Становление философских категорий в истории,их краткая характеристика
Очевидно, что окружающий человека мир, как объект философского исследования, представляет собой единство разнообразного, многое в одном. Это, в конечном счете, обусловливает богатство и единство самих философских категорий. Они сформировались в ходе многовековой духовно-практической деятельности человека как отражение этого мира и образовали систему ("сеть").
Осваивая искусство познания материального мира, человек сначала выделял его отдельные, отграниченные друг от друга предметы и их объективные характеристики — цвет, размеры, форму и т.д. Так ' со временем сформировалось понятие "свойство". Эта философская категория применяется для отражения и определения отдельных сторон и характеристик предметов, вытекающих из их природы. Таковыми являются, например, твердость и ковкость металла, холод льда и тепло огня и т.д. Знание свойств материальных предметов дает человеку возможность обретать власть над природой и удовлетворять свои потребности. Это понятие нашло широкое применение и в науках, особенно в естествознании (биология, химия, физика и другие).
По мере отражения взаимозависимости вещей и явлений сформировалась категория "связь" (отношение). Человек научился выделять и учитывать в своей деятельности временные и пространственные, генетические, причинно-следственные и иные связи. Каждому здравомыслящему человеку известно, например, что за весной всегда следует лето, что дождь вызывает рост растений и т.д. Все вещи находятся во взаимной связи, взаимодействуют, и это придает миру упорядоченность и гармонию. Особого рода связью являются общественные отношения, которые тоже многолики — экономические, политические, семейные и иные.
В целях познания вещей и явлений с точки зрения их вплетенности друг в друга и наличия в вещах внутреннего строения философия выработала такие понятия, как "элемент", "структура" и "система", "часть" и "целое". Под структурой принято понимать внутреннее устройство ("порядок") целого с точки зрения наличия в нем различных элементов. Можно вести речь, например, о структуре личности, структуре общества и т.д. Элементом же является исходный компонент предмета ("первоначальное вещество"), клеточка всякой структуры. Что касается системы, то под ней подразумевается упорядоченное единство связей и зависимостей между элементами сложного целого, его отношения с другими предметами. Системный подход означает также, что всякий предмет — это целое (единое), которое включает в себя многочисленные взаимосвязанные элементы. Совокупность этих элементов представляет собой часть системы, относительно самостоятельное материальное образование. Понятия части и целого характеризуют, таким образом, систему с точки зрения ее единства и вместе с тем
—расчлененности, фрагментарности.
Системный анализ помогает раскрывать целостность предмета и выявлять разнообразные взаимосвязи между элементами. Этот метод нашел широкое применение в научном познании. С его помощью исследуются живые и неживые, природные и социальные системы,ихвнутреннее строение и протекающие в них процессы.
Для характеристики предмета как внутренне расчлененного и вместе с тем — структурно организованного (упорядоченного), философия выработала такие парные понятия, как "содержание" и "форма". Под содержанием ("содержимое") принято понимать единство всех элементов и внутренних связей, процессов, противоречий и тенденций в развитии предмета. Можно говорить, например, о содержании процесса обучения и воспитания, содержании политических требований людей и т.д. Форма же является оформлением (организацией) содержания, способом его выражения и существования. Говорят, например, о формах проявления современной политической жизни в нашей стране, о формах собственности. Формы проведения занятий в вузах, школах и иных учебных заведениях означают способы организации учебного процесса, изложения материала. Содержание всегда одно (в данном случае — преподавание), но проявляет оно себя в разных формах. Содержание оформлено, а форма наполнена содержанием, — такова краткая формула их взаимосвязи.
Для перехода познания на более высокий уровень отражения объекта философия использует понятия "сущность" и "явление".
Сущность — это внутренняя и устойчивая, чувственно не воспринимаемая сторона предметов и процессов, которая является основой их существования. Она есть как бы глубинный закон ("корень") вещи, определяющий все ее функционирование и развитие. Известно, например, что сущностью классического капиталистического способа производства является частная собственность. Это — исток и "тайна" данного способа производства, непременное условие его существования. Сущностью электрического тока является направленное перемещение заряженных электронов от одного полюса к другому; сущность политики — борьба за власть в обществе. Сущность, таким образом, представляет собой основное (суть) в содержании предмета или процесса, некий внутренний стержень. Явление же — это проявление (обнаружение) сущности, нечто внешнее, лежащее на поверхности и воспринимаемое человеком с помощью органов чувств. Так, частная собственность "обнаруживает" себя в явлениях свободного предпринимательства и конкуренции товаропроизводителей на рынке. Электрический ток, как процесс, дает о себе знать через такие явления, как нагревание и свечение проводника. Политика проявляется в деятельности партий и движений, отдельных личностей.
"...Сущность является. Явление существенно", — так писал о соотношении этих сторон предмета В.И.Ленин. Хотя сущность и не лежит на "поверхности", тем не менее она все равно рано или поздно обнаруживает себя. В связи с этим народная мудрость гласит, что "золото и в грязи блестит", "на воре и шапка горит". Но сущность может и скрываться, как бы прятаться за многообразием явлений. Вот почему говорят, что "чужая душа — потемки", "чтобы узнать человека, надо съесть с ним пуд соли". Иногда в силу извилистости и противоречивости познания может возникать и такой феномен, как кажимость, или видимость. К числу таковых относят, например, явление миража в пустыне. А кому-то кажется, что Солнце движется вокруг Земли, а не наоборот.
Названные выше категории сущности и явления применяются также и для раскрытия поэтапности процесса научного познания. Известно, что он движется через изучение "мира явлений" (эмпирическое познание) к постижению "мира сущностей" (рациональное познание). От явления к сущности, от внешнего к внутреннему — так выглядит краткая формула познавательного процесса.
В целях исследования качественного многообразия вещей и процессов окружающего мира, выявления их неповторимости и вместе с тем - сходства, философия выработала понятия "единичное", "особенное" и "'общее". Под единичным понимается отдельный предмет с индивидуальными характеристиками, например—Иван Иванович Иванов. Особенное же — это то, что присуще какой-то группе (в сравнении с другой группой), классу предметов. В данном случае — всем лицам мужского пола (физиологические данные, внешние характеристики) в сравнении с женщинами. Что касается общего, то оно объединяет все без исключения предметы данной системы. В рассмотренном случае речь может идти о том, что именно присуще всем людям — и мужчинам, и женщинам. Названные понятия фиксируют не только бесконечное разнообразие мира, представленное через отдельные вещи. Они помогают также выявить и познать всеобщие (универсальные), единые для всего мира свойства и законы. В связи с этим в философии применяется понятие "всеобщее", которое фиксирует предельно общие характеристики, свойства, начала мироздания. Это, например, движение как непременный атрибут всего сущего, смертность как удел всего живого и т.д. и т.п.
Известно, что все предметы и процессы материального мира находятся в универсальных (всесторонних) связях и отношениях друг с другом. Между ними имеет место взаимодействие, т.е. процесс их влияния и проникновения друг в друга. Благодаря этому и складываются так называемые причинно-следственные ("порождающие") связи. Ф. Энгельс подчеркивал, что взаимодействие и является подлинной и конечной причиной (истоком) всех вещей. В философии под причиной понимают процесс или явление, которые при определенных условиях вызывают к жизни новые процессы и явления, предшествуют им во времени. Например, движение электронов, их взаимодействие друг с другом и атомными решетками является подлинной причиной нагревания и свечения электропроводника. Повышение температуры воды до 100 градусов при обычном атмосферном давлении вызывает ее кипение, а при снижении температуры до нуля образуется лед. Низкая культура и мораль, эгоизм и недальновидность человека являются причинами современного глобального экологического кризиса на планете.
В реальной действительности предметы и процессы порождаются как результат пересечения и наложения друг на друга многих причин. Вот почему философия применяет понятие полной причины, которое фиксирует совокупность всех причин. Так, полной причиной глобального экологического кризиса в наше время является непомерный рост потребностей человека, развитие техники и низкая экологическая культура, психология покорения и властвования, недостаточная правовая база и многое другое. Что же касается основной причины, то ею является та, которая среди всех названных играет наибольшую роль. В данном случае таковой является неконтролируемая хозяйственная деятельность человека, порождающая чрезмерную техногенную нагрузку на природу.
Что касается следствия, то под ним в философии понимается то, что возникает под воздействием причины. Например, современная многопартийность в России явилась результатом реформирования общества. Испарение воды происходит, как известно, в результате ее нагревания. Надо иметь в виду, что в действительности причина и следствие как бы меняются местами. Так, если в одном случае дождь есть следствие атмосферных процессов, то в другом случае он уже выступает для нас как причина новых процессов (увлажнение почвы, рост растений и т.д.). Причину важно отличать от повода, который выполняет роль всего лишь "спускового крючка", включающего новый процесс. Повод—это как бы внешняя по отношению к следствию причина, и поэтому не играющая главной роли. (В известном фильме "Броненосец Потемкин" действительной причиной восстания матросов были невыносимые условия их жизни, а вот поводом для протеста оказалось, как известно, поданное к столу испорченное мясо). В ходе взаимодействия и переплетения причин и следствий складываются причинно-следственные связи мира, которые носят объективный характер. Они существуют во всех формах движения материи и изучаются различными науками. Философское учение об этих связях называется детерминизмом. В своих суждениях он опирается на данные естествознания и выводы практики человека.
Для вскрытия и анализа закономерных связей бытия философия выработала категорию "необходимое". Она фиксирует объективные, Устойчивые и повторяющиеся внутренние связи и процессы в мире. Необходимое—это то, что обязательно происходит при благоприятных условиях. К таким процессам относят, например, смену времен года, прорастание растения из семени, плавление металла. Для исследования этих процессов применяются и такие понятия, как ""закон"', "'закономерность".
Напротив, философская категория '"случайное" отражает внешние, неустойчивые и необязательные связи, явления и процессы. Случайное — это то, что может произойти, а может и не произойти. Так, случайным можно назвать гибель урожая от града, выпадение снега летом на территории центральной России и т.п. Разумеется, случайность небеспочвенна, поскольку она имеет под собой определенные основания и предпосылки. Поэтому случайное рассматривается в философии как форма проявления необходимого и ее дополнение. Случайное — это как бы выпадение из общего закономерного потока, маленькое отклонение от общей струи. Необходимый процесс всегда пробивает себе дорогу в истории через огромное множество случайностей и препятствий, что происходит и в общественной жизни. Примером этого может быть становление рыночной экономики и институтов демократии в современной России.
В отличие от иных процессов, неизбежное наступает независимо от тех или иных условий и обстоятельств. Так, неизбежной всегда является смерть живого организма, которая приходит рано или поздно, но всегда неумолимо. В данном случае действует весьма жесткая и однозначная связь со строго определенным результатом и последствиями.
При исследовании развития материального мира во времени философией применяются категории "'возможность" и ^действительность". Возможность — это то, что еще не стало реально существующим, наличным бытием. Оно имеется пока лишь в зародыше, потенциально в виде предпосылок. Известно, например, что возможность социальной революции в обществе вначале существует всегда в виде определенных социально-экономических, политических и иных противоречий. Возможность таланта и гениальности личности представлена в форме задатков как предпосылок способностей. Возможность — это как бы назревшее "бытие", еще не приведенный в действие потенциал, источник. (Степень возможности наступления того или иного события, процесса, обозначается понятием «вероятность», которое широко применяется в современной науке). Напротив, невозможное вовсе исключено, так как для него нет никаких предпосылок и условий (например, попытки создать вечный двигатель, совершить посадку на Солнце и т.п.).
Под действительностью философия понимает реальное ("наличное", "созревшее") бытие вещей и процессов. Это то, что уже живет и действует, развивается, пройдя этап становления. Возможность, таким образом, есть будущее, которое содержится в настоящем в форме предпосылок. Действительность же — это настоящее, которое содержит в себе и прошлое и будущее одновременно. Всякая действительность является результатом уже заложенных ранее предпосылок. Она несет в себе потенциальные возможности развития в самых разных направлениях. Вот почему можно сказать, что у человека в юношеском возрасте всегда имеется много вариантов выбора жизненного пути, в том числе и альтернативных. Однако действительность всегда оказывается одна, единственна, и иногда, увы, она носит даже трагический характер.
Мы выделили и охарактеризовали отдельные философские категории. Они были показаны в контексте своего становления в рамках духовно-практической деятельности человека. Именно так и следует их рассматривать — как обобщение и итог познания мира. Сама история философии в таком случае предстает как история становления и развития своего понятийного аппарата.
Итак, философские категории представляют собой развивающуюся систему знания, сумму и итог познания и практического преобразования окружающего мира. Без овладения этими категориями невозможно философское мышление как размышление человека о мире, вопрошание о нем.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ЧТЕНИЯ
1.Алексеев П.В„ Панин А.В. Философия. — М„ 1996. С. 360— 430.
2.Андреев И.Д. Диалектическая логика.— М„ 1985.
3. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. — М„ 1974.
4. Горбачев В.Г. Словарь-справочник по курсу философии. Учебное пособие для вузов и средних специальных учебных заведений. — Брянск, 1998.
З.Канке В. А. Философия. Исторический и систематический курс. — М.. 1996.
6. Категории мышления и индивидуальное развитие. —Алма-Ата, 1991.
7. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики.— Киев, 1981.
8. Спиркин А. Г. Основы философии. —М„ 1988. С. 158—255.
9. Философский словарь/под ред. И.Т.Фролова.—М., 1991.
10. Философский энциклопедический словарь. Статьи "Категории" "Понятие". — М., 1983.
11. Шептулин А.П. Категории диалектики. — М., 1971.