Лекция 2. Структура философского знания.
Философия.
Лекция 1:
Тема: Назначение философии. Место философии в духовной культуре человека
Назначение философии состоит в том,чтобы средствами свободного размышления формировать в человеке полное и упорядоченное мировоззрение.
Мировоззрение – это система взглядов и убеждений,целей и ценностей,которыми человек руководствуется в своей жизни.
Полнота мировоззрения:
Мировоззрение имеют все люди. Отвечая даже на самые простые вопросы в повседневной жизни человек руководствуется теми или иными убеждениями.
Философия не занимается мировоззренческими вопросами повседневного уровня. Задача философии состоит в том,чтобы отвечать на более общие вопросы,которые формируют полноту мировоззрения человека.
Примеры вопросов: в чем состоит предназначение жизни человека, в чем состоит сущность человека, в чем смысл развития окружающего мира.
Упорядоченность мировоззрения.
Мировоззрение должно быть упорядоченным – это означает,что человек должен стремиться к тому,чтобы определенным образом оценивать те или иные ситуации типичные,события в своей жизни. Т.е. он должен выбрать определенные критерии,оценки и следовать им в своей жизни в соответствии со своими убеждениями.
Освоение культуры философских рассуждений способствует становлению и развитию последовательного, упорядоченного мировоззрения.
Принцип свободного размышления.
Для того,чтобы прояснить принцип свободного размышления обратимся к соотношению философии с другими формами деятельности:
1.наука
2. религия
Наука:
1. Основывается на принципе свободного размышления
2. Не приемлет никаких авторитетов
3. Доказательство истинности того или иного суждения могут служить либо объективные факты действительности, которые фмксируются в научных экспериментах, либо результат тех теоретических умозаключений,которые получены по средствам следования объективным логическим законам рациональной деятельности.
Следование принципу свободного размышления является бесспорным достоинством научного мировоззрения. Однако, вместе с тем научное мышление имеет свои недостатки:
1) Фрагментарно - каждая научная дисциплина использует свой сегмент объективной реальности. Однако, на настоящий момент не существует научной теории,которая охватывала бы всю реальность.
2) Любая научная теория признает в качестве научных только те вопросы, на которые может быть задан только однозначный ответ. Однако, в таком случае многие важные мировоззренческие вопросы оказываются за пределами научных исследований.
Религиозное мировоззрение обладает абсолютной полнотой, в этом его преимущество.
Однако, религия имеет существенный недостаток: в религии полностью отсутствует свобода размышления.
Религиозный человек опирается не на свой собственный разум и опыт, а на те догматы, священные книги и авторитеты, которые предоставлены ему религиозными традициями
Философия стремится занять определенную промежуточную позицию между наукой и религией: с одной стороны она стремится к полноте мировоззрения, с другой – пытается сохранить принцип свободного мышления.
Философия – это попытка ответить на религиозные вопросы научным способом.
Лекция 2. Структура философского знания.
Философское знание состоит из разделов, из которых обсуждается определенный круг вопросов:
1) Онтология ( онтос – бытие,логос - учение) в данном разделе обсуждаются вопросы о сущности и принципах развития всех вещей и явлений. Этот раздел является центральным в философии т.к. ставит вопрос о мироздании вцелом.
2) Гносеология (эпистемология) (гносис – познание, логос – учение, эпистеме – знание) в данном разделе обсуждаются вопросы о соотношении познающего субъекта (человека) и объективной реальности (окруж. Мира)
3) Антропология (антропос – человек, логос – учение) в данном разделе обсуждаются вопросы о происхождении,сущности и целях человеческой жизни.
4) Логика (логос – мышление) в данном разделе обсуждаются вопросы об основных законах и принципах человеческого мышления
5) Этика (этос – место,в котором живет человек) в данном разделе обсуждаются основные категории нравственности жизни. Такие категории, как добро и зло, нравственный поступок, дом, совесть и др.
6) Социальная философия – вопросы о принципах развития человеческого общества
7) Философия науки – в данном разделе обсуждаются вопросы о методах построения научной теории, о прояснении значений научной терминологий.
Онтология.
В онтологии используется несколько основополагающих категорий. Эти категории образуют так называемые категориальные оппозиции.
Рассмотрим главную:
Теория,которая выбирает категорию материального в качестве главного называется материализм.
Теория, которая выбирает категорию идеального в качестве основополагающего называется идеализм.
Материализм и идеализм с давних пор ведут спор о том, что считать первоосновой всех вещей и явлений. Материализм утверждает, что субстанцией всех вещей является материя, а идеальные образования – производные от материальных.
Идеализм утверждает, что первична идеальная субстанция, а материя производна и подчинена идеальной субстанции.
Материализм:
Рассмотрим позиции материализма в исторической перспективе.
Первые философские концепции были материалистические. Фалес Милетский. Он утверждал, что субстанцией всего существующего является вода.
Наиболее развитую мат. Концепцию в античной философии разработал Демокрит ( 6 век до н.э.) Он утверждал, что все вещи состоят из мат. Субстанций. Он создал представления о мельчайшей мат. Частице, из которой состоит все остальное. Он назвал эту частицу атомом.
В средние века материал. Концепции практически не развивались из-за господства христианской религии. В эпоху Возрождения и в новое время снова возник рост материалистических концепций. Декарт, Гоббс, Галилей,Ньютон,Коперник. В 19 веке известную материал. Концепцию разработал Маркс.
Все современные естественно-научные теории основываются на философ. Позиции материализма.
Лекция 3.
Идеализм.
Первые идеалистические концепции в классическо философии возникли в Древней Греции.
Пифагор (6 век до н.э.) распространил математическое значение до уровня общей философии. Он утверждал,что в основании всех вещей находится общая математическая субстанция, а именно число. Наиболее известной идеалистической концепцией в греческой философии разработали знаменитые греческие философы: Сократ,Платон,Аристотель.
Платон сформулировал теорию идей. Платон так же, как и Пифагор, отталкивался от математического знания. В геометрии Эвклида Существует определение треугольника.
Треугольник – фигура,образованная 3-я замкнутыми прямыми линиями.
Платон утверждал,что в физическом мире идеальные прямые линии обнаружить невозможно. Любые физические вещи содержат погрешность. С точки зрения Платона, математика обращается к особым, абстрактным объектам, которые отличаются от физических. Эти объекты обладают идеальным бытием и существуют в особом метафизическом мире («мета» - сверх, над). Абстрактные объекты метафизического мира обладает двумя важнейшими свойствами:
*внепространственность ( не занимают определенное место в пространстве
* вневременность ( абстрактные объекты не изменяются с течением времени).
Философское значение теоритических идей Платона состоит в том, что он распространил исследования в области математики на описание реальности в целом. Платон утверждал, что каждая фещь физического мира имеет особый идеал прообраза. Причем идеи имеют приоритет по своему существованию перед физическими вещами: человек может полагать смысл физических вещей только на основании того, что он понимает, какие идеи в них заложены. Последователями Платона можно считать таких знаменитых философов, как Аристотель (др.Греция), в средние века – св. Августин (4 век н.э.), Св. Фома Аквинский (12 век)
В новое время (17-19в.в.) Лейббниц, Спиноза, Гегель, 20в. – Хайдоггер, Шекер.
Последователями Платона были и известные русские философы: Соловьев, Ильин.
Рассмотрим ещё одну категориальную оппозицию онтологии: необходимое – случайное. С помощью данных категорий в онтологии: необходимое-случайное. С помощью данных категорий в онтологии обсуждают принципы развития всех вещей и явлений. Теория, которая выбирает теорию необходимого в качестве основополагающей, называется детерминизм.
Детерминизм утверждает, что в мире нет случайных событий. Все явления взаимосвязаны. При этом различают:
* каузальный детерминизм;
* целевой детерминизм (телеологизм).
Казуальный детерминизм:
Название от латинского «causa» - причина. Утверждает, что между всеми явлениями в реальности существуют устойчивые, причинно-следственные связи. Каждая вещь или явление обязательно имеет четкую причину своего существования. Впервые теория была сформулирована в греческой философии, и её автором был Демокрит (4в до н.э.). Он впервые выдвинул идею о том, что все явления в мире причинно-взаимосвязанные, а также Демокрит утверждал, что задача научного исследования состоит в поиске причин и явлений. Представлениями также были: Ньютон, Галилей.
Целевой детерминизм.
«Темос» с греч. Означает цель. Утверждает, что все явления взаимосвязаны. Однако, эта взаимосвязь обнаруживается не в причинах, а в тех целях, ради которых существуют данные явления. Проявление телеологизма можно найти в современной биологии, которая объясняет существование вещей живой материи. Наиболее известную телеологическую теорию в философии разработал Г.Гегель (19 век).
Лекция 4.
Категории случайное.
Теория, которая выбирает категорию случайного в качестве
В Европейской культуре наиболее известным и значительным проявлением иррационализма было христианское-религиозное мировоззрение.
С точки зрения христианства в основании бытия находится сила,которая привышает разумные законы. Соответственно,эта высшая сила не может быть постигнута рационально. Постижение высшей силы возможно только при помощи иррациональных чувств.
Христианство представляет собой проявление положительного иррационализма т.е. учение,в котором высшая сила имеет положительные характеристики.
Однако, в философии существует проявление, так называемого, отрицательного иррационализма.
А. Шопенгауэр утверждал, что в основании бытия находится, так называемая, мировая воля.
Сущность этой иррациональной воли в том, что она приносит человеку только страдание.
Ещё одну известную иррационалистическую концепцию предоставил Ф. Ницше. С точки зрения Ницше, в основании бытия находится воля к власти. Ницше утверждал, что все существующее стремится к могуществу, к проявлению силы (в этом суть всей живой природы)
Ницше утверждал,что христианская мораль пагубно влияет на человека. Она развивает в нем отрицательные качества.
Лекция 5
Гносеология (гносис- познание)
Любая современная философская концепция включает в себя такой раздел, как гносеология,поскольку задача философии состоит не просто в том,чтобы построить теорию о мире в целом, но и обосновать объективность данной теории.
Важнейшие вопросы гносеологии – это вопросы об объективности знания и о критериях истинности суждения. Гносеология, так же как и онтология использует несколько основополагающих категорий,которые образуют категориальные оппозиции.
Далее рассмотрим главную категориальную оппозицию гносеологии
Объективное-субъективное.
Теория, которая выбирает категорию объективную называется объективизм.
Объективизм утверждает,что при исследовании внешнего мира человек способен получить объективное знание т.е. такое знание,которое адекватно отражает сущность вещей и явлений окружающего мира.
При этом различают: наивный и рефлексивный объективизм.
1) Наивный об. Характерен для повседневного познания,для обыденной жизни. На повседневном уровне человек уверен,что его знания адекватно отражают окружающий мир. Однако, на повседневном уровне вопросы познания, как правило, вообще не ставятся. Человек не задается вопросами, как именно осуществляется процесс познания. Поэтому эта позиция и называется наивной
2) Рефлексивный (осознанный) об. Характерен для философского и научного познания.
Утверждает,что человек в процессе освоения мира способен сформировать объективно – истинное знание об окружающем мире. Однако, в отличии от наивного объективизма здесь подробно рассматриваются вопросы об осуществелении процесса познания.
В науки проводятся многократные эксперименты различными учеными и в различныз лабораториях для того,чтобы обосновать объективный характер того или иного научного факта. Объективизм признают как материалисты, так и идеалисты в онтологии.
В идеализме в пр-р можно привести теорию идей Платона. Для Платона очень важно,что абстрактные объекты т.е. идеи имеют самостоятельное существование,они не являются продуктом деятельности человеческого разума,только на этом основании можно говорить о строгости и необходимости, напр-р, матем-ого знания.
Лекция 6.
Гносеология в эпоху нового времени.
Эпоха нового времени – 16-17 в.в.
Направление гносеологии нового времени:
1. Эмпиризм: основание для познания – опыт. Ф.Бэкон считал, что развивать науку необходимо с помощью опыта. Под опытом он понимал эксперименты,процессы наблюдения и т.д. Бэкон выделял в своем трактате 4 типа идолов: 1 – идолы рода (находят свое основание в самой природе человека) 2 – идолы пещеры ( под пещерой понимаются ограниченность познавательных возможностей) 3 – идолы площади (здесь понимается ограниченность коммуникативной системы; исследуя природу,мы делаем выводы посредствам языка,называя предмет) 4 – идолы театра.
2. Рационализм (рацио – разум) основание – разум. Рене Декарт считал,что основанием любого познание является разум; ключевым условием эффект познания является методология познания. Любое познание необходимо разделить на 4 этапа и последовательно использовать эти методы.
1 этап: начинать с несомненного и очевидного
2 этап: разделять проблему (структурировать) познания
3 этап: начинать с простого и продвигаться к сложному
4 этап: постоянно перепроверять правильность умозаключений с помощью разума.
Он выделил несколько ключевых процессов:
· Индукция (от частного к общему,теоретическое обобщение)
· Дедукция (от общего к частному)
В работе «Размышление о первой философии» здесь он предполагает метод универсального сравнения. Любой познавательный процесс опирается на сомнения.
Наука – дерево: корни – философия, ствол – физика, плоды – медицина. И тд.
Лекция 9
Одну из наиболее известных теорий разработал И.Кант (18 век). Кант выделяет две сферы бытия:
1) Трансцендентное ( с лат. «выходящее за пределы»): располагаются объекты в их самостоятельном существовании т.е. век зависимости от познающего субъекта
Ding-an-sich – вещь в себе – недоступный для сознания субъекта объективный внешний мир
2) Имманентное ( с лат. «присущее самому субъекту»): находится познавательная. Аппарат субъектов
«критика чистого разума».
В познавательном аппарате человека Кант выделяет 2 источника познаний: чувства и рассудок.
На уровне чувственного познания человек имеет ощущения, которые являются результатом работы внешних органов чувств. Однако, в отличии от Локка, Кант утверждает, что ощущений недостаточно,чтобы сформировать полноценный опыт познания. Важную работу выполняет 2й источник познания, а именно рассудок. Рассудок состоит из понятий. Понятия позволяют структуировать и классифицировать ощущения.
Структуировать и классифицировать ощущения.
С точки зрения Канта, ощущения даны нам «в опыте». В то время понятие рассудка даны нам «до опыта». Т.е. понятие рассудка уже содержится в субъекте до того, как он обращается к исследованию.
На основании теории канта мы можем различить:
1. Эмпирические понятия
2. Фундаментальные понятия
Эмпирические понятия могут быть разными у разных людей. Это зависит от той культурной традиции, в которой живет человек, от воспитания и образования.
Фундаментальные понятия являются общими для всех людей. Они определяют структуру познавательного аппарата такого рационального существа как человек. Еще одним фундаментальным понятием является объект.
В 20 веке гноссеологический субъективизм представлен в таких теориях как:
-герменевтика ( с греч. «искусство толкования текста») М. Хайдеггер, Г.Г. Гадамер
- акалитическая философия Б. Рассел, Л. Виттенштейнн
Данные философские учения утверждают что наиболее важную роль в познании играют не органы чувств, а язык на котором говорит человек. Проблемы направлений:
-семантическая проблема (заключается в том, что человек воспринимает мир не непосредственно, а с помощью значений слов и языка. Поскольку люди говорят на разных языках и их слова имеют различные значения, постольку люди разных культур имеют различное мировосприятие.
-Синтаксическая проблема: данная проблема заключается в том, что восприятие мира оказывается зависимым от логико-синтаксич. Структуры языка, на котором говорит человек
Рассел установил, что: S есть Р, тоест S- субъект, о котором говорится в суждении. Р- предикат, что говорится о предмете
Логический субъект обычно выражается при помощи существительного или местоимения, а предикат при помощи глагола или прилагательного
Куайн в книге «Слово и объект» установил, что в других языках могут и не существовать разные части речи. Они описывали только действия.
Лекция 10
Теория, которая выбирает категорию «абсолютное» в качестве основополагающей, называется абсолютизм. Он утверждает, что человек способен высказывать такие суждения в процессе своего познания, которые обладают характером абсолютных истин. Суждения, претендующие на статус абсолютных истин, должны обладать двумя важнейшими характеристиками: всеобщность, необходимость.
Характеристики всеобщности означает, что данное суждение относится к каждому предмету без исключения в определенной области реальности. Характеристика необходимости означает, что в истинности данных суждений невозможно усомниться.
В качестве примера абсолютизма в гноссеологии чаще всего приводят математические знания.
Теория, которая выбирает категорию «относительного» называется релятивизмом ( от лат. «относительность»)
Релятивизм утверждает, что ни одно суждение, которое формулирует человек в ходе познавательной деятельности не может претендовать на статус абсолютной истинности. Истинность любого суждения всегда относительна. Релятивизм фиксирует факторы, которые определяет относительность суждений.
Факторы, определяющие относительность:
1. Особое устройство чувственного аппарата субъекта познаний
2. Особое устройство рассудка т.е. понятийного аппарата
3. Мир культуры, в котором живет человек и язык на котором говорит человек.
Теория истинности в гноссеологии.
Понятие истина является одним из ведущим в гноссеологии. Однако, сложность вопроса об истинности обусловлена не только тем, что мы должны установить критерии истинного познания, но и различным пониманием самого содержания этого понятия.
Далее рассмотрим наиболее известные теории истинности в современной гноссеологии:
1) Корреспондентная теория истинности ( от лат. Соответствие). Первую формулировку истинности предложил Аристотель: « Говорить о существующем, что оно существует и о несуществующем, что его нет, значит говорить истину. Говорит о существующем, что оно не существует и о несуществующем, что оно существует значить говорить ложь.
Позднее, в средние века была дана более локаничная формулировка: «истина есть соответствие разума и вещи». Данная теория утверждает, что суждение является истинным в том случае, если оно описывает объективно существующий факт реальности. Данная теория является классической, поскольку основная категориальная позиция гноссеологии, а именно «объективное-субъективное» основывается именно на ней.
2) Когерентная теория истинности ( согласованность). С точки зрения этой теории суждения является истинным в том случае, если оно согласуется с другими суждениями в рамках замкнутой системы знаний. Примеры проявления такого понимания истинности можно найти в очных науках (*логика, математика). В теоретической математики вообще не говорится о соответствии или несоответствии субъективной реальности. Суждения здесь признается истинным тогда, когда оно выводится из первоначально истинных аксиом и согласуется с другими суждениями в рамках данной системы.
19.11.12 Лекция 11.
3) прагматическая теория истины. С точки зрения данной теории, истинной следует считать такое суждение об окружающем мире, которое приносит человеку реальную пользу в практической жизни.
При этом различают: классический прагматизм( втор. Пол. 12 в.), Нео прагматизм.
Классический прагматизм (Джеймс, Дьюи)
Джеймс критиковал корреспонд.теорию истины за то, что она делает философию и науку слишком абстрактной и уводит их от конкретной потребности философической жизни. Корреспондентская теория руководствовалась классическим идеалом объективной истины. Джеймс предлагает переосмыслить: важнейшей характеристикой истины должна быть не объективность, а полезность знаний.
Неопрагматизм был развит в американской философии 10 века, в частности Куайном. Куайн не отрицает значимость классической корреспондентной теории истины. Однако, в условиях масштабного гноссеологического релятивизма, распространенного в 10 веке классическая теория истины просто не работает. Куайн предлагает пере……… понятие истины с точки зрения прагматизма. Формулирует принцип «Простоты теории». В соответствии с данным принципом, истиной будет считаться та теория, которая дает наиболее простое, в непротиворечивое и приемлемое с точки зрения практической жизни описание реальности.
Тема 5. Антропология
Антропос – человек
Логос – учение
В антропологии можно выделить несколько типов теорий. Условно их можно различить так:
1. Чк как биологическое существо
2. Чк как психическое существо
3. Чк как социальное существо
4. Чк как духовное сущечтво
Человек как биологическое существо:
С точки зрения теории данного типа, наиболее важной для человека является его биологическое составляющее. Именно биологическое, определяет сущность человека
Качественным чк принципиально ничем не отличается от других живых существ.
Отличие чка от других животных только количественное, а именно, по уровню приспособлений к окружающей среде. При этом важно отметить, что биологический организм человека по уровню приспособлений к окр. Среде во многом уступает организмам других видов животных. Однако, в процессе эволюции произошло интенсивное развитие головного мозга чка. Результатом чего явилась интеллектуальная деятельность. Именно за счет интеллекта чк оказался столь на высокой ступени эволюционного развития, кот. Он занимает на сегодняшний день.
Важнейшие характеристики интеллекта:
1.Способность создавать орудия труда и тех. Устройства. По средствам интеллекта чк научился создавать такие тех. Устройства ,кот. Резко повышали его уровень приспособления к окружающей среде по сравнению с другими живыми существами.
2. Способность ориентироваться в новой ситуации.
В поведении животного можно обнаружить непосредственную реакцию на стимулы окруж. Среды. Таким образом, живое существо может выработать привычки или условные рефлексы для реакции. У человека реакция на стимулы окр. Среды опосредована интеллектуальной работой. За счет этого, человек в новой ситуации сразу способен сориентироваться наилучшим образом в окр. Среде. В рамках данного типа теории приводится следующее биологическое определение интеллекта:
Интеллект – это св-во особой формы организации материи (головной мозг), которая возникла в процессе эволюции определенного вида живых существ (человека)
Ярким примером данного типа теории является концепция естественного отбора в живой природе Ч. Дарвина.
26.11.12 Лекция 12.
Человек как психическое существо.
Теории, относящиеся к данному типу, утверждают, что наиболее фундаментальной для человека является его психическая составляющая.
Одну из наиболее известных теорий данного типа разработал австрийский психолог, философ Зигмунд Фрейд. Он назвал психологическую теорию Психоанализ.
Основные положения:
1. До психоанализа под психикой понималась совокупность осознанных психических переживаний.
2. Психоанализ выдвинул принципиально иной тезис. С точки зрения Фрейда, осознанной является лишь небольшая часть психических переживаний. Большая часть психической жизни человек находиться в глубинах бессознательно.
3. Психические переживания находятся в сфере бессознательного и определяют сознательные убеждения и поступки человека.
Сущностью бессознательного Фрейд считает "либидо"-сексуальная энергия.
Экзистенциальный психоанализ трактует лизофизическим образом.
Фрейд выделяет 3 области психической жизни:
1)"оно"-область бессознательная, т.е. то, что чуждо самому человеку
2)"я"-область осознанных психических переживаний
3)"сверх-я"-мир культуры, традиций, которые окружают человека, в корой живет человек
В сфере "оно" находятся желания, которые стремятся выйти на поверхность. Однако, неконтролируемое удовлетворение желаний из сферы "оно" создавало бы диссонанс в общественной жизни и угрожало бы жизни общества, поэтому в сфере "сверх-я" создаются определенные этические нормы и юридические законы, Корее контролируют содержание психики человека.
Испытывая давление моральных норм "сверх-я", человек переживает чувство стыда и старается вытеснись информацию о своих желаниях из сферы "я" в сферу "оно"-механизм вытеснения.
Однако, вытесненное желание не исчезает, а по-прежнему стремится к удовлетворению. В этом случае, считает Фрейд, человек придумывает так называемое желание-заместитель, которое может быть согласованно с модальными нормами "сверх-я".
Сублимация-замещение.
Вывод: психоанализ является не только теорией, но и терапией. Психоаналитики считают, что в результате продолжительной беседы с пациентом можно раскрыть его психические комплексы, т.о. помочь найти гармонию в его собственной душе.