Сознание как фил.проблема. (по лекциям Плотникова)

Здесь надо говорить о рефлексии и о идее в историческом контексте.

в состав рефлексии входят: сознание, самосознание, мышление, духовная жизнь. В центре внимания стоит онтология реальности. Рефлексия всегда носит природные истоки и имеет специфический характер. Чтобы происходила рефлексия нужно постигать социо-кльтурную реальность.

Далее, говорим о языке: Мы находимся внутри телесности, не мыслимой без нужды, в результате чего формируется некая потребность (преобразованная нужда) в поиске формы, в которую облекается преобразованная природная вещь. Так, благодаря преобразованной форме, формируется знаковая система и знаковая способность (здесь имманентное не только внутренне-присущее, но это еще и принципиальная невыводимость) Язык не имеет ничего своего, он всего лишь указывает на предмет.

Далее, конкретно о рефлексе (понятие ввел Р.Декарт – чтобы отличить тип ответа на воздействие у животных) Рефлекс - обратное действие. Павлов говорит, что и у людей есть рефлекс. Смысл феномена рефлексии – рефлексия в своем основании оказывается индивидуальным механизмом, однако этот индивидуальный механизм присваивает коллективный опыт. Только благодаря рефлексии можно достигнуть любой высоты духовного понимания.

Далее, человеческое сознание имеет в себе такой феномен, как идеал или идея. Идеальное выступает посредником между человеческим имманентным сознанием и реальностью. В центре стоит 4 главные ступени:

  1. идеализация
  2. идеал
  3. идеальное, как таковое
  4. Идея

Идея в античности:

По Демокриту: - идея есть умопостигаемая форма. (атомы - предел неделения). Каким образом рождается человеческое представление о действительности? Решая эту проблему Демокрит говорит что мы решаем эту задачу с помощью умопостигаемой идеи.

Платон: группирует идею в опрделенную систематическую картину. Идея- некое бестелесное, сврехчувственное, нечто являющееся вечным и неизменным.

Средневековие:

Идея здесь является свидетельством о божественной премудрости.

Новое время:

Лейбниц: идея божественного творения + идея как результат, процесс становления гармонии. Здесь происходит борьба между рационализмом и эмпиризмом. Для рационализма идея всеобщности противоположна эмпирической.

Кант: благодаря идеи обеспечивается жизнь концентрирующей формы.

Новейшее время:

Гуссерль: идея как смысловая структура, которая является всеобщим носителем интенециональных вещей (знаки, указывающие на предмет)

Бахтин: Идея-результат встречи двух или нескольких сознаний, реализуемых в свободном, диалоговом режиме.

Вывод: Сознание является основой нашего опыта. Сознание тесно связано с областью человеческого знания, причем такой областью, кот. характеризует совместное знание (со-знание). Ошибочно отождествлять сознание с мышлением. Сознание интенционально, всегда направлено на предмет.

Рефлексия-это запечатленная структура, она не выводима во вне, она существует на уровне той, первичной телесности, где формируется предметная телесность.

Между рефлексией и идеальным происходит разрыв – это и есть область сознания.

По шпорам, все тут попроще:

Существование сознания выражается понятиями "субъективная реальность", "идеальное". Идеальное характеризует сущностное содержание сознания как субъективной реальности.

1)В аксиологическом аспекте категория идеального выражает ценностное отношение к действительности. Сознание характеризует наличие ценностей, эталонов, идеалов, мотивов.

2)В праксеологическом ракурсе эта категория обозначает духовную активность, творческую интенцию, целеполагание и целеустремленность, волю и саморефлексивность сознания. Сознание следует понимать как основу нашего опыта, активное начало практического и познавательного отношения человека к действительности.

3)Именно сознание, будучи направленным на мир как на предмет познавательной установки, способно быть смыслообразующим источником мыслительной деятельности человека, создавать свой собственный мир обыденных и научных понятий, без которого невозможно представить жизнь человека. Сознание является основой нашего опыта.

4)Сознание интенционально, всегда направлено на предмет.

1) В истории философии можно выделить различные традиции анализа С. Классическая традиция, истоки которой уходят в античность, направляла теоретический поиск на выявление единых, сверхчувственных принципов и начал бытия, макрокосма (универсума) и микрокосма (человека). Таким началом в древнегреческой философии выступал логос. Ценность человеческого разума, С. определялась степенью приобщенности его к этому единому принципу и началу миропорядка. При этом на первых этапах развития философской мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Свойства души связывались со свойствами космоса: собственная активность человеческой души открыта еще не была. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона. В диалогах Платона раскрывается соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире. Аристотель рассматривает душу как центр личности, а источником всех движений души считает тело.

2) Проблема души в ее взаимосвязи с телом получила дальнейшее развитие в средневековой философии. Средневековая философия, придерживаясь субстанциального подхода, рассматривает С. как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Наряду с С. в структуре души открывается слой, лежащий за пределами знания и не подвластный знанию. Признается спонтанная активность души, проявляющаяся как в самопознании, опыте самоуглубления и общения с всевышним разумом, так и в актах своеволия, следования страстям.

3) В философии Нового времени формируется представление о С. как замкнутом в себе внутреннем мире. С. предстает как самосознание, саморефлексия. Оно начинает рассматриваться (Ламетри, Кабанис, Гольбах и др.) в соответствии с достижениями физиологии и медицины в качестве особой функции мозга. Отличие С. от других функций мозга видится в том, что благодаря ему человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Однако в натуралистически-функциональном подходе как разновидности метафизической традиции не вскрывалась социальная детерминированность С., его связь с развитием и функционированием культуры. В философии Просвещения вопрос о происхождении сознания решается на почве материализма и сенсуализма. Происхождение сознания - это результат определенных физиологических процессов, которые подчиняются физическим законам.

4) Немецкая философия конца 18- начала 19 веков вопрос самосознания рассматривает через две категории: рассудка и разума. Это две познавательные способности. Кант определяет рассудок как способность суждения. Вторая способность – разум, способность к самому высокому обобщению и синтезу. Кант определяет разум как способность строить умозаключения. Сложная многоуровневая природа С., значимость общения и формирования высших психических потребностей в формировании самосознания, воли, ценностей как феноменов индивидуального С. были раскрыты немецкой трансцендентально-критической философией. Гегель выступает с позиции объективного идеализма. Для него разум существует как самостоятельная изначальная сущность и основа мира. Это мировой разум, который осуществляет свое дело в сознании отдельных индивидов. С этой точки зрения разум (Абсолютная идея) первичен .

5) Диалектико-материалистическая традиция анализа С. не признавала его субстанциональности и рассматривала С. как функцию мозга, как отражение объективного мира, необходимый компонент предметно-практической деятельности человека.

6) Феноменологическая традиция в современной западной философии рассматривает С. и субъективность как специфический вид бытия, который невозможно выразить в традиционно-гносеологическом ракурсе субъект-объектных отношений, поскольку "Я" не может наблюдать самое себя со стороны. С. в феноменологии описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности.

Бессознательное: - в узком смысле обозначает содержание психической жизни субъекта, которвя скрыта от его сознания. Проблема бессознательного в философии рассматривалась уже в 18 веке Лейбницем. Он заметил, что помимо осознанных процессов есть «темные», неявные стороны. Фрейд создал собственную модель структуры психического. В этой модели наиболее массивный слой психического – бессознательное (ОНО). Я осуществляет связь с окружающим миром и подавление Оно в соотвествии с требованиями Сверх-Я. Понятие бессознательного лежит в основе философии психоанализа.

Общественное сознание:

Индивидуальное сознание – это духовный мир личности. Общественное сознание связано с индивидуальным сознанием и может быть обыденным и теоретическим. Обыденное сознание – низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, отражает простые отношения между людьми, людьми и вещами. Когда обыденное сознание становится недостаточным для удовлетворения возросших потребностей, возникает теоретическое сознание, кот. направляет внимание людей на отражение сущности явлений природы и общества, побуждая к их более глубокому анализу. Общественное сознание существует и проявляется в формах политического сознания, правового, нравственного, религиозного, естественнонаучного и т.п.

Наши рекомендации