Иностранные термины и выражения 87 страница
В нач. 1842 М. написал первую публицистич. статью «Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции», в, к-рой выступил как революц. демократ. В апр. 1842 начал сотрудничать в бурж.-демократич. газ. «Rheinische Zeitung», а в октябре переселился в Кёльн и стал её редактором. Под его руководством газета превратилась в орган революц. демократии, в марте 1843 она была запрещена. В опубликованных здесь статьях («Дебаты по поводу закона о краже леса», «Оправдание мозельского корреспондента» и др.) наметился переход М. от революц. демократизма к коммунизму. Работа в газете заставила М. заняться изучением положения трудящихся масс, впервые столкнула его с материальными жизненными отношениями, привлекла
МАРКОВИЧ
его внимание к роли материальных интересов и част-ной собственности, к социалистич. и коммунистич. идеям, породила сомнения в правильности учения Гегеля о соотношении общества и гос-ва и дала первый толчок его занятиям экономич. вопросами.
Чтобы разрешить возникшие сомнения, весной и летом 1843 он критически пересмотрел гегелевскую «Философию права». В ходе этой работы в рукописи «К критике гегелевской философии права» он впервые подверг критике идеалистич. основу гегелевской диалектики и в противоположность Гегелю пришёл к выводу, что не гос-во определяет гражд. общество, а наоборот, гражд. общество определяет гос-во, т. е. экономика определяет политику. Этот результат явился исходным пунктом его будущего материалнстич. понимания истории.
С мая по окт. 1843 М. жил в небольшом рейнском городке Кройцнахе. Здесь он женился на подруге детства Женни фон Вестфален (1814—1881), к-рая стала верным спутником его жизни, его первой помощницей, первой женщиной-коммунисткой.
В окт. 1843 М. с женой уехал в Париж. Здесь он познакомился с рабочим движением, изучал социалистич. и коммунистич. лит-ру, систематически занимался политэкономией. В февр. 1844 совместно с А. Руге выпустил «Deutsch-Französische Jahrbücher». Статьи, опубликованные в этом журнале, свидетельствуют об окончат. переходе М. от идеализма к материализму и от революц. демократизма к коммунизму. В ст. «К еврейскому вопросу» он проводит различие между бурж. («политич. эмансипация») и пролет. («человеч. эмансипация») революцией, а в ст. «К критике гегелевской философии права. Введение» формулирует идею о всемирно-историч. роли пролетариата — исходное положение его будущей теории науч. коммунизма.
Летом 1844 в «Экоиомическо-философских рукописях» М. сделал попытку обобщить свои первые экономич. исследования и дать науч. обоснование своих коммунистич, воззрений. Работа осталась незавершённой. В ней М. пришёл к выводу об определяющей роли материального произ-ва в жизни общества. В кон. августа в Париже состоялась историч. встреча М. и Ф. Энгельса (до этого они встречались один раз в кон. нояб. 1842 в редакции «Rheinische Zeitung»), во время к-рой выяснилось полное единство их взглядов, и с этого времени началась их легендарная дружба и беспримерное почти 40-летнее сотрудничество. Первым плодом его явилась кн. «Святое семейство», написанная в сент.—нояб. 1844 и изданная в 1845. Осн. её часть написана М. В книге были подвергнуты критике младогегельянцы и разработаны нек-рые принципы материалистич. понимания истории, в ней, по словам Ленина, содержится почти уже сложившийся взгляд на всемирно-историч. роль пролетариата.
С авг. 1844 М. принял участие в редактировании парижской нем. газ. «Vorwärts!», выступившей с резкой критикой реакц. порядков в Германии. По требованию прусского пр-ва редакторы газеты были высланы из Франции. В нач. февр. 1845 М. переехал в Брюссель.
Когда в нач. апр. 1845 в Брюссель приехал Энгельс, Маркс изложил ему своё новое мировоззрение — материалистич. понимание истории — в почти сложившемся виде, и они решили сообща разработать его в форме критики нем. послегегелевской философии. С этим замыслом связаны «Тезисы о Фейербахе» (по всей вероятности, апр. 1845), в к-рых наряду с раскрытием роли обществ. практики в формировании людей, их сознания М. сформулировал одно из главных отличий нового мировоззрения от всей прежней философии: «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 4).
После поездки летом в Великобританию, гл. обр. для изучения экономич. лит-ры, осенью 1845 М. и Энгельс приступили к осуществлению своего замысла
в виде рукописи «Немецкая идеология» (осн. часть написана в нояб. 1845—апр. 1846), направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобурж. «истинного социализма». В этой рукописи впервые как целостная концепция было разработано первое великое открытие М. — материалистич. понимание истории (историч. материализм), к-рое выступает здесь как непосредств. филос. основа теории науч. коммунизма. Решающая роль в выработке содержания «Немецкой идеологии» принадлежала М. Рукопись опубликовать не удалось, но в процессе работы над ней марксизм созрел как новое целостное мировоззрение. На это достижение опирается дальнейшая теоретич. и практич. деятельность его основоположников.
В 1-й пол. 1847 М. написал на франц. яз. «Нищету философии» . Эта книга была направлена против мелкобурж. экономич. воззрений Прудона, к-рые первоначально М. подверг критике в письме к П. В. Анненкову от 28 дек. 1846. Результаты, достигнутые в «Немецкой идеологии», были здесь развиты, применены к области политэкономии и впервые опубликованы. В «Нищете философии» были заложены основы политэкономии пролетариата. В дек. 1847 М. читал в Нем. рабочем об-ве в Брюсселе лекции о наёмном труде и капитале. Его работа «Наёмный труд и капитал» была опубликована в апр. 1849.
В янв. 1846 М. и Энгельс создали в Брюсселе комму-нястич. корреспондентский к-т, деятельность к-рого подготовила условия для основания первой между-нар. коммунистич. орг-ции — Союза коммунистов. В янв. 1847 М. и Энгельс приняли предложение руководителей Союза справедливых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов науч. коммунизма. Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в нач. июня — 1-м конгрессе Союза коммунистов, на нём присутствовал Энгельс. Конгресс принял проекты программы и устава и марксистский девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». С сент. М. принял активное участие в издании газ. «Deutsche-Brüsseler Zeitung», к-рая постепенно стала фактически органом Союза коммунистов. В кон. ноября — нач. декабря в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов. М. принял решающее участие в его работе. Конгресс поручил М. и Энгельсу составить окончат. текст программы Союза, к-рой и явился «Манифест Коммунистической партии» (1848) — первый программный документ междунар. коммунистич. движения.
В начале марта 1848 М. был выслан из Бельгии и направился в Париж. Программу Союза коммунистов в начавшейся герм. революции они с Энгельсом сформулировали в виде «Требований Коммунистич. партии в Германии». В нач. апр. М. и Энгельс переехали в Кёльн. Здесь с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 они издавали газ. «Neue Rheinische Zeitung», к-рая, по определению Ленина, была «лучшим, непревзойдённым органом революционного пролетариата». М. был её главным редактором.
После поражения Революции 1848—49 в Германии и закрытия газеты М. вынужден был уехать сначала в Париж, а затем окончательно поселился в Лондоне.
1850—52 были посвящены гл. обр. теоретич. обобщению опыта революции. С этой целью в 1850 М. и Энгельс издавали журн. «Neue Rheinische Zeitung. Politischökonomische Revue», в к-ром была опубликована написанная в янв.—марте 1850 работа М. «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.». В ней была существенно развита теория классовой борьбы и революции, появился термин «диктатура пролетариата» и формула «обобществление средств произ-ва». В марте 1850 в ходе борьбы за восстановление Союза коммунистов М. и Энгельс составили первое (мартовское) «Обращение Центр. комитета к Союзу коммунистов», в к-ром дали классич. формулировку идеи непрерывной революции. Принципиальное теоретич. значение
имело выступление М. 15 сент. 1850 на заседании ЦК Союза коммунистов, где произошёл раскол на большинство во главе с М. и авантюристич. группу Вил-лиха и Шапнера. В дек. 1851 — марте 1852, завершая обобщение опыта революции, М. написал «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» (1852). В этой книге он пришёл к выводу о необходимости слома старой, бурж. гос. машины как условии победоносной пролет. революции (как указывал Ленин, этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о гос-ве) и наиболее чётко сформулировал идею о необходимости союза пролетариата и крестьянства. 5 марта 1852 в письме к И. Вейдемейеру М. дал классич. определение специфич. особенностей марксистской теории классов и классовой борьбы: «То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с. определёнными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». В окт.—дек. 1852 после разгрома Союза коммунистов в Германии и суда над его руководителями в Кёльне М. написал «Разоблачения о кёльнском процессе коммунистов» (1853). Период реакции, наступивший после поражения революции, был наиболее тяжёлым временем в жизни. М. также и в материальном отношении. По замечанию Ленина, если бы не самоотверженная помощь Энгельса, М. и его семья буквально погибли бы под гнётом ни-
щеты. С авг. 1851 по март 1862 M. coтрудничал с амер. газ. «New York Daily Tribune». Работая в первую очередь, ради заработка, он использовал возможность для кос-венного воздействия на обществ. мнение в интересах пролет. партии. Аналогичный характер носило его сотрудничество в Новой амер. энциклопедии (1857—60), в демократич. «Neue Oder-Zeitung» (1855), в венской либеральной газ. «Die Presse» (1861—62). В то же время М. активно сотрудничал в чартистских газетах «People's Paper» и «Notes to the People» (1851—56), участвовал в редактировании лондонской нем.газеты «Das Volk» (1859).
В 1850 М. возобновил свои экономич. занятия. Если до 1848 на первом плане была разработка диалектико-материалистич. философии, а во время революции разработка политич. учения марксизма, то теперь решающее значение приобрела разработка экономич. теории. В 1857 в связи с началом первого мирового экономич. кризиса, ожидая возможного начала революц. процей-са, М. спешно принялся за обобщение своих исследований, за разработку в общих чертах своей политэкономии. В кон. августа он написал «Введение», в к-ром определил предмет и дал наиболее полную характеристику метода политэкономии, а в окт. 1857 — мае 1858 создал знаменитую рукопись «Критика политической экономии»(ок. 50 печатных листов), представлявшую собой первонач. вариант будущего «Капитала» (в это же время в связи с данной работой он начал систематич. занятия математикой). В этой гениальной рукописи М. сделал своё второе великое открытие — открыл прибавочную стоимость и в общих чертах разработал теорию прибавочной стоимости. В связи с необходимостью разработки диалектико-материалистич. метода политэкономии М. в это время снова обратился к «Логике» Гегеля. На основе рукописи 1857—58 в авг. 1858 — янв. 1859 М. написал первый выпуск «К критике политич. экономии», к-рый вышел в свет в июне 1859. В предисловии к книге он дал классич. изложение сущности материалистич. понимания истории. По-требности дальнейшей разработки теории заставили М. временно отказаться от издания следующих выпусков.
МАРКС 343
В I860 М. вынужден был прервать свои экономич. исследования, чтобы дать публичный ответ на клевету в адрес коммунистов со стороны К. Фогта. Результа-том явилась книга-памфлет «Господин Фогт».
В 1861—63 М. создал новый вариант будущего «Капитала» — рукопись «К критике политич. экономии» (οк. 200 печатных листов), в её составе — «Теории прибавочной стоимости» (4-й т. «Капитала»). В этой рукописи были развиты все существ. следствия теории прибавочной стоимости. В 1863—65 М. написал новый вариант 1—3-го тт., а в 1866—67 окончат. вариант 1-го т. «Капитала». 14 сент. 1867 в Гамбурге вышел в cвет. 1-й т., впервые в печати были изложены основы второго великого открытия М., завершился длит. и сложный процесс превращения социализма из утопии в науку. «Капитал» — гл. произведение М. В этом экономич. труде М. наиболее полно и всесторонне разработал материалистич. диалектику как метод полит-экономии, развил дальше материалистич. понимание истории, блестяще применив его к анализу бурж. общества, открыл закон движения капиталистич. способа произ-ва, доказал неизбежность гибели капита-лизма. И. тем самым дал окончат. обоснование теории науч.. коммунизма. В, последующие годы М. продолжал работу над 2-м и 3-м тт., однако Не завершил её. Эти тома были подготовлены для печати и изданы Энгельсом уже после смерти М. (соответственно в 1885 и 1894).
Кризис. 1857 .вызвал подъем рабочего движения, к-рый привёл к образованию первой массовой между-ной орг-ции пролетариата — Междунар. товарищест-ва рабочих (1-гоИнтернационала), к-рое было основано на митинге в Лондоне 28 сент. 1864. М. не только уча-ствовал в этом собрании и стал членом Ген. совета Интернационала (членом-корреспондентом для Германий, а затем и для России), но он был фактически основателем и руководителем Интернационала. Он ссставил. его первые программные документы — «Уч-редительный манифест» и «Временный устав», был организатором всех. его конгрессов и конференций, автором отчётных докладов Ген. совета и осн. резолюций, принимал личное участие в работе Лондонских конференций 1865 и1871 и Гаагского конгресса 1872, вёл непримиримую борьбу против лассальянства, прудо-низма, бакунизма. После Гаагского конгресса и перене-сения Ген, совета в Нью-Йорк М. отошёл от непосредств. участия в его работе. 1-й Интернационал заложил основы для образования массовых социалистич. ра-бочих партий во всех странах.
М. приветствовал Парижскую Коммуну 1871 как первую попытку установить диктатуру пролетариата, организовал ей всю возможную помощь, а после её падения обобщил её историч. опыт в кн. «Гражданская война во Франции» (апр. — май 1871).
В последнее десятилетие своей жизни М. продолжал работу по дальнейшему развитию теории и руководст-ву рабоочим революц. движением. В 1872 он выпустил 2-е изд. 1-го т. «Капитала», в 1872—75 редактировал перевод этого тома на франц. яз., работал над 2-м и 3-м тт. Исходя первоначально из потребностей разработки проблем «Капитала» он предпринял широкое изучение историч. материала, форм зем. собственности, в особенности общинной, новейших явлений капиталистич. экономики, внимательно следил за развитием России. В 1875 в связи с объединением социал-демо-кратич. партии в Германии М. подверг критике проект её программы. «Критика Готской программы» (начало мая) — выдающееся произведение науч. коммунизма, в к-ром М, дал классич. формулировку учения о переходной периоде от капитализма к коммунизму (социа-лизму) и о двух фазах коммунизма. В 1877 М. написал для книги Энгельса «Анти-Дюринг» главу об истории
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ
политэкономии. В 1879 вместе с Энгельсом М. выступил против оппортунизма в герм. социал-демократии («Циркулярное письмо»). В 1880 составил мотивировочную часть программы франц. рабочей партии. В кон. 1880 — нач. 1881 с целью применения материалистич. концепции к истории первобытного общества и развития материалистич. понимания истории М. изучал кн. Л. Моргана «Древнее общество» и составил подробный её конспект. В кон. 70-х — нач. 80-х гг. М. завершил свои математич. исследования попыткой дать диалек-тич. обоснование дифференциального исчисления.
Крайне напряжённый труд, постоянные материальные лишения подорвали могучий организм М. В течение мн. лет он тяжело болел. 14 марта 1883 его не стало. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить,— писал в те дни Энгельс,— самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться... Человечество стало ниже на одну голову и притом на самую значительную их всех, которыми оно в наше время обладало» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 35, с. 384, 386). 17 марта М. был похоронен на Хай-гетском кладбище в Лондоне. Речь на его могиле Энгельс закончил пророческими словами: «И имя его и дело переживут века!» (там же, т. 19, с. 352).
• Marx — Engels Gesamtausgabe, Abt. l—4—, В., 1975 — ; Маркс К. и Э н г е л ь с Φ., Соч., т. 1—50, М., 1955—812; Mapкс К. иЭнгельс Ф., Фейербах. Противоположность материалистич. и идеалистич. воззрений. (Новая публикация 1-й гл. «Немецкой идеологии»), М., 1966; Ген. Совет Первого Интернационала. Протоколы, [кн. 1—5], М., 1961—65; Ленин В. И., ПСС (см. Справочный том, ч. 1, М., 1969, раздел «М., Энгельс, марксизм», с. 350—63); Карл М. Даты жизни и деятельности, М., 1934; Воспоминания о М. и Энгельсе, М., 1956; М.— историк, [сб. ст.], М., 1968; К. М. Биография, пер. с нем., М., 1969; К. М. Биография, М., 19732; С т е п а н о в а Е. А., К. М., М., 1978; К о ρ н ю О., К. М. и Фридрих Энгельс. Жизнь и деятельность, пер. с нем., т. 1—3, М., 1959—68; Ойзерман Т. Информирование философии марксизма, [Μ., 19742]; Лапин Н. И., Молодой Μ., Μ., 19762. Г. А. Багатурия.
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ,науч. идеология рабочего класса, целостная и развивающаяся система филос., экономич. и социально-политич. взглядов. Будучи наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, законах развития обществ. произ-ва, освободит, борьбы пролетариата и всех трудящихся против социального и нац. гнёта, законах социалистич. революции, построения социализма и коммунизма, М.-л. выступает методологич. основой познават. деятельности и революц. утверждения новых, высших форм обществ. устройства.
Науч. идеологию рабочего класса создали К. Маркс и Ф. Энгельс, в дальнейшем её обогатил и развил В. И. Ленин. В совр. эпоху развитие М.-л. осуществляется коллективной теоретич. деятельностью братских коммунистич. партий.
Возникновение марксизма в сер. 19 в. было подготовлено ходом истории, вызвано объективными обществ.
потребностями. Он ответил на вопросы, к-рые поставило перед теоретич. мыслью развитие общества и революц. движения, раскрыл пути социального и нац. освобождения, всесторонне обосновал неизбежность гибели капитализма и торжества коммунизма. Социальной основой появления марксизма явился рост противоречий капитализма, выступление пролетариата как самостоят. политич. силы. Марксизм вобрал в себя всё положит. содержание предшествующей науч. и обществ. мысли, к-рая была критически освоена и переработана Марксом и Энгельсом. «Образцом того, как появился коммунизм из суммы человеческих знаний, является марксизм» (Ленин В. И., ПСС, т. 41, с. 303). Осн. теоретич. источники марксизма — нем. классич. философия, англ. политэкономия, франц. утопич. социализм.
Возникновение марксизма было революцией в истории обществ. мысли и создало коренной перелом в освободит, движении; в первую очередь это связано с особой социальной природой рабочего класса, его всемирно-историч. миссией — последоват. революцион-
ностью, совпадением классовых интересов пролетариата с объективными потребностями обществ. прогресса. Осн. содержание нового миросозерцания составляют «последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теории классовой борьбы и всемирно-исторической революционной роли пролетариата, творца нового, коммунистического общества» (там же, т. 26, с. 48). Превращение социализма из утопии в науку и его соединение с междунар. рабочим движением вооружило пролетариат программой борьбы за свержение капитализма, за социалистич. преобразование общества.
М.-л. — органич. синтез его составных частей — диалектико-материалистич. философии, пролет. политэкономии и науч. коммунизма. Целостность М.-л. отражает направленность на всесторонний анализ объективной действительности, необходимость познания всех её сторон для теоретич. обоснования всемирно-исто-рич. миссии рабочего класса. Вместе с тем каждая его составная часть обладает относит. самостоятельностью и имеет собств. предмет исследования.
Общей методологич. основой М.-л. является диалек-тич. и историч. материализм. Великий революц. переворот в истории обществ. мысли, осуществлённый Марксом и Энгельсом, в значит. мере связан с изменением предмета, метода, обществ. роли философии. Использование филос. теории в интересах классовой борьбы пролетариата, включение в сферу науч. исследования обществ.-историч. практики, создание революц. диалектики и материалистич. понимания истории привели к появлению принципиально новой филос. науки, преодолевшей идеализм и созерцательность всей прежней философии. Важнейшей задачей философии стало науч. обоснование революционно-преобразующей деятельности на основе познания наиболее общих законов природы, общества и мышления.
Марксистско-ленинская философия исходит из признания материальности мира, объективного характера законов его развития, возможности их познания и использования людьми в процессе сознат. деятельности (см. Диалектический материализм). Исторический материализм раскрывает движущие силы и осн. закономерности историч. процесса, показывая диалектику производительных сил и производственных отношений, закономерность смены общественно-экономических формаций, неизбежность торжества коммунизма. Коренным теоретич. основанием марксизма Ленин считал диалектику, учение о всестороннем и противоречивом процессе развития природы и общества.
Анализ Марксом капиталистич. общества и открытие им закона прибавочной стоимости привели к созданию науч. пролет. политической экономии. Она раскрывает механизм функционирования капиталистич. способа произ-ва, источник и сущность эксплуатации пролетариата буржуазией, непримиримость и нарастание осн. классового антагонизма капиталистич. общества. Марксистская политэкономия даёт экономич. обоснование поступат. хода истории: «...Неизбежность превращения капиталистического общества в социалистическое Маркс выводит всецело и исключительно из экономического закона движения современного общества» (там же, с. 73). Изучая общие закономерности развития обществ. произ-ва на разных ступенях историч. развития, марксистская политэкономия особое внимание уделяет системе экономич. законов социализма, раскрывает их характер и механизм действия.
Научный коммунизм как одна из составных частей марксизма исследует общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистической революции, построения социализма и коммунизма. ., «Главное в учении Маркса, это — выяснение всемирно-исторической роли пролетариата как создателя социа-листического общества» (там же, т. 23, с. 1). В М.-л.
всесторонне обосновано положение о том, что рабочий класс — активный, революц. субъект историч. процесса, он возглавляет борьбу трудящихся за революц. переход от капитализма к социализму и коммунизму. В органич. связи с др. составными частями М.-л. — философией и политэкономией — науч. коммунизм показывает, что условием освобождения рабочего класса является его классовая борьба, совершение револю-. ции и установление диктатуры пролетариата. Руководит рабочим классом его авангард — боевая революц. партия. Науч. коммунизм изучает также др. революц. и освободит. движения, принципы стратегии и тактики марксистско-ленинских партий. Новый этап развития науч. коммунизма связан с возникновением и разви-тием коммунистич. формации. Объектом его изучения, стали общие закономерности строительства нового общества.
Науч. идеология рабочего класса разрабатывалась и совершенствовалась в неразрывной связи с ходом освободит. борьбы, развитием междунар. коммунистич. и рабочего движения, науч. познания.
Пройдя практич. проверку и ходе революцй 1848-1849 в Европе, марксизм стал постепенно pacпpoстра-няться в рабочем движении. Основоположники марк-сизма были не только гениальными теоретиками, но и политич. вождями рабочего класса; под их влия-нием и в результате их деятельности процесс распрост-ранения марксизма в рабочем движении в 19 в. полу- чил значит. размах. Новый этап и его развитии связан с деятельностью Ленина, к-рый защитил революц. принципы марксизма от ревизионистских и оппорту-нистич. извращений, творчески развил его в условиях новой историч. эпохи, обогатил принципиально, важ-ными открытиями все составные части марксизма. «Ленинизм — это марксизм современной эпохи, единое,, целостное, непрерывно развивающееся учение между-народного рабочего класса» (О 110-й годовщине со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Постанов-. ление ЦК КПСС, 1980, с. 4).
Ленин развил диалектич. и историч. материализм как методологич. основу пролет. социализма, обобщил достижения революции в естествознаний на рубеже 19 и 20 вв., внёс важный вклад в теорию познания. Осо-бое место в творчестве Ленина занимала разраработка общей теории материалистич. диалектики и её при-менение к проблемам обществ. развития и классовой борьбы пролетариата: анализ диалектич. противоре-чия, диалектики превращения возможности в действ-вительность, значения субъективного фактора — нар. масс, классов, партий, личности в системе Объективных., условий, соотношения стихийности и сознательности
и др.
Экономич. теория марксизма была развита и допол-нена Лениным учением об империализме как высшей и последней стадии капитализма, анализом неравно-мерности экономич. и политич. развития капиталистич. стран в эпоху империализма. Ленин развил теорию социалистич. революции, сделав вывод о возможности победы пролет. революции первоначально в одной стране, разрабатывал учение о партии нового типа как высшей форме организации рабочего класса. об её идейно-теоретич., политич. и организац. основах. Творч. развитие получили в работах Ленина вопросы политич. системы общества, диктатуры пролетариата, классовых союзников рабочего класса, в борьбе за де-мократию и социализм.
Ленин впервые дал науч. обобщение революц. про-цесса как всемирного явления, разработал вопрос о роли социализма в мировом революц. процессе, пробле-мы борьбы за социализм в странах развитого капита-лизма, обосновал неразрывную связь борьбы за нац. и социальное освобождение, возможность движения
МАРКСИЗМ-ЛЕНИНИЗМ 345
освободившихся от колон. зависимости стран к социализму, минуя капитализм. Ленин разработал концепцию мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем, проблемы войны и мира. Он обосновал созидат. задачи социалистич. революции, разработал вопросы теории строительства социализма и коммунизма, к-рые охватывают экономику и политику, руководящую роль партии, деятельность гос. аппарата и массовых обществ. орг-ций, управление, науку, культуру, идеологию, воспитание нового человека.
Открытия Ленина в социально-политич., филос. и экономич. областях неразрывно связаны и устремлены
-к единой цели — борьбе за социальное освобождение пролетариата и всех трудящихся, торжество Социализма и коммунизма. Ленинизм органически соединил развитие марксистской теории с дальнейшей разработкой стратегии и тактики рабочего движения и по-ложил начало превращению социализма из теории в повседневную жизнь миллионов людей. Победа Великой Окт. социалистич. революции и создание первого социалистич. гос-ва явились началом новой историч. эпохи перехода человечества от капитализма к социализму. После Ленина КПСС, братские коммунистич. партии продолжают развивать марксистско-ленинскую теорию. М.-л. на совр. этапе обобщает опыт социалистич. икоммунистич. строительства в СССР, др. братских странах; исследует закономерности становления и развития мирового социалистич. содружества, перспективы революц. борьбы междунар. рабочего класса и освободит. борьбы всех народов, даёт анализ совр. капитализма, определяет принципы мирного сосущест-вования двух противоположных социальных систем
и политику сохранения всеобщего мира, разрабатывает проблемы науч.-технич. революции, служит миро-воззренч. и методологич. фундаментом совр. естеств.-науч. и социального познания. Важным вкладом в сокровищницу М.-л. является разработанная КПСС и братскими партиями теория развитого социализма, к-рая углубляет понимание законов становления комму-нистич. формации, помогает уяснить главные итоги осуществлённых в СССР социально-экономич. преобразований (см. -Социализм).
Творч. развитием революц. теории является выдвинутое-КПСС положение о перерастании гос-ва диктатуры лролетариата в общенар. гос-во, о советском народе как новой историч. общности людей, о том, что в процессе создания развитого социализма партия рабочего класса становится вместе с тем партией всего народа. Осн. черты развитого социалистич. общества отражены в Конституции СССР (1977), выдающемся документе творч. М.-л.
Совр. марксистско-ленинская теория исследует многообразие форм и методов социалистич. строительства в различных странах на основе общих закономерностей развития социализма, процессы социалистич. экономич. интеграции, соединения достижений совр. науч.-технич. революции с преимуществами социализма.
Важное место в М.-л. занимает анализ особенностей совр. гос.-монополистич. капитализма, резкого возрастания роли военно-пром. комплекса, транснациональных корпораций, нарастающего кризиса империа-листич, системы, выработка стратегии и тактики междунар. революц. и наЦ.-освободит. движения. В условиях острого проявления кризиса империализма — углубления его противоречий, расширения социальной базы антимонополистич. борьбы, краха колон. системы — особенно актуальны для коммунистич., рабочего и нац.-освободит. движения выводы о сближении в совр. эпоху демократич. и социалистич. задач, сочетание мирнмх и немирных форм революц. борьбы, о возможности некапиталистич. пути развития освободившихся от колон. зависимости стран.