Иностранные термины и выражения 161 страница

СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ,наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обус­ловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп.

С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и со­циологии. Ко 2-й пол. 19 в. относятся первые попытки создания самостоят. социально-психологич. концеп­ций: «психология народов» (М. Лацарус, X. Штейн-таль, В. Вундт, Германия), «психология масс» (Ш. Сиге-ле, Г. Лебон), теория «инстинктов социального поведе­ния» У. Мак-Дугалла. Началом самостоят. существо-

СОЦИАЛЬНАЯ 635

вания С. п. считается 1908, когда одновременно появи­лись работы Мак-Дугалла и амер. социолога Э. Росса, в названия к-рых был включён термин «С. п.».

Развитие немарксистской С. п. в наибольшей мере представлено в амер. С. п. 20 в., когда после 1-й миро­вой войны перед ней был поставлен новый «социаль­ный заказ» — разработать средства для своеобразного «управления» социально-психологич. явлениями в про­изводстве, армии, пропаганде. Была выдвинута прог­рамма построения С. п. как экспериментальной науч. дисциплины (Ф. Олпорт, США; В. Мёде, Германия), получившая наиболее полное практич. воплощение в США.

Развиваясь в рамках экспериментальной традиции и будучи ориентированной на выполнение прикладных задач, амер. С. п. достигла значит. результатов в ис­следовании целого ряда конкретных явлений: структу­ры и динамики малых групп, форм взаимодействия лю­дей, типов межличностных отношений, воздействия группы на индивида, формирования социальных уста­новок личности, способов принятия групповых реше­ний, средств коммуникации и т. п. Предложенные для исследования этих проблем методики способствовали получению надёжной первичной информации. Однако, отойдя от европ. традиции анализа психологии «боль­ших» групп (народов, масс), амер. С. п. вместе с извест­ной абсолютизацией метода лабораторного экспери­мента, сделала чрезмерный акцент на малой группе. Это привело к тому, что эталоном исследования в С. п. стало исследование в области индивидуальной психо­логии, принципы и методики к-рого механически пе­реносились в С. п. На совр. этапе на Западе усиливается критика амер. С. п., развиваемая многими европ. (С. Московичи, А. Тэджфел) и частично амер. авторами, за недооценку теоретич., мировоззренч. аспектов, иг­норирование актуальных социальных проблем. В совр. С. п. на Западе можно выделить в качестве осн. теоре­тич. ориентации необихевиоризм, психоанализ, когни-тивизм и интеракционизм.

В произведениях классиков марксизма-ленинизма были высказаны принципиальные исходные посылки марксистской С. п.: материалистич. понимание истории, соотношение индивидуального и обществ. сознания, рассмотрение личности как совокупности обществ. отно­шений и др. Практич. развитие социально-психологич. исследований на основе марксистской методологии начало осуществляться с кон. 50-х гг. Сов. С. п. осно­вывается на принципах как марксистской социологии, так и материалистич. психологии — психологич. теории деятельности. Марксистская традиция в С. п. разви­вается также и в др. социалистич. странах.

Как система науч. знания марксистская С. п. вклю­чает следующие разделы: 1) закономерности общения и взаимодействия людей; исследуются взаимосвязь меж­личностных и обществ. отношений и место общения в них; осн. моменты процесса общения: коммуникация, интеракция, социальная перцепция; способы воздействия в процессе общения. 2) С. п. групп, в рамках к-рой анализируются значение социальной группы для разви­тия личности, виды социальных групп, их психологич. характеристики, весь спектр групповых процессов, т. е. пути и формы конкретной реализации закономерностей общения и взаимодействия в больших и малых со­циальных группах. Наряду с традиционным изучением лидерства, конформизма, сплочённости и пр., в сов. С. п. особое внимание уделяется развитию группы, по­явлению в ходе этого развития новых качеств. благодаря к-рым группа становится коллективом. Все отношения, возникающие в группе, рассматриваются при этом как опосредствованные совместной деятельностью. 3) С. п. личности; изучаются способы социальной детер­минации деятельности личности, конкретные формы и

СОЦИАЛЬНАЯ

институты социализации личности, а также проблемы формирования её социальных установок и ценностных ориентации.

Осн. направления развития С. п. имеют многообраз­ные проявления в прикладных исследованиях, к-рые широко распространены в различных звеньях нар. хозяйства и культуры.

• Ш и б у т а н и Т., С. п., пер. с англ., М., 1969; Π а р ы-гин Б. Д., Основы социально-психологич. теории, Μ., 1971; С. п., М., 1975; Методологии, проблемы С. п., М., 1975; Теоре­тич. и методологии, проблемы С. п.,Μ.,1977; Методы С. п., Л., 1977; Методология и методы С. п., М., 1977; С. п., Л., 1979· Андреева Г. М., С. п., М., 1980; Ружичка И., Нек-рые проблемы С. п., пер. с чеш., М., 1981; The handbook of social psychology, eds. G. Lindzey, E. Aronson, v. l—2, 4—5 Reading (Mass.), 1968—7()2; McDavid J. W., H a r a r i H., Social psychology: individuals, groups, societies, N. Y., 1968; She if M., Sherif С. W., Social psychology, N. Υ., 1969; The context of social psychology: a critical assessment..., eds. J. Israel, H. Tajfel, N. Y., 1972; Freedman J. L., G a r l s m i t h J. M., Sears D.O., Social psychology, Englewood Cliffs (N. J.), 19742; H e r k n e r W., Einführung in die Sozialpsychologie, Bern, 198l2. Г. М. Андреева.

СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА,см. Среда социальная.

СОЦИАЛЬНАЯ СТАТИКА,см. Динамика и статика социальные.

СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ(от лат. stra­tum — слой и facio — делаю), одно из осн. понятий бурж. социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, неравенства в об­ществе, социальную структуру общества; отрасль бурж. социологии. Теории С. с. возникли в противовес марк­систско-ленинской теории классов и классовой борьбы. Бурж. социологи игнорируют место социальных групп в системе обществ. произ-ва и прежде всего отношения собственности как гл. признак классового деления об­щества. Классы, социальные слои и группы они выде­ляют на основе таких признаков, как образование, психология, бытовые условия, занятость, доходы и т. п. При этом различают «одномерную стратифика­цию», когда группы определяются на основе к.-л. одно­го признака, и «многоизмеримую стратификацию», оп­ределяемую совокупностью признаков.

Большинство бурж. теорий С. с. отрицает раскол ка-питалистич. общества на антагонистич. классы — бур­жуазию и пролетариат. Взамен этого выдвигаются кон­цепции о разделении общества на «высшие», «средние» и «низшие» классы и страты, число к-рых, как правило, определяется произвольно (от 2 до 6). Теории С. с. тес­но связаны с бурж. концепциями социальной мобиль­ности, согласно к-рым якобы неизбежное существова­ние неравенства в любом обществе и более или менее свободное перемещение людей в системе С. с. в соответ­ствии с их личными способностями и усилиями обеспе­чивают устойчивость социальной системы и делают «из­лишней» классовую борьбу. Исследования по С. с. име­ют классовую, апологетич. направленность. Вместе с тем они содержат важный фактич. материал о многооб­разных социальных различиях в капиталистич. стра­нах.

Марксизм-ленинизм придаёт важное значение изуче­нию всей сложной системы социальной дифференциа­ции (внутриклассовой, между различными социальны­ми группами), рассматривая классовое деление общест­ва как центральное.

• Ленин В. И., Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве, ПСС, т. 1; Социология сегодня. Проблемы и перспективы, пер. с англ., М., 1965; Т и т м а М. X., Исследования социальной структуры в США, «Социологам, ис­следования», 1981, № 4 (библ.); Class, status and power. Social stratification in comparative perspective, Ν. Υ., 19662; Gans H. J., More equality, N. Y., 1973; см. также лит. к статьям Классы, Социальная мобильность. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА,сеть устойчивых и упо­рядоченных связей между элементами социальной сис­темы (см. Система социальная), обусловленных отно­шениями классов и др. социальных групп, разделением труда, характером институтов социальных (государ­ства и др.). Марксизм-ленинизм выделяет экономич. отношения (структуру) в качестве определяющих дру­гие С. с., подчёркивая важность обратного влияния

последних на экономич. С. с. Важнейшее значение в об­ществе имеет его классовая структура. С. с. населения охватывает также его деление по проф., нац., половоз­растным, культурным и др. признакам. См. также Исторический материализм, Структура, Социальная стратификация.

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЗИКА(physique sociale), термин, применявшийся для обозначения обществоведения в 17 в. В 19 в. его употреблял Кетле и до 1839 — Конт, к-рый позже назвал эту науку социологией.

• Спекторский Е., Проблема С. ф. в 17 столетии, т. 1—2, К., 1910—17.

СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ,форма или способ раз­решения социальных проблем и противоречий, в основе к-рых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д. подготавливается обществ. движениями, руководству­ющимися более или менее детально разработанными программами и определённой идеологией. Развитые обществ. движения создают свои организации — пар­тии, ассоциации, политич. союзы т. д.

Виды С. д. различаются в зависимости от разрешае­мых проблем (экономические, социальные, политиче­ские, развития духовной жизни общества), их социаль­ного и классового содержания (чьи интересы и потреб­ности стимулируют данную проблему и в чьих интере­сах она разрешается), методов их разрешения (реформа или революция).

Осн. проблемы С. д. в марксистско-ленинской социо­логии — соотношение стихийного и сознательного эле­ментов в его структуре (см. Сознательность и стихий­ность), a также намерений и последствий деятельности обществ. сил, на основании чего устанавливается глуби­на переворота или изменения и историч. значение С. д.

С. д. личностей — поступки, имеющие обществ. зна­чение,— рассматриваются в рамках психологии лич­ности (мотивация поступков, намерений, отношение к «Я» как источнику и субъекту действия, соотношение смысла и значения действия, рационального и иррацио­нального, сознательного и бессознательного в его моти­вации), в социальной психологии (восприятие С. д. со стороны ближайшего окружения и роль этого восприя­тия в мотивации С. д., осознание личностью принад­лежности к определённой группе как фактор мотива­ции С. Д., роль референтной группы в С. д., механизмы группового контроля С. д. личностей), в этике (нравств. оценка и самооценка поступка, проблема выбора С. д. и ответственности за него перед обществом, социальной группой и самим собой).

Целый ряд представителей бурж. социологии (М. Ве-бер, Знанецкий, Парсонс) рассматривают С. д. в каче­стве центрального понятия в структуре социологич. тео­рии, видят в нём исходный пункт всей системы обществ. отношений и средство интеграции различных областей социального знания. Парсонс, в частности, называет свою социологич. теорию теорией С. д. Гл. внимание они уделяют расчленению С. д. на субъекта действия, ситуацию действия и ориентации субъекта. Осн. при­знаком социальности при этом являются не объектив­ные последствия С. д., а наличие субъективного смыс­ла действия для самого деятеля. Осн. видами ориента­ции субъекта выступают мотивационная и ценностная ориентации, причём каждая из них содержит, в свою очередь, познавательный (когнитивный), эмоциональ­ный и оценивающий аспекты. Детальная разработка психологич. аспектов С. д. при забвении других его сторон приводит в конечном счёте к психологизации как самой социологии, так и всей системы социального знания.

• Маркс К., [Письмо] П. В. Анненкову от 28 декабря [1846 г.], M a p к с К. и Энгельо Ф., Соч., т. 27; Святое семейство, там же, т. 2; Л е н и н В. И., Что такое «друзья на­рода» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; ц г о ж е, Доклад В ЦИК и СНК о внешней и внутренней поли­тине 22 декабря.[VIII Всеросс. съезд Советов 22—29 декабря 1920 г.], там же, т. 42; 3 д p а в о м ы с л о в А. Г., Проблема интереса в социологич. теории, Л., 1964; Кон И. С., Позити-

визм в социологии, Л., 1964; Пациорковский В. В., Критич. анализ концепций С. д., «Социологич. исследования»; 1975, № 2; P a r s o n s Т., The structure of social action, v. 1—2 N. Y., 1968.

СОЦИАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,направление в деятельности гос., хоз., обществ., науч. организаций, связанное с сознат. научно обоснованным управлением социальными процессами, явлениями и отношениями в социалистич. обществе. Осн. задачи С. п., его содер­жание и смысл заключаются в совершенствовании и развитии социалистич. общественных отношений, во всё более полном развёртывании сущности социа­лизма во всех сферах общественной и производствен­ной жизни.

С. п. осуществляется в неразрывной связи с развити­ем производит. сил, социалистич. демократии, внутр. резервов и возможностей предприятий, объединений, отраслей и регионов страны и основывается на результатах специальных исследований деятельности трудовых коллективов. С. л. практически выражается в разработке объединёнными усилиями администра-тивно-управленч. аппарата, обществ. организаций, спе­циально создаваемых советов (комиссий) по социальному планированию и социологич. лабораторий комплексных планов экономич. и социального развития. Обычно лучшие комплексные планы экономич. и социального развития предприятий и районов включают в себя раз­делы, посвящённые: 1) общей характеристике и гл. ре­зультатам производственно-экономич. деятельности; 2) совершенствованию материально-технич. базы в усло-виях современной научно-технич. революции; 3) раз­витию социальной и профессионально-квалифика­ционной структуры работников; 4) совершенствованию механизма материального и морального стимулирова­ния труда; 5) улучшению социально-бытового обеспе­чения работников; 6) организации социалистич. сорев­нования и движения за коммунистич. отношение к тру­ду; 7) повышению социальной активности трудящихся в управлении производством; 8) коммунистич. воспита­нию трудящихся. В каждом разделе таких планов с по­мощью системы конкретных показателей даётся раз­вёрнутая характеристика нынешнего состояния дел, намечаются осн. цели, задачи и плановые показатели на конец пятилетки, указываются пути, средства, ме­роприятия, с помощью к-рых они будут достигнуты, на­значаются отделы и должностные лица, ответственные за реализацию тех или иных мероприятий. Эта структу­ра планов наиболее полно соответствует осн. направле­ниям социального развития и повышения благосостоя­ния сов. народа, разрабатываемым в пятилетних пла­нах экономич. и социального развития страны на ос­нове решений и директив съездов КПСС, пленумов ЦК КПСС, а также законодательно закреплённым в Конституции СССР.

• Б о p щ е в с к и й М. В., У с п е н с к и й С. В., III к a р а-тан О. И., Город. Методологич. проблемы комплексного социального и экономич. планирования, М., 1975; Типовая методика разработки техпромфинплана производств. объедине­ния (комбината), предприятия, М., 1979, гл. 12, разд. 11; Пла­нирование социального развития отрасли промышленности. Методич. рекомендации, М., 1979, Планирование социального развития коллектива предприятия. Методич. рекомендации, М., 1980; Алексеев Н. И., Управление социальными про­цессами в обществ. производстве при социализме, М., 1980.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ,относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, цен­ности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определённого общества. В каждой груп­пе воплощаются нек-рые специфич. взаимосвязи инди­видов между собой и с обществом в целом; различному характеру этих связей соответствует многообразие С. г.

Гоббс в кн. «Левиафан» дал первое чёткое определе­ние группы как «... известного числа людей, объеди­ненных общим интересом или общим делом» и выделил

СОЦИАЛЬНЫЕ 637

группы упорядоченные и неупорядоченные, политиче­ские и частные и др. (см. Избр. произв., т. 2, М., 1964, с. 244). В дальнейшем этот термин использовался для характеристики экономич. и политич. С. г. англ. эконо­мистами, франц. историками и социалистами-утопи­стами. Во 2-й пол. 19 в. Гумплович объявил биологич. расу основной социальной группой. Кули в нач. 20 в. считал важнейшими «первичные группы» (семья, сосед­ские и дружеские компании); в совр. бурж. социологии этот подход разработан в теориях малых групп [Мейо, Морено, Хоманс и др.]. Для большинства бурж. теорий С. г. характерно отсутствие классового анализа со­циально-групповых процессов. Характеризуя разра­ботку проблемы С. г. в буржуазной социологии, В. И. Ленин писал: «Само по себе это понятие слишком еще неопределенно и произвольно: критерий различе­ния „групп" можно видеть и в явлениях религиозных, и этнографических, и политических, и юридических и т. и. Нет твердого признака, по которому бы в каждой из этих областей можно было различать те или иные "группы"» (ПСС, т. 1, с. 428-29).

Марксизм выработал новый историко-материалистич. подход к С. г., суть к-рого заключается, во-первых, в применении к группам принципа историзма: существу­ют, не группы общества вообще, а группы исторически определённого общества, характер и роль к-рых меня­ются вместе со сменой общественно-экономич. форма­ций. Во-вторых, было доказано, что в условиях классо­вого общества основными С. г. являются классы:они оказывают определяющее воздействие на все области обществ. жизни, на поведение всех других С. г., каж­дая из к-рых выделяется по своему специфич. призна­ку. Этот материалистич. принцип лежит в основе науч. анализа С. г.

Различают большие, средние и малые С. г. Большие С. г.— это совокупности людей, существующие в масш­табах общества (страны) в целом: классы, социальные слои, проф. группы, этнич. общности (нация, народ­ность, племя), возрастные группы (молодёжь, пенсио­неры) и ДР· Принадлежность индивидов к большой группе определяется на основе нек-рых объективных признаков. Лица, относящиеся к большой группе, мо­гут не иметь непосредств. контакта с др. членами груп­пы и даже не сознавать своей принадлежности к ней. Различают две осн. стадии развития больших групп: спонтанная (напр., «класс в себе») и организованная («класс для себя»); на второй стадии многие индивиды осознают свою принадлежность к данной группе и спла­чиваются в организации, имеющие целью осуществле­ние интересов данной большой группы. Производств. объединения работников одного пред­приятия и терр. общности (жители одной деревни, го­рода, района) можно назвать средними (или локальны­ми) группами. Терр. общности являются спонтанными групповыми образованиями. Производств. объедине­ния создаются для достижения определённой цели и ре­гулируют свой состав и отношения с помощью иерар-хич. структуры власти, формализованных коммуника­ций, способов принятия решений и санкций (см. Кол­лектив) .

Существуют также многообразные малые группы — семья, первичные производств. ячейки (бригады), со­седские общности, дружеские компании, школьный класс и т. п. Специфич. признаком малой группы явля­ются непосредств. контакты её членов друг с другом. Каж­дая малая группа обладает определённой структурой, складывающейся под влиянием как внешней среды, так и внутритрупповых межличностных отношений. Разли­чают целевые (формальные) и социально-психологич. (неформальные) малые группы: первые функционируют в соответствии с заранее установленными (обычно — официально фиксированными) целями, положениями,

СОЦИАЛЬНЫЙ

инструкциями, уставами; вторые складываются на ос­нове личных симпатий и антипатий. В формальной ма­лой группе также складываются неформальные отно­шения между её членами, и успех её функционирования во многом зависит от соответствия друг другу формаль­ной и неформальной структур группы.

Различные С. г. не образуют строгой иерархии, но взаимно влияют друг на друга. В условиях классово антагонистич. общества поведение всех групп (этнич., демографич., малых и др.) определяется борьбой клас­сов, поэтому вся система С. г. (социальная структура) оказывается по своей сути конфликтной. Напротив, в условиях социализма социальная структура общест­ва развивается на основе единства интересов основных С. г., что не исключает существования социально-груп­повых различий и противоречий. Важную роль в их пре­одолении призвано сыграть социальное планирование на всех уровнях: общества в целом, отраслей, регионов, трудовых коллективов.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Ленин В. И., Великий почин, ПСС, т. 39; Щ е п а н ь-с к и й Я., Элементарные понятия социологии, [пер. с польск.], М., 1969; Десев Л., Психология малых групп, пер. с болг., М., 1979; Η о m a n s G. С., The human group, Ν. Υ.— Burlin-gatne, 1950; Hahn E., Soziale Wirklichkeit und soziologische Erkenntnis, B., 1965; Group dynamics, eds. D. Cartwright, A. Zander, L., 19683; см. также лит. к ст. Классы.

Н. И. Лапин.

СОЦИАЛЬНЫЙ ДАРВИНИЗМ,идейное течение в бурж. обществоведении кон. 19 — нач. 20 вв., к-рому свойственно сведение закономерностей развития чело-веч. общества к закономерностям биологич. эволюции и выдвижение принципов естественного отбора, борьбы за существование и выживания наиболее приспособ­ленных в качестве определяющих факторов обществ. жизни.

Наиболее ранним предшественником С. д. явился Т. Мальтус, а непосредств. его основателем — Г. Спен­сер. С. д. чрезвычайно разнороден. Среди его предста­вителей сторонники социального неравенства (амер. социолог У.Самнер) и его противники (итал. социологи М. Ваккаро, Э. Ферри); бурж. реформисты (амер. со­циолог А. Смолл) и консерваторы, отстаивавшие необ­ходимость стихийности в обществ. развитии (Спенсер, Самнер). Нек-рые, наиболее реакц. варианты С. д. тесно связаны с расизмом (концепции Л. Вольтмана в Гер­мании, Ж. Лапужа во Франции), другие — с психоло-гич. направлением в социологии (напр., англ. социолог У. Беджгот, австр. социолог Г. Ратценхофер, Смолл). Биологизация обществ. процессов осуществлялась в С. д. в различной форме. Нем. социологи Ф. Шальмай-ер и Г. Мацат непосредственно выводили свои концеп­ции из принципов биологич. эволюции. Др. социальные дарвинисты стремились выявить различия между борьбой за существование среди животных, с одной стороны, и среди людей — с другой (Ваккаро). Нако­нец, у третьей категории социальных дарвинистов био-логизация обществ. процессов проявилась в подчёрки­вании ведущей роли социальных конфликтов, возника­ющих в процессе удовлетворения людьми потребностей в результате их стремления к господству (концепция австр. социолога и юриста Л. Гумпловича).

С. д. обосновывал связь биологич. и социальных процессов и в противовес теориям, рассматривавшим общество как гармонич. целое, подчёркивал конфликт­ный и противоречивый характер обществ. развития. В работах нек-рых социальных дарвинистов исследова­лись определённые стороны жизни первобытных обществ.

роль социальных норм и обычаев в регулирова­нии поведения человека (работы Беджгота, Самнера). Однако основополагающие принципы С. д. несостоя­тельны. Осн. теоретич. пороки С. д.: натурализм в ис­толковании обществ. явлений, отрицание их специфич­ности и связанный с этим редукционизм, т. е. сведение обществ. закономерностей к биологическим. Вульгар­ная трактовка эволюц. теории приводит социальных дарвинистов к односторонней и превратной оценке роли

социальных конфликтов, к-рые рассматриваются как «естественные», вечные и неустранимые, вне их связи с антагонистическими социальными отношениями. На­иболее реакционные варианты С. д. служили идейным обоснованием классового господства буржуазии, мили­таризма и экспансионизма во внешней политике.

• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 20; Дарвинизм и марксизм, Хар., 1923; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурж. социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; Η ο ί s t a d t e r R., Social darwinism in American thought, rev. ed., N. Y., 1959; Rogers J. Α., Darwinism and social darwinism, «Journal of the History of Ideas», 1972, v. 33, № 2.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ,совокупность процессов в социальной системе (обществе, социальной группе, организации и т. п.), посредством к-рых обеспечивается следование определ. «образцам» деятельности, а также соблюдение ограничений в поведении, нарушение к-рых отрицательно сказывается на функционировании сис­темы. Такими образцами и ограничениями являются системы ценностей, правовые и моральные нормы, адм. предписания, решения, обычаи, привычки и т. п. С. к. обеспечивает определ. организацию обществ. жизни, адекватность поведения членов общества взаимным ожи­даниям; посредством С. к. реализуется принцип обратной связи в управлении любыми социальными процессами или системами.

Принуждение к должному поведению наблюдается уже у животных, особенно живущих в стаях. Становле­ние С. к. неразрывно связано с возникновением чело-веч/ общества. По мере развития и усложнения всех обществ. отношений быстро развивается и структура С. к., совершенствуются его механизмы, растёт его зна­чение в функционировании всех социальных систем. Возникают социальные институты, специально при­званные осуществлять С. к.,— судебные и иные кара­тельные органы. Вместе с тем в той или иной мере функ­ции С. к. осуществляют любые социальные институты или группы, государственной или общественной орга­низации.

Гибкость С. к., изменение его механизмов в соответ­ствии с новыми целями и условиями, возникающими в процессе обществ. развития, являются важными пред­посылками социального прогресса. Жёсткий, всепрони-кающий С. к. порождает конформизм, ведёт к социаль­ному застою и деградации; слабый, малоэффективный С. к. способствует росту антиобществ. поведения, пре­ступности.

С. к. осуществляется путём применения как позитив­ных санкций (в случае «образцового» поведения или отклонения от принятых «образцов» в «желательную» сторону), так и санкций негативных (в случае наруше­ния действующих в данном обществе, социальной груп­пе социальных норм). В зависимости от характера санкций принято различать формальный и неформаль­ный С. к. Формальный С. к. осуществляется гл. обр. гос. учреждениями, обществ. организациями и т. п. и применяемые в его рамках санкции обычно заранее регламентированы. Неформальный С. к. сводится к спонтанным реакциям (одобрение или ирония, восторг или отказ от контактов, физич. воздействие и т. п.) уча­стников к.-л. процесса, выражающих взаимную оценку поведения друг друга, к различным формам обществ. мнения по поводу поведения членов общества и т. п. Иногда к неформальному С. к. относят и самоконтроль.

В масштабах крупных социальных систем (общество, государство, общественно-политич. организации) С. к. всегда имеет классовую природу. С. к., осуществляемый эксплуататорскими классами и государством, направ­лен на сохранение существующего эксплуататорского строя. При социализме С. к. призван способствовать дальнейшему развитию социалистич. обществ. отноше­ний и коммунистич. строительству, к-рое предполагает развитие различных форм С. к. и прежде всего форм, основывающихся на растущей социальной активности трудящихся. В Конституции СССР подчёркнута необхо-

димость усиления народного контроля как одной из форм социалистич. демократии. Распространяясь на произ­водство и распределение, на социально-культурное строительство, на деятельность гос. аппарата, народный контроль играет важную роль в осуществлении функ­ций социалистич. общенародного государства. Закон о народном контроле (1979) направлен на вовлечение ши­роких масс трудящихся в управление гос. и обществ. делами, на создание единой системы, сочетающей гос. контроль с общественным.

• Энгельс Ф.,Анти-Дюринг, Маркс и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собствен­ности и гос-ва, там же, т. 21; Л е н и н В. И., Гос-во и револю­ция, ПСС, т. 33; е г о ж е, О гос-ве, там же, т. 39; Совр. социоло-гич. теория..., сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961 [см. указатель]; R о u с е k J. S., Social control, Princeton, 19562; Landis P. H., Social control, Phil.—N. Y.,—Chi 1956.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРЕСТИЖ,см. Престиж социаль­ный.

СОЦИАЛЬНЫЙ СЛОЙ,обозначение в классовом, социально неоднородном обществе отд. социальных групп, напр. интеллигенции и служащих, или соци­альных групп внутри класса, части класса, т. е. выра­жение классового деления. Основоположники марксиз­ма-ленинизма обычно выделяли внутри классов в ка­честве С. с. три наиболее крупных его части, напр. мел­ких, средних и крупных капиталистов (крупной буржу­азии); мелкого, среднего и крупного крестьянства. В обоих этих случаях С. с. являются вторичным социаль­ным явлением по сравнению с обществ. классом в силу как происхождения, так и роли в обществе. Преодоле­ние социально-классовых различий на пути к комму­низму заключается в том, что одновременно преодоле­ваются различия между классами рабочих и крестьян, между ними и С. с. интеллигенции и служащих, между С. с. внутри классов.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4; Ле­нин В. И., Рецензия. Karl Kautsky. Bernstein und das So­zialdemokratische Programm, ПСС, т. 4; его же, Революц. авантюризм, там же, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два шага на­зад, там же, т. 9; е г о ж е, Доклад о партийной программе 19 марта, [VIII съезд РКП(б) 18—23 марта 1919г.], там же, т. S8; его же, Детская болезнь «левизны» в коммунизме, там же т. 41; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Городские средние слои совр. капиталистич. общества, М., 1963; Семе­нов В. С., Капитализм и классы. Исследование социальной структуры совр. капиталистич. общества, М., 1969; его же, Диалектика развития социальной структуры сов. общества, М., 1977; Надель С. Н., Совр. капитализм и средние слои, М., 1978; см. также лит. к ст. Классы.

Наши рекомендации