Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные
«Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет»
Вопрос 23
Шопенгауэр делает вывод о том, что воля – это сущность не только отдельного человека, но мира в целом. Воля – свободна и иррациональна, она вне времени, пространства множественности – вещь-в себе. Воля едина, но можно выделить «ступени объективации» воли – идеи Платона. Воля проявляется по-разному – от бессознательных ступеней объективации до формирования представления о мире. Познание, разум – вторичны, производны по отношению к воле. Воля как воля к жизни - основа страданий, это непрерывное напряжение. Жизнь человека проходит между страданием от неудовлетворенной потребности и скукой. Мир – обитель страдания, оптимизм бессовестен. Уменьшить страдание можно через искусство, созерцая неизменные идеи. Но полностью устранить страдания можно лишь через аскезу, укрощая волю. Вместе с угасанием воли к жизни упраздняется и мир явления, происходит растворение в ничто и успокоение духа.
Ф. Ницше
Ранний Ницше находился под влиянием Шопенгауэра, но в отличие от последнего вопросам бытия и познания уделял гораздо меньшее внимание. Нерациональная воля, «жизнь» в ее противоположности научному разуму образует исходную реальность. Мир есть мир нашей жизни. Мир рассматривается в процессе непрерывного становления, это мир постоянной борьбы за существование, столкновения воль. Большая воля побеждает меньшую. «Воля» понимается конкретнее – как воля к власти. Наконец, он отстаивает необходимость укрепления воли, критикуя Шопенгауэра за его стремление успокоить последнюю. Необходимо стремиться не к небытию, а к полноте жизни.
Вопрос 24
Славянофильство. С идеями русского славянофильства во многом связаны замечательные мыслители русской религиозной философии конца 19 – начала 20 веков. Ведущими идеями русской религиозной философии становятся соборность, всеединство и абсолютная ценность человеческой личности.
Соловьев создает «новую философскую систему», которая, по его мнению, выражает новое знание – знание всеединства. Всеединство у Соловьева поднимется в 3-х аспектах:
-гносеологическом – как единство 3-х видов знания: эмпирического (наука), рационального (философия), мистического (религиозное созерцание), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
-в социально- практическом аспекте всеединство понимается как единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
-и в аксиологическом аспекте – как единство трех абсолютных ценностей (добра, истины и красоты), при условии примата добра.
Искомое всеединство в философии Соловьева трансформировалось в образ Софии («вечной женственности»).
Конечным и идеальным пунктом устремлений человеческой культуры становится богочеловечество; смысл человеческой истории видится в выходе эмпирического человечества (греховного по своей природе) к Богу. Этот путь освящен любовью и заключен в спасении в человеке человеческого «через жертву эгоизма».
Анализирует В.Соловьев и противостояние Востока и Запада в истории развития цивилизации. Центральная идея творчества философа – поиск той интегративной силы, которая смогла бы соединить Запад и Восток, открыть позитивные возможности развитию человечества. Такой силой, по мнению Соловьева, может стать только славянство, которое способно инициировать процессы воссоединения человечества.
Н.А.Бердяев (1874 – 1948) развивает в своем философском творчестве идеи свободы, творчества, личности. Главная тема бердяевской философии – конфликт человека (личности, свободы) и объективации (мира, необходимости). Общество стремится превратить личность в элемент социальной системы, стандартизировать его. Личность же всегда стремится к свободе, творчеству, индивидуализации. Человеческий дух свободен в своем божественном начале, и свобода духа для философа – подлинный источник всякой творческой активности. Творчество для Бердяева – прорыв к потустороннему миру и красоте, в творчестве побеждается тьма. Вершиной творчества является теургия (богочеловеческое творчество), путь к которой пролегает через символическое искусство.Творчество рассматривается как откровение человека и совместное с богом продолжающееся творение.
Философ пишет и о кризисе современного общества, о том, что все погрязло в субъективности, и выход Бердяев видит только в стремлении к обретению индивидуальности и спасению личности. Человечество соборно отпало от бога (изначальное зло – грехопадение, именно тогда была утрачена свобода и начался произвол), соборно должно и вернуться к богу. Достижение мистического смысла истории возможно лишь в конце времен, в результате выхода в «метаисторический эон», евангельское царство, мир абсолютной свободы.
Западничество. Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников, к которым относятся П.Я.Чаадаев,А.И.Герцен, др., были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы, консерваторы. Однако всех их объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, требование демократизации общественной жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.
П.Я.Чаадаев(1794 - 1856). В своих «Философских письмах» он рассматривает «оторванность» России от всемирного развития человеческой культуры и духа, духовный застой и косность, национальное самодовольство, что несовместимо, по его мнению, с осознанием исторической миссии русского народа. Судьба Чаадаева сложилась довольно сложно: его идеи были плохо восприняты обществом. Автор «Философских писем» был объявлен сумасшедшим и в течение года находился под строгим медицинским и политическим наблюдением. Особенностью развития русской философии 19 века, идейно связанной с трудами Чаадаева, становится противостояние западников и славянофилов. Западники связывали развитие России с усвоением исторических достижений Западной Европы. Духовным идеалом здесь провозглашалась католическая вера, способная оживить православие и русскую историю.
Вопрос 25
Проблема отчуждения человека в современном обществе. Философия марксизма находит человека в состоянии отчуждения и основной акцент делает на его освобождении. Однако человек трактуется не как ни от кого не зависимый индивид, но как «совокупность общественных отношений», поэтому философия марксизма является, прежде всего, философией общества, рассматриваемого в его историческом развитии.
Движущей силой истории Маркс считает «материальное производство» («базис»). Его сподвижник Энгельс утверждает, что именно «труд создал человека». Важнейшим фактом антропогенеза стал переход от присваивающего хозяйства к производящему. Производство накладывает определённый отпечаток на общество, вследствие чего выделяют ряд последовательно сменяющих друг друга формаций или способов производства.
Все известные формации заключают в себе противоречия в виде антагонизма, поскольку в зависимости от отношений к средствам производства члены общества разделены на классы: рабовладельцы и рабы, феодалы и крестьяне, буржуазия и пролетариат. В ходе классовой борьбы наиболее могущественный класс создаёт государство, а также различные формы идеологии (включая религию, право и искусство) для того, чтобы этот класс мог господствовать над другими классами общества.
Коммунистическая революция, по мысли представителей марксизма, должна окончательно освободить человека от отчуждения и привести общество к бесклассовой коммунистической формации.
Вопрос 26
XX столетие одно из самых кризисных: две мировые войны; установление тоталитарных режимов и т.д
основные направления:
1.АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими. Предполагается, что анализ должен заменить нечеткое выражение проблемы в языке такой формулировкой, которая демонстрировала бы действительную суть проблемы. В этом случае проблема может оказаться либо неверно поставленной, “псевдопроблемой”, либо связанной с употреблением тех или иных языковых форм, либо, наконец, не иметь отношения к философии и решаться средствами частных наук. Отрицая мировоззренческий характер философского знания, А. ф. выразила тенденции позитивизма в совр. зап. философии. Для большинства сторонников А. ф. характерно перенесение, центра тяжести на конкретные формы и средства анализа языка. Здесь можно выделить два осн. подхода: 1) конструирование искусственных “модельных” языков с четко фиксированной логической структурой (логический эмпиризм, неопрагматизм, ряд “независимых” аналитиков). Эти исследования опирались на совр. формальную логику; 2) исследование исторически данных естественных языков с целью выявления оттенков и особенностей употребления языковых выражений, к-рое способствовало бы, по мнению сторонников А. ф., лучшему уяснению философских проблем (лингвистическая философия). А. ф. либо сводит философию к метафилософии, т. е. к анализу форм и способов выражения в языке философской проблематики, либо вообще подменяет философию логическими или лингвистическими исследованиями. В настоящее время влияние А. ф. значительно упало и ограничивается, в основном, университетской философией в Великобритании.
2.ПСИХОАНАЛИЗ—общая теория и метод лечения нервных и психических заболеваний, предложенные Фрейдом, одна из теоретических основ фрейдизма. Осн. Положения:
господствующее над психикой бессознательное задерживается в глубинах психики “цензурой” — психической инстанцией, образованной под влиянием системы общественных запретов. В особых, “конфликтных” случаях бессознательные влечения “обманывают” цензуру и предстают перед сознанием под видом сновидений, оговорок, описок, невротических симптомов. Т. к. психическое не сводится к телесному, то и исследовать психику нужно особыми методами. В качестве таких методов вводится “метод свободных ассоциаций”, метод толкования сновидений.
Фрейд выделяет два основных инстинкта: либидо, включая сюда главным образом инстинкт продолжения жизни и стремление к сексуальному удовлетворению, и мортидо -стремления к смерти, агрессии и разрушению. Фрейд выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Первая (нижняя) часть этой структуры - Ид - почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побуждений. Вторая (средняя) часть структуры личности -Эго - занимает промежуточное положение между полностью бессознательным и сверхсознательным, то есть, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам и побуждениям, а с другой стороны - подчиняет эти побуждения требованиям реальности. Эго (Я) - центральная часть личности как биологического и одновременно социального существа, контролирует и направляет произвольное поведение человека, примиряя биологические инстинкты и социальные требования. Третья (высшая) часть структуры личности -Супер-Эго(Сверх-Я) содержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго (Я) оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо»
3.ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — основанное Гуссерлем. Критикует науку. Возрашается к эксперименту Декарта, что бы добится чистой мысли о предмете. Для этого предлогает 3 супени редукции:
1)забыть все что заешь о предмете
2)забыть то что связывает с предметом
3)описать предмет как будто видишь его в первые
Вывод:очистить сознание до конца нельзя
4.ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ (философия существования) —Возникла в 20-30 годах 20 века в условиях тоталитарных режимов и мировых войн. В отличие от любых предметов которые имеют функцию,человек непредсказуем. Еще Ницще сказал что бог умер, поэтому мы не знаем, что мы, что будет после смерти, поэтому чел обречен на свободу.
Главная задаа философи не в определения человека,а в попытке описать состояние человеческого бытия. Свобода заключается в выборе и ответствености за свой выбор.
Демократия плохо.Масса допускается к власти и начинает диктовать свои идеалы, поэтому идет деградация общества.
5. Постмодернизмпредставляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества. В целом постмодернизм предстает сегодня как особое духовное состояние и умонастроение, как образ жизни и культура и даже как некая эпоха, которая пока еще только начинается и которая, видимо, станет переходной.
Вопрос 27
задачу философии в анализе языка с целью прояснения содержания проблем, традиционно считавшихся философскими. Предполагается, что анализ должен заменить нечеткое выражение проблемы в языке такой формулировкой, которая демонстрировала бы действительную суть проблемы. В этом случае проблема может оказаться либо неверно поставленной, “псевдопроблемой”, либо связанной с употреблением тех или иных языковых форм, либо, наконец, не иметь отношения к философии и решаться средствами частных наук. Отрицая мировоззренческий характер философского знания, А. ф. выразила тенденции позитивизма в совр. зап. философии. Для большинства сторонников А. ф. характерно перенесение, центра тяжести на конкретные формы и средства анализа языка. Здесь можно выделить два осн. подхода: 1) конструирование искусственных “модельных” языков с четко фиксированной логической структурой (логический эмпиризм, неопрагматизм, ряд “независимых” аналитиков). Эти исследования опирались на совр. формальную логику; 2) исследование исторически данных естественных языков с целью выявления оттенков и особенностей употребления языковых выражений, к-рое способствовало бы, по мнению сторонников А. ф., лучшему уяснению философских проблем (лингвистическая философия). А. ф. либо сводит философию к метафилософии, т. е. к анализу форм и способов выражения в языке философской проблематики, либо вообще подменяет философию логическими или лингвистическими исследованиями. В настоящее время влияние А. ф. значительно упало и ограничивается, в основном, университетской философией в Великобритании.
Постпозитивизм— собирательное название множества различных концепций, в чём-то схожих, а в чём-то друг другу противоречащих. Все они возникли как попытки преодоления недостатков позитивизма.
Логи́ческий позитиви́зм— (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на рационализм( метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум.), основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в эпистемологии( теория познания, раздел философии.). Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого.
Вопрос 28
ПАРАДИГМА — совокупность теоретических и методологических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, к-рая воплощается в научной практике на данном этапе. Позволяет решать возникающие в исследовательской работе затруднения, фиксировать изменения в структуре знания, происходящие в результате научной революции и связанные с ассимиляцией новых эмпирических данных.
Т.Куна утверждал, что наука имеет 2 цикла своего развития: Нормальное развитие науки- это когда наука накапливает знание. Ненормальное развитие науки – это когда традиционное знание отбрасывается и формируется новая парадигма научного мышления.
Вопрос 29
Логический позитивизм сформулировал принцип верификации :
верификация — критическая проверка предложений. Виды верификации : эмпирическая (проверка опытом) и логическая (соответствие структуры предложения логическим правилам).
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ - научная процедура, имеющая своим результатом установление ложности соответствующей гипотезы посредством эмпирической проверки на соответствие экспериментальным данным или теоретической проверки на соответствие принятым в научном сообществе фундаментальным теориям.
Вопрос 30
Положительная эвристика состоит из предположений, направленных на развитие «опровержимых вариантов» исследовательской программы, на уточнение и модификацию «защитного пояса», на улучшение опровергаемых следствий для более эффективной защиты «ядра». Ещё одна функция положительной эвристики— обеспечение некой «плановости» исследований. У всех исследовательских программ есть «жёсткое ядро». Это совокупность утверждений (гипотез), которые составляют сущность научно-исследовательской программы. «Жёсткое („твёрдое“) ядро» называется так потому, что составляет основу научно-исследовательской программы и не может быть изменено. По соглашению участников исследований, гипотезы «жёсткого ядра» признаются неопровержимыми. Напротив, это «ядро» должно быть защищено от возможных контраргументов, для чего вводится такой элемент, как «защитный пояс»— набор вспомогательных гипотез. «Защитный пояс» должен выдержать главный удар со стороны любых проверок, приспосабливаясь к новым контраргументам. В процессе он может переделываться или даже полностью заменяться, если это требуется для обеспечения защиты «жёсткого ядра». В противном случае, при «падении» «жёсткого ядра» вся научно-исследовательская программа признается неудачной. Говоря о деятельности «защитного пояса», Лакатос вводит понятия положительной и отрицательной эвристики.
Вопрос 31
Экзистенциализм — философское течение, центральной проблемой которого явилось существование человека со всем комплексом его социальных, и психологических проблем. Позиция, согласно которой не сущность, а существование должно явиться основным предметомфилософских размышлений.
Экзистенция - человеческим существованием. Главные свойства, или модусы, этого существования: страх, совесть, забота, отчаяние, неустроенность, одиночество и др. Человек осознает свою сущность не в обычной, будничной обстановке, а в особых пограничных ситуациях (война и другие бедствия). Только тогда, прозревая, он ощущает свою ответственность за все то, что происходит в окружающем его мире.
Представитель экзистенциализма - Жан Поль Сартр. Человеческое существование, полагал Сартр, есть последовательная цепь самоотрицаний, в которых находит реализацию свобода. Человеку изначально присуща свобода, не терпящая ни причин, ни оснований, она предполагает независимость как от прошлого, так и от настоящего, т. е. она не определяется ни тем, ни другим. Свобода означает разрыв с ними и отрицание их. Быть свободным — значит иметь возможность изменяться и обладать способностью действовать в мире. Для Сартра человек обладает свободой независимо от реальных возможностей реализации своих желаний. По мнению философа, объективные обстоятельства не могут лишить человека свободы. Она может сохраняться в любых условиях и представляет собой возможность выбора отношений к явлениям окружающей действительности.
Вопрос 32
Особенность философии Э. Гуссерля состояла в выработке нового метода. Суть этого метода отразилась в лозунге «Назад к вещам!» Разобраться в том, что такое вещи, по Гуссерлю, можно лишь через описание «феноменов», т. е после заключения в скобки наших философских воззрений и убеждений, связанных с нашей естественной установкой, которая навязывает нам веру в существование мира вещей. Феноменологический метод, по мнению Э. Гуссерля, помогает постичь сущность вещей, а не факты. Изучить обряды и гимны той или иной религии, несомненно, важно, но важнее понять, что такое религиозность вообще, что делает разные обряды и несхожие песнопения религиозными». Феноменологическую редукция, то есть исключение установок— как внешних по отношению к сознанию— из сферы рассмотрения, или, как говорит Гуссерль, «вынесение их за скобки». Он предполагал 3 степени редукции: 1) забыть все, что ты знаешь об этом предмете, 2) забыть психологически все, что тебя связывает с этим предметом, 3) описывать предмет как будто видим его впервые.
Вопрос 33
Метафизика - это, по Хайдеггеру, такое восприятие окружающего мира, при котором любая действительность выступает в форме "ПРЕДМЕТА", воспринимается как нечто предметное.
"Обиталищем бытия", по Хайдеггеру, является ЯЗЫК. Современное отношение к языку как к "орудию" превращает его в простой "предмет". Язык технизируется, становится средством передачи информации и тем самым окончательно умирает как "речь". Смерть языка - это самая большая опасность, которую несет с собой метафизика, т.к. теряется последняя ниточка, которая связывала современного человека с бытием.
Язык, по Хайдеггеру, продолжает жить прежде всего в произведениях великих ПОЭТОВ, которые прислушиваются к "голосу бытия". Поэтому услышать то, что говорит язык через этих своих "вестников бытия" - значит, по Хайдеггеру, "встать в просвет истины бытия".
Не научное мышление, не логика понятий, а поэтические символы, по Хайдеггеру, могут открыть доступ к бытию.
Вопрос 34
Под психоанализом понимают лечение разговором или метод свободных ассоциаций. Психика— это абстрактное понятие, это не то же самое, что мозги. Фрейд условно подразделяет психику человека на сознание, предсознание и бессознательное. Бессознательноепроявляется в сновидениях, оговорках, описках, ошибках памяти, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов. Фрейд выделяет два основных инстинкта: либидо, включая сюда главным образом инстинкт продолжения жизни и стремление к сексуальному удовлетворению, и мортидо -стремления к смерти, агрессии и разрушению. Фрейд выделяет в структуре личности: Ид (Оно), Эго (Я) и Супер-Эго (Сверх-Я). Первая (нижняя) часть этой структуры - Ид - почти полностью бессознательная. Она состоит как из тех инстинктов и побуждений, которые никогда не осознавались. Вторая (средняя) часть структуры личности -Эго - занимает промежуточное положение между полностью бессознательным и сверхсознательным, то есть, с одной стороны, следует бессознательным инстинктам и побуждениям, а с другой стороны - подчиняет эти побуждения требованиям реальности. Можно сказать, что Эго (Я) - центральная часть личности как биологического и одновременно социального существа, контролирует и направляет произвольное поведение человека, примиряя биологические инстинкты и социальные требования. Третья (высшая) часть структуры личности -Супер-Эго(Сверх-Я) содержит морально-этические эталоны, позволяющие Эго (Я) оценивать свои поступки и намерения с точки зрения, «что такое хорошо и что такое плохо», является идеалом строгого, но справедливого наставника, советчика, судьи. Эго не всегда слушается этого наставника, но оно в этих случаях знает, что поступает плохо, неправильно, и в глубине души стыдится этого, даже если пытается обмануть себя и других
Вопрос 35
Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Постмодернизм – это широкое явление современной культуры, включающее в себя образ жизни, образ мышления, в том числе проявляясь в экономике и политике. Философии постмодернизма как таковой не существует, не только по причине отсутствия единства взглядов между относимыми к постмодернизму мыслителями, но и по той причине, постмодернизм в философии возник из радикального сомнения в возможности самой философии как некого мировоззренческо-теоретического и жанрового единства.
Отношение к сумасшествию – это вопрос социального восприятия и обычая. Фуко хотел найти "нулевую точку", в которой безумие было отделено от здравомыслия. Разум стал руководящим принципом умственной деятельности, и таким образом оказался отделен от неразумности. Безумие стало рассматриваться как противоположность разума и было физически отделено от области разумного. Но когда безумие получило определение (и было взято под стражу), было определено и разумное поведение. Рациональная теория общества сблизилась с понятиями трудовой этики и моральных обязательств и стала частью гражданского права. Любая аномальность отныне считалась безумием. Таким образом, новое знание превратилось в новую силу, и эти два понятия были неразрывно связаны друг с другом. Согласно теории Фуко, дальше произошел еще один разрыв. К концу эпохи Просвещения реформаторы пришли к заключению, что держать умалишенных в заключении жестоко. Сумасшествие не преступление, это заболевание, и его нужно лечить. Теперь безумных не держали под арестом, а передали на попечение медицине. Но если тело было свободно, ум попал в плен. Место цепей заняли лекарства.
№36 Онтология: основные категории и проблемы.
Онтология - учение о Бытии (о всем сущем как оно мыслится; сущее есть весь предметный мир). Понятие бытие означает то, что есть.
Парменид говорил, что бытие есть, потому что то, о чем мы думаем – есть. В различных исторические типы философии «бытие» рассматривалось по- разному:
1) в космоцентризме исследователи пришли к выводу, что первопричина – некая субстанция (по Аристотелю) – единство материального и идеального.
2) в теоцентризме - первопричина – Бог.
3) в антроцентризме – первопричина Бог, мировоззрение – деизм, но элементарной частицей бытия остается субстанция.
В этом варианте 3 типа таких субстанции:
1. дуализм (материальная и идеальная субстанция, их единство);
2. плюрализм (множество субстанций (Лейбниц));
3. монизм (или материальная или идеальная субстанция).
В 20 веке бытие пытаются исследовать с позиции существования, описать различные состояния бытия: бытие материальное (философия техники, искусств), бытие идеального, человеческое бытие, социальное бытие.
Вывод: нет однозначного подхода и определения понятия «бытие», поэтому возникают такие проблемы как виртуальное бытие, идеальное, небытие.
Монизм – признание, что основой бытия является одна субстанция, как причина сама себя, но причина может быть как материальная, так и идеальная. Исходя из этой логики Энгельс формулируют основной вопрос философии (вопрос о принадлежности ученых к материализму или идеализму.) и делит философов на 2 группы: материалистов и идеалистов.
Материализм представлен в 2 формах:
·вульгарный, в соответствии с которой, материя изменяется благодаря законам механики
·диалектический, согласно которой, материя развивается соответственно диалектическим законам Гегеля.
Идеализм имеет 2 формы:
·объективный идеализм, согласно которому существует идеальная, независимая от человека, из которой все в конце концов материализуется
·субъективный идеализм – когда первичной субстанцией является сознание человека
Архе —первопричина.
Субстанция- философское понятие классической традиции для обозначения объективной реальности в аспекте внутреннего единства всех форм ее саморазвития.
Вопрос № 37.
Философское понятие материи
Философское понимание материи отражает объективную реальность мира.
Материя–бесконечное множество всех сосуществующих в мире объектов и систем, совокупность их свойств и связей, отношений и форм движения. Она включает в себя не только непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые не даны человеку в его ощущениях.
Признаки материи:
·Объективность (независимость).
·Первичность по отношению к идеальному.
·Атрибутами являются движение, пространство и время.
Пространство
Пространство - есть форма бытия материи, характеризующая ее протяженность, сосуществование и взаимодействие материальных тел во всех системах.
Свойства пространства:
- протяженность, т.е. взаимное расположение и существование различных тел, возможность прибавления или уменьшения какого-либо элемента;
- связность и непрерывность, которая проявляется физическим воздействием через поля различного характера перемещения тел;
- относительная прерывность, т.е. раздельное существование материальных тел, каждому из которых присущи свои границы и размеры;
- пространство одной материальной системы непрерывно переходит в пространство другой системы, поэтому оно практически незаметно и отсюда его неисчерпаемость как в количественном так и в качественном отношении
Время- форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний всех материальных систем.
Свойства времени:
–объективность;
–неразрывная связь с атрибутами материи (пространством, движением и др.);
–длительность (выражающая последовательность существования и смены состояний тел)
Движение
Философское понятие движения обозначает любые взаимодействия, а так же изменение состояний объектов, вызываемых этим взаимодействием.