Тематика лекционных занятий
№ раздела | № лекции | Основное содержание | Кол-во часов | Литература |
Три аспекта бытия науки: наука как совокупность знаний, наука как познавательная деятельность, как социальный институт. Современная философия науки как изучение общих закономерностей научного познания в его историческом развитии и изменяющемся социокультурном контексте. Соотношение науки и философии. Социологический и культурологический подходы к исследованию развития науки. Историческое развитие институциональных форм научной деятельности. Научные сообщества и их исторические типы (республика ученых ХVII в.; научные сообщества эпохи дисциплинарно организованной науки; формирование междисциплинарных сообществ науки ХХ в.). Научные школы. Подготовка научных кадров. Историческое развитие способов трансляции научных знаний (от рукописных изданий до современного компьютера). | Хосе Ортега-и-Гассет «Что такое философия» ( лекция №3) Р. Мертон Социальная теория и социальная структура Ж.-Ф. Лиотар Состояние постмодерна | |||
Преднаука и наука в собственном смысле слова. Две стратегии порождения знаний: обобщение практического опыта и конструирование теоретических моделей, обеспечивающих выход за рамки наличных исторически сложившихся форм производства и обыденного опыта. Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки. Три программы научного поиска. Развитие логических норм научного мышления и организаций науки в средневековых университетах. Специфика средневековой рациональности (универсализм, иерархизм, символизм, эсхатологизм) | Дж. Бернал Наука в истории общества П.П. Гайденко Эволюция понятия науки Ле Гофф Интеллектуалы в Средние века И.Д. Рожанский Античная наука Н.И. Кузнецова Наука в её истории | |||
Становление опытной науки в новоевропейской культуре. Формирование идеалов математизированного и опытного знания. Предпосылки возникновения экспериментального метода и его соединения с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт. Мировоззренческая роль науки в новоевропейской культуре. Формирование науки как профессиональной деятельности. Возникновение дисциплинарно организованной науки. Становление социальных и гуманитарных наук. Мировоззренческие основания социально-исторического исследования. | ||||
Научное знание как сложная развивающаяся система. Многообразие типов научного знания. Эмпирический и теоретический уровни, критерии их различения. Особенности эмпирического и теоретического языка науки. Структура эмпирического знания. Эмпирические зависимости и эмпирические факты. Процедуры формирования факта. Проблема теоретической нагруженности факта. Структура теоретического знания. Первичные теоретические модели и законы. Развитая теория. Теоретические модели как элемент внутренней организации теории. Основания науки. Структура оснований. Идеалы и нормы исследования и их социокультурная размерность. Система идеалов и норм как схема метода деятельности. Научная картина мира. Исторические формы научной картины мира. Функции научной картины мира (картина мира как онтология, как форма систематизации знания, как исследовательская программа). Философские основания науки. Роль философских идей и принципов в обосновании научного знания. Философское обоснование как условие включения научных знаний в культуру. | В.С.Степин История и философия науки В.Г. Горохов Основы философии техники и технических наук | |||
Логика и методология науки. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов (структурный, системный, функциональный…). Методы научного познания и их классификация. Методы эмпирического и теоретического уровней исследования. Специфика методов социо-гуманитарного исследования. Редукционизм и антиредукционизм. Объяснение и интерпретация. Гипотезы и их роль в научном исследовании. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных теорий и гипотез. Проблемные ситуации в науке. Перерастание частных задач в проблемы. | Х.Г. Гадамер Истина и метод Л. А. Микешина Философия науки: Общие проблемы познания. Методология естественных и гуманитарных наук: хрестоматия | |||
Динамика науки как процесс порождения нового знания. Позитивистская традиция в философии науки. Расширение поля философской проблематики в постпозитивистской философии науки. Концепции К. Поппера, И. Лакатоса, Т. Куна, П. Фейерабенда, М. Полани. Интернализм и экстернализм в трактовке источников динамики науки. Кумулятивный и антикумулятивный подходы в понимании механизмов развития науки. Вопрос влияния общества на развитие науки. Соотношение философии науки и истории науки.Проблема потенциально возможных историй науки. | Л. Витгенштейн Логико-философский трактат И. Лакатос История нaуки и ее рaционaльные реконструкции К. Поппер Логика и рост научного знания Т. Кун Структура научных революций П. Фейерабенд Против метода. Очерк анархистской теории познания И. Лакатос Фальсификация и методология научно-исследовательских программ | |||
Взаимодействие традиций и возникновение нового знания. Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций. Внутридисциплинарные механизмы научных революций. Междисциплинарные взаимодействия и «парадигмальные прививки» как фактор революционных преобразований в науке. Социокультурные предпосылки глобальных научных революций. Перестройка оснований науки и изменение смыслов мировоззренческих универсалий культуры. Прогностическая роль философского знания. Научные революции как точки бифуркации в развитии знания. Нелинейность роста знаний. Селективная роль культурных традиций в выборе стратегий научного развития. Глобальные революции и типы научной рациональности. | М.Полани Личностное знание. На пути к посткритической философии Т. Кун Структура научных революций И. Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса | |||
Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука. Главные характеристики современной, постнеклассической науки. Современные процессы дифференциации и интеграции наук. Связь дисциплинарных и проблемно-ориентированных исследований. Освоение саморазвивающихся «синергетических» систем и новые стратегии научного поиска. Роль нелинейной динамики и синергетики в развитии современных представлений об исторически развивающихся системах. Глобальный эволюционизм как синтез эволюционного и системного подходов. Глобальный эволюционизм и современная научная картина мира. | И. Пригожин, И.Стенгерс Порядок из хаоса Г.Хакен Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии В.В. Миронов Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук | |||
Сближение идеалов естественно-научного и социально-гуманитарного познания. Осмысление связей социальных и внутринаучных ценностей как условие современного развития науки. Включение социальных ценностей в процесс выбора стратегий исследовательской деятельности. Расширение этоса науки. Новые этические проблемы науки в конце XX – начале ХХI столетия. Экологическая и социально-гуманитарная экспертиза научно-технических проектов. Кризис идеала ценностно-нейтрального исследования и проблема идеологизированной науки. Экологическая этика и ее философские основания. Постнеклассическая наука и изменение мировоззренческих установок техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм. Наука и паранаука. Поиск нового типа цивилизационного развития и новые функции науки в культуре. Научная рациональность и проблема диалога культур. Роль науки в преодолении современных глобальных кризисов. | Эв. Агацци Моральное измерение науки и техники Р. Мертон Амбивалентность ученого О. Леопольд Календарь песчаного графства Р. Атфилд Этика экологической ответственности: Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности | |||
Итого: |
Тематика исследовательско–практических (или семинарских) занятий
Наименование | Кол-во часов |
Аспекты бытия науки. Наука как социальный институт | |
Основные этапы исторического развития науки и их специфика | |
Становление классической науки | |
Структура научного знания: эмпирический уровень (предмет, методы, цели) | |
Структура научного знания: теоретический и метатеоретический уровени (предмет, методы, цели) | |
Методы социо-гуманитарных наук | |
Гипотеза как форма развития научного знания | |
Источники и механизмы развития научного знания | |
Специфика современного состояния науки | |
Итого: |
Вопросы к экзамену:
1. Наука как феномен. Три аспекта бытия науки
2. Наука как деятельность по производству знаний. Функции науки
3. Проблема генезиса науки и основных этапов ее эволюции
4. Преднаука и наука в собственном смысле слова: их отличие в методах построения знаний и формах прогнозирования.
5. Античная наука: основные научно-исследовательские программы
6. Наука в условиях европейского Средневековья
7. Основные характеристики и научно-исследовательские программы классической науки
8. Становление и особенности неклассической науки
9. Формирование постнеклассической науки
10. Глобальный эволюционизм и синергетика
11. Знание естественнонаучное, гуманитарное: их взаимосвязь
12. Социально-гуманитарное знание и его специфика
13. Развитие методологии социально-гуманитарного познания в герменевтике и постмодернизме
14. Идеалы и нормы науки.
15. Общие закономерности развития науки (традиции и революции).
16. Традиции и новации. Виды научных традиций
17. Типы научных революций
18. Движущие силы развития науки (интернализм и экстернализм).
19. Исторические типы рациональности (парадигмальный характер развития науки).
20. Общенаучные подходы как методологические принципы познания целостных объектов (структурный, системный, функциональный…).
21. Понятие метода, классификация методов
22. Общенаучные методы: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, моделирование
23. Уровни научного познания: их сравнение по предмету, методам, конечным результатам.
24. Эмпирический уровень познания, его основные формы
25. Научный факт, соотношение фактов и теории
26. Методы эмпирического уровня познания
27. Теоретический уровень познания, его основные формы
28. Методы теоретического уровня познания
29. Метатеоретический уровень в научном познании
30. Научная картина мира, ее структура и роль в процессе познания
31. Философские основания науки
32. Гипотезы и их роль в научном исследовании.
33. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных теорий и гипотез.
34. Научная проблема, способы возникновения и решения
35. Проблема роста научных знаний у К.Поппера
36. Методологический анархизм П.Фейерабенда
37. Методология исследовательских программ И.Лакатоса
38. Историческая динамика научных знаний: концепция Т.Куна
Электронные (образовательные, информационные, справочные, нормативные и т.п.) ресурсы:
Электронно-библиотечная система "КнигаФонд"
http://www.knigafund.ru
Учебная и научная литература. Специальные условия сотрудничества для вузов и ссузов. В собрании «КнигаФонда» десятки тысяч актуальных электронных учебников, учебных пособий, научных публикаций, учебно-методических материалов. Удобные механизмы поиска, чтения, конспектирования, цитирования, а также все виды доступа: по IP-адресам, картам для студентов, абонементам для частных лиц.