Философия и конкретные науки
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ.
Функции философии:
ü мировоззренческая;
формирует широкий взгляд на мир;
противостоит узости профильного образования;
ü методологическая;
научить человека мыслить самостоятельно и критично
ü гуманистическая;
ответ на жизненные проблемы;
приближение к религии;
ü общекультурная;
транслирует из поколения в поколение основные ценности культуры;
обеспечивает преемственность поколений;
способствует тому, чтобы каждое последующее поколение достигало результатов высших и лучших, чем предыдущее;
юриспруденция | + философия | |
Теория высокой степени абстракции | ТГП | философия |
Теория среднего уровня абстракции | ГП, УП и др. | ТГП |
Прикладные исследования | ПО, ОРД, криминалистика | ГП, УП и др. |
ХАОС | ® | КОСМОС |
Ý | порядок, гармония, красота | |
порядок, закон, logos |
Человек не является ценностью;
человек – не личность, а микрокосм.
Главное умение – способность вписаться в установленный порядок.
Всё должно быть в меру.
“Золотая середина”
Ход времени – круговорот | |
цикличность хода времени |
Античное общество
малое количество знаний
ß
наивность аргументации
ß
стихийность мышления
КОСМОС | |
БЫТИЕ от природы | БЫТИЕ от установления людьми “Бытие есть слово” |
Обратили внимание на социальную проблематику.
Люди привыкли жить, опираясь на истины предков, которые неизменны.
Обратили внимание на относительность истины.
Протагор: “Человек есть мера всех вещей”.
Социальные истины зависят от человека, в отличие от природных истин.
Учили сомневаться в авторитете родителей.
2. Сократ (469 – 399 гг. до н.э.) утверждал, что смысл бытия не в слове, а в том, что является “единым во многих вещах и словах”.
единое во многом – идеальное |
Способ достижения единого – сократовская беседа, вопросы и ответы.
ü впервые открывает идеальное;
добродетели:
этический рационализм:
добродетель сознания ® добродетель поведения
ошибка – Сократ считал людей абсолютно рациональными!
ü впервые обратил внимание на то, что “процесс познания – столкновение мнений”;
ПРОБЛЕМА УСТРОЙСТВА КОСМОСА Натурфилософия – философия природы 1. Милеет – Фалéс Милетский пытались найти первовещество – субстрат вода – первооснова бытия
2. Элея – Парменид в мире есть мир мнений и мир знаний мир подвижен и непознаваем Космос – некая сущность (субстанция), которую можно только мыслить, а мысли вечны и неизменны. !в мире видимость вещей и их сущность не совпадают
3. Демокрит из Абдеры (460 – ок. 370 до н.э.) А. Бытие (космос) ≡ атомы + пустота существование атомы (греч. – неделимый) – мельчайшие частицы материальны умопостигаемы в начале 20 века открыта делимость атома (Резерфорд) Б. вещи состоят из атомов и испускают вокруг себя невидимые оболочки. Они несутся по воздуху и, попадая к нам в глаз, оставляют следы, которые мы мыслим. Теория эйдосов, которые, попадая на органы чувств, создают картину мира. В. Впервые ввёл в философию понятие причина. Не разделял необходимые и случайные причины, т.е. всё в мире было задано и предопределено. Эпикур (эллинизм) через 500 лет исправил ошибку, указав, что атомы могут двигаться свободно.
| ПРОБЛЕМЫ Философия занимается проблемами, находящимися на стыке знания и незнания. В основном имеются 2 типа проблем: (1) очень много знаний Ф. выстраивает общую схему, помогающую упорядочить, систематизировать знания (2) нет информации Ф. выдвигает гипотезы, при помощи которых люди ориентируются в ещё непознанном: - биополе; - энергия; - бессознательное; - подсознательное и др. В силу своей абстрактности и того, что проблемы эти возникают на границе знания и незнания, философские проблемы не имеют однозначного решения – они дискуссионны: ü вопрос о соотношении материи и сознания; ü проблема смысла жизни; ü проблема жизни, смерти и бессмертия, их соотношения; ü познаваем ли мир и что такое истина? ü что такое человек? ü почему люди должны жить в обществе? | Философия возникла в 6-8 вв. до н.э. на территории Древней Греции и Древнего Востока, чему способствовало: - усложнение социальных связей и ослабление родоплеменных структур; - расширение торгово-хозяйственных связей, что способствовало культурному обмену и критическому мышлению; - развитие городовой (полисной) системы; - формирование и развитие абстрактного мышления; - появление свободного времени, которое использовалось, в т.ч. и для занятий философией; Хронология и краткая характеристика основных этапов Причины возникновения ф-фии являются и причиной её развития. Данный вопрос является дискуссионным. Основные этапы развития мировой ф-фии преимущественно связываются только с развитием западной ф-фии. Существуют разногласия в том вопросе, какую ф-фию считать как этап развития, а какую не считать. Этап – есть существенное приращение, новое слово, новый шаг в ф-фии. Основные этапы: 1) Греческая (античная) ф-фия. 7 в. до н.э. – 4 в. н.э. (классика – Сократ, Платон, Аристотель). 2) Средневековая ф-фия. до 15 в. н.э. На этом этапе ф-кое обоснование божественности мироздания (теоретическое) Фома Аквинский, Августин. 3) ф-фия Возрождения 15 – 16 вв. (Джордано Бруно, Галилей, Коперник, Кузанский). 4) ф-фия Нового Времени 17вв. Это ф-фия науки и прав человека. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Джон Локк ). 5) 18 в. ф-фия Просвещения: ф-фия энциклопедических знаний, науки. (Руссо, Вольтер). 6) немецкая классическая ф-фия 1780–1830г. (Кант, Гегель). Создана ф-фия познания в лице Канта, классическая теория движения и развития (Гегель). 7) неклассическая западная ф-фия, вторая половина19в. Иррационализм Шопенгауэра и Ницше, рациональная ф-фия (Спенсер). 8) вторая половина 19в. марксистская ф-фия. начало 20в. (Маркс, Энгельс, Ленин). 9) русская ф-фия. середина 19 – начало 20в. (П. Чаадаев, Владимир Соловьёв, Булгаков, Бердяев). Обобщение этапов: самыми выдающимися этапами мировой ф-фии были греческая и германская ф-фии. Самыми длительными этапами были: греческая и средневековая ф-фия. Самым насыщенным ф-ким временем был 19 век. |
6. ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА И АРИСТОТЕЛЯ 1. ПЛАТОН идея (эйдос) лежит в основе бытия. согласно здравому смыслу, нет сомнений, что мы узнаём вещи. Но как? 1. В нашей голове существуют эталоны вещей (эйдосы). Сравнивая их с вещами, мы подбираем нужный эталон и узнаём вещь. 2. Предметы движутся, но сами они двигаться не могут. Их движет некая сила (идея). 3. У человека есть чувства и разум: чувства даны для изучения материи, а разум – идеи. 4. Сходные вещи имеют подобные черты, поскольку в них общая идея. Термин “идея” и идеализм Платона вырос из обычных познавательных интересов Платона. | 7. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ЭЛЛИНИЗМА (ЭПИКУР, СЕНЕКА, СКЕПТИЦИЗМ) ЭЛЛИНИЗМ с 4 века до н.э. Кризис полисной системы. власть основывается на силе. Центральная проблема – смысл жизни. от БЫТИЯ к НРАВСТВЕННОСТИ Появилось Римское Право, которое удовлетворяло знание о праве и обществе. Сократ: “Знаю, что такое нравственная добродетель и поступаю в соответствии с ней”. 1. ЭПИКУР атомы могут уклоняться от своей траектории ß судьба есть, но от неё можно уклониться, потому что человек свободен. Живи незаметно, спрячься в частную жизнь. 2. СЕНЕКА “Судьбу преодолеть нельзя, но её можно познать”. “Знающего судьба ведёт, незнающего – тащит”. “Знаю порядок и подчиняюсь ему”. · Что такое смерть <1> – смерть – то, с чем мы никогда не встречаемся; она момент; <2> – 1й день жизни – начало смерти; смерть – процесс; · Идеал блаженства
¯ апатия | 8. ОСОБЕННОСТИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ 5–15 вв. н.э. – Средневековье Феодализм использовал: - внеэкономическое принуждение; - экономическое принуждение; <Христианство>: человек – ценность Религиозная философия обосновывала веру при помощи разума. Богословие – только вера и религиозное мировоззрение. Этапы философии: 1. патристика (произведения “Отцов Церкви”) 5–12 вв. 5 век – Аврелий Августин (Блаженный) 2. схоластика – 12–15 вв. (3 этапа: 9-12; 13; 14-15 вв.) schola (лат.) – школа 13 век – Фома Аквинский ü изучали отношение знания к вере; ü отношение общего к частному (спор об универсалиях), природа родов и понятий § реализм – универсалии существуют реально, независимо от человека; крайний реализм – Ансельм Кентерберийский – добро, зло, истина, справедливость существуют реально и вне отдельных поступков. § номинализм – универсалии реально не существуют, есть только общие имена; нет людей вообще, есть лишь отдельные люди. Особенности 1. Признание акта сотворения мира Богом (креационизм); Творение – волевой, разумный акт определённый порядок: Бог – Отец ангелы и души человек живая природа неживая природа у человека, как и у Бога, есть разум и воля, но есть и животное начало. Человек – полуангел, полузверь. Если есть воля, значит должен быть кто-то, кто ей подчиняется ® человеку дана природа. 2. Откровение Бога через: - Библию; - проповедь Церкви; - природу, которую надлежит изучать. Проблемы 3. Образ Бога до 12 века: главное – воля (карающая сила) с 12 века: Бог – не только воля, но и разум знание « вера <Тертуллиан>: “Верую, ибо нелепо” – вера ® разум; <Августин>: ”Верую, чтобы понимать” – условие для познания; <Фома Аквинский>: ”Лучше понимать, чем слепо верить” – кто может понимать – хорошо; <Пьер Обильяр>: ”Понимать, чтобы верить”. 4. Проблема спасения души
Церковь: - нужно верить в Господа; - слушать Святую Церковь Церковь осудила оба варианта и в 12 веке Фома Аквинский даёт новое решение проблемы спасения: хорошее обращение с деньгами не осуждается НЕТ ростовщичеству НЕТ спекуляции исчезает идеал честной и святой бедности ß Один из путей спасения – совершение добрых дел на земле. Эти дела могут быть и прибыльными (торговля, производство). Фома говорит, что можно спастись уже сейчас (на земле). | Наши рекомендации
|