Становление западно-европейской средневековой культуры

Сервантос Дон Кихот.

«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» — роман испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры(1547—1616) о приключениях одноимённого героя. Был опубликован в двух томах. Первый вышел в 1605 году, а второй в 1615 году. Дон Кихот немолодой, чудаковатый дворянин, начитавшийся средневековых романов, он сам решает стать рыцарем. Появляется: конь, доспехи, оружие.Понятие донкихотовского безумия – вляние окружающей среды, культуры, времени. У Сервантоса выстраивается возвращение идела – рыцарство, чувство долга. Паш (слуга) рыцаря – Санчо Панса. Слуга по-крестьянски хитрый, умный, здравомыслящий, живуч. И Дон Кихот – образцовый, статный. Контраст. Удивительный симбиоз. Что их побудило на приключения? Здравомыслящий Санча Панса дополняет безумного Кихота. Он принимает мельницу за дракона, а слуга видит в мельнице мельницу. Есть манящее, привлекающее и безумное в приключениях. Дон Кихот одновременно смешон и величественен. Последний рыцарь которому не за что воевать. Эпоха средневековья. Герой в конце романа умирает, но ценности он переносит в другую эпоху. Дон Кихот – символ эпохи. (лекция)

У Рыцаря Печального Образа, есть выстраданная философия, принадлежащая, разумеется, самому автору. Концептуальный аспект содержится в рассуждениях Дон Кихота об идеалах золотого века. Они утрачены, но не безвозвратно. И миссию по их возвращению как раз и берет на себя герой бессмертного романа Сервантеса. Кредо Дон Кихота: «Я по воле небес родился в наш Железный век, дабы воскресить Золотой». Чуть позже он добавит: «Я принял обет рыцарства и дал клятву защищать обиженных и утесняемых власть имущими». Если взглянуть на хрестоматийные эпизоды романа сквозь призму приведенных утверждений, то, согласитесь, все они будут смотреться уже по-другому. И защита мальчика от побоев хозяина, и освобождение каторжников, и сражение с несметными полчищами воображаемых злодеев, – все это отчаянные попытки вернуться к утраченным идеалам золотого века.
Дон Кихот – герой-одиночка, но действует он не в вакууме. Его окружает целый сонм других персонажей. И среди них, конечно же, верный оруженосец Санчо Панса. Санчо – прямая противоположность Рыцарю Печального Образа: он абсолютно приспособлен ко всем перипетиям суровой жизни; крестьянский практицизм и природная смекалка позволяют ему вывернуться из любой неблагоприятной ситуации.
Но есть и то главное, что роднит двух героев, принадлежащих к разным сословиям: Санчо также не теряет веры в лучшее будущее и искренне надеется, что завтрашний день станет лучше вчерашнего. Однажды его наивные надежды, казалось, были близки к осуществлению. «Дон Кихот» – отнюдь не сатира в чистом виде, да к тому же обращенная в прошлое. Роман Сервантеса – в лучшем случае – трагикомедия с серьезным философским подтекстом. И философия эта нацелена в будущее. Чего стоят страстные рассуждения автора и его героя о тяготах и пагубности войн с гуманистическим выводом, что «цель войны есть мир». Сервантес как никто имел право на подобное утверждение. В молодости сам храбрый воин, изувеченный в кровопролитном сражении с турецким флотом и изведавший все ужасы алжирского плена, он хорошо знал, что говорил.
Трагедия Дон Кихота в том, что он пытался привить кодекс рыцарской чести в условиях, когда о чести и человеколюбии никто и не помышлял. Но так было всегда. Неудача и неизбежные вслед за тем насмешки постигли бы Дон Кихота в нынешние времена так же, как и в любую другую эпоху. Потому-то он и бессмертен. Ведь он так мечтал, чтобы люди стали хоть чуточку лучше, чем они есть на самом деле.

Становление западно-европейской средневековой культуры

Термин «средние века» ввели в науку итальянские гуманисты эпохи Возрождения. Он означает тысячелетие, хронологическими рамками которого являются V-XV вв., т. е. начало связано с временем исторического завершения античной культуры, а конец - с ее возрождением в новое время. Культурологи подразделяют данную эпоху на три периода:

- раннее средневековье V-Х вв.;

- зрелое средневековье X-XIII вв.;

- позднее средневековье XIV-XV вв.

В столкновении с умирающей античной цивилизацией и первобытной культурой, греко-римским многобожием и варварским язычеством Христианству удалось одержать верх и занять главенствующее положение в европейской культуре. Духовная культура средневековья формировалась под мощным влиянием христианской религии и церкви, которые отвергали античное миропонимание с его идеей вечности мира и существования человека как его же органической части. Христианство отрицало незыблемость мира и признавало Бога, как творца природы и самого человека. В христианском вероучении подчеркивается двуединое начало человека: тело и душа. Многочисленное духовенство занимает свое особое место рядом с двумя другими социальными слоями средневекового общества - народом и воинами-рыцарями.

Рыцарство (благородное дворянство) - это особое социальное сословие, особый социальный институт средневековья. Оно сформировало свою уникальную культуру, состоящую из особого этикета, поединков, турниров, экстравагантных рыцарских обетов, умения играть на музыкальных инструментах и, наконец, соблюдения всех правил куртуазии (т. е. светскости). Вершиной культуры данного сословия стали рыцарский роман и рыцарская поэзия, которые с XII по XIV вв. являлись популярными жанрами европейской литературы. Повествуя о становлении рыцаря в борьбе с препятствиями и искушениями, данные литературные тексты вызывали у читателя интерес к индивидуальной судьбе, к человеческим чувствам и переживаниям. Героический рыцарский эпос представлен в мировой культуре такими литературными памятниками, как «Песнь о Роланде», «Повесть о короле Артуре», «Песнь о нибелунгах».

Божественная комедия — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг. В своей поэме Данте отразил и средневековые представления об аде и рае, времени и вечности, грехе и наказании.Так, именно после Данте в церковном учении появляются конкретные образы дьявола и различных демонов, до того существовавших лишь умозрительно. Именно Данте придал им плоть и чувственный образ.

30. Описание ада, чистилища и рая в божественной комедии Данте .

Божественная комедия — поэма, написанная Данте Алигьери в период с 1307 по 1321 гг. Божественная комедия» распадается на три части: первая часть («Ад» -куда попадают навеки осуждённые грешники) состоит из 34 песен, вторая («Чистилище» -— местопребывания искупающих свои грехи грешников ) и третья («Рай» - обители блаженных) — по 33 песни.

Ад

Ад имеет вид колоссальной воронки, состоящей из концентрических кругов, узкий конец которой упирается в центр земли. Пройдя преддверие ада, населённое душами ничтожных, нерешительных людей, они вступают в первый круг ада, так называемый лимб, где пребывают души добродетельных язычников , не познавших истинного Бога, однако приблизившихся к этому познанию и за то избавленных от адских мук. Здесь Данте видит выдающихся представителей античной культуры — Аристотеля, Эврипида, Гомера и др. Следующий круг заполнен душами людей, некогда предававшихся необузданной страсти . По мере того как Данте, сопутствуемый Вергилием, спускается всё ниже и ниже, он становится свидетелем мучений чревоугодников , принужденных страдать от дождя и града, скупцов и расточителей, без устали катящих огромные камни, гневливых, увязающих в болоте. За ними следуют объятые вечным пламенем еретики и ересиархи, тираны и убийцы , плавающие в потоках кипящей крови, самоубийцы, превращённые в растения, богохульники и насильники, сжигаемые падающим пламенем, обманщики всех родов , муки которых весьма разнообразны. Наконец Данте проникает в последний, 9-й круг ада, предназначенный для самых ужасных преступников. Здесь обитель предателей и изменников — их грызёт своими тремя пастями Люцифер, восставший некогда на Перед входом — жалкие души, не творившие при жизни ни добра, ни зла, в том числе «ангелов дурная стая», которые были и не с дьяволом, и не с Богом.

Чистилище

Миновав узкий коридор, соединяющий центр земли со вторым полушарием, Данте и Вергилий выходят на поверхность земли. Там, на середине окружённого океаном острова, высится в виде усечённого конуса гора — чистилище, подобно аду состоящее из ряда кругов, которые сужаются по мере приближения к вершине горы. Охраняющий вход в чистилище ангел впускает Данте в первый круг чистилища, начертав предварительно у него на лбу мечом семь P (Peccatum — грех), то есть символ семи смертных грехов. По мере того как Данте поднимается всё выше, минуя один круг за другим, эти буквы исчезают, так что когда Данте, достигнув вершины горы, вступает в расположенный на вершине последней «земной рай», он уже свободен от знаков, начертанных стражем чистилища. Круги последнего населены душами грешников, искупающих свои прегрешения. Здесь очищаются гордецы, принуждённые сгибаться под бременем давящих их спину тяжестей, завистники, гневливые, нерадивые, алчные и пр. Вергилий доводит Данте до врат рая, куда ему, как не знавшему крещения, нет доступа.

Рай

В земном раю Вергилия сменяет Беатриче, восседающая на влекомой грифом колеснице (аллегория торжествующей церкви); она побуждает Данте к покаянию, а затем возносит его, просветлённого, на небо. Заключительная часть поэмы посвящена странствованиям Данте по небесному раю. Последний состоит из семи сфер, опоясывающих землю и соответствующих семи планетам (согласно распространённой тогда Птолемеевой системе): сферы Луны, Меркурия, Венеры и т. д., за ними следуют сферы неподвижных звёзд и хрустальная, — за хрустальной сферой расположен Эмпирей, — бесконечная область, населённая блаженными, созерцающими Бога, — последняя сфера, дающая жизнь всему сущему. Пролетая по сферам, ведомый Бернардом, Данте видит императора Юстиниана, знакомящего его с историей Римской империи, учителей веры, мучеников за веру, чьи сияющие души образуют сверкающий крест; возносясь всё выше и выше, Данте видит Христа и деву Марию, ангелов и, наконец, перед ним раскрывается «небесная Роза» — местопребывание блаженных. Здесь Данте приобщается высшей благодати, достигая общения с Создателем.

Дополнительно:По форме поэма — загробное видение, каких было много в средневековой литературе. Как и у средневековых поэтов, она держится на аллегорическом стержне. Так дремучий лес, в котором поэт заблудился на полпути земного бытия, — символ жизненных осложнений. Три зверя, которые там на него нападают: рысь, лев и волчица — три самые сильные страсти: чувственность, властолюбие, жадность.Эти звери угрожают национальному единству Италии, о котором мечтал Данте, единству, скреплённому господством феодальной монархии. От зверей спасает поэта Вергилий — разум, посланный к поэту Беатриче. Вергилий ведёт Данте через ад в чистилище и на пороге рая уступает место Беатриче. Смысл этой аллегории тот, что человека от страстей спасает разум, а знание божественной науки доставляет вечное блаженство.

Наши рекомендации