Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 1 страница

J

нии правителей к народу, господина к слугам, старших к младшим по возрасту. Отметим, что в период, когда в современном Китае у власти был Мао-цзздун, там проводилась кампания "Критики Кон­фуция". Стоит поразмыслить о причинах таких кампаний.

Во главе государства, — учил Конфуций, — должны стоять муд­рые люди, которые своим примером должны воспитывать поддан­ных. Управлять — это значит "исправлять имена", т. е. ставить каждого на свое место. "Государь должен быть государем, санов­ник — сановником, отец — отцом и сын — сыном" не по имени, а реально, на самом деле. Конфуций призывал к нравственному со­вершенствованию всех людей, независимо от их положения. Кон­фуций жил в период государственной раздробленности Китая. Он выступал против распрей между правителями царств и требовал объединения Китая под руководством династии Чжоу. Во II веке до н. э. Китай был объединен под властью династии Хань.

Император У-ди объявляет конфуцианство официальной идео­логией. Конфуцианские принципы были возведены в канон, а сам Конфуций был превращен в основоположника религии. В Китае на­чалось строительство храмов в честь Конфуция.

Даосизм

Основателем даосизма был философ Лао-цзы, живший в VI — V вв. до н. э. Его взгляды нашли отражение в книге "Дао-де-цзин" (книга о дао и де), написанной позднее в IV — III вв. до н. э. Основ­ная идея его учения — это понятие "дао" — естественного закона, который не зависит ни от Бога, ни от людей и является всеобщим законом движения и изменения мира. Утверждается также сущест­вование субстанции "ци" (воздух, эфир), которая вместе с "дао" со­ставляет основу бытия всех вещей. Лао-цзы признает развитие яв­лений, возможность перехода их в свою противоположность. "Одни вещи уходят, другие приходят, одни расцветают, другие увядают, одни становятся прочными, другие хиреют; одни появляются, дру­гие разрушаются. Неполное становится полным, кривое прямым, пустое становится наполненным, ветхое сменяется новым". Это за­кон самой жизни, ибо противоположность есть действие "дао".

Последователями Лао-цзы были Чжуан-цзы (IV — III вв. до н. э.) и Ван-Чун (I в. н. э.), в трудах которого даосизм приобрел материа­листический характер. Следуя за Лао-цзы, даосы развивают учение о коренных противоположностях бытия, которые получили назва-

20 —



ние "инь" и "ян". Все существа носят в себе инь и ян, наполнены "ци" и образуют гармонию (книга о дао и дэ).

Даосы противопоставляют свой этический идеал идеалу конфу­цианцев. Согласно конфуцианству, идеалом является "благородный муж", согласно даосам — "совершенномудрый", тот, кто предостав­ляет всему идти своим путем. Они отвергают ценности конфуциан­цев — человеколюбие и другие. Это, с их точки зрения — позиция взаимной выгоды. Совершая добрые дела, конфуцианец надеется на воздаяние, в противном случае наказывает. Социальный идеал даосов — в прошлом, а не в будущем, в патриархальной жизни древних общин. В древности народ не был подавлен, так как небес­ное "дао" — как регулятор, отнимало у богатых и отдавало бедным. Как видим, идеал даосов — реакционен. Вместе с тем в нем име­ются положительные моменты. Даосы — противники войн. "Путь "дао" — это путь мира. "Когда в стране существует дао, лошади унавоживают землю, когда в стране отсутствует дао, боевые кони пасутся в окрестностях". Ведь "хорошее войско — средство, порож­дающее несчастье". Правители должны стремиться к миру и быть уступчивыми к соседям. Главное в даосизме — идея естественной закономерности. "Человек следует законам земли. Земля следует небу, небо следует дао. А дао следует самому себе". В древнеки­тайской философии было выработано учение о 5 элементах. Ими считали землю, воду, огонь, дерево и металл.

3. Первые греческие философы. Милетская школа. Гераклит

Первая философская школа возникла в VI веке на территории.
Малоазиатской Ионии в городе Милете, который был_тогда торгог
вым и культурным центром Греции. " Г

Фалес происходил из зажиточной семьи, занимался торговлей,, много путешествовал. Он учился у восточных мудрецов, бывал 8; Египте, усвоил достижения вавилонских астрологов. Аристотель называет Фалеса первым математиком, первым физиком, первым философом. Геродот сообщает, что Фалес предсказал солнечное за­тмение 585 года. Сочинения Фалеса до нас не дошли. О его жизни, и воззрениях мы знаем из сочинений более поздних авторов. Фалес

— 21 —

Г

первый в античной философии ^.выдвинул проблему субстанции, т. е. первоначала. Всех философов этого периода интересует, воп-рос: что лежит в основе всех вещей, какова та первоматерия, та стихия, которая сохраняется, не исчезает в процессе разнообразных изменении и метаморфоз (т. е. превращений) вещей и явлений при­роды. И Фалес таким первоначалом считает воду.

Исходя из того, что Фалес и его последователи в качестве перво­начала берут нечто материальное, их учение называют стихийным, наивным материализмом, хотя ..сам термин, материализм был вы­двинут позднее. Но вода Фалеса, — отмечают исследователи, — это не просто вода, а вода разумная, божественная. "Мир полон богов" (политеизм). Магнит имеет душу, считал Фалес, потому что он при­тягивает железо. Диоген Лаэртский пишет о Фалесе: "Началом все­го он считал воду, а мир считал одушевленным, полным богов". Т. е. учению Фалеса присущ гилозоизм (одушевление природы).

Учеником и_последователем Фалеса был Анаксимандр (611 — 545 до н. э.). Согласно его воззрениям, основой всего сущего яв­ляется "апейрон_"__— беспредельное, безграничное, бесконечное первоначало. Хотя Анаксимандр и считает его телесным, он не конкретизирует вид, форму первоначала, не ищет его в чем-то ви­димом, наблюдаемом, т. е. в опыте, это означает шаг вперед в по­нимании субстанции. Мысль Анаксимандра идет от конкретного к абстрактному, от образного представления — к понятиям. Поэтому исследователь античной философии В. Виндельбанд называет его первым метафизиком (в аристотелевском смысле — философом). Миры рождаются и гибнут. Вечен лишь апейрон — процесс жиз­ни мировой материи, Анаксимандру принадлежит также гипотеза о происхождении жизни в водной стихии, точнее — на границах моря и суши, о происхождении человека от животных. Мыслители более позднего времени оценивали учение Анаксимандра об айпероне как материалистическое (Аристотель, Ф. Энгельс и др.). А христианский богослов Августин писал, что Анаксимандр "ничего не оставил бо­жественному уму". Хотя богов он не отрицал, но не богами создан воздух, они сами из воздуха. "Что же — тогда в них божественно­го?" — спрашивает Августин.

Третьим представителем милетской школы был Анаксимен. ко­торый первоосновой бытия полагал воздух, т. е. сохраняющееся ми­ровое вещество-субстанция — снова мыслилась как эмпирически наблюдаемое. Воздух особенно подвижен, особенно изменчив. "Как

— 22 —

душа наша, будучи воздухом^ сдерживает нас, так и воздух охва­тывает весь'мир", Из_в_оздуха_через р_азряжение образуется огонь." "■ а через сгущение последовательно — ветер, облака, дождь, вода,

земля и камни.

Милетцы не занимались проблемами психологии, духовным миром человека. Лишь Анаксимен говорил, что душа воздушна. В 494 г. до н. .э. после битвы при Ладе Милет был разрушен, ми­летская школа прекратила свое существование. Однако натурфило­софская традиция, заложенная ими, через несколько десятилетий, получила свое продолжение в понтийском городе Эфесе.

_£?.РЯИЛит .(VJ.в. до н. э.) происходил из царского рода. Буду­чи наследником семьи царей-жрецов, отказался от царских прав в пользу брата. Как и милетиев, Гераклита главным образом интере­суют проблемы натурфилософии — какова сущность природы, что лежит в основе всех вещей. Первоосновой всего Гераклит считает огонь, который, претерпевая различные изменения, становится во­дою, землею (путь вниз), воздухом, небеснымв-теламн. (путь вверх), и другими явлениями и состояниями природы_''Все..обменнв.ается на„ огонь, и огонь на все, как на золото —товары и на товары — зо-_ Лото^. Поэтично Звучит следующий фрагмент из Гераклита: "Мир, единый из всего; не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, мерами воспламеняющимся и ме­рами потухающим".

Важную роль в философии Гераклита имеет понятие Логоса (слово), который следует понимать как интуитивную догадку фи­лософа о наличии закономерности в природе. "Не мне, но логосу' внимая, — учил он,— следует признать, что все едино" ЛТовинуясь Логосу, миры возникают и исчезают... Гераклит вводит понятие о1 "мировом годе", периоде, по истечению которого все гибнет в ми-ровом пожаре, чтобы потом снова возникнуть. "Мировой пожар все' обоймет и всех.рассудит".

„^Гераклит — один из основателей диалектики как учения об из­менчивости не только сознания, но и объективного бытия. Именно" ему приписывают известный афоризм "Все течет, все изменяется". Идее изменчивости посвящены многие фрагменты. "В одну и ту же реку нельзя войти дважды, на входящего текут все новые и новые1 воды". "Солнце не только новое каждый день, но и вечно, непре­рывно новое". Процесс изменения, согласно Гераклиту, неразрывно связан с взаимодействием и борьбой противоположностей. "Враж-

— 23 —

дующее „сводится, из расходящегося прекраснейшая гармония, и все происходит через борьбу". "Война (борьба) — отец и царь всего: одним она определила быть богами, другим — людьми: одних она сделала рабами, других — свободными". Противоположности отно­сительны и могут переходить друг в друга. "Одно и то же в нас — живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое. Ведь это, изменившись, есть то, и обратно то, изменившись, есть это".

У Гераклита находим и зачатки гносеологии (теории познания). Познание — трудный процесс. "Природа любит скрываться". Он выделяет два рода познания: с помощью органов чувств и с помо­щью разума. Целью познания является постижение логоса и жизнь сообразно ему. "Мышление — великое достоинство, и мудрость состоит в том, чтобы, прислушиваясь к природе, поступать с ней сообразно".

Гераклит — аристократ по происхождению, критически отно­сился к демократическим движениям и к демократии как форме правления, но требовал уважения к достойным, лучшим, уважения к закону. "Многие — плохи, немногие же — хороши. Один для меня — десять тысяч, если он наилучший".

Выдающееся достижение философии Гераклита — это идея раз­вития, понимание мира как процесса.

4. Пифагорейская школа

Основателем пифагорейской школы был математик Пифагор (VI — V в. до н. э.) Он родился на острове Самосе. По свидетель­ству древних авторов, много путешествовал, учился у египетских и вавилонских жрецов, возможно, побывал в Индии. Обосновав­шись в Италии, основал философски-этическое сообщество "Пифа­горейский союз". Центром этого союза был город Кротон, филиа­лы имелись и в других городах. Пифагорейцы принимали активное участие в политической борьбе в своих городах, в связи с чем, по свидетельству более поздних авторов, против них предпринимались враждебные акции. В частности, в Кротоне были сожжены дома, где проходили собрания пифагорейцев. Их политические симпатии неясны. По-видимому, они выступали за сильную власть, против анархии н смуты. Велик был авторитет Пифагора в сообществе.

— 24 —

I

"Как в космосе бог — источник власти и порядка, так и в сообщес­тве — Пифагор". Такой была общая позиция. Пифагорейский союз был организацией со своим уставом и распорядком жизни. Вступа­ющие в него сдаеали свою собственность особым экономам. Уделя­лось большое внимание гимнастике, музыке, медицине, философии и, особенно. — математике. В союзе культивировалась дружба, товарищество, подчинение младших старшим. Выше всего ценился созерцательный образ жизни, образ мудреца, возвысившегося над

страстями.

Первые пифагорейцы по интересам близки милетцам. Как и ми-летцы, они ставят вопрос о сущности всех вещей, об их первоос­нове, и таковой, с их точки зрения, является число. Но число есть знак, символ, т. е. оно, в сущности, невещественно, оно — лишь на­чертание. Таким образом, в качестве главного, сущностного начала выделяется идеальный компонент бытия, реальная основа которо­го — количественная определенность всего сущего. Пифагорейцы придавали числам мистическое значение. Так. число десять они счи­тали священным, (первые числа 1, 2, 3, 4 — в сумме дают десятку). Космос, Вселенная мыслилась ими как"*единство десяти небесных тел, которые, вращаясь, создают музыку сфер — мировую гармо­нию. Аристотель пишет: "Ввиду того, что десятка (декада), как им представляется, есть нечто совершенное и вместила в себя всю природу чисел, то и несущихся по небу тел они считают 10, а так как видимых только 9, поэтому на 10-ом месте они помещают про-

тнвоземие".

Пифагорейцы внесли значительный вклад не только в филосо­фию, но и в зарождающиеся науки — математику, медицину, акус­тику. Они знали тоны, полутоны (музыкальная акустика). Они ле­чили тело гимнастикой, а душу — музыкой, стремились избегать отрицательных эмоций: гнева, уныния, тревоги. Ученик Пифагора Клифон стал родоначальником Кротонской медицинской школы.

Пифагорейцы жили в условиях господства мифологического со­знания, веры в божественный Олимп, и эта вера была естественной для них. Хотя явно прослеживается и тенденция к монотеизму — признанию единого бога. Гиппас, один из представителей раннего пифагореизма, например, утверждал "число — это первый образец творения мира, орган суждения творца — бога". Пифагор усвоил многое из восточных культов, в частности, — веру в переселение душ. Живший позднее Ксенофан говорит о Пифагоре следующее:

25 —

т

"И как-то раз, когда били какого-то щенка, он, проходя мимо, по­жалел его и изрек: "Перестань его бить! В нем душа дорогого мне человека, которую я узнал, услышав издаваемые ею звуки". Пифа­горейцы верили в магию и практиковали ее, верили, что с помощью магических действий можно нанести человеку вред или, напротив, обеспечить удачу.

Заслуга пифагорейцев — не в этих исторически обусловленных особенностях их мировоззрения и практики; они выступили пер­выми пропагандистами философии, внесли значительный вклад в науку, и главное — выявили количественную закономерность при­роды, как ее всеобщую, универсальную характеристику. Тем самым пифагорейцы подготовили возникновение математического естест­вознания.

Пифагорейская школа пережила своего создателя и просущест­вовала несколько столетий.

9 5. Элеаты j|

.,, ..1-

Этим термином называют философское учение группы едино­мышленников, живших в VI — V веках до н. э. Название школа получила от города — Элея, греческой колонии на территории юж­ной Италии, где жили крупнейшие ее представители. Основателем ее был Ксенофан Колофонский, главными представителями — Пар-менид и Зенон из Элей, Мелисс Самосский. О биографии филосо­фов известно немного. Более поздние авторы сообщают, что Ксе­нофан, родившийся в Колофоне (Иония) вынужден был покинуть родину, т. к. в 546 году Колофон был захвачен персами. Он вел жизнь странствующего поэта. О Пармениде читаем у древних, что он разработал законы для родного города. Зенон, по свидетельству Плутарха, погиб героической смертью в борьбе с тиранией.

Философия элеатов трудна для понимания. В центре их интере­сов — категории бытия, единого, движения. Как отмечают исследо­ватели, в трудах этих мыслителей категория бытия впервые приоб­рела действительно философский характер. Бытие понимается ими как субстанция, т. е. как то, что всегда существует, никогда не исчезает и составляет основу всего конкретного. Бытие, сущность природы, следует отличать от бывания (конкретных вещей и процес-

— 26 —

И

сов). Первое — вечно, едино и неподвижно ("Единое — вот что та­кое Бог" — Ксенофан). Мир бывания или явлений, напротив, пред­ставляется человеку множественным и подвижным. У Парменида подобный ход мыслей резюмируется в категоричном утверждении: "Бытие есть, небытия — нет". Этому тезису впервые дается чисто логическое обоснование. О небытии мы не можем даже помыслить, так как, если мы начнем рассуждать о небытии, оно становится предметом мысли, ее содержанием, т. е. чем-то существующим, следовательно, оно — есть, оно — бытие. Второй тезис: "Бытие едино, неделимо и неподвижно". Этот тезис логически вытекает из первого утверждения. Если небытия не существует, то бытие едино и неподвижно. "В самом деле, разделить бытие на части могло бы лишь небытие, а его нет. Ведь всякое изменение предполагает, что" нечто исчезает и что-то появляется, но небытия нет, следовательно, это невозможно. Поэтому бытие едино и неизменно, "подобно массе (плотного) хорошо закругленного шара".

Проблемой соотношения бытия, движения и покоя активно за­нимался ученик Парменида Зенон, защищавший позицию учителя. Его апории (дословно — затруднения) против мыслнмости движе­ния вызвали широкую дискуссию в науке, особенно — среди мате­матиков. Зенон применил один из важнейших методов логической аргументаций — доказательство от противного. Возможно даже, что он был первым философом, применившим его. Известны апории Зенона "Стрела", "Дихотомия", "Ахиллес", "Стадион". Рассмотрим некоторые из них. В апории "Стрела" Зенон доказывает, что полет стрелы слагается из суммы неделимых отрезков пути (точек) и мо­ментов времени. Если допустить, что стрела движется, значит надо признать, что она одновременно находится в той или иной точке пространства-времени, и не находится в ней (что противоречиво). Признание движения означало бы возможность преодоления беско­нечных интервалов пространства и времени, что невозможно. Вы­вод: "Летящая стрела покоится". 2. "Дихотомия" (разделение на 2). Чтобы пройти определенный путь, — рассуждал Зенон, — надо пройти половину пути, для этого, раньше — половину этой полови­ны, т. е. 1/4, далее 1/8 и так до бесконечности, что невозможно. Но этот (как и другие) аргумент доказывает лишь трудность логическо­го анализа движения как единства прерывности и непрерывности, а не его отсутствие в реальности. Но Зенон и не думал опровергать последнее, т. е. наличие движения в опыте. Основная — мысль Зе-

— 27

¥

нона состоит в том, что прерывность, множественность, движен^ характеризует картину мира как она воспринимается чувствами. Он, как и все элеаты, вводит в науку проблему различения сущности и явления, субстанции и форм ее существования. С этого различе­ния собственно и начинается философия. Приведем стихотворение А. С. Пушкина, посвященное апориям Зенона.

"Движенья нет, — сказал мудрец брадатый.
[ Другой смолчал и, стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить.
1' Хвалили все ответ замысловатый.

■■Г1'

Но все ж, друзья, при мысли сей

Другой пример на память мне приходит, к

■(/

Ведь каждый день пред нами солнце ходит, ',';.

Однако ж прав упрямый Галилей".

Великий поэт глубоко проник в смысл концепции элеатов; нет тождества между миром сущности и миром явлений. Если бы сущ­ность и явления совпадали, то всякая наука была бы излишней.

Апории Зенона дошли до нас в изложении комментаторов и, пре­жде всего, — Аристотеля, критиковавшего их в своей "Физике". Вокруг апорий существует обширная философская и научная ли­тература. Они стали темой многих дискуссий, особенно в области обоснования математики, связанных с проблемой абстракции акту­альной бесконечности.

Заслугой элеатов является именно выдвижение проблемы соот­ношения мышления и бытия, хотя и "в неразвитой, темной форме", в привлечении теоретических, логических методов к обсуждению этой проблемы. Тем самым они ввели в философию логику дока­зывания, содействуя становлению ее как теоретической области знания.

*' 6. Софисты и Сократ

Деятельность софистов приходится на 2-ю половину пятого — первую половину IV в. до н. э. Это был период, когда в Афинах установился строй рабовладельческой демократии, прерванный на некоторое время властью олигархов (4!1 г. до н. э.). Демократия предоставила всем свободным гражданам афинского полиса право

— 28 —

I

участвовать в политической жизни, выступать в народном собрании, защищать свои интересы в суде. Это вызвало необходимость под­готовки граждан к такой деятельности, потребность в повышении уровня образования. Важнейшими предметами обучения становятся риторика (теория красноречия), логика, знание о языке.

Появились платные учителя риторики и философии. Их стали называть софистами. "Софист" — буквально — учитель мудрости, учитель науки(. Наиболее известными среди софистов были Прота-гор, Горгий, Гиппий. Продик. Антифонт и Критий).

Для софистов характерна ориентация на изучение человеческих проблем. Занимаясь логикой, риторикой софисты внесли определен­ный вклад в формирование науки о языке. Протагор изучал синтак­сис предложения, изменение слов, Продик заложил основы учения о синонимах.

Их социально-политические взгляды необычны для того времени: они высказывали идеи равенства людей, утверждая, что "природа никого не сделала рабом". Софисты критически относились к тради­ционным для греков религиозным верованиям.

Обучая искусству речи, софисты ближе познакомились с пси­хологической стороной человеческих отношений. Они поняли, что с помощью убедительной речи можно обосновать и защитить вы­годную для выступающего позицию, даже если она не истинна. Что приводит их к субъективизму и скептицизму. "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют", — говорил Протагор. Платон поясняет эти слова Протагора: тем самым утверждалось, "что-де какой мне кажется вещь, такова она и есть, а какой тебе, — такова же она, в свою очередь, для тебя". Отсюда вытекает — истина относитель­на. — таким образом, положение — человек есть мера всех ве­щей — приобретает негативную окраску.

Софисты приходят к выводу об относительности понятий истины, добра, справедливости, закона. Непреложно, обязательно только то, что вложено в нас природой, ее требования, ее законы; законы же издаваемые людьми только относительны. Такая позиция вела к расшатыванию общественной морали, общественного порядка и вызвала негативную реакцию Сократа и более поздних философов. Сократ (около 470 — 399 гг. до н. э.) — древнегреческий фило­соф по своему образу жизни скорее был народным мудрецом, чем философом в традиционном понимании. Он ничего не писал, пропо-

— 29 —

ведовал на площадях, в общественных местах. Вступал в беседы с каждым, кто желал говорить с ним. О его взглядах известно из сочинений его ученика Платона и других авторов. В конце жизни по доносу был привлечен к суду и приговорен к смерти за "введение новых божеств и развращение юношества" (имелось в виду духов­ное влияние Сократа).

Сократ задает философии антропологическое направление, т. е. считает главной ее задачей — изучение человеческих проблем, а не проблем бытия природы. Ведь природа нам неподвластна, мы не можем влиять на нее. а наши человеческие дела — в нашей власти. Отсюда его знаменитое: "Познай самого себя" (была такая надпись на воротах храма в Дельфах).

В области собственно человеческих проблем Сократ выделяет, прежде всего, вопросы духовного бытия человека и особенно эти­ческие вопросы. В противоположность софистам, утверждавшим относительность нравственных норм, Сократ считал, что сущест­вует некая общечеловеческая норма добра, стоящая выше инди­видуальных различий и точек зрения. Общественная жизнь долж­на следовать этой норме. В области этики Сократ выступил как рационалист, полагая, что нравственность может быть обоснована разумом. Это выражается в его утверждении, что добродетель осно­вана на знании добра, и знанию лобра надо учить людей. Знать и не поступать так. как человек знает, ему следует поступать, казалось Сократу невозможным. Когда Сократу говорили, что человек может знать, что есть добро, и что есть зло, а поступать вопреки этому знанию, руководствуясь лишь своим интересом, Сократ возражал на это следующим образом: "Вы говорите, что добродетель нередко игнорируется, потому, что она не всегда ведет к счастью, но я имен­но это оспариваю, утверждая, что нет пути более надежного и бо­лее непосредственно ведущего к счастью, чем путь этой самой доб­родетели. Люди действительно отклоняются от пути добродетели, но не оттого, что он на самом деле не благий. а потому что они по неразумению принимают его за таковой... Добродетель — величай­шее, реальное благо". Этими рассуждениями Сократ предвосхитил искания более поздних моралистов, обосновывающих идеалы добро­детели в рамках религий.

Велика заслуга Сократа в разработке методов отыскания исти­ны путем диалектического сопоставления и обсуждения различных точек зрения. Знать какой-либо предмет, считал Сократ, это значит

— 30 —



уметь определить его понятие. При этом необходимо идти от зна­ния частных случаев к выявлению того общего, что объединяет эти случаи, Например, от знания частных фактов проявления мужества к определению, что такое "мужество" вообще. Сократ, по словам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные доказательс­тва и давать общие определения.

Сократ критиковал недостатки демократии (не всегда выбира­ют лучших), но не был антидемократом. Философ XX века Карл Поппер считает, что, выступая за свободное обсуждение проблем, свободу критики Сократ содействовал развитию демократических традиций. ("Открытое общество и его враги").

Сократ — один из великих моралистов человечества, обосновы­вающий необходимость морали и права для сохранения стабильнос­ти и процветания общества. Жизнь Сократа — пример единства слова и дела. Имея возможность избежать насильственной смерти путем побега, Сократ отказался это сделать, утверждая свое уваже­ние к законам. Сократ умер, приняв чашу с ядом.

Философия Сократа прокладывала путь к объективному идеа­лизму. Гегель характеризовал Сократа как "всемирно-историческую личность", ибо в его философии "дух обратился к самому себе... в форме философской мысли".

, f 7. Идеализм Платона

.. Платон (427 — 347 г. до н. э.). Подлинное имя Платона — Арис-токл. Прозвище Платон (широкий) предположительно получил от учителя гимнастики за широкий лоб. По происхождению Платон про­исходил из рода царей. Учителями Платона были Сократ и Кратил. После гибели Сократа Платон покинул Афины и многие годы провел в путешествиях. В частности, он посетил в 380-х годах Италию и Сицилию, здесь лично познакомился с пифагорейцами. Его контакты с сицилийским тираном Дионисием старшим закончились для Плато­на неудачей. Дионисий не принял его советов, его вмешательства в политическую жизнь и отправил его на невольничий рынок. Только помощь друзей спасла Платона от рабства. Вернувшись в Афины. Платон основал свою философскую школу, названную академией ь честь греческого героя — Академа. Платоновская академия просу-

— 31 —

кггвовала 915 лет (386 г. до и. з. — 529 г. н. э.} Здесь придавали

пьшое значение математике. Над входом в школу висела надпись: "Не геометр да не войдет". В Академии Платон читал лекции в ос- новном аристократической молодежи, применяя сократовский метод. "Это были беседы, поиск истины совместными усилиями". Лекции Платона позднее были изданы Аристотелем и другими em учениками. Платон предпринял еще две поездки в Сиракузы, имея в виду оказать влияние на Дионисия младшего. Он надеялся на реализацию своего проекта преобразования государства. Результатом этих путешествий была новая попытка продать его в рабство.

Произведения Платона, кроме "Апологии Сократа", написанной в форме монолога, представляют собой диалоги, в которых главным действующим лицом и духовным авторитетом является Сократ. Фи­лософские идеи излагаются в них в художественной форме.

'ЛХентральное звено философии Платона — учение о подлинном бытии — мире идей. Органы чувств, согласно Платону, не могут нам дать знания истинного бытия. Ведь с помощью органов чувств мы наблюдаем мир вещей, которые изменчивы и преходящи, т. е. невечны. Что же образует слой подлинного бытия, т. е. того, что не­преходяще, что не возникает и не исчезает, всегда существует? Это мир духовных сущностей — идей, существующих вне пространства и времени.

Наши рекомендации