Проблема истины в познании.
Следующая важнейшая проблема в познании – это проблема истины. Что считать истиной? Каков ее критерий? (Суть проблемы хорошо показал Беркли. «Одна рука холодная, другая горячая, опускаем их в нормальную воду. Одна рука чувствует тепло, другая – холод. Какая же вода на самом деле?»).
В истории философии были разные ответы на эти вопросы.
В древности крайние точки зрения следующие:
а) материалисты древности понимали истину как соответствие наших знаний вещам. Такое понимание истины было продолжено и материалистами Нового времени;
б) объективные идеалисты истину понимали как вечные и неизменные свойства идеальных объектов (Платон);
в) софисты считали, что объективной истины нет: «Человек – мера всех вещей».
г) Затем на понимание истины наложила отпечаток диалектика, и истину стали понимать как изменяющееся знание.
1. Истина есть процесс совпадения субъективных знаний с развивающимся объективным миром (диалектический материализм). Здесь истина и абсолютна, и относительна одновременно, и единственным ее критерием является практика.
2. Истина – это процесс совпадения знаний с развивающейся абсолютной идеей (объективный идеализм Гегеля).
3. Субъективный идеализм истиной считает знания, не противоречащие ощущениям, а критерием истины – логическую непротиворечивость.
4. Иррационализм либо отрицает существование истины вообще, либо понимает ее как субъективное Переживание, как интуицию.
5. Неопозитивизм считает, что истина – это согласованность предложений науки с чувственным опытом.
6. Конвенциализм считает, что истина носит условный характер, она есть результат соглашения ученых.
7. Прагматизм критерием истины считает успех. То есть истина – это знания, приводящие к успеху.
Спорным является вопрос о наличии абсолютных истин. Некоторые считают, что это – истины факта (вечные истины), все остальное – относительные истины.
Если истина существует и наше познание ее возможно, то в нашем знании должны быть элементы истины и заблуждения. Если есть только истина, то познавать дальше не надо. Такой подход называется догматизмом. Если все наше знание – заблуждение, а к истине мы постоянно только приближаемся, такой подход называется релятивизмом.
Таким образом, вопрос об истине является самым сложным в познании.
Разные философские учения подчеркивают лишь одну из сторон истины, но преувеличивают ее.
Истина и объективна, и субъективна, она должна приводить к успеху, ее формирование происходит на основе опыта и интуиции, она логически непротиворечива и в какой-то мере и условна, так как носит относительный и субъективный характер.
Темы окладов и рефератов.
1. Концепция медитативного познания мира в философии и культуре Востока.
2. Роль чувственного созерцания в постановке диагноза.
3. Абстрактное мышление и медицинская диагностика.
4. Основные философские концепции истины.
5. Истина и заблуждение в истории медицины.
6. Практика – критерий истины.
Основная литература.
1. Алексеев П. В., Панин А.В. Философия - М., 2001.
2. Губин В. Д. Философия. – М.: ТК Велби, 2008.
3. Калашников В. Л. Философия. М.: ВЛАДОС, 2007.
4. Спиркин А. Г. Основы философии. – М ., 2001.
5. Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.
6. Философия. / Отв. Ред. В. П. Кохановский. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
7. Хрусталев Ю. М. Философия. М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005.
Дополнительная литература.
1. Абаев Н. В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. // Новосибирск, 1983.
2. Аверьянов А. Н. Системное познание мира. - М., 1985.
3. Аронов Р. А., Баксанский О. Е. Происхождение знания: истоки и основы.//Вопросы философии, 2008, №4.
4. Дилитаяну Г. А. Методология диагноза. - М., 1970.
5. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. - М., 1974.
6. Интегральная йога Шри Ауробинде. - М., 1992.
7. Канке В. А. Философия - М., 1996.
8. Лекторский В. А. Конструктивизм и реализм в эпистемологии.//Философские науки, 2008, №3.
9. Розов М. А. Познание и инженерное проектирование.//Философские науки, 2008, №3.
10. Селиванов Ф. А. Истина и заблуждение. - М., 1972.
11. Соболева М. Е. Истина: свойство, оператор, событие?//Вопросы философии, 2008, №2.
12. Степанянц М. Т. Знание и вера: многообразие культурных подходов.//Вопросы философии, 2007, №12.
13. Труфанова Е. О. Конструктивистский подход к Я.//Философия науки, 2008, №3.
14. Фарман И. П. Конструктивизм как направление. Формирование метода и перспективы.//Философские науки, 2008, №3.
15. Хрестоматия по философии: Уч. пособие / Сост. Алексеев П. В., Панин А. В. – М., 1996. (раздел 2: философия познания).
16. Хуторской А. В., Король А. Д. Диалогичность как проблема современного образования (философско-методологический аспект).//Вопросы философии, 2008, №4.
17. Черткова Е. Л. Метаморфозы конструктивизма.//Философские науки, 2008, №3.
18. Чудинов Э. М. Природа научной истины. - М., 1977.
19. Швырев В. С. От классического к современному конструктивизму.//Философские науки, 2008, №3.
20. Ярошевский Т. Размышления о практике. - М., 1976.