Вопрос № 1. Предмет религиоведение – 50 мин.

Методическая разработка

По религиоведению

по для ВУС - 801500

Тема № 1

Введение в религиоведение.

Рассмотрена на заседании цикла ГД

протокол от __ ______ 201_ года №__

По книге учета методических документов цикла № __

г. Павлодар

Утверждаю Начальник военной кафедры ПГУ им. С.Торайгырова подполковник С.Шинтемиров
«___» ____________ 2016 года

Методическая разработка

по религиоведению

для ВУС – 801500

Тема № 1. Введение в религиоведение.

Занятие № 1. Введение в религиоведение - 2 часа

Цели (воспитательные и учебные):

Изучить:

воспитать нравственные понятия военнослужащего

ознакомить студентов с предметом религиоведение.

Место проведения и вид занятия:класс, лекция

Материальное обеспечение:

Презентация по теме занятия.

Компьютер с видеопроектором.

Плакаты, стенды, учебное пособие.

Организация занятия и расчет времени:

Вводная часть 10¢
Основная часть Учебные вопросы: 1. Предмет религиоведение. 2. Религиоведение - как отрасль историко-философского знания.   80¢   50¢ 30¢    
Заключительная часть 10¢

Вводная часть_10_мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Принимает рапорт дежурного, проверяет наличие, внешний вид и готовность студентов к занятиям.

2. Объявляет тему занятия, его цели, учебные вопросы.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя.

2. Уясняют тему, цель занятия и порядок отработки вопросов.

Основная часть – 80 мин.

Вопрос № 1. Предмет религиоведение – 50 мин.

Организационно-методические указания

Действия руководителя:

1. Объявляет учебный вопрос и порядок его отработки.

2. Излагает материал учебного вопроса, используя презентацию по данной теме, при этом контролирует работу студентов по ведению конспектов.

3. После изложения учебного вопроса отвечает на вопросы студентов, проводит контрольный опрос по материалу учебного вопроса, оценивает ответы студентов.

Действия студентов:

1. Слушают руководителя занятия и ведут конспекты.

2. При необходимости, после окончания изложения материала учебного вопроса, задают руководителю вопросы.

3. Отвечают на контрольные вопросы по материалу учебного вопроса.

Религия — один из самых ярких феноменов истории человечества. Многочисленные достижения и поражения, взлеты и падения, подвиги и преступления как всего рода человеческого в целом, так и отдельных его представителей так или иначе были связаны с религией или даже непосредственно ею мотивированы.

Большую часть времени исторического существования человечества — от палеолита до Нового времени и эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.) — Религия была постоянным интегральным фактором человеческого существования. В значительной мере она сохраняет свое влияние и сегодня. В век компьютерных технологий, так же как и тысячи лет назад, значительная часть людей исповедуют ту или иную религию, относят себя к той или иной религиозной общине.

Все это, безусловно, свидетельствует о необходимости исследования религии. Впрочем, такие исследования могут быть разными.

Существует три базовые мировоззренческие позиции в отношении к религии (а следовательно и к ее исследованию) — теологическая, философская и научная.

Исследование религии с теологической позиции (теология — учение о Боге, богословие) — это, так сказать, исследование «изнутри». В его основе лежит убеждение, что религия имеет своим источником непосредственное Божественное Откровение (как, например, в индуизме, зороастризме, иудаизме, христианстве, исламе) или определенное «просветление» (как, например, в буддизме, даосизме, конфуцианстве); есть определенный мистический опыт — опыт личностной встречи со сверхъестественным, или «озарение» — опыт мгновенного открытия, четкого видения онтологической природы вещей.

Теологическое исследование религии ведет к наиболее полному и, можно сказать, полноценному постижению сути той или иной религии. Правда, для начала к ней необходимо обратиться, то есть осуществить акт веры («подвиг веры») — принять на веру хотя бы определенные исходные положения религиозной доктрины. Но такое обращение редуцирует (сужает) теологический исследовательский горизонт до определенной конкретной религии, а потому является помехой для исследования «разнообразия религиозного опыта» (В. Джеймс), так как нельзя обратиться ко всем религиям одновременно. Именно поэтому такой путь приемлем для познания только той религии, в кругу которой находится исследователь-теолог. Исследования других религий с теологических позиций, хотя и могут быть полезны для более глубокого познания собственной религии, однако, в конце концов, все равно неизбежно будут «взглядом другого» и не смогут достичь глубины понимания, доступной верному этой религии.

Наши рекомендации