в Мекке.
Около 610 г. он выступил с проповедаю монотеистической религии,
названной им исламом. В своих выступлениях Мухаммед призывал
к новой вере, основанной на признании единого бога Аллаха, говорил
о братстве верующих, необходимости соблюдать простые нормы мо-
рали, об ограничении ростовщичества, оказании богатыми благо-
творительной помощи неимущим. Однако идеи Мухаммеда не
встретили широкой поддержки среди горожан, а мекканская знать
отнеслась к ним враждебно. Не найдя поддержки в Мекке, Мухаммед
повел переговоры с племенами Аус и Хазрадж в Ясрибе (позднее -
Медина, т.е. город пророка), где некоторые племена исповедовали
иудаизм, и с их помощью в 622 г. с группой своих приверженцев-
мухаджиров переселился в Медину, находившуюся в сложных отно-
шениях с Меккой и не раз вступавшую с ней в вооруженную борьбу.
От этого события (ар. "Хиджра" - переселение) ведется мусульман-
ское летоисчисление. В Медине Мухаммед стал главой объединения,
в которое люди вступали не по кровному родству, а по религиозному
признаку. Предложенная Мухаммедом новая организация общины на-
шла отклик у мединских низов, увидевших в ней ту защиту и под-
держку, которые им обеспечивали когда-то родоплеменные отношения,
а воинствующий характер новой общины, направленный поначалу
против мекканцев, привлек на сторону Мухаммеда и часть мединской
знати. В результате была создана мусульманская община (умма), чле-
ны которой признавали Мухаммеда своим пророком. Мусульманская
община носила не только религиозный, но и политический характер.
Между Мединой и Меккой в течение ряда лет шла ожесточенная
борьба, носившая ярко выраженную религиозную окраску. Лишь в 630
г. мекканская знать вынуждена была принять новое учение, и Мекка
превратилась в центр ислама. С этого момента мусульманское
феодально-теократическое государство получило название Арабский
Халифат. Халифы, считавшиеся преемниками, заместителями Мухам-
меда, а позднее и представителями Аллаха на земле, сосредоточили
в своих руках всю полноту светской и духовной власти. Ислам быстро
распространился по всей территории Аравии и превратился в господ-
ствующую религию арабского государства.
Распространение ислама за пределами Аравии связано с ведением
завоевательных войн, что способствовало расширению границ
халифата.
В течение VII - VIII вв. арабы, пользуясь слабостью Византии и
Персии, подчинили своему господству народы Среднего и Ближнего
Востока, часть Индии, Закавказья, Средней Азии и другие страны.
бЗак.536 161
Через Турцию ислам также проник и в страны Балканского полуост-
рова.
Вероучение ислама Основные положения вероучения ислама
изложены в главной "священной" книге -
Коране. Мусульмане считают Коран (ар. "куран" - чтение) высшим
и наиболее полным из существующих священных писаний. Мусуль-
манское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммеду че-
рез ангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по
ночам, через видения. Первое видение получило название "Лайлат ал-
кадр" (Ночь предопределения) и произошло в ночь с 26 на 27 число
месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каж-
дого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих
принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха
о выполнении своего желания.
Полный текст Корана (Сухуф) был собран после смерти Мухам-
меда, затем при халифе Османе составлен текст (Мусхаф), объявлен-
ный каноническим. Этот текст относится к концу VII в. Коран
разделен на 114 сур (глав), имеющих различное количество аятов
(стихов) - от 286 до 3. Всего в Коране от 6204 до 6236 аятов (по
разным вариантам счета). Суры размещены не по содержанию и не
по времени их появления, а в порядке убывания длины, за исклю-
чением первой суры, фатихи. Содержание Корана состоит из эсха-
тологических проповедей, предписаний, регулирующих
имущественные, правовые, семейные отношения, в нем содержатся бы-
товые правила и поучения, заимствованные из иудейской и христиан-
ской мифологии, древнего арабского фольклора.
Ислам включает следующие основные догматы, признание которых
за истину и беспрекословное выполнение считается обязательным для
всех мусульман:
- Вера в Аллаха. Каждая сура Корана (кроме 9-й) начинается
с его восхваления: "Во имя Аллаха, милостивого, милосердного..." Бог
сотворил все существующее, Он является всемогущим, всеведущим и
вездесущим, абсолютным владыкой мира, который управляет природой
и обществом. В Коране указывается, что благочестие перед Богом есть
покорность. В противовес христианскому учению о божественной
Троице ислам утверждает, что Бог един. В исламе принцип моно-
теизма проведен более последовательно, чем в других религиях.
- Вера в ангелов и демонов. В представлении мусульман это бес-
телесные существа, выполняющие волю Аллаха. К ним относятся
Джабраил, Микаил, Асрафил, Азраил. Мусульмане также верят в су-
ществование ангелов смерти - Накира и Мункара, стража рая -
Ридвана, стража ада - Малика. Согласно исламскому вероучению,
каждый мусульманин при жизни имеет двух ангелов, которые
фиксируют его добрые и злые (греховнее) дела, определяющие его
загробную жизнь в раю или аду.
- Вера в святость Корана. Он считается словом божьим, боже-
ственным откровением, которое передавал Аллах в виде видений Му-
хаммеду в течение 22 лет, т. е. до конца его жизни. Поэтому в
мусульманском богословии принят догмат о несотворенности, вечности
Корана.
- Вера в пророков и в посланничество Мухаммеда. В Коране
встречается множество библейских персонажей от Адама до Иисуса
Христа. Приводятся имена пророков: Ибрахим (Авраам), Муса
(Моисей), Иса (Иисус), Нух (Ной) и др. Среди всех пророков пред-
почтение отдается "посланнику Аллаха", "печати пророков" Мухам-
меду.
- Вера в рай и ад. Мусульманам, неукоснительно выполняющим
все религиозные предписания и требования, ислам обещает вечное бла-
женство в раю, а неверным и отклонившимся от принципов вероучения
- мучения в аду. Мусульмане представляли рай в виде чудесного ме-
ста, где все в изобилии: прекрасная еда, чистая прохладная вода, реки
из молока, меда и вина, всевозможные наслаждения и т. д. В аду -
бесконечные пытки и муки.
- Вера в божественное предопределение. Это один из важнейших
догматов, согласно которому не существует ничего не зависящего от
воли Аллаха. Все в общественной и личной жизни происходит по пред-
начертанию бога.
- Вера в бессмертие души, покидающей тело в момент смерти,
в воскресение из мертвых в день Страшного суда.
Ислам опирается на пять "столпов веры" (аркан ад-дин), указы-
вающих на важнейшие обязанности мусульманина.
Первая обязанность - исповедание веры, т. е. произнесение шаха-
ды ("Нет божества кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник Аллаха")
вслух, понимание смысла этой формулы вероучения, искреннее убеж-
дение в ее истинности.
Вторая обязанность - ежедневная пятикратная молитва (перс, "на-
маз", ар. "салят"). Намаз сыграл важную роль в закреплении ислама
в сознании людей - чем чаще мусульманин выполнял эти
предписания, тем глубже становилась его религиозность. Намаз
состоит из 11 частей, порядок которых строго регламентирован. Перед
каждым намазом мусульманин должен совершить ритуальное омо-
вение. Пятница (яум ал-джума) является днем коллективной молитвы,
которая проводится в главных мечетях и сопровождается проповедью.
Третьей ритуальной обязанностью мусульманина является соблю-
*В исламе есть и другие молитвы, которые читаются над умершим, во время хаджжа и
т.д.
дение поста (перс. "ураза", ар. "саум") в месяц рамазан. Тридцать
дней в году постящийся мусульманин с рассвета до наступления тем-
ноты не имеет права ни пить, ни есть, ни курить. В исламе предус-
мотрено освобождение от поста больных, глубоких стариков,
беременных женщин и др.
Четвертой обязанностью мусульманина является закят - обяза-
тельная уплата налога, взимание которого предписано в Коране, а раз-
меры обложения разработаны в шариате. Первоначальный закят был
добровольной милостыней во имя Аллаха, затем превратился в обя-
занность для очищения от грехов. Размеры закята (существует еще
добровольное пожертвование - садака) - 1/40 часть годового дохода*.
Пятой обязанностью каждого мусульманина (если позволяет
физическая и материальная возможность) является паломничество в
Мекку (хаджж), которое должно совершаться в 12-й месяц мусуль-
манского календаря. Хаджж состоит в посещении Мекки, прежде всего
Каабы, главной святыни ислама, гробницы Мухаммеда в Медине, а
также других священных мест Хиджаза и в выполнении различных
обрядов.
Шариат В шариате (ар. "шариа" - прямой,
правильный путь) сведены в единую систему
законы, регулирующие всю общественную и личную жизнь последо-
вателей ислама, юридические, нравственные и культурные
предписания, определяющие поведение верующих и считающиеся обя-
зательными для всех мусульман.
Источником шариата и его составной части - мусульманского пра-
ва (фикх) являются Коран и Сунна (ар. - обычай, пример) - сборник
хадисов, т. е. изречений и деяний Мухаммеда. Шариат начал офор-
мляться в VIII в. и включил такие нормы, которые регулируют го-
сударственные, имущественные, семейно-брачные, гражданские,
бытовые и другие взаимоотношения мусульман.
Сначала все действия мусульман разделялись на два вида - за-
претное (харом) и одобренное (мустахиб). К моменту окончательного
формирования шариата действия были разделены на пять категорий:
фарз - действия, выполнение которых считалось обязательным; сун-
нат - выполнение желательно; мухоб - добровольные действия; мак-
рух - нежелательные действия; харом - строго запрещенные виды
действия.
По шариату устанавливаются пищевые нормы, запрещается игра
на музыкальных инструментах, украшение дома художественными
картинами и скульптурными изображениями человека и животных,
*В мусульманских странах существуют также хумс - налог от частной собственности, который составляет 1 /5 часть дохода, закят аль-фитра - налог во
время поста уразы, джиза- налог от иноверцев.
вступление в брак с иноверцем, если последний не примет ислам, и
т. п. В настоящий момент из этих запретов многие утрачивают свою
силу.
По шариату, основными мусульманскими праздниками (узаконены
всего два) являются праздник "ид аль-адха" - великий праздник жер-
твоприношения (тюрк, "курбан-байрам") и "ид аль-фитра" - малый
праздник разговения (тюрк, "ураза-байрам"). Отмечаются также мав-
люд (день рождения Мухаммеда), мирадж (вознесение Мухаммеда на
небо) и пятница (день общественной молитвы). Кроме того, у каждого
народа в регионе традиционного распространения ислама существуют
и переходят из поколения в поколение специфические обряды и риту-
алы, а также доисламские обряды и праздники.
Основные направления В результате внутренних противоречий в
в исламе исламе по второй половине VII в. возникли
три направления: хариджиты (араб, "харад-
жа" - выступать, самая ранняя в исламе религиозно-политическая
группировка), сунниты и шииты (ар. "шиа" - приверженцы, партия;
по-другому "Шиат-Али" - партия Али).
Хариджитские общины, действовавшие в разное время и в разных
краях Халифата в средние века, потеряли былую силу (азракиты,
ибадиты, суфиты и др.). В настоящее время существует одна
хариджитская община - ибадиты (в Омане и в некоторых районах
Африки).
Суннизм является самым крупным направлением в исламе, почти
90% мусульман мира относятся к суннитам. В отличие от других на-
правлений, в суннизме не возникали особые, течения или секты. Толь-
ко в новое время как религиозно-политическое движение появились
ваххабиты.
Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло в результате
политической борьбы за престол халифата. Суннизм, который опирает-
ся на Коран и Сунну, был официальной религией Арабского Халифата.
Последователи суннизма признавали законность власти первых
четырех халифов, а шииты считали единственным законным главой
мусульман четвертого халифа Али (ум. 661) -двоюродного брата и
зятя Мухаммеда. Лозунгом шиитов был принцип наследственной ду-
ховной власти, т. е. предоставление трона халифов вначале Али, а
после его смерти - его потомкам (так возникло учение об имамате).
Последователи шиизма имамиты признают 12 имамов из числа
прямых потомков Али. Согласно учению имамитов, в конце IX в. две-
надцатый по счету имам - Мухаммед бен аль-Хасан - таинственно
исчез ("ал-Ка'им" - скрытый). Шииты поклоняются этому имаму и
верят, что перед Страшным Судом явится махди для установления
на земле равенства и справедливости. Шииты, как и сунниты, призна-
ют святость Корана, а в Сунне признают лишь те хадисы, авторами
которых являются четвертый халиф Али и его последователи. Вместе
с тем шииты имеют собственные "священные писания" - ахбары, куда
входят хадисы, связанные с именем Али.
Местами поклонения у шиитов кроме Мекки являются Неджеф,
Кербела (Ирак), Кум и Мешхед (Иран). Наиболее влиятельными ду-
ховными лицами у шиитов считаются крупные муллы (муджтахиды).
Среди мулл самые авторитетные и почитаемые ученые-теологи удо-
стаиваются звания аятолла ("божественное знамение"), а высшим ран-
гом в шиитской ветви ислама считается "великий аятолла"
("отражение Аллаха"). В отличие от суннитского ислама у шиитов
широко распространен культ мучеников. Имеется праздник "ашура",
который известен и как "шахсей-вахсей". По учению шиитских бо-
гословов, в этот день был убит сын халифа Али имам Хусайн.
Сунниты и шииты придерживаются различных юридических школ,
в суннизме приняты возникшие в VIII - XI вв.: ханифитская,
маликитская, шафиитская, ханбалитская. В мире более третьей части
мусульман-суннитов являются приверженцами ханифитского толка.
Они проживают в Афганистане, Индии, Пакистане, Китае, Турции,
Египте, России. Сторонники маликитской школы преобладают в Се-
верной и Западной Африке, Судане. Влияние шафиитского толка рас-
пространяется на население Сирии, Индонезии, частично в Африке
и Пакистане. Ханбалитская школа получила распространение в
Аравии. В шиизме влиянием пользуется юридическая школа джа-
фаритского толка.
В настоящее время шииты живут в основном в Иране, Ираке,
Ливане, Йемене и Бахрейне, есть приверженцы шиизма в Афганиста-
не, Пакистане, Индии, Сирии. Шиитами являются многие мусульмане
Азербайджана и некоторые мусульмане Таджикистана.
Ислам и современность Современное западное. исламоведение
стремится рассматривать исламские страны
как единое целое, в основе которого лежит общность религии.
Причины широкого распространения и усиления влияния мусульман-
ской религии на все сферы жизни этих стран они объясняют
спецификой ислама как религиозной системы. Согласно концепциям
ряда европейских и американских ученых, "мусульманское возрож-
дение", резкое усиление роли ислама в экономической, политической,
духовной жизни восточных народов объясняется следующими
причинами:
1. Молодость ислама. Мусульманская религия возникла значитель-
но позже других религиозных систем и в отличие от них не исчерпала
своих возможностей. Ислам находится в расцвете своих сил, играя
активную роль в современном мире.
2. Жизненность и гибкость мусульманской религии. Жизнеспособ-
ность ислама, по мнению некоторых западных специалистов, прояв-
ляется в том, что он выстоял, не сдал своих позиций, несмотря на,
длительный период колонизации восточных стран. Его гибкость свя-
зывается ими и с отсутствием централизованной организации духо-
венства, мешающей оперативному и своевременному решению
назревших проблем.
3. Тотальность ислама. Под тотальностью ислама западные ученые
понимают широкий охват исламской религией всех сфер жизнедея-
тельности верующих. Это не только вера, но и экономическое и
социальное устройство, и управление, и семья, и быт. Шариат опре-
деляет как правовые, так и нравственные отношения. Все это в со-
вокупности приводит к тому, что ислам выступает как образ жизни,
всецело определяющий мировоззрение и поведение людей.