Ведическая культура: варнашрама-дхарма 2 страница

Шрила Прабхупада: По ведической системе секса следует избегать полностью. Весь смысл этой системы в том, чтобы помочь человеку вырваться из материального рабства. Мы привязаны к различным материальным удовольствиям, и высочайшее наслаждение приносит секс. В «Бхагаватам» говорится, что этот материальный мир...

пумсах стрийа митхуни-бхавам этам

Мужчина привязан к женщине, а женщина - к мужчине. И не только у людей - у животных можно видеть то же самое. Эта привязанность - основной принцип материальной жизни. Женщина жаждет быть с мужчиной, а мужчина стремится к женщине. Вся художественная литература, пьесы, фильмы и даже реклама посвящены только одному - описанию привязанности между мужчиной и женщиной. Даже в витрине магазина одежды вы увидите манекены мужчин и женщин.

праврттир эша бхутанам

ниврттис ту махапхалам

То есть привязанность уже существует.

Боб: Привязанность между мужчиной и женщиной?

Шрила Прабхупада: Да, между мужчиной и женщиной. Так что если вы хотите вырваться из материального мира, эту привязанность нужно свести к нулю, иначе за ней потянутся все новые и новые привязанности, и вы будете снова и снова рождаться либо в человеческом теле, либо в теле полубога, животного, змеи, птицы или дикого зверя. Вы вынуждены будете родиться снова. Поэтому нам не следует укреплять свои привязанности, хотя это всеобщая тенденция и основной принцип материального существования. Гриха, кшетра, сута (дом, земля, дети). Но если человек может уменьшить эти привязанности или вовсе избавится от них - это идеал. Вот почему наша ведическая система прежде всего предусматривает воспитание мальчика и юноши как брахмачири - не знающего секса. Ведическая система направлена на то, чтобы ослабить привязанность, а не увеличивать ее. Поэтому вся система называется варнашрама-дхармой. Социальная система, принятая в Индии, называется по варнам и ашрамам - четырем классам общества и четырем стадиям духовного развития. Брахмачарйа (ученичество с соблюдением безбрачия), грихастха (семейная жизнь), ванапрастха (отход от мирской жизни) и санньяса (полное отречение) - это четыре стадии духовного развития. А четыре класса общества - это брахманы (интеллектуальный класс), кшатрии (администраторы), вайшйи (торговцы и фермеры) и шудры (рабочие). Итак при этой системе принципы, регулирующие жизнь человека, настолько совершенны, что даже если у человека есть стремление к материальному наслаждению, он все равно в конце концов достигает освобождения и возвращается домой, обратно к Богу. Таков этот метод. Секс не нужен, но поскольку мы привязаны к нему, существуют определенные регулирующие принципы. (Где-то неподалеку начинается киртан. Заиграли на мриданге, слышится смех и громкие звуки раковины.)

Шрила Прабхупада: В «Шримад-Бхагаватам» говорится:

пумсах стриа митхуни-бхавам этам

тайор митхо хрдая-грантхим ахух

ато грха-кшетра-сутапта-виттаир

джанасйа мохо’йам ахам мамети

Секс - привязанность к мужчине или женщине - основной принцип материальной жизни. Когда они соединяются, когда мужчина и женщина соединяются, эта привязанность возрастает и побуждает человека приобретать гриху (дом), кшетру (землю), заводить суту (детей), апту (друзей и знакомых) и доставать витту. Витта означает «деньги». Таким образом - гриха-кшетра-сутапта-виттах - человек запутывается. Джанасйа мохо’йам: такова иллюзия. Из-за этой иллюзии он думает: ахам мамети - «Я есть тело, и все, что связано с этим телом, - мое».

Боб: И что же тогда происходит?

Шрила Прабхупада: Привязанность усиливается. Материальная привязанность предполагает такой образ мыслей: «Я - это тело, а поскольку мое тело находится в определенном месте, то это - моя родина». Так это и продолжается: «Я - -американец, я - индиец, я - немец, я - то, я - это, я - тело. Это моя страна. Я пожертвую всем ради своей страны и общества». Так иллюзии становятся все сильнее и сильнее, и человек, находясь во власти иллюзии, в момент смерти получает другое тело. Новое тело может быть лучше или хуже - это зависит от кармы. Если человек получает лучшее тело, то это тоже своего рода западня, даже если он попадает на райские планеты. Но если человек становится кошкой или собакой, значит, жизнь его прошла просто зря. Или деревом, что тоже вполне возможно. В современном мире эта наука: как душа переходит из одного тела в другое, как она попадает в эти сети - различные тела, совершенно неизвестна. Этой науки мир не знает, поэтому когда Арджуна говорил: «Если я убью своего брата, если я убью своего деда, которые сейчас на стороне противника...», - он просто исходил из телесной концепции жизни. Но, не сумев решить вставших перед ним проблем, он предался Кришне и принял Его в качестве духовного учителя. А Кришна, став духовным учителем Арджуны, начал с того, что отчитал его:

ашочйан анвашочас твам

праджна-вадамш ча бхашасе

гатасун агатасумш ча

нанушочанти пандитах

«Ты говоришь как ученый человек, но на самом деле ты величайший глупец, потому что исходишь из материальных представлений о жизни». Секс усиливает приверженность к материальным телесным представлениям о жизни, поэтому его нужно ограничивать, а затем вообще отказаться от него.

Боб: Постепенно ограничивать его на протяжении всей жизни?

Шрила Прабхупада: Да. Ограничивать его. В период обучения, продолжающийся до двадцати пяти лет, юноша воздерживается от секса. Он брахмачари. Некоторые из них остаются наиштхика-брахмачари (хранят целомудрие всю жизнь). Получив образование и обретя духовное знание, они не хотят жениться. Здесь тоже ограничение - секс вне брака запрещен. Поэтому в человеческом обществе и существует брак. Животные не вступают в брак.

Но люди постепенно деградируют, и человеческое общество опускается до животного состояния. Люди забывают о браке, и это тоже предсказано в шастрах: дампатйе ’бхиручир хетух - «В Кали-югу (нынешнюю эпоху раздоров) в конце концов не будет никаких обрядов заключения брака». Юноша и девушка будут просто договариваться жить вместе, и их взаимоотношения будут построены только на половой потенции. Если мужчина и женщина в сексуальном отношении не устраивают друг друга, они расходятся. На Западе есть немало авторов, таких как Фрейд и другие, которые написали много книг об этом. Но по традициям ведической культуры, секс нужен только для зачатия детей, а не для того, чтобы изучать психологию половых отношений. Склонность к сексу уже заложена в нашей природе. Даже если человек не читал никакой философской литературы, он все равно склонен к сексу. Этому не нужно обучать в школах и колледжах. Все и так знают, как это делается. (Шрила Прабхупада смеется.) Это присуще всем. Образование нужно для того, чтобы преодолеть в себе эту склонность. В этом заключается истинное образование. (Продолжительная пауза, которую заполняют звуки велосипедных звонков, детские возгласы и голоса людей, окликающих друг друга.)

Боб: Для современной Америки это очень радикальный взгляд на вещи.

Шрила Прабхупада: Да, в Америке многое нужно изменить, и движение сознания Кришны сделает это. Я был в вашей стране и видел, что юноши и девушки просто сходятся и живут вместе. Тогда я сказал своим ученикам: «Вы не должны жить вместе, как приятели, вам надо пожениться».

Боб: Многие видят, что брак уже утратил свою святость, и потому не хотят жениться, ведь и женатые очень легко расходятся, если их что-то не устраивает.

Шрила Прабхупада: Да, это тоже верно.

Боб: Поэтому многие считают, что жениться нет смысла.

Шрила Прабхупада: Нет, они просто считают, что брак это узаконенная форма проституции. Такова их точка зрения, но это не брак. Даже в той христианской газете - как она называется? «Вотч...»

Шйамасундара: «Вотчтауэр».

Шрила Прабхупада: «Вотчтауэр». В ней критиковали одного священника, который разрешил заключать брак двум мужчинам - поощрил гомосексуализм. Вот что происходит. Люди считают, что брак - это проституция, и думают: «Какой смысл содержать постоянную проститутку, если она так дорого обходится? Лучше не жениться»

Шйамасундара: Вы приводили пример с коровой и рынком.

Шрила Прабхупада: Да, если можно пойти на рынок и купить молоко, зачем держать корову? (Все смеются.) И вообще на Западе с этим дело обстоит ужасно - я сам наблюдал это. Да и здесь, в Индии, постепенно все идет к тому же. Поэтому мы и основали это движение сознания Кришны, чтобы дать людям знание об основных принципах духовной жизни. Это не какое-нибудь сектантское движение. Это движение, распространяющее культуру, которая несет благо каждому.

Истинная цель жизни

(28 февраля 1972 года, продолжение)

Шрила Прабхупада: Это движение призвано дать людям возможность достичь истинной цели жизни.

Боб: Истинной цели?..

Шрила Прабхупада: Истинной цели жизни.

Боб: Истинная цель жизни - познать Бога?

Шрила Прабхупада: Да. Вернуться домой, обратно к Богу. Это и есть истинная цель жизни. Вода, испаряющаяся с поверхности моря, образует облака, затем проливается дождем на землю, и ее истинная цель - -влиться в реки и с их водами вернуться в море. Так и мы - ушли от Бога, а теперь запутались в материальной жизни. Поэтому мы должны стремиться выбраться из этого затруднительного положения и вернуться домой, обратно к Богу. Такова истинная цель жизни.

мам упетйа пунар джанма

духкхалайам ашашватам

напнуванти махатманах

самсиддхим парамам гатах

(«Придя ко Мне, великие души, йоги-преданные, никогда не возвращаются в этот преходящий мир, полный страданий, потому что уже достигли высшего совершенства».) Так сказано в «Бхагавад-гите». «Тот, кто приходит ко Мне (мам упетйа), уже не возвращается». Куда? В этот мир - духкхалайам ашашватам. Этот мир - место страданий. Это знает каждый. Но люди одурачены так называемыми лидерами, вождями. Материальная жизнь - жизнь, полная страданий. Кришна, Бог, говорит, что этот мир - духкхалайам - место страданий, и что он ашашватам - преходящий. Здесь невозможны компромиссы: «Ладно, пусть это место страданий, но я останусь здесь и буду американцем или индийцем». Нет. Это тоже невозможно. Вы не останетесь американцем надолго. Вот вы родились в Америке и, наверное, думаете, что вам очень повезло. Но вам не удастся долго оставаться американцем. Вас вышвырнут с этого места, а что будет в следующей жизни, вы не знаете! Потому-то этот мир - духкхалайам ашашватам - преходящий и полный страданий. В этом заключается наша философия.

Боб: Но если у вас есть хоть какое-то знание о Боге, то жизнь не так мучительна?

Шрила Прабхупада: Нет! Неполное знание вам не поможет. Вы должны обладать совершенным знанием:

джанма карма ча ме дивйам

эвам йо ветти таттватах

Таттватах означает «в совершенстве». Совершенное знание изложено в «Бхагавад-гите», поэтому мы даем каждому человеку шанс изучить «Бхагавад-гиту» как она есть и сделать свою жизнь совершенной. Это и есть цель движения сознания Кришны. Что говорит ваша наука о перевоплощении души?

Боб: Я думаю...что наука... не может ни отрицать, ни подтвердить это. Наука ничего не знает об этом.

Шрила Прабхупада: Поэтому я и говорю, что наука несовершенна.

Боб: Впрочем кое-что наука может сказать. Наука утверждает, что энергия никогда не исчезает, она только меняется.

Шрила Прабхупада: Хорошо, но что происходит с энергией дальше, науке уже не известно. Куда она направляется? Каковы ее проявления в зависимости от различного использования? Например электроэнергия. Ее по разному используют в нагревательных приборах и в холодильниках. Это предметы прямо противоположного назначения, но электроэнергия в них одна и та же. Так и эта энергия - живая энергия - куда она направляется? Кто ей управляет? Как она действует и какие плоды приносит в следующей жизни? Этого ученые не знают. Но в «Бхагавад-гите» это объясняется на очень простом примере:

васамси джирнани йатха вихайа

На вас одежда, рубашка. Когда эта рубашка изнашивается, вы меняете ее. Это тело подобно рубашке или пальто. Когда оно изнашивается, мы должны сменить его.

Боб: Кто это «мы», которым приходится менять тело? Что остается неизменным?

Шрила Прабхупада: Душа.

Боб: Она остается неизменной при переходе из одной жизни в следующую?

Шрила Прабхупада: Это душа - «я». Кто тот «вы», который говорит сейчас? Вы! Что это за «я» говорит? Личность - атма, то есть душа.

Боб: А моя душа отлична от вашей?

Шрила Прабхупада: Да. Вы индивидуальная душа, и я индивидуальная душа.

Боб: Вы избавились от воздействия кармы. Если бы и я избавился от нее, наши души были бы одинаковыми или разными?

Шрила Прабхупада: Все души качественно одинаковы. Сейчас вы находитесь под влиянием определенных представлений о жизни, и эти ваши соотечественники (преданные) также находились под влиянием определенной жизненной концепции, но в процессе обучения они пришли к другому пониманию жизни. Следовательно, высшая цель обучения - прийти к сознанию Кришны. Это и есть совершенство.

Боб: Если два человека находятся в сознании Кришны, одинаковы ли их души?

Шрила Прабхупада: Душа всегда одна и та же.

Боб: В каждом человеке? У всех ли души одинаковы?

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: (показывая пальцем на двух преданных) Если они находятся в сознании Кришны, одинаковы ли их души?

Шрила Прабхупада: Все души одинаковы, но они всегда индивидуальны, даже если живое существо и не находится в сознании Кришны. Например, вы человек и я человек. Несмотря на то что я не христианин, а вы не индус, оба мы - люди. Так же и душа - она может быть в сознании Кришны, а может и не быть - это не имеет значения. Душа есть душа.

Боб: Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?

Шрила Прабхупада: Душа - это чистый дух, поэтому все души равны, даже те, которые находятся в животных. Вот почему говорится: пандитах сама-даршинах - тот, кто обладает подлинным знанием, не видит внешней оболочки - будь то человек или животное.

Боб: Можно я задам еще вопрос об этом?

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Я считал душу чем-то вроде частицы Бога. Иногда мне кажется, что я чувствую Бога. Я нахожусь здесь, и можно сказать, что Бог тоже здесь. Так если душа внутри меня, то могу ли я почувствовать Бога в себе? Не всего Бога, конечно, а...

Шрила Прабхупада: Частицу Бога.

Боб: Я не чувствую Бога в себе, но, может быть, Бог где-нибудь здесь рядом, отдельно от меня. Должен ли я обладать этой способностью - чувствовать Бога в себе, раз моя душа - частица Бога?

Шрила Прабхупада: Да. Бог также и внутри. Бог повсюду. Бог и внутри нас, и вне нас. Это необходимо знать.

Боб: Как человек ощущает Бога в себе?

Шрила Прабхупада: Не сразу. Сначала вам нужно изучить шастры (писания), получить информацию из Вед. Например, в «Бхагавад-гите» говорится: ишварах сарва-бхутанам хрд-деше ’рджуна тиштхати - Бог пребывает в сердце каждого. Параману-чайантара-стхам - Бог также находится в каждом атоме. Таковы предварительные сведения. А затем с помощью метода йоги вы должны осознать это.

Боб: Метода йоги?

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Пение Харе Кришна - это и есть метод йоги?

Шрила Прабхупада: Да, это тоже метод йоги.

Боб: К какому методу йоги я должен прибегнуть, чтобы обнаружить, прочувствовать эту информацию, ощутить душу внутри себя?

Шрила Прабхупада: Есть много разных методов йоги, но для нынешней эпохи лучше всего подходит этот метод.

Боб: Пение мантры?

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Благодаря ему можно обнаружить Бога не только снаружи, но и внутри?

Шрила Прабхупада: Вы узнаете и поймете о Боге все: каким образом Бог присутствует внутри, снаружи, как Он действует. Вам откроется все. В ответ на ваше желание служить Бог откроет вам Себя. Бога нельзя постичь самому. Только если он Сам открывает Себя вам. Так , например, ночью солнце уходит из поля вашего зрения, и ни светильники, ни фонари не помогут вам увидеть его. И вы тоже должны поставить себя в такое положение, чтобы Бог открылся вам. Это не значит, что с помощью какого-то метода можно попросить Бога: «Приходи, я хочу тебя видеть». Нет, Бог не мальчик на побегушках.

Боб: Нужно суметь удовлетворить Господа, чтобы Он открыл себя? Правильно?

Шрила Прабхупада: Да.

Шйамасундара: А как мы узнаем, что смогли доставить удовольствие Господу?

Шрила Прабхупада: Это узнают, когда видят его. Тогда вы поймете это. Когда вы едите, вам не нужно ни у кого спрашивать, прибывают ли ваши силы и проходит ли голод. Вы едите и чувствуете прилив энергии, и вам нет необходимости спрашивать об этом. Точно так же, если вы действительно служите Богу, вы поймете: «Бог дает мне указания. Бог здесь. Я вижу Бога».

Преданный: Или представителя Бога

Шрила Прабхупада: Да

Преданный: Это проще.

Шрила Прабхупада: Вы должны идти к Богу через Его представителя.

йасйа прасадад бхагават-прасадах

«По милости духовного учителя на человека нисходит милость Кришны». Если вы доставляете удовольствие представителю Бога, то тем самым вы доставляете удовольствие Богу, благодаря чему вы сможете непосредственно увидеть Его.

Гость: А как доставить удовольствие представителю Бога?

Шрила Прабхупада: Нужно выполнять его указания, вот и все. Представитель Бога - это гуру. Он просит вас делать что-то, и если вы исполняете это, он доволен.

йасйапрасадан на гатих куто’пи

«Без милости духовного учителя невозможно ничего достичь». Если он недоволен вами, то вы ничего не достигнете. Поэтому мы поклоняемся гуру.

сакшад-дхаритвена самаста-шастраир

уктас татха бхавйата эва садбхих

кинту прабхор йах прийа эва тасйа

ванде гурох шри -чаранаравиндам

(«Духовного учителя следует почитать наравне с Верховным Господом, потому что он - самый близкий Его слуга. Это признают все богооткровенные писания, и этому следуют все авторитеты в духовной науке. Поэтому я в глубоком почтении склоняюсь к лотосным стопам такого духовного учителя - истинного представителя Господа Кришны»). Гуру нужно принимать как самого Господа. Это предписывают все шастры.

Боб: Гуру следует считать представителем Бога?

Шрила Прабхупада: Да, гуру - это представитель Бога. Гуру - это внешнее проявление Кришны.

Боб: Но он отличается от воплощений Кришны, приходящих сюда?

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Как отличается внешнее проявление гуру, скажем, от внешнего проявления Кришны или Чаитанйи, когда они являются на землю.

Шрила Прабхупада: Гуру - представитель Кришны. Его можно узнать по определенным признакам. Общие признаки описаны в ведах.

тад-виджнанартхам са гурум эвабхигаччхет

самит-паних шротрийам брахма-ништхам

Гуру должен принадлежать к цепи ученической преемственности и надлежащим образом выслушать Веды от своего духовного учителя. Основной признак гуру - то, что он совершенный преданный. Этого достаточно. И гуру служит Кришне, проповедуя его учение.

Боб: А Господь Чаитанья - он был гуру иного типа нежели вы?

Шрила Прабхупада: Нет, нет. Гуру не могут быть разных типов. Все гуру одного типа.

Боб: Но Он был... Он был в то же время и воплощением?

Шрила Прабхупада: Да. Он - сам Кришна, но выступал в роли гуру.

Боб: Я...я понял.

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: И еще...

Шрила Прабхупада: Кришна - Бог, и Он требовал:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

«Оставь все другие религии и предайся Мне». Но люди не поняли Его. Поэтому Кришна еще раз пришел в качестве гуру и учил людей, как предаться ему.

Шйамасундара: Разве Он не говорит в «Бхагавад-гите»: «Я - духовный учитель»?

Шрила Прабхупада: Да. Он изначальный духовный учитель, потому что Его принял своим духовным учителем Арджуна. Так в чем же трудность? Шишйас те ’хам шадхи мам твам прапаннам. Арджуна сказал Господу: «Я - Твой ученик и душа, предавшаяся тебе. Пожалуйста, наставляй меня». Если бы Кришна не был духовным учителем, как бы Арджуна стал Его учеником? Кришна - изначальный гуру. Тене брахма хрда йа ади-кавайе: «Именно Он сначала вложил ведическое знание в сердце Брахмы, первого сотворенного существа». Следовательно, Он - изначальный гуру.

Боб: Кришна?

Шрила Прабхупада: Да. Он изначальный гуру. Следующий гуру - Брахма, Его ученик. Затем Нарада, ученик Брахмы. Следующий гуру - Вйаса, ученик Нарады. Такова гуру-парампара (преемственность духовных учителей). Эвам парампарам-праптам: трансцендентное знание передается по цепи ученической преемственности.

Боб: Таким образом, гуру получают знания по цепи ученической преемственности, а не непосредственно от Кришны? А получаете ли вы какие-либо знания непосредственно от Кришны?

Шрила Прабхупада: Да. Есть наставления, исходящие прямо от Кришны - «Бхагавад-гита».

Боб: Я понимаю, но...

Шрила Прабхупада: Но вы должны получить их по цепи ученической преемственности, иначе вы не сможете понять их правильно.

Боб: Но сейчас вы не получаете информацию прямо от Кришны? Она приходит по цепи ученической преемственности, из книг?

Шрила Прабхупада: Между этими двумя способами нет разницы. Предположим я говорю: «Вот карандаш»; вы скажете кому-то другому: «Это карандаш»; и если он скажет кому-то еще: «Это карандаш», - какая разница между его и моими наставлениями?

Боб: А сейчас вы это знаете по милости Кришны?

Шрила Прабхупада: Вы тоже можете воспользоваться милостью Кришны при условии, что это знание передается без искажений. Так же, как мы передаем знание, содержащееся в «Бхагавад-гите». В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:

сарва-дхарман паритйаджйа

мам экам шаранам враджа

«Оставь все другие виды религии и предайся мне». И мы сейчас говорим, что вы должны оставить все и предаться Кришне. Следовательно, между наставлениями Кришны и нашими нет разницы. Здесь нет никаких отклонений. Если вы получаете знание таким совершенным образом, то это почти то же самое, что получать наставления непосредственно от Кришны. Мы не вносим никаких изменений.

Боб: Когда я молюсь с верой и благоговением, слышит ли меня Кришна?

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Без посредников?

Шрила Прабхупада: Да, потому что Он - в вашем сердце. Он всегда слышит вас, молитесь вы или нет. Когда вы занимаетесь ерундой, Он тоже слышит вас. А когда вы молитесь - это прекрасно. Кришна ждет этого.

Боб: А когда мы молимся Кришне, он слышит это лучше, чем когда мы говорим всякий вздор?

Шрила Прабхупада: Нет. Он совершенен. Он слышит все. Даже если вы не говорите, а просто думаете: «Я сделаю так», - Он слышит вас. Сарвасйа чахам хрди саннивиштах: Кришна пребывает в сердце каждого.

Боб: Но молиться надо, не так ли?

Шрила Прабхупада: Да, это его дело - молиться.

Боб: Чье дело?

Шрила Прабхупада: Каждого живого существа. Это наша единственная обязанность. Эко бахунам йо видадхати каман. Так утверждают веды.

Боб: А что это означает?

Шрила Прабхупада: Он дает все и дает всем. Он дает пищу каждому. Следовательно, Он - наш отец. Так почему бы вам не молиться Ему: «Отец, дай мне это»? Как у христиан в Библии: «Отче наш, хлеб наш насущный дай нам на сей день». Это хорошо, они признают Верховного Отца. Но когда дети вырастают, они должны не просить у отца, а наоборот, быть готовы служить ему. Это называется бхакти (преданностью).

Боб: Вы так замечательно отвечаете на мои вопросы. (Все смеются.)

Шрила Прабхупада: Большое вам спасибо.

Боб: Могу ли я задать еще вопрос?

Шрила Прабхупада: Да, конечно!

Три гуны природы

(28 февраля 1972 года, продолжение)

Боб: Я читал, что есть три гуны - страсти, невежества, благости. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее, особенно о том, что подразумевается под гунами невежества и благости?

Шрила Прабхупада: В благости вы способны понимать и получать знание. Вы можете понять, что есть Бог, и что Он создал этот мир. Вы способны получить реальное знание и о многом другом - например, о том, что представляет собой Солнце и Луна. Если человек обладает каким-то знанием, даже несовершенным, это проявление гуны благости. Под влиянием гуны страсти человек отождествляет себя с материальным телом и старается удовлетворять свои чувства. Это страсть. А невежество - это животное состояние. Под влиянием гуны невежества живое существо не осознает, что такое Бог, как достичь счастья, почему мы оказались в этом мире. Например, если вы поведете животное на бойню, оно пойдет за вами. Это невежество. Но человек будет протестовать. Если козлу за пять минут до того, как его зарезать, дать пучок травы, он будет счастлив, что ест. Совсем как ребенок - даже когда его собираются убить, он радуется и смеется, потому что ничего не понимает. Это неведение.

Боб: То, под влиянием каких гун мы находимся, определяет нашу карму? Правильно я понимаю?

Шрила Прабхупада: Да. Деятельность человека оскверняется в зависимости от того, под влиянием каких гун природы он находится

каранам гуна-санго ’сйа

сад-асад-йони-джанмасу

Человек получает более высокое или более низкое рождение в зависимости от того, под влиянием каких гун (качеств природы) он находится.

Боб: А обман и тому подобное - какая это гуна?

Шрила Прабхупада: Обман - это страсть, смешанная с невежеством. Предположим один обманывает другого. Это означает, что он хочет получить что-то, то есть им владеет страсть. Но тот, кто совершает убийство, не знает, что за это ему придется страдать, следовательно это смесь страсти и невежества.

Боб: А когда человек помогает другому?

Шрила Прабхупада: Это благость.

Боб: Почему именно благость? Что в этом разумного? То есть я хочу сказать, какое знание проявляется в этом? Вы сказали, что благость - это когда у человека есть знание.

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Разум.

Шрила Прабхупада: Да.

Боб: Значит, помогать другому человеку?

Шрила Прабхупада: Это значит, что тот, кому вы помогаете, пребывает в неведении, а вы стараетесь просветить его.

Боб: Значит, давать человеку знание...

Шрила Прабхупада: Да, это благость.

Боб: А если просто оказываешь помощь?

Шрила Прабхупада: Это тоже благость.

Боб: Если у нищего нет ни гроша, а вы подаете ему милостыню...

Шрила Прабхупада: Это тоже может быть благостью. Однако на Бауэри-стрит тоже подают милостыню, и нищий тотчас же отправляется за бутылкой, напивается и падает. (Все смеются.) Такая вот благотворительность. Но это уже не благость, а невежество.

Боб: Благотворительность - невежество?

Наши рекомендации