Особенности мифологического мышления

Типология мифов

По содержанию:

· Мифы творения – являются ядром мифологии. Внутри них можно выделить подгруппы:

o Космогонические мифы – вселенная + рождение – мифы о рождении космоса, Вселенной, всего мира. Это были попытки объяснить, как произошел мир. В мифологии происходил переход от хаоса к космосу. Воплощением хаоса был океан. Греческая мифология говорит о том, что сначала был океан, затем родилась богиня Гея (Земля), которая родила Урана (небо), и затем они создали остальных богов.

o Этиологические мифы – мифы о сотворении отдельных природных или культурных явлений. Это частные варианты мифов творения. Например, почему появилось то или иное растение.

· Мифы астральные – мифы о небесных светилах, созвездиях. Исторически так сложилось, что названия созвездий пришли из греческой мифологии, а названия планет – из римской. Особое место в таких мифах занимают 2 главных светила: Солнце и Луна. Это были либо муж и жена, либо брат и сестра. Мужские божества – Солнце, женские – Луна.

· Мифы антропологические – мифы о природе и происхождении человека, о том, что такое человек и как он появился. Тотемизм – вера в происхождение рода от какого-либо животного.

· Мифы календарные – мифы, которые фиксируют природные циклы. Это мифы, которые как бы заменяют современный календарь. Нужно было объяснить, почему в разные сезоны природа ведет себя тем или иным образом.

· Мифы героические – это мифы о жизни героев, имеют биографический характер. Такие мифы повествуют о происхождении героев, их подвигах, смерти и иногда о некотором времени после смерти.

· Эсхатологические мифы – мифы о конце света. Обычно они обратны мифам цивилизацииническим. Если все вышло из океана, все океаном и будет поглощено.

Мифы очень тесно связаны с реальностью, они опираются на коллективный опыт людей. Они воспроизводят систему ценностей людей.

Особенности мифологического мышления

Миф – это особая форма мышления первобытного человека. Вне мифов не было сознания людей, поэтому есть такое выражение «мифомышление». Мифы – это мышление в конкретно-чувственных образах, а не в абстрактных понятиях. Понятие фиксирует сущность предмета, а образ представляет сущность в конкретном явлении. Сущность предмета – это те главные неповторимые качества предмета, которые есть у каждого предмета такого рода. А образ – это то, что представляет сущность в конкретном явлении. Образ не абстрагируется то конкретного облика. Например, если мы смотрим на дерево с целью выяснить его сущность, то мы просто запишем сущностные признаки дерева: высота, форма листьев, плоды и т. д. Но если мы попытаемся воспринять образ глазами художника, то мы получим образ этого конкретного дерева. Мифы иногда называют метафорами. Метафоризация осуществляется в 2-ух направлениях: перенос качеств человека на природу - олицетворение; овеществление – когда свойства предметов переносятся на человека. В мифологии используется первое направление.

Мифологическое сознание отличалось синкретизмом – в такой культуры не отделены сферы культуры. Не расчленялись такие понятия, как субъект и объект, пространство и время, прошлое и настоящее, жизнь и смерть, естественное и сверхъестественное, причина и следствие и др.

13.04.12

Античная культура является фундаментом для культуры Западного мира.

Особенности античной культуры

Особая космология – обостренное чувство гармонии космоса – единство бытия и его гармоничность. Человек существовал в едином мире космоса. Особая цельность античного мировоззрения. Человек ощущал себя в единстве бытия. В античном мире наука была постижением философии, постижением гармонии науки и космоса.

Гуманизм – другая особенность античной культуры. Гуманизм утверждает высокую ценность человека. Это мировоззрение, которое утверждает высокую ценность человека. В истории культуры гуманизм чаще всего связываются с Возрождением, но ведь в эпоху Возрождения возрождались тенденции и ценности Античности. Гуманизм рождался в условиях демократии, когда человек имел право принимать участие в решении судьбы государства. Античность подарила нам идеал гармоничного человека, который отразился в категории «калокагати́я» (также калокага́тия; др.-греч. καλοκαγαθία, от др.-греч. καλὸς καὶ ἀγαθός — «прекрасный и хороший», «красивый и добрый»). Это означало единство нравственной и физической красоты человека. Красота телесная обязательно дополнялась красотой духовной, иначе говоря, если человек красив телесно, то он не может быть безобразен духовно. Если он обладает красотой телесной, то он несет в себе и благородство, и ум, и храбрость и т. д. Поэтому греки показывают человека в виде прекрасных людей. Этот идеал ярко воплотился в классическом искусстве Античности.

Материалистические тенденции – удивительным образом выступают в древнем сознании. Древние цивилизации, в сущности, еще сохраняли мифологический тип мышления. Но в античном мире начинает проступать интерес к природе и материи. Это то, что греки называют телесность мира. Космос – это прекрасное гармоничное тело. Зверь, камень, человек – все это тело. Материально все, вплоть до мельчайшей частицы атома. Философские школы искали первооснову материала. Кто-то считал, что это были атомы, кто-то считал, что это была вода, кто-то считал, что это был огонь и т. д. В любом случае интерес факт признания материальной первоосновы мира. Но были и те, кто считал, что мир идей был первичным по отношению к миру материальному.

Другой тенденцией был рационализм. Это мировоззрение, которое ставит разум во главу угла. Разум признается главным средством познания. Есть мир, природа с ее объективными законами. «Миром управляет логос», - говорили греки. Логос – это система законов, которые управляют миром. Этот логос можно постичь с помощью разума – рацио. Важным тут является понятие меры, по достижении которой следовало остановиться. Если превысить меру – мир разрушается. Это некий опыт античного мира – помни о мере. Например, греки пили только разбавленное вино в соотношении ½. По мнению греков достойный человек не позволит себе опьянеть до свинского состояния.

Греческая культура была действительно удивительной и очень ярко проявила себя в разных сферах:

1. Архитектура и градостроительство. Греческие полисы (города-государства) существовали как некое единство 3-ех частей:

· Священный холм – акрополь – на нем располагались основные храмы города, там совершались основные ритуальные действия.

· У подножия Акрополя находился собственно город – «-поль».

· За пределами города находилось кладбище – некрополь или город мертвых.

Греки разработали архитектурную форму храма с колоннами. Периптер – тип древнегреческого храма в антах, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон обрамленное колоннадой. Кортик – ряд из колонн. Нередко использовались колонны разных типов. В зависимости от верхней части колонны отличают 3 архитектурных ордера:

· Дорический – колонна упирается в каменную подушку.

· Ионический – более стройная колонна, которая заканчивается «свитками» (волюты – спиралевидные завитки) по бокам.

· Коринфский – колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта.

Эти формы затем широко вошли в мировую архитектуру.

2. Поэзия. Гомер – автор двух великих поэм: «Илиада» и «Одиссея». «Илиада» повествует о походе на Трою. «Одиссея» описывает похищение и странствие греческого царя Одиссея. В этих поэмах уже выступает интерес к человеку, его подвигам. В XIX веке немецкий ученый нашел Трою и действительно обнаружил несколько культурных слоев, тем самым подтвердив существование Трои и войны. Это была эпическая поэзия.

Но была и лирическая поэзия («лира» - музыкальный инструмент) – песни и стихи, которые пели и читали под звуки лиры. Это было выражением чувств автора. Были такие поэты как Эрос, Анакреонт и др. Лирический театр – культ Диониса. В конце зимы, начале весны устраивались «дионисии» - праздники в честь Диониса. Диониса сопровождали сатиры – божки плодородия, поэтому когда устраивались шествия, то люди рядились в сатиров (козлов). Гимн в честь Бога Диониса – Дифирамб. В этой связи стоит упомянуть о театре.

Все роли исполняли мужчины, на лице у них были маски. Греки настолько ценили театр, что если у бедняков не было денег на вход в театр, то государство выдавало им деньги для этой цели.

Затем греки пришли к агону – состязательности в театре, когда судьи решали, кто сыграл лучше. Родились разные жанры:

· Трагедия – «песнь козлов». Это сатира, которая выполнялась в форме дифирамбов. В трагедии из-за собственных ошибок трагически погибал положительный герой. Погибая, герой испытывает душевное потрясение. В связи с этим в философии возникает такое слово как «катарсис» - очищающее, облагораживающее воздействие трагедии через страх и сострадание героя. В самом общем плане это слово стало в культуре использоваться в дальнейшем как «очищение через сопереживание». Сегодня этики и психологи относят катарсис и просто к человеку, обозначая его духовное очищение, достигнутое через страдания. Известные авторы трагедий: Эсхил, Софокл, Еврипид и др. В трагедиях ставилась проблема рока, зависимости человека от судьбы. Другая проблема – проблема нравственного выбора человека. Третьей проблемой была проблема человеческого достоинства.

· Комедия.

· Драма – примитивные грубоватые шутки сатира.

3. Скульптура, которая воплощает идеал человека. Скульпторы: Поликлет, Мирон, Фидий, Пракситем. Эти скульпторы изображали человека в состоянии «акме» - в расцвете.

20.04.12

Наши рекомендации