Занятие 17. ЧЕЛОВЕК В ПЕРСПЕКТИВЕ БУДУЩЕГО
1. Человек в постсовременном мире. Осмыслить содержательность термина «постсовременный мир», соотнести его с понятием постиндустриального общества. Оценить последствия тотальной плюрализации социального бытия человека конца 20-го столетия. Вскрыть особенности жизненной стратегии человека, формирующейся в условиях принципиальной непредсказуемости и беспрецедентности будущего. Уяснить суть технократизма и факторы его преодоления. Рассмотреть «за и против» процесса либерализации. Прокомментировать тезис о нравственной деградации современного человека. Выявить новизну обстоятельств мировоззренческого самоопределения человека в постсовременном мире.
2. Глобализация и проблемы идентичности. Уяснить содержательность процессов модернизации и вестернизации. Осмыслить проблему универсальности западных ценностей в современных условиях. Соотнести понятия интернационализации и глобализации. Сопоставить экономические и культурные аспекты глобализации. Рассмотреть проблемы и противоречия глобализации. Выявить специфичность глобальных проблем современности. Критически осмыслить содержание понятия «общечеловеческие ценности». Вскрыть истоки современного почвенничества и ксенофобии. Указать обстоятельства радикализации настроений религиозного и национального фундаментализма в странах третьего мира.
3. Культура постмодерна. Объяснить факт широкого распространения финалистских, пессимистических настроений в гуманитарной мысли 20-го века. Осмыслить содержательность идеи «конца истории». Установить пределы исчерпаемости проекта экзистенциального самоопределения. Указать обстоятельства формирований в европейской культуре последней трети 20-го столетия «настроений постмодерна». Проанализировать особенности постмодернистского мировидения на примере литературных и кинематографических произведений. Выявить исходные установки и общие черты постмодернистского умонастроения, сопоставляя их с традиционными (модернистскими) представлениями. Оценить культурный потенциал прагматически ориентированного постмодернизма.
ЛИТЕРАТУРА
· Глобализация как стержневая проблема грядущего мирового развития (Материалы «круглого стола») // Международная жизнь. 2000. № 11. – С. 3–24.
· Пелипенко А. А. Постмодернизм в контексте переходных процессов // Человек. 2001. № 4. – С. 5–17.
· Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») // Вопр. филос. 1993. № 3. – С. 3–16.
· Рорти Р. Философия и будущее // Вопр. филос. 1994. № 6. – С. 29–34.
· Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.,1990. С. 24–44, 93–129.
· Фукуяма Ф. Конец истории // Вопр. филос. 1990. № 3.– С. 134–147.
· Хантингтон С. Запад уникален, но не универсален // Мировая экономика и международные отношения. 1997. № 8. – С. 84–93.
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ü Ценности, наиболее важные на Западе, являются наименее важными во всем остальном мире (Д. Кулеман).
ü Было бы глупо думать, что триумф какой-то одной цивилизации может привести к завершению плюрализма культур (Ф. Бродель).
ü Глобализация означает гомогенизацию мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям… Глобализация – это признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета (Б. Бади).
ü Экономическая жизнь стала глобальной, а политика в значительной степени осталась локальной (К. Аннан).
ü От глобализации и выигрывают, и страдают обе половины человечества (Ю. Шишков).
ü Постсовременное знание… оттачивает нашу чувствительность к различиям и усиливает нашу способность выносить взаимонесоразмерность (Ж.-Ф. Лиотар).
ü Постмодернистский интеллект «предпочитает не предпочитать» (Ортега-и-Гассет), не строить и конструировать, а в интерпретирующем режиме дрейфовать по растекающимся во все стороны ручейкам смыслов, ассоциаций и значений (А. Пелипенко).
ü Если убежать из культуры нельзя, то остается сосредоточиться на самом процессе бега… Именно постмодернизм остановил модернистскую гонку оригинальности и сделал всех современниками (А. Пелипенко).
ü Постмодернизм превратил мир культуры в лабиринт без выхода (Л. В. Карасев).
СЛОВАРЬ
Постсовременность, постиндустриальное общество, модернизация, вестернизация, глобализация, ксенофобия, глобальные проблемы, постмодерн, деконструкция, симулятивный объект, аллюзия, «убийство автора», плюрализм интерпретаций, дискурс, нарративное повествование.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Мировоззрение: сущность, структура, динамика. Функции мировоззрения.
2. Миф как способ духовного освоения реальности. Чувственно-волевая природа мифосознания.
3. Феномен веры. Специфика религиозного мировоззрения.
4. Особенности философского мировоззрения. Предназначение философии.
5. Место философии в культуре: её соотношение с наукой, идеологией, религией.
6. Предмет и структура философского познания. Специфика философских проблем.
7. Основные этапы и логика развития европейской философской мысли.
8. Проблема рождения философии в древнегреческой культуре. Специфика рациональности.
9. Эволюция проблематики античного философствования от Фалеса до Платона и Аристотеля.
10. Философско-этические школы эпохи эллинизма: киники, стоики.
11. Проблема становления христианской идеи.
12. Основные идеи и проблематика средневековой философии.
13. Духовные искания Ренессанса и Реформации. Рождение личности.
14. Особенности философии Нового времени. Феномен науки.
15. Проблемы теории познания. Эмпиризм и рационализм.
16. Феномен человека. Человек как проблема философии и науки.
17. Культурные предпосылки философского иррационализма. А. Шопенгауэр и С. Кьеркегор о человеке и обществе.
18. Ф. Ницше о проблемах существования человека в культуре.
19. Проблема человека в психоанализе.
20. Экзистенциализм о проблемах бытия человека.
21. Культура и философия эпохи постмодерна.
22. Особенности российской культурной традиции. Основные черты русской философии XIX-XX веков.