Школы на юге Италии Италийская философия

Пифагор (6-5 век до нашей эры) основал пифагорейский союз. Школа делилась на акузматиков и математиков. Три года молчать и слушать. Открыл золотое сечение. 1,61. Первооснова мира - число. Золотое сечение - число красоты, математический принцип красоты.
Каждой стихией он приписывал число и фигуру.
Земля - куб
Огонь - пирамида
Воздух - восьмигранник
Вода - 12-гранник

Школа Элиатов в городе Эллея


Основатель школы - Ксенофан (570-478)
"Вода и Земля - это все рождает и растет."
"Если бы лошади и быки имели руки и могли рисовать, то богов они бы рисовали похожими на самих себя."
"Рождения и смерти нет, есть соединения элементов и их разъеденения, невежественные люди называют это смертью"


Ученик Ксенофана - Парменит поставил глобальную проблему: Откуда взялся мир? Из чего?
1) мир взялся из ничего
2) мир взялся из чего-то
Из ничего ничего не появляется - мир существовал вечно.
Существует ли небытие?
Если оно существует, то оно бытие, если оно не существует - то его не существует. Есть только бытие, пустоты нет. Изменений нет.

Есть ли прошлое и будущее?
Одновременно.

Кадры кинопленки.

Зенон - ученик Парменита.

Небытия нет, есть только бытие.

Конечен мир в пространстве и времени или нет?

Зенон: движения нет.

Апорий - неразрешимая проблема, трудности.

- дихотомия (деление пополам)

- стадиум

- Ахилес и черепаха

- стрела

- медим зерна

Где находится место у места?

Апория: стрела либо в том месте, где она есть, либо в том месте, где ее нет.

Софист - знаток, мудрец.

Аристотель: софисты - платные учителя ложной мудрости.

Брали деньги за преподавание адвокатского дела, риторики и логики.

Агностики и релятивисты.

Задача на судах доказать, что черное - это белое.

Софизмы - логические уловки.

Вор хочет приобрести только хорошее.

Приобретение хорошего есть дело хорошее.

Софизм Эватла (ученик Протогора)

Протатор (480-410)

О каждой вещи есть два противоположных мнения. Оба правы.

Человек есть мера всех вещей.

О богах я не могу доказать, что они есть, что их нет.

Георгий (480-380) "О природе или о том, чего нет"

Все ложно.

Мы можем выстроить колесницу, которая летит по небу.

Софизмы:

Сократ - человек. Человек - не то же самое, что быть Сократом.

Сократ (470-399)

Он был объективный идеалист и априорист.

Метод маевтики - способ достижения истины с помощью навозящих вопросов.

Мальчик открыл теорему.

Сократ вдохновил три школы:

Киники: Антисфен, Диоген

Метарики: Евклид, Евбулид

Киренаики: Феодор, Гегесий

Скептики, римские стоики, Эпиктет.

Мегарики - рационалисты, считали, что общее достоверно, единичное иллюзорно
Евклид, Евбулит - парадокс "Я - лжец", король парадоксов, парадокс Сорита: Лысый и куча
"Сократ есть Сократ"
Логика Сократа

Киники
Антисфен, Диоген
Бедность - самоучка добродетели
То, что философия провозглашает на словах, бедность воплощает на деле.
Аскезис
Автаркия - цель киников, автономность.
Этика аскетизма

Киренаики
Феодор, Гегесий
Гедонизм
Не будет выгоды - не будет дружбы

Платон (427-327)
Основал Академию - 915 лет про существовала
Объективный медалист, дуалист и представитель метафизики.
Идея+материя=вещь (мир)
Идея существует вне времени и пространства. Они не рождаются и не умирают.
1) Ребенок
2) Юноша
3) Старик
Ни геометр да не войдет
Эстетика Платона была востребована в эпоху Возрождения.

Красота материальна или идеальна? Типов красоты много или она одна?
Некрасивые камни - красивый замок.

Два типа души:
- душа неразумная (телесная)
- душа разумная (духовная)
Афродита и Эрос
Теория познания Платона: процесс познания - есть процесс припоминания.

Аристотель (ученик Платона) - учитель Александра Македонского. Основатель логики, психология и биология.
Объективный идеалист, сторонник телеологии.
Теория познания Аристотиля: все знания из опыта. Нет ничего в разуме, что не было бы в чувствах.
Четыре первопричины бытия: формальное, материальная, целевая и действующая.
Возможность у всех есть стать президентом?
То, что действительно, то и возможно.

Лекция 3
Средневековая философия (II-XIII)

Патристика (pater) II-VIII
Учение отцов церкви.

Теология - учение о боге
Телеология - целеполагание


Схоластика (shola) VIII - XIII
Философия преподававшаяся в католических колледжах и университетах.

Основные проблемы средневековой философии:
1) что есть бог? - Ксенофан: если бы лошади и быки имели руки...
Катафатическое богословие (положительное) - богу можно приписывать характеристики.
1 Иоанна, Петра : Бог - есть любовь. Бог - есть свет.
Апофатическое богословие (богу нельзя приписывать никаких характеристик)

Дионисий Ареопатит Ничего незнанием сверхразумное уразумеваю.

2) где бог?

Теизм - бог находится за пределами материального мира. Книга// икона. Бог в теизме антропоморфен.
Зло от материи.

Пантеизм - бог во всем. Нога// волосы, пальцы.
Гегель: если есть только бог, то из чего он сделал мир?
Зло от бога.

Деизм - бог находится за пределами материального мира, но не учавствует в делах мира. В эпоху Возрождения.
Причина зла - это свобода воли.

Проблема веры и разума
1) Тертуллиан: Фидеизм - превосходство веры над разумом.
Апостол Андрей
Имейте веру и зерно горчичное

2) Августин: верить, чтобы понимать

3) Фома Аквинский: понимать, чтобы верить

Откуда в мире зло?
Проблема свободы воли?

Теодицея- учение, направленное на оправдание доброты и разумности бога в связи с мировым злом.

Фидеизм - превосходство веры над разумом.

Лекция 4.
Немецкая классическая философия (XVII-XVIII)

И. Кант
Г. Гегель
Л. Фейербах
К. Маркс

Немецкая классика началась с субъективного идеализма, перешла в объективный и завершилось материалистом.

Немецкая классическая философия разработала теорию развивающихся систем, законы диалектики, основы конструктивизма и априоризма в теории познания.

И. Кант (Кениксберг) проработал всю жизнь преподавателем в университете (математика, физика, философия).

"Критика чистого разума"
"Критика практического разума"
"Критика способности суждения"

Гносеология Канта
Субъективный идеалист, априорист, рационалист.
Основатель конструктивизма в теории познания.

Субъективный идеализм считает, что мир конструируется нашим сознанием.
Крайний субъективный идеализм считает, что мир не существует. Умеренный субъективный идеализм признает существование объективной реальности, но считает, что она переменная Х.

Объективный идеализм считает, что мир сделал бог.

Вещь в себе - та реальность, которая нам не доступна.
Нам доступно:
1) процесс познания - процесс отражения сознанием собственного содержания;
Твердость - свойство вещи или ощущений
Математика отражает свойства действительности или свойства сознания

Ступени познания:
1) ощущение (то что познаём - феномен). Нам дан только хаос ощущений.
Альфа-Центавра и Земля, свет мертвых звезд.
2) рассудок
фотоны и китайский текст
Перцепция
Апперцепция - предвосприятия

Априорные принципы создающие опыт должны быть от рождения. Нет перцепции без апперцепции.
По Канту, опыт конструируется рассудком. Дана ли музыка в ощущениях или конструируется?

Трансцедентальный синтез - соединение текущего восприятия с прошлым опытом.

Кант считал, что пространство, время, причинность и движение - априорны, не даны в опыте, конструкция нашего сознания.

3) разум - способность мыслить априорные основания познания.

Разум приход к антиномии. Антиномия - неразрешимое противоречие между двумя равнодоказуемыми суждениями.
Мир конечен во времени и пространстве или бесконечен?
У всего есть причина или есть что-то случайное?
Аскет и гедонист?
Этика Канта
Кант предложил понятие категорический императив - это нравственные правила ради правил.
Гипотетический императив - правило ради пользы.

Автономная мораль - мораль ради морали. Гетерономная мораль - мораль ради средства.

Законы диалектики:
Переход количество в новое качество
Борьба и единство
Отрицание отрицания

Лекция 5
Философия XX века

Основные особенности:
1) категория абсурда
2) многозначная логика, теория нечетких множеств, изучение случайных процессов (индетерменизм)
3) появление теории систем (синергетики)
4) лингвистический поворот - изучение соотношения языка и мышления, языка и культуры; мир - это текст;
5) открытие бессознательных мотивов сознательного поведения

Философия постмодернизма: во Франции:
Посструктализм
Структурализм
Конструктивизм
Деконструктивизм

Р. Барт, Ж. Бодийяр, М. Фуко, Ж. Делез

Мир - это текст. (структурализм). - разрабатывал Ролан Барт
Все явления несут информацию.

Гиперреальность - вытеснение реальности знаками реальности. Имидж, пластическая хирургия, косметика, вкусовые заменители.
"гибель автора" - у людей нет своих мыслей и своих действий. Есть просто

Деконструкция - попытка избавиться от клише и стереотипов.

Авангардная живопись

Ризона -

Шутки про слона и деконструкция в архитектуре.
Неологизмы

Позитивизм - новая философия должна обобщать данные науки.
О. Конт

Неопозитивизм - все философские вопросы связаны с неточностью языка. Язык определяет мышление. Теория языковой относительности (теория Сепира-Уорфа). Язык майя. Язык и восприятие цвета. Пытались разработать однозначный язык науки.
Б. Рассел
Л. Винтгенштейн

Герменевтика - философское направление, которое положило в основу познания интерпретацию.

Г. - искусство понимания письменно зафиксированных жизненных проявлений. (Дельтей)

Герменевтический круг - автор<> текст целое <>части.

Понимание целого дает понимание частей, а понимание частей - понимание целого. Да нет наверное.

Единство индукции и дедукции.

Герменефтический метод - метод интерпретации многозначных явлений: экономический кризис, диагноз болезни, толкование законов.

В. Дальтей, Г. Гадамер

Георг Гадамер - понимание всегда исторично и мы не можем понять Платона и Аристотеля, если не будем использовать

Объяснение - подведение частного под общее.

//понимание - вчувствование, вживание в образ, "живознание"

Феноменология

Берет свое начало от Платона и средневековой схоластики.

intentio prima reflexio intention secunda

Рефлексия - направленность сознания на себя.

Интенциональность - направленность сознания на объект, который конструируется самим сознанием.

Константность восприятия -

Интерсубъективность - субъективное ставшее в обществе объективным благодаря действию и мышлению людей. (ПДД, частная собственность)

Ф. Брентано, э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс

Бергман и Лукман "Социальное конструирование действительности"

Дж. Серль два типа фактов: факты физические и факты институциональные.

Розов "Социум как волна"

Диатрибутивное мышление - очередь в магазин

Наши рекомендации