Иалектика как учение о развитии. Принципы, категории и законы диалектики.
Диалекгику можно определить как учение о развитии бытия, познания и мышления, источником которого (развития) признается становление и разрешение противоречий в самой сущности развивающихся объектов.
Принципы диалектики
___С примерами диалектического мышления мы уже знакомы по изложению в историко-философском разделе учебника идей Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. Обобщенно совокупность разработанных ими принципов диалектики может быть представлена в следующем перечне:
• всеобщая взаимосвязь всех явлений;
• всеобщность движения и развития;
• источник развития — становление и разрешение противоречий;
• взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития;
• развитие через отрицание;
• отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития;
• противоречивое единство общего и единичного, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и случайности, возможности и действительности и др.
Диалектика - метод философского познания и способ мышления, базирующийся на анализе всевозможных точек зрения на исследуемый предмет. Как правило, такой анализ различных точек зрения сводится к столкновению противоположных позиций, которые принято называть тезисом и антитезисом. «Три закона диалектики»
1. переход количественных изменений в качественные
В древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные, до поры незаметные изменения одного и того же предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. К примеру, убавление числа песчинок в куче песка или волос на голове человека рано или поздно приводит к тому, что куча песка исчезает, а человек становится лысым. Причём граница перехода одного состояния в другое здесь размыта, неуловима, в других же случаях она прочерчивается резко. Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность, получившую название перехода количественных изменений в качественные. Каждый предмет обладает множеством свойств и потому имеет не одну, а множество характеристик. Свойства бывают существенные и несущественные. Однако есть также неотъемлемые свойства. В философии их называют атрибутами. Так, предметы немыслимы бел характеристик пространства, времени, движения. Для человеческой личности атрибутным свойством является, в частности, память.
Предметы – это не механический набор или простая сумма свойств, но их взаимосвязь, единство. Устойчивая совокупность свойств предмета выражается в философии понятием качество.
• Качество – такая определённость предмета, процесса, явления, которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных ему предметов.
• Количество – характеристика предметов, явлений, процессов по степени их развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Закон перехода количественных изменений в качественные говорит о том, как, каким образом происходит процесс развития, каков механизм этого процесса. Единство количества и качества называется мерой. Мера – это своего рода граница, рамка, в которой предмет остаётся самим собой. Нарушение этой меры, этого определённого сочетания количественной и качественной сторон приводит к изменению самого предмета, к превращению его в другой предмет. Мера – диалектическое единство количества и качества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определённость предмета.
• Скачок - переход в количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате повышения меры)
2. закон единства и борьба противоположностей. Он раскрывается через категории: противоположность, противоречие, тождество, различие. Противоположность – черты, стороны, признаки предмета, которые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не могут существовать друг без друга (день и ночь, добро и зло, верх и низ).
Противоречие – это импульс, толчок к изменению и развитию предмета. Различают следующие виды противоречий:
• антагонистические(противоречия, которые существуют между классами, группами, слоями, интересы которых различные, взаимоисключающие) и неантагонистические (противоречия, противоположные антагонистическим, характерные только для общества).
• Внутренние (противоречия между противоположными сторонами предмета (производство и потребление)) и внешние (противоречия между данным явлением и другими явлениями (между природой и обществом, живым организмом и внешней средой)).
• Основные (противоречия между ведущими (главными) сторонами предмета) и неосновные (противоречия между другими сторонами предмета).
Сущность закона: любой предмет обладает: противоположностями, которое в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие даёт толчок к развитию предмета.
3. закон отрицания отрицания. Каждое явление, предмет, изменяясь, имеет определённый исходный пункт и результат. При этом результат данного процесса составляет исходный пункт дальнейшего процесса, которые также имеют определённый результат. Так происходит в обществе, природе и мышлении. Одни явления отмирают, уходят в прошлое, другие становятся на их место.
Отрицание – такая связь старого и нового в процессе развития, когда новое возникает на месте старого под влиянием свойственных ему внутренних противоречий, преодолевает его и при этом сохраняет в той или иной степени. Некоторые положительные черты, присущие старому.
Сущность закона: закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета или явления.