Особенности античной философии
Билет №4.
Античная философия являет собой последовательно развивающуюся философскую мысль и охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н.э. вплоть до VI в. н.э.
Весь мир представлял собою в те времена универсальную родовую общину. А это значит, что формой мировоззрения первобытнообщинной формации была мифология. Еще не имея науки и философии, люди пытались объяснить явления природы, существование жизни людей, взаимоотношение земного и космического начала, посредством мифов. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, т.е уподобление их живым существам, богам. Реальная жизнь людей тесно переплеталась с образами богов. Им приписывались даже человеческие пороки. В мифологии происходило метафорическое сопоставление природных и социокультурных явлений, очеловечивание окружающей природы, одушевление фрагментов Космоса. Попытки объяснения сводились к рассказам о происхождении и творении. Мифология была вненаучной формой познания. Содержание мифа представлялось рядовому человеку вполне реальным и являлось не формой реального знания, а предметом веры. Мифологическое мировоззрение выражалось не только в повествованиях, но и в действиях: обрядах, танцах и т.п. Мифология включала в себя зачатки не только религии, но и философии, политических воззрений, различных форм искусства и всевозможных форм словесного искусства: сказки, героические эпосы, легенды, исторические предания.
В целом античная философияимеет следующие особенности:
• античная философия была оторвана от процесса материального производства, а философы превратились в самостоятельную прослойку, не отягощенную физическим трудом и претендующую на духовное и политическое руководство обществом;
• стержневой идеей древнегреческой философии являлся космоцентризм (страх и преклонение перед Космосом, проявление интереса прежде всего к проблемам происхождения материального мира, объяснению явлений окружающего мира);
• на поздних этапах — смешение космоцентризма и антропоцентризма (в основе которого были проблемы человека);
• допускалось существование богов;
• древнегреческие боги были частью природы и близки людям;
• человек не выделялся из окружающего мира, был частью природы;
• были заложены два направления в философии — идеалистическое ("линия Платона") и материалистическое ("линия Демокрита"), причем данные направления поочередно доминировали: в досократический период — материалистическое, в классический — имели одинаковое влияние, в эллинистический — материалистическое, в римский — идеалистическое.
В античной философии в соответствии с пониманием Космоса понимается и природа человека. Человек – микрокосмос, в соответствии с этим понимается взаимоотношение человека и окружающего мира (гармония человека, мира, разума человека, его мышления).
В качестве важного вида человеческой деятельности признавалась мыслительная, познавательная деятельность, связанная с постижением и Космоса, и человека, направленная на достижение внутренней гармонии человека, социальной гармонии, гармонии между человеком и Космосом. С этим связана такая характерная черта философии и античной культуры как рационализм познавательный и этический: Добро - результат знаний, Зло – результат незнаний. Именно поэтому идеалом человека в античной философии является мудрец, который созерцает окружающий мир, размышляет об окружающем мире.
Общие особенности греческой философии в целом: 1) носила фундаментальный классический характер. 2) Философия была по преимуществу рациональной (опиралась на науки, носила теоретический характер, ставила перед собой социальные проблемы). 3) заложила основы европейской культуры. 4) охватывала практически все вопросы бытия и в тоже время носила космологический характер.
На ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами мышления: возрастала сила аналитического и обобщающего мышления, зарождалась наука и философия, происходил процесс перехода от мифа к Логосу. (Логос- корневая основа логики.).Однако Логос не вытесняет мифологии- она бессмертна.