Часть ii. практика - прослушивание музыки
МУЗЫКА КАК СПОСОБ МЫСЛИ
Организационно-методический раздел
1.1. Цель изучения дисциплины:
Смыслом курса не является формирование у обучающегося структурированного, но почти наверняка отвлечённого представления о массиве философских текстов, в которых по каким-либо причинам важную роль играет музыка. Задача будет состоять не в том, чтобы дать ясное понимание динамики обращения философов к феномену звука, или чтобы перед нашим взором развернулась картина исторического развития того раздела философского знания, который теперь принято называть "философия музыки".
Задача этого курса – научиться двигаться более свободно в мысли, то есть перенять практику действия у музыки, научиться у нее дерзновенному и, одновременно, бытийно затрагивающему, действию. Понять, что такое музыка как длящееся состояние, философски.
Глубинный смысл нашего исследовательского семинара состоит в том, чтобы осознать, что происходит с философом, как носителем определённого набора методов обращения с бытием, когда он сталкивается с музыкой? Что делает в такой ситуации философ как человек, способ мысли которого несомненно отличается от обыденного и представляет собой как бы иного типа ирригационную систему.
В организованном пространстве взаимодействия философского ума и музыки, если мы осветим его этим нашим ориентиром, перед группой взявшихся за исследование, вероятно, сформируются неординарные возможности и расшириться собственное представление о мысли.
Предлагаемый план семинаров не предполагается как завершённый и окончательный. Более того, даже остаётся открытым вопрос о необходимости придерживаться хронологического порядка обращения к источникам. Ибо есть причины сформировать иной, более гибкий, и отвечающий динамике реального хода исследования способ чтения.
Данный план – это попытка оформить идею такой серии занятий, которая позволила бы осознать специфику встречи реального философского ума, насколько мы можем ухватить этот способ мышления, и музыки, насколько мы вообще можем говорить о ней.
Количество занятий:
2 пары подряд. Каждую неделю. 1 семестра.
Лекция.
А. Понимание музыки в античности
Лебедев А. «Фрагменты ранних древнегреческих философов». М., 1989. Выбор частей, посещенных музыке.
Б. Теория и философия музыки Пифагора. Публ. по «Московский государственный университет культуры и искусств» 14.4.15. URL: http://www.studfiles.ru/preview/3048465/ Дата обращения: 24.11.15
Семинар 1.
Герцман Е. В. Музыкальная боэциана. СПб, 2010. § 4.Музыка в квадривиуме С. 29-37
Семинар 2.
А. Шопенгауэр. О сущности музыки. Выдержки из соч. Шопенгауэра под. Историко-эстет. секции и со вступ. статьей К. Эйгес. – Петроград, Музыкальное государственное издательство, 1919.
Семинар 3.
Ф. Ницше. О музыке и слове. Отрывок 1871 г. // Фридрих Ницше. Сочинения в двух томах. Т.2 "Мысль" 1990
Семинар 4.
Ф. Ницше. Казус Вагнер. Проблема музыканта. Перевод: Н. Полилова. // Сочинения в 2-х томах. Том 2. М.: "Мысль", 1990.
Семинар 5.
Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003
Раздел МУЗЫКА 46-88
Семинар 6.
Хазрат Инайят Хан. Мистицизм звука. Сборник. - М.: Сфера, 2003
Раздел МИСТИЦИЗМ ЗВУКА 91-122
6. Семинар 7.
Лосев А. Ф., Диалектика мифа. М., 1990. Основной вопрос философии музыки. С. 315- 336
Семинар 8-9.
Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.-352 с. Введение. 42-77
Доклады, 4 человека (даются за 1-1.5 месяца):
1. глава 1. ШЁНБЕРГ И ПРОГРЕСС. 77-222 (2 доклада)
доклад 1.
Разделы:- Покорение природы через музыку.
- Переворот в сторону несвободы. Додекафонический мелос и ритм.
доклад 2.
Разделы: - Гармония. -Инструментовка.
- Форма. Композиторы.
- Авангард и теория.
Семинар 10-11.
Адорно Т. Философия новой музыки. Пер. с нем. / Перевод
Б. Скуратова. Вст. ст. - К. Чухрукидзе. М.: Логос, 2001.
2. глава 2. СТРАВИНСКИЙ И РЕСТАВРАЦИЯ. 223-336 (2 доклада)
доклад 3:
Разделы:
- Подлинность. - «Ритм».
- Идентификация с коллективом.- Архаика, модернизм, инфантилизм.
- Перманентная регрессия и музыкальные образы. -Психотический аспект. — Ритуал.
Доклад 4:
Разделы:
- Музыка о музыке.
- Распад времени.
- Псевдоморфоз по образцу живописи.
- Теория балетной музыки.
- Типы слушания. Надувательство с объективизмом.
- Шёнберг и Стравинский.
Семинар 13.
Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.
Разделы:
Часть 1. Введение.Общая часть. О двух типах музыки. Музыка, Космос и История. С. 1-10
Часть 2. Предпосылки возникновения принципа композиции. Возникновение принципа композиции. С. 64-71
Личность композитора. С. 86-91
Семинар 14.
Мартынов В. Конец времени композиторов. — М.: Русский путь, 2002. – 296 с.
Раздел Части 3: Время композиторов. Музыкальные революции. С. 91-113
Заключение С.133-139
Семинар 15.
Секацкий А. Партитура неслышимой музыки (возможно приглашение преподавателя для обсуждения, возможны с ним же лекции). Статья опубл. в журнале: «Нева» 2004, №4
Лекция 2-4.
Мараев. Антропология музыки.РОЛЬ МУЗЫКИ В РАЗНЫХ КУЛЬТУРАХ. С чего стоит начинать изучать музыку разных народов. Фолк как народная музыка и фолк сейчас (приглашение преподавателя для проведения лекций и рекомендация тематической литературы).
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ (к каждому тексту):
1. Чем обусловлено обращение философии к музыке?
2. Что происходит с философом, как носителем набора методов обращения с бытием, когда он сталкивается с музыкой?
Или что делает философ как философов, слыша музыку?
3. Какую теорию Я как познающий могу обрести, направляя свою познавательную активность на мир, частью которого является музыка?
4. Как выразить невыразимое? Как писать о музыке?
5. Как воспринимать целостно не пространственно, а целостно-временно?
ЧАСТЬ II. ПРАКТИКА - ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКИ
(возможное участие приглашенных на лекции преподавателей):