Иностранные термины и выражения 191 страница

• Конрад Н. И., X. Ю. и начало кит. Ренессанса, в его кн.: Запад и bосток, М., 1972, с. 103—31; Forke Α., Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934, S. 287—301; L i u W u-c h i, A shqrt history of Confucian philosophy, Harmondsworth, 1955, p. 138—43.

ХАРАКТЕР(от греч. χαρακτήρ — отпечаток, признак, отличит, черта) в психологии, целостный и устой­чивый индивидуальный склад душевной жизни челове­ка, проявляющийся в отд. актах и состояниях его пси­хич. жизни, а также в его манерах, привычках, складе ума и свойственном человеку круге эмоциональной жиз­ни. X. человека выступает в качестве основы его пове­дения и составляет предмет изучения характерологии (термин введён нем. философом Ю. Банзеном — «Очерки по характерологии», «Beiträge zur Charakterologie», Bd 1—2, 1867).

Как особая область психологич. исследований изу­чение X. получило развитие гл. обр. в нем. психологии 1-й пол. 20 в., исходившей в значит. мере из идей фило­софии жизни, феноменологии и др., причём термин «X.» нередко выступал как синоним личности.

Первый систематич. анализ различных аспектов X. был дан Клагесом («Принципы характерологии», «Prin­zipien der Charakterologie», 1910) на основе развитого им учения о выражении. В т. н. конституциональной ти­пологии нем. психиатра Э. Кречмера (1921) получил за­конченное выражение статич. подход к X. как некоей неизменной структуре осн. черт, соответствующей стро­ению тела (см. Темперамент), причём как психич., так и соматич. конституция определяются, по Кречмеру, в конечном счёте врождёнными, прежде всего эндокрин­ными, факторами (близок Кречмеру в своей морфологич. концепции X. амер. психолог У. Шелдон). В типологии Юнга (1921) выделяются экстравертивный и интравер-тивный типы характера (личности), отличающиеся пре­обладанием направленности (установкой) на внеш. объект или на внутр. мир мыслей и переживаний.

Динамич. и генетич. подход к X. получил распрос­транение в психоанализе (индивидуальная психология А. Адлера и др.), отводящем решающую роль в форми­ровании X. событиям раннего детства; образование тех или иных черт X. истолковывается при этом как своеоб­разный способ решения нек-роц конфликтной ситуации (в концепции Райха X. в целом предстаёт как «панцирь», отчуждённая система защитных реакций человека). В психоанализе и идущих от него различных течениях глубинной психологии делается акцент на бессознат. и иррациональных истоках X. В концепции нем. учёнрго Р. Хайса (1936) разнонаправленность влечений и спо­собностей рассматривалась как осн. конфликт, опреде­ляющий формирование X. и личности. Ф. Л ерш в работе «Строение X.» («Der Aufbau des Charakters», 1938; 4 изд. под назв. «Строение личности», «Der Aufbau der Person», 1951), сыгравшей ведущую роль в последующем разви-

тии нем. характерологии, попытался, отталкиваясь от теорий Фрейда и Клагеса, развить учение о «слоях» X., выделяя в нём внутр., «эндотимную», основу (наст­роения, чувства, аффекты, влечения и т. д.) и личност­ную «надстройку».

В англосаксонской психологич. лит-ре изучение X. о самого начала велось в рамках «исследования лич­ности»; после 2-й мировой войны и в нем. психологии термин «X.» вытесняется термином «личность».

Сов. психология, исходя из марксистского понимания человека как совокупности обществ. отношений, под­чёркивает социально-историч. обусловленность X. и рассматривает его нак сложное единство индивидуаль­ного и типологического, как результат взаимодействия наследств. задатков и качеств, вырабатываемых в процессе развития личности и её воспитания.

• Психоанализ и учение о X., М.— П., 1923; Л а з у р-ский А. Ф., Классификация личностей, Л., 19243; Вы­готский Л. С., К вопросу о динамике детского X., в сб.: Педология и воспитание, М., 1928; Юнг К. Г., Психологич. типы, Цюрих, 1929; Кречмер Э., Строение тела и X., М.— Л., 19302; Теплов Б. М., Проблемы индивидуаль­ных различий, М.,19б1; Мейли р., Структура личности, в кн.: (Экспериментальная психология, ред.-сост. П. Фресс и Ж. Пиаже, Пер. с франц., в. 5, Μ., 1975; Jahrbuch der Cha-rakterologie, hrsg. v. E. Utitz, Bd 1—6, B., 1924—29; см. также лит. к ст. Личность.

ХАРИЗМА (греч. χάρισμα — милость, благодать, божеств, дар), исключит. одарённость; наделённость какого-либо лица (харизматич. лидера — пророка, проповедника, политич. деятеля), действия, института или символа особыми качествами исключительности, сверхъестественности, непогрешимости или святости в глазах более или менее широкого круга приверженцев или последователей. Термин впервые применён в со-циологич. концепциях Трёльча и М. Вебера. ХАТЧЕСОН (Hutcheson) Фрэнсис (8. 8. 1694, Друма-лиг, Сев. Ирландия,— ок. 1747, Глазго), шотл. фило­соф. Взгляды X. сложились под влиянием Шефтсбери. X. считал, что в основе нравственности, религии и крат соты лежат внутр. врождённые чувства — моральное, религиозное и эстетическое. Моральное чувство, по X.,— это инстинктивное эмоциональное одобрение и осуждение поступков, источник и критерий нравств. оценок и суждений. Добродетель X. понимал как склонность к всеобщему благу, однако его этика основана не на утилитарном расчёте (что характерно для утилита­ризма), а имеет эмоциональный характер: её стимул — незаинтересованная удовлетворённость. От человеколю­бия, подобного естеств. тяготению, производно сознание долга. Учение X. противостояло эвдемонизму и ра­ционализму Мандевиля и Гоббса. Эстетика X., происте­кающая из эстетич. чувства, осн. принципом прекрас­ного признаёт гармонию, единство в многообразии. S Works, v. 1—6, Glasgow, 1769—74; в рус. пер.— Χ. Φρ., м Д., Смит Α., Эстетика, Μ., 1973, с. 43—269.

• Мееровский Б. В., Эстетика Фр. X., в кн.: Χ. Φρ., Ю м Д., С м и т Α., Эстетика, М., 1973, с. 7—41; Scott W. R., F. Hutcheson. His life, teaching and position in the history of philosophy, N. Y., 1966.

ХАУСХОФЕР (Haushofer) Карл (27.8.1869, Мюнхен,— 13.3.1946, Пель, близ Вайльхайма), нем. геополитик, один из основателей школы геополитики в Германии. Издавал журн. «Zeitschrift für Geopolitik» (1924—44). Че­рез своего ученика Р. Гесса был близок к руководству нацистской партии.

Основой геополитич. концепции X. послужило изу­чение им истории становления и географич. распрост­ранения гос-в Д. Востока, прежде всего Японии, на примере к-рой он пытался продемонстрировать взаимо­связь между пространственным ростом гос-ва и разви­тием составляющей его этнич. общности. Развивая взгляды Ф. Ратцеля и Р. Челлена, X. придал геопо­литике тот вид, в к-ром она стала частью офиц. доктри­ны фаш. «третьего рейха» и служила теоретич. основа­нием гитлеровской агрессии (тезисы о «недостаточности жизненного пространства» и «неудовлетворительности границ» Германии, о «чрезмерной» плотности населения и т. п.). В работах X. эклектически сочетаются географич.

детерминизм, расовая теория и концепция гос-ва как живого организма. После 2-й мировой войны последо­ватели X. пытаются отделить его взгляды от гитле­ровской доктрины и приспособить «очищенные» поло­жения геополитики к интересам гос.-монополистич. капитала в новой историч. ситуации.

• Das Japanische Reich in seiner geographischen Entwick­lung, W., 1921; Bausteine zur Geo.politik, B., 1928; Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Münch., 1934; Japans Kultur­politik, B., 1944.

• см. к ст. Геополитика.

ХЕРМАН (Hermann) Иштван (p. 10.10.1925, Буда­пешт), венг. философ, чл.-корр. Венг. АН (1976). Чл. ВСРП с 1967. С 1973 зав. кафедрой философии Будвг пештского ун-та. Область науч. исследований: фило­софия культуры, история философии, теория и история эстетики, история психологии.

• A magyar drämäert, Bdpst, 1955; Arany Jänos esztetikäja,, Bdpst, 1956; Sigmund Freud, avagy a pszichologia kalandja, Bdpst, 1964; A modern szinpad, Bdpst, 1966; A polgäri dekaden-cia problemäi, Bdpst, 1967; Väszon es függöny, Bdpst, 1967; Kant teleologiäja, Bdpst, 1968; Szent Ivän ejjelen, Bdpst, 1969; Δ szo-cialista kultura problemäi, Bdpst, 1970; A giccs, Bdpst, 1971; A szemelyiseg nyomaban, Bdpst, 1972; A szfinx r-ejtvenye, Bdpst, 1973; Lukäcs Qyörgy gondolatviläga, Bäpst, 1974; A mai kultura problemäi, Bdpst, 1974; Evadok tanusaga, Bdpst, 1976; Tele-viziö, esztetika, kultura, Bdpst, 1976; A gondolat hatalma, Bdpst, 1978; Teologia es törtenetiseg, Bdpst, 1979; Ideologie es kultura a hetvenes evekben, Bdps!;, 1982; в рус. пер.-г В. И. Ленин об историч. альтернативе, «ВФ», 1980, № 12.

ХЁРЦ(Hörz) Херберт (р. 12.8.1933, Штутгарт), нем. философ-марксист (ГДР), действит. чл. АН ГДР (1976). Чл. СЕПТ с 1952. Нац. пр. ГДР (1972). Область науч. деятельности: филос. проблемы естествознания, мировоззренч., методологич. и гносеологич. проблемы развития науки. Один из авторов и издатель «Слова­ря по филос. вопросам естеств. наук» («Philosophie und Naturwissenschaften. Wörterbuch zu den philosophischen Fragen der Naturwissenschaften», 1978).

* Materie und Bewußtsein. Untersuchung philosophischer Ka-gorien unter besonderer Berücksichtigung der Naturwissen­schaften, B., 1965; Physik und Weltanschauung. Standpunkte der marxistischen Philosophie zur Entwicklung der Physik, Lpz.— [u. a.], 1968; Werner Heisenberg und die Philosophie, B., 19682; Der dialektische Determinismus in Natur und Gesellschaft, В., 19714; Mensch contra Materie? Standpunkte des dialektischen Materialismus zur Bedeutung naturwissenschaftlicher ßrkenntr nisse für den Menschen, B., 1976; Verantwortung-Schöpfertumr Wissenschaft, B., 1979 (совм. с D. Seidel); в рус. пер.—Марк­систская философия и естествознание, М., 1982.

ХИЛИАЗМ(от греч. χιλιάς — тысяча), м и л л е н а-р и з м (от лат. mille — тысяча), вера в «тысячелетнее царство» бога и праведников на земле, т. е. в историч. воплощение мистически понятого идеала справедливос-ти. Основывалась на пророчестве Апокалипсиса (см. Библия), в к-ром, как и во всём X., содержался мотив компенсации обществ. неправды, характерное уже для ветхозаветных пророков умозаключение от невыноси­мости настоящего к возмещению крови и слез в буду­щем; притом эта компенсация должна произойти не вне человеч. истории (в «царстве небесном»), но внутри её, ибо иначе история потеряла бы для жаждущих возмездия приверженцев X. свой смысл X. был осуж­дён христ. церковью (255). В дальнейшем не раз претер­певал возрождение (учение Иоахима Флорского о царстве св. Духа и др.). Плебейский X., характерный для ряда еретич. движений позднего средневековья, достиг своей кульминации в учении Т. Мюнцера. В новое время X. во многом замещается в своих функциях социальной утопией,к-рая отчасти усваивает и струк­туру X., его образы и т. п.

ХИНАЯНА[санск.р., букв.— малая колесница или ма­лый (узкий) путь], одно из двух основных, наряду с махаяной, направлений буддизма. Как оформленное движение возникло в нач. н. э. (понятие «X.» введено сторонниками махаяны) на С.-В. Индии (и Цейлоне), затем получила широкое распространение во всех азиат. странах, однако вытесненная на севере махаяной, окончательно утвердилась в Юго-Вост. Азии: на Цейло-

ХИНАЯНА 755

не (совр. Шри-Ланка), в Бирме, Камбодже (совр. Кам­пучия), Лаосе, Таиланде, получив название юж. буд­дизма (в сев. странах сохранилась в виде отд. сект) и оказав громадное влияние на все стороны жизни этих стран. Среди школ X. следует выделить: тхераваду (шко­лу старейших), наиболее близкую к первонач. буддиз­му (в наст. время её название относится ко всему нап­равлению X.), вайбхашику (сарвастиваду) и саутранти-ку. Главные источники: «Типитака» и примыкающая к ней палийская лит-pa, среди к-рой наиболее значимы: комментарий Будхагхоши (в частности, его «Висуддхи-магга» — энциклопедия буддизма) и «Милинда-пань-ха» («Вопросы царя Милинды»). Большое значение имеет «Абхидхармакоша» Васубандху.

Основой X. является буддийская идея о двух сос­тояниях бытия («проявленном» и «непроявленном») и, в частности, отождествление первого с волнением дхарм — психофизич. элементов безличного жизнен­ного процесса. Акцент на том, что «Я» и мир являются лишь быстропреходящими комбинациями этих дхарм, подчёркивание нереальности «Я» и мира, духовной и материальной субстанции и одновременно реальности самих дхарм — существ. особенность X. (в отличие от махаяны). Так, характерной чертой X. следует при­знать отрицание существования души как самостоят. духовной сущности (доказательству этого посвящена «Милинда-паньха»).

В собственно этич. плане характерная для буддизма проповедь личного совершенствования принимает в X. форму подчёркнуто независимого (в частности, от лю­бых сверхъестеств. сил) развития личности. Идеал со­вершенной личности в X.— архат (санскр.— достиг­ший конечной цели) достигает совершенства самостоя­тельно и как бы мало беспокоясь о совершенстве дру­гих. Будда в X.— идеал и учитель совершенства — объект подражания и почитания. Хотя и в X. есть элементы его обожествления, в целом в ней нет ни сложного культа, ни сложной религ. организации; всё это заменено жизнью в монашеской общине. Одновре­менно в странах X. получил распространение своеоб­разный политеизм (соединение собственно буддийских черт с брахманизмом, шаманизмом, верой в духов

и т. п.).

• Розенберг О. О., Введение в изучение буддизма по япон. и кит. источникам, ч. 2 — Проблемы буддийской фи­лософии, П., 1918; Stcherbatsky T h., The central con­ception of Buddhism and the meaning of the word «Dharma», L., 1923; Ward Ch. H. S., Buddhism, v. 1 — Hinayana, L., 1947; B a r e a u Α., Les sectes bouddhiques du petit vehicule, [Saigon], 1955; см. также лит. к ст. Буддизм.

ХОЛИЗМ(от греч. όλος — целый, весь), идеалистич. «философия целостности». Термин введён Я. Смэтсом в кн. «Холизм и эволюция» («Holism and evolution», 1926). Согласно X., миром управляет процесс творч. эволюции, создающий новые целостности. В ходе эво­люции формы материи преобразуются и обновляются, никогда не оставаясь постоянными; холистический процесс отвергает закон сохранения материи. Носите­лем всех органич. свойств объявляется чувственно не-воспринимаемое материальное поле (подобное лейбницев-ской монаде), остающееся постоянным при всех измене­ниях организма. Целое (целостность) трактуется в X. Как высшее филос. понятие, синтезирующее в себе объективное и субъективное; оно провозглашается «последней реальностью универсума». Согласно X., выс­шая конкретная форма органич. целостности — че-ловеч. личность. Придавая мистич. характер «фактору целостности», X. считает его непознаваемым. Идеи X. развивали А. Мейер-Абих (Германия), А. Леман (Франция). В совр. зап. лит-ре термин «X.» иногда используется для обозначения принципа целостности.

• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. филосо­фии 19 и 20 вв., М., 1962; Кремянский В. И., Струк­турные уровни живой материи, М., 1969.

ХОЛИЗМ

ХОЛЛИЧЕР (Hollitscher) Вальтер (р. 16.5. 1911, Вена), австр. философ и психолог-марксист. Чл. ЦК КПА с 1965. Осн. труды X. охватывают проблемы материа-листич. истолкования природы, космич. и биологич. развития, проблемы человека. Значит. внимание X. уделяет критике бурж. идеологии и ревизионизма.

• Tierisches und Menschliches, W., 1971; «Kain» oder Pro­metheus? Kritik des zeitgenossischen Biologismus, B., 1972; Aggressionstrieb und Krieg, Stuttg., 1973; Grundbegriffe der mar­xistischen politischen Ökonomie und Philosophie, W., 1974; Der überanstrengte Sexus. Die sogennante sexuelle Emanzipation im heutigen Kapitalismus, B., 1975; Für und Wider die Menschlich­keit, Fr./M., 1977; в рус. пер.— Природа в науч. картине мира, M., 19663; Человек в науч. картине мира, М., 1971; Человек и агрессия. 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма, М., 1975; Личность и гуманизм, М., 1981.

XОMAHC (Homans) Джордж Каспар (р. 11.8.1910, Бостон), амер. социолог и социальный психолог—нео-бихевиорист. X.— один из создателей теории малой группы, опирающейся на идеи структурно-функциональ­ного анализа. С нач. 60~х гг. отошёл от функционализ­ма и стал определять свою позицию как «предельный психологич. редукционизм». Возникновение социоло­гии, согласно X., «было естественным следствием психо­логии», а поэтому «конечные принципы объяснения в антропологии, социологии и даже в истории...— психологические» («Sentiments and activities», N. Υ., 1962, p. 48, 61). Исходной единицей анализа он считает «элементарное социальное поведение», т. е. непосредств. контакты между индивидами, и на этой основе стремит­ся осмыслить функционирование социальных систем различного уровня. Социальное поведение X. исследует на основе теорий, заимствованных из психологии по­ведения и экономич. концепций обмена. Описывая со­циальное поведение как универс. обмен и формулируя правила «справедливого обмена», X. фактически пред­полагает существование единого внеисторич. набора ценностей и условий свободной конкуренции, описан­ных в классич. бурж. политэкономии.

• Fatigue of workers, N. Υ., 1941; Marriage, authority and final causes, Chi., 1955 (совм. с D. M. Schneider); Social beha­vior. Its elementary forms, N. Y., 1961; The nature of social scien­ce, N. Y., 1967; An introduction to Pareto, N. Y., 1970 (совм. с Ch. P. Curtis).

• Loom is C. P., Loom is Z. K., Modern social theo­ries, Princeton, 1963; The institutions and social exchange. The sociologies of T. Parsons and G. C. Homans, ed. by H. Turk and R. L. Simpson, Indianapolis — N. Y., 1971.

ХОМЯКОВ Алексей Степанович (1.5.1804, Москва,— 23.9.1860, с. Ивановское, ныне Данковского р-на Ли­пецкой обл.), рус. публицист, религ. философ, поэт; основатель славянофильства (см. Славянофилы).Был близок моск. кружку любомудров. Сторонник отмены крепостного права путём реформы. В самодержавии видел единственно возможную для России политич. власть, но предлагал созыв Земского собора и ряд др. либеральных реформ (свободное выражение обществ. мнения, отмена смертной казни и т. п.). Статьёй X. «О старом и новом» (1839), распространявшейся в спис­ках, датируется возникновение славянофильства.

Творчеству X. свойственна полемич. направлен­ность (критика католицизма, протестантизма, западни­чества, нем. классич. идеализма и др.). В центре его воз­зрений — учение о начале «соборности» («кафолично-сти», цельности, внутр. полноте), характеризующем природу не только христ. церкви, но также человека, общества, процессов познания и творчества. «Собор­ность» трактуется X. как общий метафизич. принцип устроения бытия, описывающий множество, собранное силой любви в «свободное и органическое единство» (противоположный тип — «ассоциация», формальное, внеш. соединение множества элементов). В дальнейшем это учение X. стало одной из основ концепций всеединст­ва и личности в рус. религ. философии (Вл. Соловьёв, E. H. Трубецкой, П. А. Флоренский, Л. П. Карса­вин, С. Л. Франк). Существование человека, по X., динамично: он наделён способностью устремляться к бытию, богу, но для сохранения этой устремлённости необходимо особое состояние, «истинная вера», когда

всё многообразие духовных и душевных сил человека собрано в живую и стройную цельность (важную роль в этом X. отводил воле). Вера — это одновременно «познание и жизнь», «живознание».

В социальной философии противопоставление «со­борности» и «ассоциативности» выступает у X. в виде антитезы общины и «дружины» (или «коммуны»), «истин­ного братства» и «условного договора» и т. д.; идеали­зируя рус. крест. общину, он усматривает в ней наи­большее приближение к обществ. идеалу. Мировая история, по X., это история народов, каждый из к-рых мыслится в духе романтизма как коллективная лич­ность, «живое лицо», наделённое неповторимым обли­ком, характером и историч. призванием. Духовные истоки нац. истории объясняются у X. преобладанием в них «ассоциативности» или «соборности» (общиннос-ти); с этим же связано и возведение в «Записках о все­мирной истории» всех мировых религий и культур к двум началам — «кушитскому» (покорность необходи­мости — вещественной или логической, религ. магизм и т. п.) и «иранскому» (свободная стихия духа, личнос­ти, устремлённость к творчеству, нравств. самосозна­ние и т. д.). Специфич. характер рус. истории X., как и др. славянофилы, усматривал в православии как единств. источнике просвещения на Руси, в «мирном» процессе образования рус. нации, в общинном начале как основе обществ. устройства. Усвоение высшим сословием «чужеродных» начал зап. цивилизации при­вело, по X., к разрыву между «просвещённым общест­вом» и народом, достигшему апогея в послепетровскую эпоху; возвращение к исконным началам — единств. путь к созданию самобытной нац. культуры. В рамках этой консервативной культурно-историч. и социальной утопии, общей для всех славянофилов, X., в отличие от И. В. Киреевского и К. С. Аксакова, более критически относился к ранним этапам рус. истории.

Автор стихотворных трагедий «Ермак» и «Дмитрий Самозванец», лирич. стихотворений, проникнутых гражд. пафосом («России» и др.).

• Полк. собр. соч., т. 1—8, М., 1900—04; Соч., кн. 1—6, П., 1915; Стихотворения и драмы, вступит, ст. Б. Ф. Егорова, Л., 1969.

* Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 157; Лясковский В. Н., А. С. X. Его жизнь и соч., М., 1897; Завитневич В. 3., А. С. X., т. 1 (кн. 1—2)—2, К., 1902—13 (лит.); История философии в СССР, т. 2, М., 1968; Gratieux Α., A. S. Khomiakov. 1804—1860, t. 1—2, P., 1939; Christoff P. K., An introduction to nineteenth-century Russian slavophilism, v. l — A. S. Homjakov, s'-Gra-venhage, 1961.

ХОРКХАЙМЕР(Horkkeimer) Макс (14.2.1895, Штут­гарт,— 7.7.1973, Нюрнберг), нем. философ и социолог (ФРГ), один из основателей франкфуртской школы. Директор Ин-та социальных исследований (1931—65), в 1934—49 в эмиграции в США. Издатель журн. «Zeitschrift für Sozialforschung» (1932—41) и серии публикаций по исследованию нац. и расовых предрас­судков («Studies in prejudice», v. l—5, 1949—50). На­писанная X. совместно с Адорно «Диалектика просве­щения» («Dialektik der Aufklärung», 1948) явилась программным выражением филос.-социологич. идей франкфуртской школы. В развитой им т. н. критич. теории общества X. пытался соединить почерпнутые у К. Маркса мотивы критики бурж. общества с идея­ми гегелевской диалектики и психоанализа Фрейда, а также этики Шопенгауэра. В центре внимания X.— проблемы историч. антропологии, прежде всего иссле­дование характера как сложившейся системы реакций, играющей, по X., решающую роль в поддержании из­живших себя обществ. систем («Studien über Autorität und Familie», P., 1936, S. 3—77), анализ семьи как пер­вичного проводника обществ. авторитета и одновремен­но источника возможной оппозиции ему и т. п. Высту­пал с критикой «массовой культуры». Отмечая много-числ. черты стагнации и регресса совр. «индустриаль­ного общества», связывал их с тенденцией к тотальному управлению и исчезновению свободной инициативы.

Сознание неизбежности этой тенденции приводило X. к пессимистич. выводам: задачу социальной теории и практики он видел лишь в том, чтобы избежать тота­литаризма и содействовать сохранению определ. куль­турных моментов, созданных либерально-бурж. эпо­хой. Считая движущим импульсом критич. социологии восходящую к теологич. истокам внутр. «устремлён­ность к иному», исходил из принципиальной невозмож­ности к.-л. позитивного изображения идеала. Оказал значит. влияние на идеологию леворадикального сту-денч. движения в ФРГ, от к-рого, однако, сам X. отмежевался.

• The eclipse of reason, N. Υ., 1947; Sociologica, Bd 2, Рг./М., 1962 (совм, с Th. W. Adorno); Kritische Theorie, Bd 1—2, Fr./M., 1968.

• см. к ст. Франкфуртская школа.

ХРИСИП (Χρύσιππος) из Сол в Киликии (281/277—208/205 до н. э.), др.-греч. философ. Третий архонт школы стоиков после Зенона из Китиона и Клеан-фа. Развил и систематизировал учение Зенона; автор более 705 соч. Гл. заслуга X.— разработка логики стои­цизма. Изменения, внесённые X. в систему Зенона, во многом не ясны; в физике X., по-видимому, принадлежит различение судьбы и необходимости, а также учение об основных и содействующих причинах; в этике он утверждал единство души и в отличие от Зенона видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

• Фрагменты: Arnim H. P. A. v., Stoicorum ve-terum fragraenta, v. 2—3, Stuttg., 1968.

• Brehier E., Chrysippe et l'ancien stoicisme, nouv. ed., P., 1951; Gould J. В., The philosophy of Chrysippus, Ν. Υ., [1970]; см. также лит. к ст. Стоицизм.

ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, направление обществ.

мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм, к-рое было следствием различия во взглядах его предста­вителей: Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Мориса, Ч. Кингсли (Великобритания), Ф. Баадера, И. Хубера, В. Э. Кеттелера (Германия) и др. Так, если Ламенне придерживался демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера были крайне консервативны. Мно­гие деятели Х.с. стремились и стремятся избавить эксп­луатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнёрство классов, нравственно-религ. самосовер­шенствование). В ходе эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, про­тивостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению.

Особую роль в попытке придать христ. религии но­вую социальную окраску и приспособить её к совр. историч. условиям играют католич. церковь и высту­пающие под флагом католицизма христ.-демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. орг-ции. Модернизация социальной программы церкви (пастор­ская конституция «О церкви в совр. мире», принятая 2-м Ватиканским собором 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967 и др.), признание не­обходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку выработать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира. Вместе с тем идеи X. с. в трансформированном виде присущи массам верующих, к-рые в совр. условиях всё активнее участвуют в общедемократич., особенно в антивоен. и классовых движениях, облекая свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в ре-лиг. формы.

В условиях растущей популярности идей науч. со­циализма идеологи Х.с. вынуждены критически оцени­вать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-

ХРИСТИАНСКИЙ 757

реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 59; Ле­нин В. И., ПСС, т. 12, с. 142—43, т. 20, с. 103; Лева­да Ю. А., Совр. христианство и социальный прогресс, М., 1962; Андреев М. В., Католицизм и проблемы совр. рабочего и нац.-освободит, движения, М., 1968; Шейн-ман М. М., X. с., М., 1969; Великович Л. Н., Рели­гия и политика в совр. капиталистич. обществе, М., 1970; Гpи-гулевич И. Г., Мятежная церковь в Лат. Америке, М., 1972; Ковальский Η. Α., Католицизм и мировое со­циальное развитие, М., 1974; Daujat J., Cathplicisrae et socialisine. Textes pontificayx et commentaires, P., 1951s.

ХРИСТИАНСТВО(от греч. Χριστός — «помазанник», «мессия»), одна из трёх мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). Возникло в 1 в. в Палестине в контексте мистико-мессианистских движений иудаиз­ма, с к-рым, однако, вступило в острый конфликт. Первоначально распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, во уже в первые десятилетия получало все больше последова­телей из др. народов («язычников»). До 5 в. распрост­ранение X. происходило гл. обр. в географич. пределах Рим. империи, а также в сфере её политич. и культур­ного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в даль­нейшем (в основном во 2-й пол. 1-го тыс.) — среди герм. и слав. народов, позднее (к 13—14 вв.) — также среди балт. и фин. народов. В новое и новейшее время рас­пространение X. вне Европы происходит за счёт колон. экспансии и деятельности миссионеров. Число привер­женцев X. во всём мире превышает 1 млрд., из них в Европе — ок.475 млн., в Лат. Америке — ок. 250 млн., в Сев. Америке — ок. 155 млн., в Азии — ок. 100 млн., в Африке — ок. 110 млн.; католиков — ок. 660 млн., протестантов — ок. 300 млн. (вместе с сектами, среди к-рых 42 млн. методистов и 37 млн. баптистов), право­славных и приверженцев «нехалкидонских» вероиспове­даний Востока (монофиситов, несториан и т. п.) — ок. 120 млн.

Возникновение и распространение раннего X. про­исходили в условиях углублявшегося кризиса антич. цивилизации, основанной на рабовладении, и упадка её ценностей: гражд. этики, дополнявшейся презре­нием к чужакам и игнорировавшей духовные запросы индивида; филос. рационализма, сдавшего позиции под натиском астрологии, неопифагорейства и т. п. про­явлений оккультизма; наконец, антич. мировоззрения в целом, к-рое, по замечанию Ф. Энгельса, было «...по существу абстрактно, всеобщие, субстанциаль­но...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 1, с. 604) и не отвечало новому уровню человеч. самосознания. Отказываясь от политич. активности, X. избрало путь «...внутреннего спасения от испорченного мира...» (Энгельс Ф., см.тамже, т. 19, с. 314); грубой чувст­венности паразитич. верхов и деморализованных ни­зов оно противопоставило принцип аскетизма; высоко­мерию господ и сановников, культу славы — призыв «будь из всех последним и всем слугою» (Евангелие от Марка 9, 35) и обещание «будут первые последними и последние первыми» (в евангелиях неоднократно). Раннехрист. общины имели много сходства с товари­ществами и культовыми сообществами, характерными для быта Рим.империи; но в отличие от последних они приучали своих членов думать не только о своих нуж­дах и локальных интересах, но о (мистически понятых) судьбах всего мира. Раскинутые по всей империи и за её пределами общины ощущали своё единство как члены «вселенской» церкви. «Отрицая ... все националь­ные религии и общую им всем обрядность, и обращаясь ко всем народам без различия, христианство само ста­новится первой возможной мировой религией» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Эн­гельс Ф., Соч., т. 19, с. 313). В этом отношении была особенно важна победа универсалистской тенденции

Наши рекомендации