Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 21 страница
Знаю я, что не цветут тамчащи, Не звенит лебяжьей шеей рожь. Отгого пред сонмом уходящих Я всегда испытываю дрожь.
Знаю я, что в той стране не будет
"'
Этих нив, златящихся во мгле.
Оттого и дороги мне люди, Что живут со мною на земле.
В 1 924 г. Есенин публично отказался от принципов има жинизма. Зрелый Есенин сказал о себе: « ftе хочу отражать крестьянские массы, не хочу надевать хомут Сурикова или Спиридонова-Дрожжина. . . Я просто русский поэт»2• Свое от-
1 Мойвек,моидрузья и подруги. Воспоминания Мариенгофа, Шер шеневича,Грузинова.С.695.
2 Памяти Есенина. М" 1926. С. 1 1 4.
ношение к кардинальным историческим изменениям и пре образованиям патриархальной Руси в индустриальную Совет скую Россию Есенин воплотил в поэтической трилогии
«Возвращение на родину» , « Русь Советская» (1 925}. Поэт и благословляет новую жизнь, и говорит о своем, «неведомом» пути:
Цветите, юные ! И здоровейте телом ! У васиная жизнь, у васдругой напев,
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
"#
В «Руси Советской» поэт искренен, заяв�я: « Отдам всю душу октябрю и маю, / ftо только лиры милой не отдам». Пройдя через опыт поэтического эксперимента, не вмещаясь
при этом в рамки имажинизма, но и не теряя веры в «органи ческий образ», поэт чутко впитывает пушкинскую традицию. Отзывы критиков и реакция современников поэта отразили эти классические рецепции в мироощущении и эстетике Есе нина.
Есенин прежде всего лирик. Его поэзия носит исповедаль ный характер. Поэт воплощает и гармонию любви, ее очища ющее и возвышающее начало, и драматизм страсти, и безвоз вратность чувств («Ты меня не любишь, не жалеешь» ). Он часто использует формы посланий, прямых обращений к воз любленной («Письмо к женщине», 1924) , в которых призна ется в одиночестве, подавленности «роком событий» . В по слании «Шаганэ ты моя, Шаганэ... » (1 924) любовная тема ок рашена чувством нерасторжимой связи с родиной: « Эти во лосы взял я у ржи»; «Я готов рассказать тебе поле»; «Про вол нистую рожь при луне / По кудрям ты моим догадайся» . ftа дежда на духовное возрождение выражена в «Письме к ма тери» (1 924) , в котором звучат покаяние и тоска, чувство сы новней вины перед жизнью и кровной связи с отчим домом и матерью («Ты одна мне помощь и отрада» ).
Итоговыми произведениями Есенина стали проникновен ный лирический цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна
Снегина», окрашенная в светлые, но ностальгические тона, и исповедально-трагическая поэма «Черный человек» ( 1925) , в которой используется сюжет маленькой трагедии Пушкина
«Моцарт и Сальери». Тайный визитер, заказавший Моцарту реквием и не пришедший за ним, вестник смерти, является к поэту и цинично заявляет:
Ах,люблюяпоэтов! Забавный народ.
В них всегда нахожу я Историю, сердцу знакомую, Как прыщавой курсистке Длинноволосый урод Говорит о мирах,
Половой истекая истомою.
Конфликт между черным человеком и поэтом до конца не разрешим. Трость, брошенная в черного человека, разбивает зеркало, отражающее поэта.
· В основе поэмы «Анна Снегина» - жизнь пореволюцион ной деревни. Поэт-рассказчик (герой носит автобиографичес кие черты и имя Сергей) попадает в имение Снегиной, в ко торую когда-то был влюблен. Вместе с ним его друг Прон Ог лоблин, которому теперь принадлежит помещичья земля. В итоге Анна уезжает в Лондон, Сергей - в столицу, а Прона убивают белые. Крестьяне тепло принимают поэта: «Бахва лишься славой не очень / И сердце свое не продашь», сам поэт говорит о своей верности крестьянам: «Но вы мне по-прежне му милы / Как родина и как весна». Обида, высказанная в начале поэмы («Но мало любили нас»), в конце произведения переосмысливается в ином ключе: «Мы все в эти годы люби ли, / Но, значит, любили и нас».
Современники знали, что сердце Есенина принадлежит родимому краю и крестьянскому общинному миру. Истори ческие преобразования, связанные с разрухой, голодом и смертью многих миллионов, не могли быть полностью при няты и оправданы. Поэт мыслит о смерти как желанном по-
кое: «Дайте мне на родине любимой, / Все любя, спокойно умереть!». Умер Есенин трагически, покончив жизнь само убийством, оставив последние, написанные кровью, стихи:
До свиданья, друг мой, до свиданья. Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки, без слова, Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умирать не ново,
Но и жить, конечно, не новей. ;f
о причинах и обстоятельствах смерти поэта писали мно гие исследователи и критики, так и не придя к одной версии. После гибели Есенина было издано собрание его сочинений, но вскоре в Советской России на имя поэта был наложен не гласный запрет. Официальное отношение к его творчеству выразил ft. Бухарин в « Злых заметках» (1 927), где поэт пред стал как выразитель мелкобуржуазных, кулацких настрое ний, чуждых советской культуре, а его настроения и лиризм были осуждены как есененщина (видимо, по аналогии с дос тоевщиной). В народе Есенина всегда любили, гордились его уникальным природным даром и называли « голосом России». Современный исследователь В. Мусатов высказал мысль:
«Есенин - художник мифопоэтической идеи, наследник рус ского символизма. В его творчестве эта идея выявила абсо лютную тупиковость. Однако, пережив ее крушение психо логически очень тяжело, он воплотил ее в собственноf-1 лири ческом герое, который, говоря есенинскими словами, может
«улыбнуться в стихе, шляпу снять, сесть... ». То, что в ранних стихах существовало как идея, адресованная людям, в по зднем творчестве предстало личностью самого поэта, превра тившись в национальный миф»1•
1 Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ века (советский период) . М., 200 1. С. 1 79.
Иftажинизft
Сочинения
� Есенин С.А. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1977- 1980.
Литература
Бельская Л.Л. Песенное слово. Поэтическое мастерство Сергея Есе- нина. М., 1990.
В мире Есенина: Сб. статей. М., 1986.
Марченко А Поэтический мир Есенина. М., 1989.
Мусатов В. История русской литературы первой половины ХХ века (Советский период) . М., 2001.
Прохоров С.М. Фольклор в художественном мире С .А. Есенина.
Коломна, 1 997.
Солн цева Н.М. Сергей Есенин. М., 1998.
Хоgасевич Вл. Некрополь. Воспоминания. М., 1 991.
Объединение реального искусства, или группа ОБЭРИУ, возникла в Ленинграде в 1926- 1930 гг. Она стремилась к об новлению искусства путем отказа от канонизированного ре ализма и продолжения новаций авангарда. flоследний звук
названия группы «у» пародировал «измы» и подчеркивал ко мический эффект в творчестве членов этого объединения. Проблема «реального искусства» затрагивала семиотическую сферу устойчивых правил описания мира, нарушения кото рых вели к неожиданным открытиям творческого познания, обнаружению «новой реальности». « Реальное» в традицион ном смысле подвергалось сомнению, которое разрушало при вычные для европейской культурной традиции точки соотне сения восприятия и мира, ожидания и итога, художественно го описания и границ объективной действительности, моти ваций и способа видения.
Группу основали молодые поэты Даниил Хармс, Александр Введенский и Николай Заболоцкий, некоторое время к ней примыкали Константин Вагинов, Николай Олейников и Ев гений Шварц, с ними активно сотрудничали художники Ка зимир Малевич и Павел Филонов. До создания этой группы существовало неформальное объединение «Чинари», создан
ное А Введенским, Д. Хармсом и Н. Олейниковым, а также
присоединившимися двумя философами - Я. Друскиным и Л. Липавским. « Чинари» существовали недолго и трансфор мировались в другие группы. В этом кружке разрабатывалась теория бессмыслицы на основе принципиальной текучести мысли и языка. Различалось два вида бессмыслицы: первый - бессмыслица речи, в которой слова попадают в непривычный
ОБЭРИУ
контекст, второй - онтологический, т.е. присущий самому бытию.
Обэриуты выступили со своей программой 24 января 1928 г. в Ленинграде на литературном вечере «3 левых часа», кото рый имел шумный успех. Он поразил своей эксцентричнос тью, эпатажем и остроумием. Чтение стихов сопровождалось балетными и цирковыми номерами, во второй части вечера был дан спектакль Д. Хармса «Елизавета Бам», а затем шел просмотр авангардного кино.
Обэриуты находились под влиянием творческих идей Вел. Хлебникова. В середине 1920-х гг. А. Введенский с Д. Харм сом принимали участие в нескольких левых группировках, первой из которых был « Орден заумников DSO», возглавляв шийся А. Туфановым. Деятельность была направлена на раз витие принципов фонетической зауми и новых форм фоне тической поэзии, делалась установка на футуристическую
«Декларацию слова как такового», в которой утверждалось, что «мысль и речь не успевают за переживанием вдохновен ного, поэтому художник волен выражаться не только общим языком (понятия), но и личным (творец индивидуален) язы ком, не имеющим определенного значения (не застывшим, готовым к употреблению) , а заумным». При этом стих пони мался как «фонетическая сущность, образованная из состав ных частей, независимых от смысла», а слово теряло свои обычные графиtJ:еские и семантические очертания.
Освободить поэтический язык полностью от привычных смысловых связей и форм не удалось. Обэриуты погружали фонетическую заумь, сохранявшую звукоподражательные функции, в традиционное лексическое окружение. Однако фонетическая заумь выполняла иную роль, нежели у футу ристов. М. Мейлах показал, что свои поэтические экспери ментальные поиски обэриуты сместили из области заумной фонетики в область заумной семантики. Один из лидеров ев ропейских дадаистов Ж. Риuемон-Дэссень считал, что поис ки заумного поэтического языка русских поэтов можно «рас-
ОБЭРИУ
сматривать как форму русского литературного дадаизма» . Его опровергает А. Эфрос в статье «Дада и дадаизм» , утверждая, что «Россия не знала дадаистского движения». Однако худо жественная практика обэриутов, творческий опыт ничевоков, манифесты которых близки к идеям дадаизма, подтвержда ют связь между основными тенденциями западноевропейс кого и русского авангарда.
|
ведения выстраивали в соответствии с игровыми правилами, не признававшими детерминизм, отбор типичного или важ ного. Пустяк становился главной характеризующей чертой,
случайность превращалась в откровение, мир нелепостей представал как существующее, недостоверное и маловероят ное обретали законные права, этот вывернутый мир небы вальщины отвергал абсолютность любых истин, утверждал парадоксальность и абсурдность жизни и человека.
Многие произведения обэриутов предназначались для сцены, в 1 927-1 930-х гr. их театрализованные представления проходили в петроградском Доме художественной культуры. Идеалом для поэтов группы ОБЭРИУ было искусство абсур да, они отменяли логику общепринятого исчисления време ни, необычным образом « конструировали» свои произведе ния. В пьесах Д. Хармса и А. Введенского герои-марионетки отражали разобщенностьлюдей и обездуховленность их жиз ни. Комическое начало в творчестве обериутов сочетается с трагическим.
20-1 21 305
В 1 930-е гг. группа распалась. Возвращение в русскую ли тературу ОБЕРИУ началось с 1 980-х гг. Московским театром миниатюр была постановлена пьеса Е. Ратинера «Чиж и еж» (1 986) , куда вошли также тексты А. Введенского, Д. Хармса и других авторов, принадлежавших к ОБЭРИУ.
В советском литературоведении обэриутов причисляли к формальным эстетствующим группировкам. В современных научных работах указывается, что алогизм, абсурд, гротеск
не были только формальными приемами, они отражали дис гармонию и конфликтность бытия, обнаруживали эвристи ческий потенциал в привычном, через отрицание выявляли
позитивную роль психа-эмоциональных моментов, связую щих жизнь в осмысленное целое. Обэриуты все привычное превращали в уникальное, раскрывали относительностьокон чательных оценок, особенно авторитарных, создавали новые типы ситуаций, немотивированность и алогичность которых вскрывала ложные ценности и узость обывательских взгля
дов. ftовые способы внутренней организации текста и его
структуры, предложенные обэриутами, отражали общий па фос авангарда и включали открытия футуризма.
Творчество Д. Хармса и А. Введенского по своими откры тиям и поискам соотносимо с образцами новейшей европей ской литературы абсурда.
" Сочинения
� Поэты группы ОБЭРИУ. СПб., 1 994.
Литература
Мейлах М. ОБЕРИУ - Диалог постфутуризма с традицией // Рус ский авангард в кругу европейской культуры. М., 1 993.
Никитаев А. Дадаисты на русской почве // Искусство авангарда: язык мирового общения. Уфа, 1 993.
Панорама искусств. М., 1 980. Вып. 3.
Поftеранц Г. Язык абсурда // Померанц Г. Выход из транса. М., 1 995. Стафецкая М. Феноменологияабсурда// Мысль изреченная. М., 1991. Эфрос А. Дада и дадаизм // Современный Запад. 1923. № 3.
Александр Введенский
В группу ОБЭРИУ входил Александр Иванович Введенс кий (1 904, Санкт-Петербург - 1 941 (?), в заключении) , поэт, драматург, писатель, разделявший взгляды на мир как мир абсурда и нелепицы. В литературе известен с 1920 г., благода ря активному обсуждению среди «чинарей» проблем возмож ностей познания мира и его отражения в искусстве. С конца 1 925 г. вместе с Д. Хармсом выступает на художественных вечерах группы «Левый фланг» . Как и большинство текстов обэриутов, его стихотворения ходили в спис�. Введенский исповедовал такой тип экспериментаторст�а. который не встречался во всех предшествующих направлениях, его твор ческая свобода была направлена на поиск нового, которое могло проявиться, по его мнению, лишь в абсурдно-сюрреа листических новациях.
Центральным понятием обэриутов является «бессмысли
ца» того, что обычно воспринимается как нормальный ход вещей. Введенский с 1926 г. называл себя «чинарь, авторитет бессмыслицы». Своеобразным манифестом обериутов яви лась его поэма « Кругом возможно Бог», в которой он декла рировал:
Горит бессмыслицы звезда, она одна без дна.
ftесмотря на поиск нового, Введенский обращался к тра дициям русского классицизма. Приведенные выше строки явно ассоциируются с известными строками М. Ломоносова:
«Открылась бездна, звезд полна. / Звездам числа нет, бездне дна». «Битва со смыслами», трафаретными и обыденными, становится для поэта художественной самоцелью. Один из принципов поэтики Введенского - «столкновение словесных смыслов». В « ftачале поэмы» поэт, нарушая синтаксические правила, писал:
верьте верьте
ватошной смерти
20*
ОБЭРИУ
верьте папским парусам дни и ночи
холод пастбищ голос шашек птичий срам
ходит в гости тьма коленей летний штык тягучий ад
гром глади каспийский пашет хоры резвые
посмешищ
В стихотворениях Введенского 1920-х rт. эффект «бессмыс лицы» достигался нарушением семантических связей между словами («трещотками брели музеи» или «обедают псалмы по шведски»). В начале 1 930-х rт. в его творчестве открываются новые перспективы. Поэт утверждает эффект «бессмыслицы» как философской основы мира. В стихотворении «Гость на коне» (1 931-1934) возникает апокалипсический образ «гостя», на писанный по законам абсурдистской поэтики:
Человек из человека наклоняется ко мне, на меня глядит как эхо он с медалью на спине.
Он обратною рукою показал мне - над рекою рыбабегалаво мгле,
о ажаясь как в стекле.
F
Гость приносит поэту привычный и радостный мир, про
стой и понятный, и в этом его высшее предназначение: он приходит
на собранье :м;:ировое насекомых и наук,
скал и беса,
ПТИЦ И НОЧИ, CЛOtl И ДНЯ.
Поэту наконец-то дано увидеть мир в первозданной ясно
сти:
".я увидел край коня. Конь был гладок,
без загадок,
прост и ясен как ручей.
Как и Д. Хармс, Введенский строит свою поэтику на слу чайных ассоциациях, немотивированных уподоблениях. Чаще всего тексты создаются по принципу народного выра жения: «В огороде бузина, а в Киеве NJ.NзKa». Вещи и явления из разных рядов оказываются соположенными в соответствии
с принципом бесконечного называния, сосI?,едоточения аб сурдных деталей:
вьются демоны как мухи над кусочком пирога показали эти духи
руки, ноги и рога звери сочные воюют лампы корчатся во сне
дети молча в трубку дуют бабы плачут на сосне
Образы «вьются)> , создавая неконтролируемый «Поток сознания», вбирающий все видимое и все приходящие на ум случайные ассоциации, но при этом стиховая метрика может указывать и на свой классический образе� (в данном случае
«Бесы» Пушкина) . Слова кажутся произвольными, точные рифмы оказываются семантически бессмысленными («во сне» - «бабы плачут на сосне»). Автором создан небывалый и невозможный мир, мир нелепостей, кошмара, смеха, мир ли-
. шенный соразмерности, логики и гармонии, - мир паралель ный действительности, являющийся отрицанием реальности и втожевремя выявляющий в ней нечто общезначимое. Говоря о формотворчестве Введенского, Н. Заболоцкий указывал: «Он разбрасывает предмет на части". разбрасывает действие на куски ". получается виgимость бессмыслиць1>> 1•
1 См.: Бахтерев И. Когда мы были молодыми // Воспоминания ·о
,
Заболоцком. М., 1 989. С. 94.
.309
С 1 927 г. Введенский получает возможность сотрудничать в детском отделе ОГИЗа, публикует более 30 книг для детей. В 1 932 г. поэт был арестован и некоторое время находился в заключении. Затем в 1 936- 1 941 гг. жил в Харькове, и снова был арестован. В позднем творчестве Введенского обозначи лись новые принципы поэтического письма. От зауми поэт переходит к необходимости четкой мысли при сохранении сюрреалистической фантазии. В « Элегии» создан образ «бо жественных птиц», беспощадно отсчитывающих время жиз ни. « Ошеломляющий образ» соединяет взаимоисключающие категории, но при этом сохраняет внутренне единство мысли:
Летят божественные птицы, их развеваются косицы, халаты их блестят как спицы, в полете нет пощады.
Они отсчитывают время, они испытывают бремя,
пускай бренчит пустое стремя - сходить с ума не надо.
Эксперименты в области поэзии Введенского близки к поэтике французских сюрреалистов, в чьих манифестах про возглашался принцип «психологического автоматизма, при помощи которого можно выразить <".> действительное фун кционирование мысли»1• Поэт, используя этот принцип, пи шет в нии «Всё»:
тут начал драться генерал с извозчиком больным извозчик плакал и играл и слал привет родным взошел на дерево буржуй откудапосмотрел
при виде разных белых струй он молча вдруг сгорел
и только вьется здесь дымок да не спеша растет домок
1 Breton А. Les manifestes du surr'ealisme. Paris, 1946 . Р. 85.
Обыденный предмет помещается в фантастическую ситу ацию, псевдореалистическое повествование соседствует с образами, не укладывающимися в рационализированную кар тину бытия, что и создает эффект бессмыслицы, поток авто матического письма включен в псевдоклассическую стихот ворную форму, в итоге - пародийный эффект, вскрывающий абсурд ссоры персонажей, принадлежащих к разным этажам социума. Автоматическое письмо давало возможность выра жения над-смысловых эффектов зауми прямой речи. В « От
вете богам» Введенский пишет:
". говорит одна девица я хочу дахин, дахин сестры начали давиться
шили сестры балдахин".
;t-
[ цитата из А.. Пушкина] [ заумь]
[ пушкинская рецепция]
Введенский - самый «обэриутский» из группы ОБЭРИУ. Интересны его формальные поиски, сопряженные с семан тической игрой и игрой по законам драматургии. После реа билитации в 1 956 г. появились новые издания Введенского: опубликованы его детская книга « Кто?», повести для детей
«0 девочке Маше, о собаке Петруше и о кошке ftиточке» (пер вое издание - 1937) . Впервые произведения Введенского были опубликованы на Западе (Кельн, 1974), в начале 1 980-х rт. его произведения вышли я США, на родине двухтомное со брание сочинений Введенского появился в 1993 г.
Сочинения
� Ввеgенский А Полное собрание сочинений: В 2 т. М., 1993.
Литература
Казак В. А Введенский // Лексикон русской литературы ХХ века.
м., 1996. с. 72-73.
31 1
Даниил Хармс
К группе ОБЭРИУ принадлежал Даниил Иванович Хармс (настоящая фамилия - Ювачев; 1905, Санкт-Петербург - 1 942, Ленинград) , поэт, драматург, писатель. Своим творче ством поэт показывал, что мир выходит за пределы нашего представления о нем, правильный и разумный мир - лишь недостижимый идеал, в реальности же царит абсурд, един ственный показатель «истинности», который как раз и может
привести к верному пониманию происходящего. Хармс ис пользовал абсурд, или бессмыслицу, и как художественный
прием, который позволял разрушить привычные, автомати ческие ассоциативные связи, закрепленные в языке и куль турной памяти, и как философскую идею, сугь которой в том, что лишь при «взрыве» смысла можно найти или приблизить ся к подлинным основам и первоначальным значениям окру жающего мира.
Трагическое и комическое в его творчестве сливаются, дистанция между реальным и нереальным, алогичным, абсур дным максимально уменьшается, эстетически прекрасное и безобразное лишаются своих четких границ, исчезают моти вации поведения человека, современный мир предстает как мир вне умопостигаемого смысла.
Экспериментальный характер творчества Хармса наибо
лее ярко проявился в пьесе « Елизавета Бам», которая была
·#
поставлена на сцене в 1 928 г. и подверглась резкой критике.
Пьеса «Елизавета Бам» положила начало в России театру аб сурда примерно за три десятилетия до того, как он появился в Европе. Театр абсурда и поэзия абсурда Хармса логически завершали Программу авангарда - отрицание способов, при емов и методов художественного выражения, присущих тра диционному искусству.
ftа стиль Хармса и его «фонетические стихи» оказали вли яние теория и практика Вел. Хлебникова и А. Крученых. На чиная с конца 1 925 г. Хармс вместе с Введенским участвовал в деятельности группы «Левый фланг» . Только три стихотво-
рения Хармса было напечатано в альманахах в 1 926- 1 927 гг. Эти одиночные публикации свидетельствовали об интересе Хармса к лингво-философии, поэтике случайного, « бессмыс лице». Рукопись книги « Управление вещей. Стихи малодос тупные» была закончена в 1927 г. , но в печати не появилась. литературная деятельность в основном проявлялась в публич ных выступлениях совместно с другими обериутами в 1928- 1930-х гг. ftекоторые стихотворения Хармса распространя лись в рукописном виде.
Поэзия Хармса вводит абсурд для новизцы поэтической речи и ее принципиального обновления, автор использует примитивистский гротеск, иронию и пародирование высоких образцов поэзии:
Вот и дом полетел.
Вот и собака полетела. Вот и сон полетел.
Вот и мать полетела.
<.. . >
Вот и камень полетел. Вот и пень полететь. Вот и круг полететь.
< ... >
Часы летать. Рука летать. Орлы летать. Копье летать. И дом летать. И точка летать.
Стремление очистить поэтическую речь от правил, кото рыми руководствуется обыватель, живой носитель языка, приводило поэта к случайному соединению слов, которое дол жно было, по замыслу автора, давать надсмысловой выход в область «чистой» поэзии, что вело прежде всего к «озаумни ванию синтаксиса» 1 • Абсурдный поэтический образ включал-
1 Флейшftан Л. Маргиналиик истории русского авангарда /! Олей- ников Н.М. Стихотворения. Бремен, 1975. С. 8.
3 \l
ОБЭРИУ
ся в традиционный реалистический контекст, функциональ ность абсурдного образа заключалась в высвечивании очевид ного, но уже шаблонного смысла.
А ныне пять ОБЭРИугов,
еще раз повернувшие ключ в арифметиках веры, должны скитаться меж домами
за нарушение обычных правил рассуждения о
смыслах.
Смотри, чтоб уцелела шапка,
чтоб изо лба не выросло бы дерево".
Как указывает И. Скоропанова, «в произведениях Д. Хар мса либо «ничего» не происходит, что отражает духовную нищету обывательского существования («Постоянство весе лья в грязи») , либо случаются абсурдные, загадочные, дурац кие бытовые происшествия («Жил-был в доме тридцать три единицы», «Вариации», «Востряков смотрит в окно на ули цу»), раскрывающие отчужденность, алогизм поведения лю дей с вывернутой наизнанку психологией и моралью. И в том и в другом случае автор открыто никого не обличает, не выс меивает, полон притворной серьезности и сочувствия. О не вероятном, из ряда вон выходящем, отмеченном нарушени ем причинно-следственных связей говорится как о само со бой разумеющемся» 1 •