Современная западная философия
5.1 Развитие западной философии в XX – XXI вв.: общая характеристика
5.2 Позитивизм, аналитическая философия, прагматизм
5.3 Феноменология, герменевтика, экзистенциализм
5.4 Философия жизни, религиозная философия Новейшего времени
5.5 Психоаналитическая философия, неомарксизм, структурализм и постструктурализм
5.1 XIX в. заслуженно считается самым оптимистичным в истории Западной Европы и тех стран за ее пределами, которые были заселены европейскими колонистами. Никогда, ни до, ни после этого столетия массы европейцев не смотрели в будущее с такой уверенностью в неотвратимости всеобщего благополучия. Но XX в. нанес целую серию болезненных ударов по благим пожеланиям и прогрессистским иллюзиям человечества. Общая картина мира, восприятие человеком себя, природы, общества, культуры – усложнились и драматизировались, что нашло свое проявление в сфере философской мысли.
Для развития западной философии в XX – XXI вв. были характерны следующие особенности.
Во-первых, необычайное, ранее не наблюдавшееся многообразие школ и направлений.
Во-вторых, отказ от построения всеобъемлющих систем, растущая специализация философской мысли.
В-третьих, попытки уйти от традиционного для европейской философии противопоставления материализма и идеализма.
В-четвертых, широкое распространение нерелигиозных и прямо антирелигиозных ориентаций, которое перестало производить впечатление скандала.
В-пятых, нарастающая критика классического рационализма образца Декарта или Гегеля, относительный успех иррационалистических учений.
В-шестых, антропологический и лингвистический повороты, т. е. повышенный интерес к изучению человека и его языковых практик.
В-седьмых, пристальное внимание к феномену техники.
В-восьмых, напряженные размышления о кризисе культуры и тревожных перспективах человеческой цивилизации.
Далее мы дадим характеристику основных течений современной западной философии, под которой мы будем понимать философскую мысль Западной Европы и Северной Америки в период Новейшего времени (после окончания I мировой войны).
5.2 Безусловно, характер современного общества во многом определяется состоянием научной мысли. Неудивительно, что одним из наиболее влиятельных течений философии в XIX – XX вв. был позитивизм, который объявлял науку высшей формой познания, оказывающей позитивное (положительное) влияние на все сферы общественной жизни. В похвалу науке позитивисты ставили тягу к объективности, строгость языка и тесную связь с практикой.
С точки зрения французского мыслителя Огюста Конта (1798 - 1857), основоположника позитивизма, предшествующая философия, рассуждавшая о сверхчувственных началах бытия, зашла в тупик. Все философские понятия и проблемы, которые нельзя проверить или разрешить посредством опыта, являются ложными. Отныне имеет право на существование лишь философия, которая будет заниматься обобщением и систематизацией конкретно-научного знания. Именно такую философию (позитивизм) и создавал сам О. Конт, а вместе с ним – англичане Джон Милль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 - 1903).
К концу XIX в. первый (классический) позитивизм уступил место эмпириокритизизму (философии «критического опыта»). Сторонники эмпириокритицизма, например, австрийский ученый и философ Эрнст Мах (1883 - 1916), предлагали очистить науку от понятий, которые не могут быть представлены в непосредственном чувственном опыте (атом, электрон и т. д.), и сделать ее чисто описательным знанием.
В начале XX в. сложился неопозитивизм (логический позитизм), поставивший перед собой задачу создать универсальный язык науки, взяв за основу язык физики. Среди его представителей можно назвать немецко-австрийского философа Морица Шлика (1882 - 1936), который, помимо прочего, сформулировал принцип верификации, т. е. эмпирической проверки всех теоретических суждений.
Во второй половине XX в. начался новый этап в развитии позитивистской философии, этап постпозитивизма. Для него характерен преимущественный интерес к исторической динамике научного знания, а также определенная реабилитация традиционной философской проблематики, некогда отвергнутой первыми поколениями позитивистов. Родоначальник постпозитивизма австро-британский мыслитель Карл Поппер (1902 - 1994) выдвинул принцип фальсификации, согласно которому признается научной только теория, допускающая возможность своего опровержения.
С историей позитивизма на определенном этапе (в фазе неопозитивизма) пересеклась история аналитической философии - широкого и разнородного течения, занятого анализом форм и способов выражения в языке философских проблем и научных идей. Самыми влиятельными философами-аналитиками были англичанин Бертран Рассел (1872 - 1970) и его ученик, уроженец Австрии, ассимилированный еврей, Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951). С их точки зрения, многие вопросы, над которыми бьются ученые умы, связаны с неправильным употреблением языка; они исчезнут при более точном подборе слов.
Вообще, язык играет колоссальную роль в жизни людей: он не только выражает наши мысли, но и в значительной степени направляет весь процесс нашего мышления. «Границы моего языка означают границы моего мира», - писал Л. Витгенштейн в своем знаменитом «Логико-философском трактате». «Поздний» Витгенштейн ввел в философию понятие «языковая игра». Оно означает «единое целое: язык и действия, с которыми он переплете». Одни и те же слова, участвуя в разных языковых играх, приобретают разное значение. Путаница начинается, когда мы выхватываем слова из контекста и рассматриваем вне правил языковых игр.
«Сугубо американской формой позитивизма» называют порой прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos — дело, действие), философское течение, возникшее в США в последней трети XIX в. Его основоположник, Чарльз Пирс (1839 - 1914), сформулировал знаменитую «прагматическую максиму», иначе называемую «принципом Пирса»: понятие об объекте есть понятие о тех практических последствиях, которые объект может произвести. Т. о., прагматизм подчеркивает практически-ориентированный характер человеческого познания и предлагает оценивать все идеи с точки зрения того, насколько они полезны для удовлетворения реальных человеческих потребностей. Ориентация на опыт – вот чем прагматизм стремится заменить предмет спора между материализмом и идеализмом, хотя его симпатии, скорее, на стороне последнего.
5.3 Феноменология – философское направление, изучающее первичный опыт осознавания мира, философия сознания по преимуществу. Основной тезис феноменологии гласит: хотя сознание и мир не тождественны, но существуют они в неразрывном единстве. Мир дан нам через сознание, благодаря тому, что мы о нем думаем. Сознание же всегда есть сознание о чем-то, оно постоянно направлено на некие предметы; эту его особенность принято обозначать понятием «интенциональность» (от лат. intentio – намерение).
Основоположник феноменологии немецкий еврей Эдмунд Гуссерль (1859 – 1938) изложил свои взгляды в работах «Философия как строгая наука», «Картезианские размышления» и т. д.. Он выделял два вида сознания – обыденное и чистое. Обыденное содержит в себе много лишнего и искажающего истину (наши домыслы, некритически воспринятые чужие мнения и т. д.). Чистое сознание таит в себе опыт изначального единства с миром и, значит, неискаженного восприятия истины. С бытием едины феномены, которые пребывают в чистом сознании и доступны интеллектуальному созерцанию. Гуссерль выдвинул лозунг: «К самим вещам (предметам)!», имея в виду устремление нашего внимания к непосредственно данным, самоочевидным феноменам.
С развитием феноменологии связано становление философской герменевтики. В широком смысле слова герменевтика (греч. hermeneutike, от hermeneuo – разъясняю, толкую) – это область систематических размышлений о специфике понимания, т. е. установления смысла того, что сказали, написали, сделали люди. Традиционная герменевтика, появившаяся еще в древности и существующая до сих пор, является теорией и практикой понимания (истолкования) текстов. Большую роль в ее развитии сыграли и философы, прежде всего, немецкие мыслители Фридрих Шлейермахер (1768 - 1834) и Вильгельм Дильтей (1833 – 1911). Два других великих немца – Мартин Хайдеггер (1889 – 1976), бывший любимым учеником Э. Гуссерля, и Ханс Георг Гадамер(1900 – 2002), ученик самого Хайдеггера – стали родоначальниками философской герменевтики как течения философии, рассматривающего понимание в качестве способа человеческого бытия.
Одним из важнейших понятий герменевтики, принимаемым обеими ее версиями, является понятие герменевтического круга. Оно указывает на циклический характер понимания и на его принципиальную незавершенность: чтобы понять часть, надо понять целое, но чтобы понять целое, надо понять составляющие его части. Размышляя над этим фактом, мы должны будем признать (вслед за Хайдеггером и Гадамером): всякая попытка понять что-либо со стороны человека неизбежно и одновременно есть попытка самопонимания.
Интересно, что хотя М. Хайдеггер, автор работ «Бытие и время», «Вопрос о технике» и т. д., ярко проявил себя и на поприще феноменологии, и в сфере герменевтики, но обычно его относят к философам-экзистенциалистам. Сам он от такой чести отказывался, что, впрочем, не является чем-то исключительным. Пожалуй, только француз Жан-Поль Сартр (1905 – 1980), немец Карл Ясперс (1883 – 1969) и русский еврей Лев Шестов (1866 – 1938) прямо называли свою философскую позицию экзистенциалистской, но к ней тяготели и Альбер Камю (1913 – 1960), и Николай Бердяев(1874 – 1948), и тот же Хайдеггер.
Экзистенциализм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование) есть философия, утверждающая уникальность человеческого бытия (экзистенции), чей драматизм невозможно выразить на языке науки и философского рационализма. В отличие от многих других философов, рассуждавших об абстрактном субъекте и некоем универсальном сознании, экзистенциалисты заговорили о конкретном человеке в реальной ситуации, стали описывать многообразный повседневный опыт личности, ее «жизненный поток».
Ключевой тезис экзистенциализма выразил Ж.-П. Сартр: в человеке существование предшествует сущности. Человек сначала есть, а затем он себя кем-то делает, осуществляет свой жизненный проект. Некоторые авторы (Сартр, Камю) развивали атеистический вариант экзистенциализма, утверждая, что мы не должны расслаблять себя надеждой на несуществующего Бога. Другие (Ясперс, Бердяев), наоборот, связывали свободу и достоинство человека с актом религиозной веры, избавляющей нас от бессмысленной и эгоистичной обывательской суеты.
5.4 Одним из источников формирования экзистенциальной философии, продолжавшим какое-то время двигаться и своим особым путем, стала философия жизни. Так называют направление философской мысли, которое рассматривало жизнь в качестве первичной реальности и (или) динамического принципа, обуславливающего развитие природы, общества и культуры. Основоположником философии жизни выступил уже известный нам Фридрих Ницше. Кроме него и Вильгельма Дильтея (см. герменевтику) к данному направлению принадлежал немец Освальд Шпенглер (1880 - 1936) и французский еврей Анри Бергсон(1859 - 1941).
Религиозная философия в XX в. была представлена целым рядом направлений, некоторые из которых имели ярко выраженную конфессиональную привязку.
Так, наибольшим авторитетом в среде католиков пользовался неотомизм – философское течение, стремящееся творчески развить идеи Фомы Аквинского. Вслед за этим великим средневековым схоластом неотомисты утверждали гармонию веры и разума, науки и религии, богословия и философии в деле познания Бога и Божьего мира. Знаменитыми представителями неотомизма были французы Жак Маритен (1882 – 1973) и Эмиль Жильсон (1884 – 1978).
Католические авторы, например, француз Эммануэль Мунье (1905 – 1950) сыграли большую роль в разработке философии персонализма(от лат. persona — личность),предлагающей увидеть в личности первичную творческую реальность, принцип, роднящий человека с Богом, и главный ориентир для развития нашей цивилизации.
Главным образом, в среде латиноамериканских католиков получили распространение философия и теология освобождения, философско-богословские учения, совмещавшие проповедь христианского братства с марксистским анализом общества и призывами к его революционному преобразованию.
Французский католический священник, философ и ученый Пьер Тейяр де Шарден (1881 - 1955) был видным представителем теистического эволюционизма (греч. theos - бог), который пытался взаимно адаптировать библейскую картину мира и концепцию эволюции, популярную в современной науке. Эволюция рассматривалась им как продолжающийся процесс сотворения и одновременно искупления мира, воплощения в нем Бога.
Среди известных протестантских богословов и философов, чье творчество оказало серьезное влияние на модернизацию христианского сознания, стоит назвать немцев Дитриха Бенхёффера (1906 - 1944) и Рудольфа Бультмана (1884 - 1976). Первый, находясь в нацистской тюрьме в ожидании казни, успел сформулировать концепцию безрелигиозного христианства, тем более поразительную, что она была высказана священником. Бонхёффер утверждал, что современный мир достиг «совершеннолетия»: люди научились жить без постоянной оглядки на Бога, который на самом деле нуждается не в нашем поклонении, а в сознательном следовании людей за идеалом, предложенным Христом. Что касается Бультмана, то он выступил с программой демифологизации христианства, предлагая перевести библейские истины с языка мифов на язык современной культуры, конкретно, выразить их в терминологии экзистенциализма.
Следует заметить, что современная религиозная философия западного мира не обязательно имеет христианскую ориентацию. Пример тому – творчество таких философов-традиционалистов, как француз Рене Генон (1886 - 1951) и итальянец Юлиус Эвола (1898 - 1974). Первый в юности принял ислам, второй ценил дохристианское язычество Европы, оба ссылались на изученные ими индуизм, буддизм и всевозможные оккультные «науки». Разработанный Геноном и Эволой интегральный традиционализм утверждает, что западный мир находится в глубоком духовном кризисе, потому что отпал от Примордиальной (т. е. изначальной) Традиции, Единой Мудрости человечества, крупицы которой оказались разбросанными по разным религиям и мистико-оккультным учениям.
5.5 Психоаналитическая философия – направление философской мысли, возникшее на базе психоанализа, особого метода лечения психических заболеваний, который был разработан австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856 – 1939). Данная философия изучает бытие человека изнутри, со стороны его психологических (и, прежде всего, бессознательных) детерминант. В своих книгах («По ту сторону принципа удовольствия», «Будущее одной иллюзии» и др.) З. Фрейд нарисовал достаточно драматическую картину «несчастного Я» (сознания), которое «не является хозяином в собственном доме», ибо с двух сторон его теснят Оно (сфера бессознательных влечений) и Сверх-Я (социокультурные требования, воспринимаемые человеком как голос совести и чувство долга). Энергию влечений мыслитель назвал либидо. С точки зрения Фрейда, культура существует за счет подавления природного начала в человеке и сублимации (буквально - возвышения) либидо, т. е. перенацеливание его с удовлетворения сексуальной похоти и агрессивных наклонностей на решение социально-значимых и морально-приемлемых задач.
Среди других представителей психоаналитической философии наибольшую известность приобрел швейцарец Карл Густав Юнг (1875 - 1961). Если Фрейд сосредоточился на изучении индивидуального бессознательного, то Юнг открыл еще более глубинные и универсальные слои нашей психики – коллективное бессознательное. Он разработал концепцию архетипов коллективного бессознательного – хранящихся в глубинах человеческой психики доопытных моделей мировосприятия и поведения. Архетипы являются психическим остатком однотипных переживаний, испытанных многими поколениями людей. Сами по себе они не доступны для прямого рассмотрения, но символически присутствуют в сновидениях, в искусстве и мифологии, в религиозных верованиях и культе.
Интересный вариант психоаналитической философии создал немецко-американский исследователь Эрих Фромм (1900 - 1980), автор книг «Иметь или быть», «Бегство от свободы» и т. д. Он был последователем не только Фрейда, но и Маркса; по его мнению, оба мыслителя сделали многое для освобождения человека из-под власти иррациональных, неподконтрольных ему сил. Фромм разработал учение о «социальном характере» как связующем звене между психикой индивида и социальной структурой конкретного общества.
Творчество Фромма можно считать ярким образцом неомарксистских ориентаций в современной западной философии. Неомарксизм – это собирательное название для тех философских школ и учений XX, а теперь уже и XXI в., которых отличают, во-первых, стремление к творческой интерпретации идей Маркса с учетом меняющегося исторического контекста и в диалоге с другими течениями философии, во-вторых, критическое отношение не только к капитализму, но и к советскому опыту построения коммунистического общества.
Следует различать два основных варианта неомарксистской философии. Наиболее разнообразным по своим проявлениям является гуманистический неомарксизм. Для него характерна ориентация на ранние работы К. Маркса, прежде всего, на его «Экономическо-философские рукописи 1844 г.», в которых ставится проблема отчуждения человека и намечается идеал общества реального гуманизма. Это направление (помимо вышеназванного Фромма) представляли философы-коммунисты Антонио Грамши (1891 - 1937), итальянец, и Дьердь Лукач (1885 - 1971), венгр, а также немецко-американский философ Герберт Маркузе (1898 - 1979) и др. Существует также научный (сциентистский) неомарксизм, рассматривающий марксистское учение об обществе как строгую нефилософскую науку. Его самый известный представитель француз Луи Альтюссер (1918 – 1990) считал основополагающим для своего творчества принцип «теоретического антигуманизма», согласно которому анализу подлежат только объективные закономерности и безликие структуры социального целого – без внимания к переменчивым страхам и надеждам, проблемам и пожеланиям конкретных людей.
Взгляды Л. Альтюссера во многом оказались созвучными важнейшим установкам структурализма, философского течения, которое появилось в середине XX в. и сосредоточилось на изучении структур, т. е. устойчивых отношений между элементами целого. Выявление структур возможно в самых разных областях – в языке и литературе, в социальных учреждениях и массовом сознании и т. д. С точки зрения философов и ученых, представляющих данное направление, например, французов Клода Леви-Стросса (1908 – 2009) и Жака Лакана (1901 – 1981), структура объективнее, первичнее и важнее живой истории. Человек в данной философской концепции рассматривается как нечто зависимое, производное от функционирования объективных структур. Таков смысл структуралистского тезиса о «смерти субъекта», равносильного принципу «теоретического антигуманизма».
В 1970 – 1980-е гг., одновременно критикуя структурализм и продолжая его развитие, появился постструктурализм. Он сделал попытку увидеть «изнанку» структур, то, что приводит структуры в движение, и объявил таковыми иррациональные факторы – «чистое бытие желаний», «язык власти и власть языка». Обычно именно постструктурализм имеют в виду, когда говорят о философии постмодерна, современной эпохи в истории западной культуры. Для ее характеристики пригодятся некоторые термины, введенные философами-постструктуралистами. Например, симулякр, понятие, использованное впервые французским философом Жаном Бодрийяром (1929 – 2007). Симулякр – это видимость, имитация образа, символа, знака, за которой не стоит никакой отражаемой, выражаемой, обозначаемой действительности. Еще одно понятие, вошедшее в философию с легкой руки француза Жака Дерриды (1930 – 2004), - деконструкция. Оно означает такую процедуру работы с текстом (а в его качестве может рассматриваться любой фрагмент культуры), которая устраняет из него всякую претензию на единственно правильное, общеобязательное прочтение.
Высказывания западных философов XX в:
О чем мы не можем говорить, о том следует молчать.
Л. Витгенштейн
Наука – то, что мы знаем, философия – то, чего мы не знаем.
Б. Рассел
Язык – дом бытия.
М. Хайдеггер
Человек обречен на свободу.
Ж.-П. Сартр
Я бунтую, следовательно, существую.
А. Камю
Там, где было Оно, должно быть Я.
З. Фрейд
В жизни нет иного смысла, кроме того, какой человек сам придает ей, раскрывая свои силы, живя плодотворно.
Э. Фромм