Четвертый вопрос. эллинистическо-римская философия.
ПЕРВЫЙ ВОПРОС. Хронологические рамки античной философии:
1) Начало на рубеже VII-VI вв. до н.э.
2) Определить точную дату конца античной философии трудно. Когда она сменяется христианским мышлением? Дата плавает. Чаще всего говорят, что закончилась она примерно в IV в. н.э. Эдикт императора Константина 312 года, который он подписал в городе Медиолнауме. Он не объявлял христианство государственной религией, оно было просто уравнено в правах с другими религиями. Но этого уже было много.
Другие историки называют дату 394 год – император Феодосий объявил христианство государственной религией в Римской империи. А кто-то отодвигает эту дату в V век В 435 году был разрушен Рим и убит последний император Ромул Августул.
Или VI век н.э., когда император Юстининан закрыл последнюю античную школу – Платоновскую академию, как языческую. Другие школы затухли сами, а Платоновская академия еще жила. Впрочем, во Флоренции времен Ренессанса под крылом семьи Медичи открывается Неоплатоновская академия.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ
1) Досократики (VII-VI вв. – вторая половина V века, эпоха жизни Сократа)
2) Зарождение и развитие афинской школы (вторая половина V века – IV век).
3) Эллинистическо-римская философия (IV век до н.э. – VI в. н.э.)
Римляне и греки – носители разных ментальностей. Греки философичны, а римляне – прагматики, потому у них такое мощное право, изучаемое и почитаемое до сих пор. А лучшие философы античности – греки.
1) Древнегреческая философия появляется на БВ, в восточном Средиземноморье, где носители эллинистического сознания с очень пестрым этническим составом. Эфесская (где жил Гераклит) и Милетская школы. А вся эта часть греческой ойкумены греками называлась Иония.
a. В конце VI – начало V вв. развился другой центр философствования, более западный, юг Аппенинского п-ова. Теперь это слабая часть Италии, а тогда это была самая мощная часть полуострова в интеллектуальном плане. Там было много греческих колоний. Немногие из них располагались внутри, но крупными центрами стали Кратона, где жил Пифагор Кратонский, придумавший слово «философия». Рядом находится Элея, где была еще одна мощная школа.
И все это называется италийская философия, относящаяся к грекам, жившим на Апеннинах. И некоторые авторы называли эту Апеннинскую часть Великой Грецией.
Эллинистическая философия распространялась на весь античный мир. Но в Риме философию упрощали. Впрочем, были и философствующие императоры. К примеру, Адриан не разрешал при дворе говорить на мужицкой латыни. Говорили только на древнегреческом. А Марк Аврелий был очень гармоничной личностью. Он расширил границы империи до Австрии и Британских островов. Его любили солдаты. При этом это был образованнейший человек, писавший философские труды.
Философы эллинизма жили и в Риме, и на БВ, и в Афинах, и в Северной Африке.
В разное время интересы философии были различны. В период досакратиков философы пытались постичь природу, космос и найти в нем начало всех начал, и их философия была космоцентрична. Потому они и называли себя фисики, от греч. фюзис – природа. Но время шло, и человек начинает втягиваться в орбиту интересов античных философов. Со времени Сократа главным интересом философов становится человек. Они не забыли про природу, но рассматривали ее в контексте морали, политики.
Чем ближе к нам философы, тем больше дошло произведений. Больше всего вещей дошло до философов эллинистическо-римского периода. Дошло не все – постарались христиане. Также сохранилось много текстов Платона и Аристотеля. Они писали очень много. Хуже всего с философами раннего периода. Тексты философов тех времен были записаны потомками по слухам.
В России до рубежа XIX-XX вв. древнегреческих философов читали только те, кто знал древнегреческий, либо европейские языки, и могли прочитать этих философов в подлиннике или в переводе. Только в канун Первой мировой войны появился первый учебник для студентов университетов по античной философии.