И категорическом императиве
Основные идеи «Критики чистого разума» Канта
Трансцендентальная эстетика Канта
5. Эмпиризм в философии Нового времени
6. Политический консерватизм Ж.Де Местра
Трансцендентальная диалектика Канта. Кант о практическом разуме
и категорическом императиве
8. Моральные концепции просветителей
9. Эмпирический скептицизм Д.Юма
10. Философия природы Гольбаха и Дидро. Учение о естественной религии
№1) Рационализм в философии Нового времени
Философия Нового времени - это философия классического рационализма. Суть его – признание рациональности бытия и возможности его познания с помощью понятий. Философия Нового времени развивается в условиях формирования буржуазных общественных отношений, которые и обусловили ее рационалистический характер. Идеологи разрабатывают новую рационалистическую идеологию, основанную на разуме и направленную против религиозной идеологии, основанной на вере. Развитие капитализма ведет к развитию науки и техники и быстрому росту нового позитивного знания. Возникает историческая необходимость его теоретического и мировоззренческого осмысления. Эту задачу и решает философия Нового времени. Опорой становиться наука, которая стимулирует человека к действию. Основные мотивы философии – познание природы и подчинение ее власти человека, нужна такая философия, которая поможет в практических делах людей. Наука – не знание ради знания. Конечная цель науки – изобретения и открытия. Цель изобретений –человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей.
Представители: Бэкон, Декарт, Гоббс, Локк, Лейбниц, Спиноза… Философы подчеркивали, что необходима реформа научного мышления. Их деятельность направлена на пропаганду науки, на выработку нового взгляда на ее строение, классификацию, цели и методы исследования. Философы ставят задачу выяснения соотношения эмпирического и рационалистического методов познания, считая важнейшей задачей философии создание нового метода, т.к. только обладая правильным методом, возможно "добиваться познания всего". Поскольку теория дает знание причин и способов возникновения вещей, она может быть с успехом применена на практике.
№2) Основные идеи французского просвещения
Накануне революционной ситуации во Франции формируется Просвещение - антифеодальное общественно-политическое течение, представители которого стремились устранить недостатки существующего общества, изменить его нравы, политику путем распространения идей справедливости, научных знаний. Французское Просвещение, сформировавшееся во второй четверти XVIII в. объединило прогрессивно мыслящих естествоиспытателей, представителей искусства, философов, юристов и т.д.
Просветительское движение разнородно, но в нем есть общие черты. Просветители убеждены в "разумности природы", а потому и в "разумности человека". Утверждается, что люди одинаковы по природе; все бедствия человечества проистекают из его заблуждений. Поэтому просветители убеждены в решающей роли знания и просвещения в социальном развитии. Просветители культивировали здравый смысл – умение человека самостоятельно рассуждать о событиях в своей жизни, принимать самостоятельные решения. Имей мужество мыслить самостоятельно! - призыв эпохи Просвещения. Эта перестройка мыслилась как результат распространения практически полезных знаний о природе и обществе. А так как новые знания противоречили тому, что утверждалось традиционным христианством, то главную задачу философы просветители видели в критике его. Сторонники Просвещения возвышали роль разума по отношению к вере, выступали против церкви, абсолютизма, за свободу научного и философского мышления, художественного творчества. Формируется самосознание нового класса – буржуазии.
Первая волна просветительского движения приходится на 30–40–е годы XVIIIв. Философские и эстетические споры приобретают большую остроту. С 1757г. в Париже действует регулярный Салон, демонстрирующий множество произведений искусства. Новинки живописи, театра, музыки обсуждаются с увлеченностью и запальчивостью.
На 60–70–е годы приходится вторая волна просветительства. В 1761–62 гг. издаются романы Руссо "Новая Элоиза" и "Эмиль", воспевающие радости простой жизни, истинность естественных отношений людей, святость семейных чувств и привязанностей.
В 1762 г. выставлена картина Грёза "Деревенская помолвка", представляющая счастливых поселян в блаженном состоянии естественной неиспорченности и аккуратной бедности.
В 1774 году Гёте издает "Страдания юного Вертера". Романтически–бунтарские ноты недовольства состоянием человека, приниженностью непривилегированных, невозможностью простого счастья – все это вызывало большое сочувствие.
В следующем, 1775 году поставлена пьеса Бомарше "Севильский цирюльник". Уже не отчаяние молодого страдальца, а дерзкий хохот энергичного плебея над своим хозяином–аристократом завоевывает симпатии просвещенных людей. Оппозиционные настроения усиливаются.
Просвещение постоянно адресуется к здравому смыслу "третьего сословия", но в то же время едко насмехается над пошлым, ограниченным и самодовольным буржуа. В качестве идеала они выдвигали принцип равенства как требования здравого смысла.
Такова общая обстановка эпохи, в которой разворачиваются философские концепции Просвещения.