Экспозиция и общее членение темы 13 страница
Великий принцип — это principium reddendae rationis, основоположение основания, которое нужно вернуть обратно.
Наш второй вопрос звучит так: «Почему основание в качестве основания должно быть специально предъявлено?» Потому что основание является ratio, т.е. отчетом. Если он не дан, суждение остается без должной правомочности. Отсутствует подтвержденная правильность. Суждение не является истиной. Суждение только тогда является некоей истиной, когда указывается основание связи, когда дается ratio, т.е. отчет. Такое отчитывание нуждается в неком месте, куда кладется отчет, месте, перед которым он дается.
Мы задаем третий вопрос относительно ratio raddenda: «Куда должно быть возвращено основание?» Ответ: «Обратно к человеку, который способом представления, выносящего суждения, определяет предметы в качестве предметов». Но представление есть repraesentare — делать нечто для человека настоящим, присутствующим. Но, начиная с Декарта, которому следовал Лейбниц и вместе с ним все мышление Нового времени, человек понимается как Я, которое относится к миру таким образом, что до-ставляет себе этот мир в правильных связях представления, т.е. в суждениях, и, следовательно, противопоставляет его себе в качестве предмета. Правильными, т.е. истинными суждения и высказывания являются лишь тогда, когда основание связи субъекта и предиката доставляется представляющему Я и возвращается обратно к нему. Основанием является лишь такое основание, как ratio, т.е. как отчет, который дается о чем-либо перед человеком как выносящим суждения Я и для него же. Отчетом является лишь отчет, который дан. Поэтому ratio есть в себе ratio reddenda; основание как таковое есть основание, которое нужно вернуть обратно. Только благодаря возвращенному к Я и специально ему доставленному основанию связи представления нечто представленное приходит к стоянию таким образом, что обеспечивается в качестве предмета, т.е. в качестве объекта для представляющего субъекта.
Но доставленное основание совершает такое приведение-к-стоянию (solches zum-Stehen-Bringen) предметов лишь тогда, когда достаточным способом дает исчерпывающий отчет для обеспечения предметов. Основание, которое необходимо доставить, должно быть неким ratio sufficiens.
Лейбниц в одном месте пишет о положении об основании следующее: (principium rationis) quod dicere soleo nihil existere nisi cuius reddi potest ratio existentiae sufficiens. «Принцип основания, который я имею обыкновение высказывать (в такой форме): "Не существует ничего, для чего не может быть доставлено основание его существования как достаточное основание"». Основание, которое во всяком суждении о каком-либо предмете претендует на свою необходимую доставку, одновременно требует следующего: быть достаточным как основание, т.е. полностью удовлетворять в качестве отчета. Для чего? Для того чтобы какой-либо предмет в цельности его статичности приводить к стоянию в любом отношении для каждого человека, т.е. полностью. Только полнота оснований, которые необходимо доставить, perfectio, гарантирует то, что нечто «прочно»- устанавливается для человеческого представления как предмет в буквальном смысле, т.е. обеспечивается в своей статичности. Полнота отчета, его завершенность только и ручается за то, что любое представление повсюду и в любое время может рассчитывать на предмет и считаться с ним.
«Ничего нет без основания». Теперь положение говорит следующее: «Любое нечто действительно как существующее тогда и только тогда, когда оно обеспечивается для представления как некий поддающийся исчислению предмет».
Итак, в чем же заключается величие положения об основании как величие principium magnum, grande et nobilissimum, великого, могущественного, общеизвестно-возвышеннейшего принципа? Ответ: «В том, что этот принцип распоряжается тем, что должно иметь право быть действительным в качестве предмета представления, и вообще — как нечто сущее». В положении об основании говорит это требование распоряжения тем, что называется бытием какого-либо сущего. Впервые специально и полностью установив положение об основании в качестве такого принципа, Лейбниц тем самым высказал и то, что, кроме всего прочего, principium rationis неким решительным и поэтому неизбежным способом занимается человеческим представлением и подчиняет его своей власти. Principium rationis, положение об основании становится основоположением всякого представления. Это означает, что представление подчинено principium rationis, выражаясь рационально: управляется разумом. Ибо «ratio» с давних пор означает не только отчет в смысле того, что оправдывает, т.е. обосновывает нечто иное. Ratio одновременно означает отчет в смысле «оправдывать» нечто как существующее по праву, правильно «вычислять» и «обеспечивать» посредством такого учета. Этот широко мыслимый счет является тем способом, каким человек нечто воспринимает, проводит и принимает, т.е. вообще нечто вос-принимает. Ratio есть способ восприятия, т.е. разум. Разумное, рациональное представление следует за principium rationis. Положение об основании является высочайшим основоположением разума, поскольку благодаря ему разум в качестве разума впервые достигает полного развертывания своей сущности. Положение об основании является основоположением разумного представления в смысле обеспечивающего счета. Так говорят об основаниях разума. Благодаря тому, что Лейбниц привел это незначительное, едва ли специально продумываемое положение «Nihil sine ratione» — «Ничего — без основания» — в полную и строгую формулировку могущественного основоположения, инкубационный период положения об основании в каком-то отношении закончился. С тех пор требование, господствующее в основоположении, разворачивает некую прежде не подозревавшуюся у него власть. Она осуществляет ничуть не меньше, чем самую глубинную, но одновременно сокровеннейшую чеканку эпохи западноевропейской истории, эпохи, которую мы называем Новым временем. Власть могущественного основоположения становится в истории человечества тем могущественнее, чем более всеобще, само собой понятно, и вследствие этого, чем более незаметно положение об основании определяет всякое представление и поведение. Так обстоит дело сегодня.
Поэтому мы, нынешние, должны спросить, слышим ли мы и как мы слышим требование, которое говорит из великого основоположения всякого представления? Ощущаем ли мы могущество этого требования? Да. Человек Нового времени, конечно, слышит это требование. Он слышит его необычайно решительным образом, и именно так, что все исключительнее, все быстрее становится зависимым от могущества этого основоположения. Более того, современный человек рискует сравнивать величину всего великого лишь с масштабом власти principium rationis. Сегодня мы знаем, уже по-настоящему этого не понимая, что современная техника неудержимо толкает к тому, чтобы довести свое оборудование и свои изделия до всеобъемлющего, максимально возможного совершенства. Это совершенство заключается в полноте поддающегося исчислению обеспечения предметов, расчета, производимого с ними, и обеспечения гарантии исчисляемости возможностей учета.
Совершенство техники является лишь эхом требования perfectio, т.е. полноты обоснования. Это требование говорит, исходя из principium reddendae rationis sufficientis, основоположения достаточного основания, которое необходимо доставить. Кратко повторим предпринятые здесь мыслительные шаги в качестве перехода к последующему:
Современная техника понуждает к максимально возможному совершенствованию. Это совершенствование покоится на всеобщей исчисляемости предметов. Исчисляемость предметов предполагает неограничиваемую значимость principium rationis. Следовательно, охарактеризованная здесь власть положения об основании определяет сущность современного технического века.
И сегодня человечество дошло до того, чтобы последовать вовлеченности в нечто, чего до сих пор не могло возникнуть в его истории. Человечество вступает в век, которому оно дало имя «атомный век». Недавно вышедшая из печати и рассчитанная на широкую аудиторию книга носит такое название: «Мы будем жить благодаря атому». Эта книга снабжена напутственным словом лауреата Нобелевской премии Отто Хана и предисловием нынешнего министра обороны Франца Йозефа Штрауса. Заключая свое введение авторы пишут:
Итак, атомный век может быть полным надежд, цветущим, счастливым веком, веком, в котором мы будем жить благодаря атому. Это зависит от нас!
Конечно, это зависит от нас; это зависит от нас и кое-чего другого, а именно от того, размышляем ли мы еще, хотим и можем ли мы вообще еще размышлять. Между тем, если мы должны достичь пути осмысления, то, прежде всего, нужно научиться распознавать различие между только считающим и осмысляющим мышлением. Благодаря тому, что мы видим это различие, мы предпринимаем сейчас попытку осмысления, имея в виду положение об основании.
Мы начнем с того, что, во-первых, лишь обратим наше внимание на то, что же скрывается в том, на первый взгляд, безобидном именовании, которое называет некое время «атомным веком». Что же в этом особенного? Впервые в истории человек объясняет эпоху своего исторического Dasein, исходя из напора и выработки природной энергии. А это выглядит так, словно уже не хватает масштабов и силы размышления, чтобы в достаточной мере испытывать нечто странное и тревожащее в таком истолковании нынешнего века, благодаря чему мы беспрерывно и все более решающим образом оказываемся этим затронутыми.
Dasein человека запечатлено атомной энергией!
Используется ли атомная энергия в мирных целях или мобилизуется для военных, поддерживает ли и вызывает ли одно другое — все это остается вопросами второго порядка. Ибо, прежде всего и раньше всего, мы должны спросить: «Что же означает то, что некая эпоха истории запечатлевается атомной энергией и ее освобождением?» У кого-то, пожалуй, уже готов ответ. Он рассуждает так: «Атомный век означает власть материализма. Вот почему важно спасать старые духовные ценности от напора материального». Этот ответ, между тем, стоил бы слишком недорого. Ведь материализм совершенно не представляет собой ничего материального. Он сам есть некий образ духа. И над Западом он веет не менее сильно, чем над Востоком. В американском журнале «Перспективы», чье немецкое издание осуществляется издательством С. Фишера, можно прочесть следующее (Макс Лернер, «Универсальная технология и нейтральные техники», тетрадь 14, 1956, стр. 145):
Потеря некоторых старых ценностей могла бы, пожалуй, повлиять на состояние культуры в течении долгих периодов времени; но тем, что важно для ее связей с непосредственно идущими вслед поколениями, является то, что люди имеют — или полагают, что имеют — нечто, что навязывается им в качестве ценности.
Ценности дохода, потребления, социального статуса и массовой культуры отличаются от ценностей, которые можно описать как землевладение, ремесло и владение небольшой фабрикой. И в этом смысле основной тон американской культуры полностью изменился под влиянием великой технологии. Ведь сами машины отняли американских рабочих, служащих и людей свободных профессий от машин и перенесли их интересы и энергию с производства товаров на зарабатывание денег, чтобы была возможность покупать эти товары и пользоваться ими.
На примере этих нескольких предложений становится очевидным, что материализм — это самый опасный образ духа, потому что мы самым легким способом и на самое продолжительное время впадаем в заблуждение относительно того неуловимого рода, к которому принадлежит осуществляемое им насилие.
Поэтому мы снова спрашиваем: «Что же означает то, что некая эпоха мировой истории запечатлевается атомной энергией и ее освобождением?» Это означает ничто другое, как то, что атомный век подвластен тому могуществу требования, которое грозит взять верх над нами посредством принципа достаточного основания, которое необходимо доставить.
Как мы должны это понимать? Атомная энергия в гигантском количестве освобождается посредством расщепления атомного ядра. Освобождение этой природной энергии происходит благодаря работе самого современного естествознания, которое все отчетливее обнаруживает себя как некая задающая меру функция и форма сущности современной техники. Еще до недавнего времени наука знала из частиц атома лишь протон и нейтрон. Сегодня их известно уже более десяти. На примере этих фактов видно, что исследование стремится к тому, чтобы снова перевести рассеянное многообразие элементарных частиц в некое новое единство. Важно устранить противоречия, которые постоянно выступают на передний план в наблюдаемых фактах и в выстраиваемых для их объяснения теориях. Это происходит благодаря тому, что противоречащие друг другу суждения приводятся к некоему единогласию. Для этого требуется единство, связующее что-либо противоречивое. Однако тем, что несет и определяет связь представлений в суждениях, является так или иначе доставленное достаточное основание. Из этого становится очевидным, что побуждение к вопрошанию о лишенном противоречий единстве суждений и вовлеченность в соответствующее обеспечение этого единства берет свое начало в могуществе требования доставки достаточного основания для всякого представления. Власть могущественного основоположения основания является той стихией, в которой науки чувствуют себя как рыба в воде.
Обо всем этом наилучшим образом нам сказал Гете в двух последних строках одного из поздних стихотворений («Китайско-немецкие времена года и дня» X):
Однако исследование всеми силами стремится,
никогда не уставая,
К закону, основанию, к «Почему?» и «Как?»
Doch Forschung strebt und ringt, ermüdend nie,
Nach dem Gesetzt, dem Grund, Warum und Wie.
Пожалуй, Гете догадывался о том, как нечто неутомимое, присущее исследованию, в случае, если такое исследование только слепо следует своей вовлеченности, утомляет человека и землю в их самой глубокой сущности. Между тем, Гете не мог предположить того, куда же приведет эта неутомимость нововременного исследования, когда такое исследование безоговорочно вручит себя как единственной мере власти могущественного основоположения достаточного основания, которое необходимо доставить. Куда же это привело? К изменению научного представления, только благодаря каковому изменению, однако, завершается то, что было заложено в сущности науки Нового времени.
Благодаря освобождению гигантской атомной энергии управляемая современной техникой наука теперь избавлена от обязанности исследовать новые источники энергии. Но это избавление тотчас же оборачивается неким еще более могущественным оковыванием в требовании основоположения основания. Именно теперь исследованию совершенно необходимо по-новому устремиться к тому, чтобы укротить освободившуюся природную энергию. Что это означает?
Это означает: обеспечить пригодность атомной энергии и, прежде всего, ее исчисляемость таким способом, чтобы это обеспечение, со своей стороны, постоянно вызывало подключение новых гарантий. Благодаря этому неизмеримо возрастает могущество требования доставки достаточного основания. Находясь под властью такого могущества требования, укрепляется основное движение сегодняшнего человеческого Dasein, которое повсюду работает на безопасность. (Между прочим, Лейбниц, открыватель основоположения достаточного основания, является также изобретателем «страхования жизни»). Однако работа по обеспечению жизни сама должна постоянно обеспечиваться по-новому. Ведущее слово для такой основной установки сегодняшнего Dasein —это слово «информация». Мы часто можем слышать это слово в англо-американском разговоре.
Информация в первую очередь означает уведомление, которое по возможности быстро, по возможности обширно, по возможности ясно, по возможности исчерпывающе осведомляет сегодняшнего человека об обеспечении его потребностей, порождаемого ими спроса и удовлетворения этого спроса. В соответствии с этим во все более увеличивающемся масштабе одерживает верх представление о языке человека как о неком инструменте информации. Ведь определение языка как информации в первую очередь добывает достаточное основание для построения мыслительных машин и для построения устройств, предназначенных для великого сосчитывания. Однако благодаря тому, что информация информирует, т.е. уведомляет, она в то же время формирует, т.е. устраивает и выравнивает. В качестве уведомления информация уже является неким устройством, которое устанавливает людей, все предметы и состояния в такую форму, которая является достаточной для того, чтобы обеспечить власть человека над Землей и даже над тем, что находится за пределами этой планеты.
В облике информации могущественный принцип достаточного основания, которое необходимо доставить, властвует над всяким представлением и, следовательно, определяет современную мировую эпоху как такую, в которой все зависит от доставки атомной энергии.
Чтобы вступить в некое осмысленное мышление, мы спрашивали о том, слышит ли человек Нового времени и сегодняшний человек то требование, которое говорит, исходя из могущественного основоположения всякого представления. Мы ответили: «Да» и показали — как. Сегодняшний человек постоянно слышит основоположение основания, все более становясь зависимым от этого положения.
Но если предположить, что такая зависимость не является единственным и подлинным способом нашего слуха, то мы еще раз обязаны задать вопрос: «Слышим ли мы требование положения об основании?» Но теперь мы обратим внимание на то, что действительно слышим это требование только тогда, когда соответствуем тому, что оно собственно нам присуждает. Говорит ли в требовании положения об основании некое обращение? И слышим ли мы то, откуда говорит могущественное основоположение? Мы вынуждены признать: «Нет»! Но каким образом «нет»? Постольку, поскольку мы недостаточно четко и определенно слышим и обдумываем то, о чем собственно говорит положение об основании.
В общеизвестной формулировке положение об основании гласит: Nihil est sine ratione. «Ничего нет без основания».
Обычно мы не обращаем внимание на то, что в привычном высказывании этого положения пропускаем мимо ушей маленькое словечко «есть» как нечто само собой разумеющееся. Почему мы должны слышать это «есть»? Основоположение основания гласит: «Всякое сущее имеет некое основание». Положение — это некое высказывание о сущем. Однако сущее мы узнаем как сущее только тогда, когда обращаем внимание на то, что оно есть и как оно есть. Следовательно, чтобы услышать собственно положение о сущем, мы должны направить наш разум на то, что в положении «Ничего нет без основания» это «есть» задает некий все настраивающий тон. Когда мы вслушаемся, т.е. освободимся для того, что собственно говорит в этом положении, то само положение внезапно прозвучит по-другому. Больше не «Ничего нет без основания», а «Ничто не есть без основания». Словечко «есть», так или иначе говоря, о сущем, называет бытие сущего. В то же время, когда теперь это «есть» (хочется сказать: «Бытие») задает в положении тон, одновременно вместе с ним под ударение попадает и основание: «Ничто не есть без основания». Теперь бытие и основание звучат одним созвучием. В этом звучании раздается то, что бытие и основание взаимопринадлежат в чем-то одном. Звучащее отныне по-другому положение об основании теперь говорит следующее: «К бытию принадлежит основание». Положение об основании не говорит больше как высочайшее основоположение всякого представления о сущем, что все имеет некое основание. Положение об основании говорит теперь как слово бытия. Это слово является ответом на вопрос: «Что же означает бытие?» Ответ: «Бытие означает основание». Между тем, положение об основании в качестве слова бытия не может сказать большего: «Бытие имеет некое основание». Если бы мы понимали слово бытия в этом смысле, бытие представлялось бы как некое сущее. Только сущее, и притом с необходимостью, имеет некое основание. Оно есть лишь в качестве основанного. Однако бытие, так как оно само является основанием, остается без основания. Поскольку бытие основывает, само являясь основанием, оно позволяет сущему быть, так или иначе, неким сущим.
[Однако поскольку Лейбниц и вся метафизика придерживаются положения об основании как некоего основоположения о сущем, метафизическое мышление в соответствии с этим основоположением требует для бытия первого основания: в неком сущем, и причем, сущем из сущего (in dem Seiendesten); ср. Лейбниц VII, 289 sqq.]
Итак, всякое сущее, поскольку дано бытием как основанием в бытии, неизбежно обладает приданным ему неким основанием. Ибо в противном случае оно не было бы сущим. Тем самым положение об основании, понятое как основоположение достаточного основания, которое необходимо доставить, является истинным только потому, что в нем говорит слово бытия, которое гласит: «Бытие и основание: то же самое».
Это слово бытия, согласно выдвинутому ранее утверждению, должно давать ответ, и именно на вопрос: «Что же такое бытие?» Однако является ли это ответом, когда нам говорится: «Бытие означает основание»? Вместо того чтобы получить, таким образом, ответ, мы снова наталкиваемся на какой-то вопрос. Ибо мы тотчас же спрашиваем: «Что же такое основание?» Сейчас на это существует только такой ответ: «Основание означает бытие». Бытие означает основание — основание означает бытие: здесь все вертится по кругу. Нас охватывает головокружение. Мышление оказывается в растерянности. Ведь мы не знаем наверняка ни того, что означает «бытие», ни того, что означает «основание». Но если предположить, что слово бытия в качестве основания отвечало на вопрос о смысле бытия, то этот ответ остается для нас закрытым, как и прежде. Не хватает ключа, чтобы отпереть его, что дало бы нам возможность ознакомиться с тем, что говорит слово бытия. Здесь, в этом докладе, это тяжело сделать и потребовалось бы достаточно много слов только для поисков недостающего ключа. Поэтому мы выбрали иной путь, чтобы отпереть, по крайней мере, некую предваряющую дверь. Сопровождать нас на этом пути мог бы поэт, чьи стихи описывают то представление, которое находится под властью могущества основоположения достаточного основания, которое необходимо доставить.
О науке Нового времени Гете сказал:
Однако исследование всемисилами стремится,
никогда не уставая,
К закону, основанию, к «Почему?» и «Как?»
Это «однако» в самом начале первой строки выделяет исследование по сравнению с неким иным подходом и позицией, которые больше не стремятся без устали к основанию для сущего. Всегда, когда мы подстерегаем основания сущего, мы спрашиваем: «Почему?» Это вопросительное слово гонит представление от одного основания к другому. «Почему» никак не допускает покоя, не знает остановки, не делает никаких перерывов. «Почему» — это слово, обозначающее вовлеченность в некое неутомимое и-так-далее, которое движет исследование, когда оно только слепо утомляет самое себя, так, что однажды вместе с ним можно будет зайти слишком далеко.
Слово бытия как основания говорит следующее: «Бытие — само являясь основанием — остается без основания», т.е. теперь — без «почему». Если мы попытаемся помыслить бытие как основание, мы должны сделать шаг назад из вопроса: «Почему?».
Но чего же мы тогда еще должны придерживаться?
В «Собрании изречений», датированном 1815 годом, Гете говорит:
Как? Когда? Где? — Боги остаются безмолвны!
Придерживайся «Потому» и не спрашивай «Почему?»
Wie? Wann? und Wo? — Die Götter bleiben stumm!
Du halte dich ans Weil und frage nicht Warum?
«Почему» разворачивается в вопросы: «Как? Когда? Где?» Оно спрашивает о законе, о времени, о месте того, что совершается. Это вопрошание о пространственно-временно-закономерно приведенных в порядок течениях движения есть тот способ, в котором исследование подстерегает «почему» сущего. Но Гете говорит:
Придерживайся «Потому» и не спрашивай «Почему?»
О чем говорит «потому»? Оно предотвращает исследование «почему», а следовательно, исследование обоснования. Оно отказывает в обосновывании и проникновении в суть. Так как «потому» есть без «почему», не имеет никакого основания, оно само является основанием.
Слово «основание» означает нечто глубоко лежащее, к примеру, морское дно, дно долины, глубину души. Ср. Гете, Сонеты, «Потрясение» («Mächtiges Überraschen»):
Was auch sich spiegeln mag von Grund zu Gründen,
Er wandelt unaufhaltsam fort zu Tale.
Поток со скал бросается и мчится
Навстречу океану, увлекая
В долины неизведанного края
Все то, что жаждет в безднах отразиться[19].
Основание есть то, на чем покоится все, что предлежит всякому сущему в качестве того, что его несет. «Потому» называет это несущее предлежание, перед которым мы просто останавливаемся. «Потому» указывает на сущность основания. Однако если слово бытия как основания является неким истинным словом, то «потому» одновременно указывает и на сущность бытия.
Однако что же собственно означает «потому» («weil»)? Это — укороченное слово, обозначающее «пока» («dieweilen»). Старая поговорка гласит:
Следует ковать железо, потому что оно теплое
Man muβ das Eisen schmieden, weil es warm ist.
Под «потому» здесь ни в коем случае не подразумевается: поэтому — потому что, но «потому» означает: пока (dieweilen), т.е. до тех пор, пока — в то время как — железо является теплым. Немецкий глагол weilen (находиться, проводить время) означает: длиться, оставаться тихим, погрузиться в себя, а именно: пребывать в покое. В одном прекрасном стихотворении Гете говорит:
Запинается скрипка, замирает танцор.
Die Fiedel stock, der Tanzer weilt.
Однако «находиться», «длиться», «пребывать постоянно» — это старый смысл слова «быть». «Потому», которое предотвращает всякое обоснование и любое «почему», называет простое, скромное, без каких-либо «почему» предлежание, в котором все заключается, на котором все покоится. «Потому» называет основание. Но одновременно «потому» в качестве некоего «пока» называет дление: бытие. «Потому» сразу называет и бытие, и основание, называет дление, бытие как основание. Бытие и основание — в этом «потому» — то же самое. Они оба принадлежат друг другу.
Не слишком значительное положение об основании: «Ничто не есть без основания» говорит как великое основоположение, principium grande. Положение является великим благодаря власти своего требования надо всяким представлением. Не слишком значительное положение об основании «Ничто не есть без основания» одновременно говорит как слово бытия и называет бытие в качестве основания.
Однако только потому, что слово бытия является истинным, имеет силу и основоположение представления. Положение об основании как слово бытия впервые дает основоположению представления основание.
Слово бытия как основания делает возможным такое основывание. В силу такой способности слово бытия является неким мощным словом. Оно велико, но в совершенно другом смысле, чем величие могущества основоположения. Положение об основании как слово бытия является великим в смысле чего-то, обладающего великим влиянием, великой возможностью, чего-то могущественного. Оно не говорит о власти требования «почему». Могущественное слово — это некое слово, лишенное власти. Оно просто передает нам смысл «бытия».
Между тем, мы должны спросить: «Почему?» Ведь мы не можем выпрыгнуть из настоящего века, над которым властвует основоположение достаточного основания, которое должно быть доставлено. Но одновременно мы не можем отказаться от того, чтобы придерживаться этого «потому», по той причине, что мы послушны слову бытия как основания. Мы должны делать одно: следовать силе основоположения для всякого представления. Мы не можем позволить себе другого: размышлять о могуществе слова бытия.
Положение об основании говорит: «Ничего нет без основания». Отныне каждое слово положения говорит своим способом.
В положении об основании говорит требование основоположения. В положении об основании говорит обращение слова бытия. Однако это обращение является намного более древним, чем требование. Ведь в течение необычайно долгого инкубационного периода положения об основании к западноевропейскому человеку всегда уже было обращено слово бытия как основания. Без этого обращения не существовало бы мышления в облике философии. А без философии не существовало бы также никакой западноевропейской науки, никакого освобождения атомной энергии. Однако обращение в слове бытия как основания остается безмолвным в отличие от основоположения, громко заявляющего о себе в ныне шумящей, бьющей во все колокола силе своего требования.
Раз это так, то в этом шуме больше всего и упорнее всего еще и сегодня пропускают мимо ушей обращение, которое пробивается сквозь положение об основании.
«Это зависит от нас», — так было сказано. Однако не от того, живем ли мы благодаря атому, а от того, можем ли мы, смертные, какие мы суть, быть именно теми, которые стоят в обращении бытия. Только такие существа способны умирать, т.е. принимать смерть как смерть.
От этого зависит, суть ли мы те, кто ждет и бдит, кто бодрствует для того, чтобы тишина обращения в слове бытия одержала верх над звучанием в требовании principium rationis как основоположении для всякого представления. От этого зависит то, покорится ли сила требования «почему» обладающему великим влиянием обращению «потому».