В) способностью к рефлексии, т.е. самопознанию;
г) способностью адекватно реагировать на воздействие окружающей среды.
80. С точки зрения структурализма человеческое сознание является продуктом:
А) речевой деятельности;
б) социальной действительности;
в) божественного творчества;
г) творчества абсолютного духа.
81. . Функция культуры, заключающаяся в том, что многие достижения культуры выступают в качестве новых способов дальнейшего познания окружающего мира и использование этого знания на практике – это…
а). Мировоззренческая
Б). Познавательная
в). Коммуникативная
г). Селективная
82 Функция культуры, позволяющая людям вступать в общение друг с другом, называется …
а). Методологическая
б). Адаптативная
В). Коммуникативная
г). Селективная
83. Гносеология — это учение:
а) о ценностях, об их происхождении и сущности;
б) о развитии вселенной;
в) о бытии как таковом;
Г) о сущности познания, о путях постижения истины;
д) о сущности человеческой истории.
84. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как (укажите наиболее правильный ответ):
а) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
б) значимая информация в аспекте деятельности;
в) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
г) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
85. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением:
а) рационализма;
б) реализма;
в) скептицизма;
Г) сенсуализма;
д) гедонизма.
86. Дедукция — это:
А) логический путь от общего к частному;
б) передача ложного знания, как истинного;
в) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
87. Индукция — это:
а) логический путь от общего к частному;
б) подача ложного знания, как истинного;
В) восхождение познания от частных, единичных фактов к обобщениям более высокого порядка;
г) момент интеллектуального озарения;
д) относительная, неполная истина.
88 Понятие, указывающее на культурное, общественное или личностное значение явлений и фактов действительности – это …
А). Ценность
б). Нормы
в). Ритуал
г). Обычай
89. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляемые в определениях:
а) слово;
Б) категория;
в) дефиниция;
г) термин;
д) имя.
90. Эмпиризм — это:
а) направление в теории познания, считающее мышление источником знания;
б) направление в теории познания, считающее чувственный опыт источником знания;
в) направление в теории познания, считающее абсолютное сознание источником знания;
г) направление в теории познания, считающее интуицию источником знания;
д) направление в теории познания, считающее врожденные идеи источником знания.
91. Агностицизм — это:
а) учение в онтологии рассматривающее проблемы бытия человека;
б) учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания мира;
в) учение о развитии мира;
г) учение о всеобщей причинной связи;
д) учение о сущности человеческой истории.
92 Материальная культура – это…
а). Совокупность всех знаний, все формы мышления
б). Вся совокупность материальных благ, средства их производства
в). Вся сфера мировоззрения
Г). Здания, сооружения, обычаи, традиции и т.п.
93. Западному типу цивилизационного развития соответствует:
а). Традиционное общество
Б). Техногенное общество
в). Эзотерическое общество
г). Индустриальное общество
.
94. В решении вопроса о познаваемости мира существуют такие позиции (укажите все правильные варианты):
А) агностицизм;
б) эмпириокритицизм;
В) скептицизм;
г) гносеологический оптимизм;
д) гедонизм.
95 К философско-этическому пониманию свободы относится:
а). Произвол
б). Анархия
В). Возможность выбора
г). Вседозволенность
96. Какое из понятий лишнее в данном перечне?
а) гносеологический оптимизм;
б) агностицизм;
в) скептицизм;
Г) антропоцентризм.
97. Уровни научного познания (укажите все варианты):
А) эмпирический;
б) религиозный;
В) теоретический;
г) мифологический;
д) диалектический.
98. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект — это:
а) чувственное отражение;
б) познавательный контакт с объектом познания;
В) представление;
г) объяснение;
д) ноумен.
99. Эти формы познания не относятся к теоретическому познанию:
а) понятие;
Б) представление;
в) умозаключение;
г) суждение;
Д) восприятие.
100. Традиционное общество – это:
А). Доиндустриальное
б). Массовое
в). Информационное
г). Восточное
101 Цивилизационный подход к истории предполагает:
а). Европоцентризм
б). Установления общих закономерностей развития общества