Тема. Нийама – позитивные предписания.

I. Чистое преданное служение дарует освобождение.

1. «Преданное служение – это не сентиментальные размышления или внушенный себе

экстаз…, не пассивная медитация... Его сущность – практическая

деятельность».

«Медитация подразумевает хотя бы временное прекращение всякой бессмысленной

деятельности».

«Однако преданное служение не только кладет конец всем бессмысленным мирским

занятиям, но и дает возможность заниматься исполненной смысла деятельностью в

преданном служении».

2. Практика или садхана-бхакти состоит из 9 форм деятельности.

1) Шраванам – внимать звуку святых имен и слушать повествования, воспевающие

Верховную Личность Бога.

2) Киртанам – прославлять Его.

3) Вишну смаранам – помнить о Господе.

4) Пада-севанам – служить стопам Господа.

5) Арчанам – поклоняться Божеству.

6) Ванданам – выражать почтение Господу (поклоны, молитвы).

7) Дасьям – действовать в роли слуги Господа.

8) Санкхьям – находиться в дружеских отношениях с Господом.

9) Атма-ниведанам – полностью предаться Господу.

3. Три составляющих процесса обретения знания (Б.Г. 4.34):

1) пранипатена – принятие и придание себя духовному учителю;

2) парипрашнена – смиренное вопрошание;

3) севая – служение на основе полученных наставлений.

4. Встреча с истинным духовным учителем – большая удача. Так живое существо обретает

бхакти-лата-биджу - семя преданного служения. Поэтому отнестись к возможности

вернуться обратно к Богу следует с огромным энтузиазмом.

II. Шесть принципов, способствующих прогрессу в чистом преданном

служении.

1. Утсаха– действовать с энтузиазмом.

2. Нишчайат – быть убежденным.

3. Дхарйат – проявлять терпение.

4. Тат-тат-карма-правартанат – следовать регулирующим принципам садхана-бхакти.

5. Санга-тьяга – отказаться от общения с непреданными.

6. Сато-вритти – идти по стопам великих ачарьев прошлого.

Утсаха (Бхактивинода Тхакур) – страстное желание следовать процессу бхакти с большим

вниманием и почтением.

1. Утсаха, энтузиазм, деятельность ради удовлетворения Кришны (кришнартхакхила-чешта).

1) «Утсахой, энтузиазмом, называют опирающуюся на разум деятельность в сознании

Кришны».

2) «Преданные всегда находят верные пути, позволяющие им использовать в служении

Господу абсолютно все».

Пример: диктофон, который изобрели материалисты и с успехом используют преданные.

Пять основных форм материальной энергии:

а) бхуми – земля,

б) джала – вода,

в) агни – огонь,

г) вайу – воздух,

д) акаша – эфир.

«Их разные сочетания составляют все разнообразие материальной энергии, которое преданный с энтузиазмом стремится занять в служении Господу». Этот принцип называется йукта-вайрагйа.

анасактасйа вишайан

йатхартхам упайунджитах

нирбандхах кришна самбандхе

йукта-вайрагйам учйате

«Нужно принимать что-либо лишь для служения Господу, а не для собственного чувственного удовлетворения. Если человек принимает что-либо без привязанности и принимает потому, что оно связано с Кришной, его отречение называется йукта-вайрагйа»

3) Альтернатива - отсутствие энтузиазма: инерция сердца, которая противоположна природе души, как результат пренебрежения (прамада).

Прамада – корень всех нама-апарадх. Она представляет собой:

а) невнимательность (беспокойство ума),

б) отвлечение (считать, что есть что-то более важное);

в) апатия (не заинтересованность из-за отсутствия квалификации или

желания служить).

* Покончить с ними можно благодаря вере и энтузиазму.

Для поддержания энтузиазма важно обретение знания, образования.

2. Нишчайат – вера в то, что преданное служение – высшая цель (шраддха); отсутствие сомнений (асамшая).

Нишчайат - конфиденциальное, сокровенное.

1) Квалификациядля практики бхакти – вера (шраддха) – твердая уверенность в том,

что, следуя путем Кришна-бхакти можно достичь совершенства.

2) Альтернатива отсутствие убежденности: мнительность, подозрительность,

беспокойство, страх, агрессивность, фанатизм.

Сомнения оскверняют желания, подрубают решимость, разрушают

ум, губят преданное служение.

Бхактивинод Тхакур сформулировал 10 принципов философии Господа Чайтанйи,

понимание которых необходимо, чтобы правильно усвоить науку

сознания Кришны –

Даша-мула:

1. Ведическая литература является высшим авторитетом и доказательством (пранама).

2. Хари (Кришна) является Верховным Господом (Шри Хари).

3. Кришна всегда обладает безграничными энергиями (нана-шакти).

4. Кришна является океаном трансцендентных взаимоотношений (Кришна-раса).

5. Душа является отделенной частью Кришны (джива).

6. Некоторые души попадают под влияние иллюзорной энергии Кришны (нитьяКришна-дас) (баддха-джива).

7. Некоторые души освобождаются от влияния иллюзорной энергии Кришны (бхеда).

8. Все духовные и материальные явления одновременно едины и отличны от Кришны (бхеда-абхеда).

9. Чистое преданное служение является единственным средством для того, чтобы достичь конечной цели жизни (бхакти-абхидея).

10. Чистая любовь к Кришне является конечной целью жизни (према-прайоджана).

3. Дхарьят (Бхактивинода Тхакур) – неотступное следование (према-прайаджана) процессу бхакти, даже если есть отсрочка в достижении желаемой цели.

1) Дхарьят - подчинение себе 6 побуждений; человек не делает ничего в связи с ними,

пока эти желания нельзя занять в процессе обретения сознания Кришны.

Дхира – трезвый, невозмутимый, даже в присутствии источника беспокойств; тот, кто

может терпеть все физические составляющие живого существа.

Паратма-ништхам - полностью сосредоточенный на лотосных стопах Господа.

2)Альтернатива, отсутствие терпения: нетерпимость, беспокойства, требовательность,

депрессия.

* Терпение невозможно без веры, убежденности.

Вера не имеет смысла без энтузиазма.

3) Примеры терпения.

А. Начало движения сознания Кришны: маленький Шрила Прабхупада не

получал поддержки, Он терпеливо продолжал попытки выполнить указания

духовного учителя и сейчас многие люди с энтузиазмом сотрудничают с этим

движением.

Б. Девушка, выходя замуж, надеется иметь детей, но терпеливо ждет,

положившись на мужа и твердо веря, что в положенный срок обязательно

родит ребенка.

4) Основа терпения дхиры: он твердо знает, что Кришна возьмет на себя заботу о нем,

о его нуждах.

* Тот, кто контролирует себя и таким образом не поддается причудам собственных чувств и чувств других, может контролировать весь мир. Он контролирует, таким образом, других, подводя их под влияние внутренней энергии Кришны. Он позволяет себя контролировать только Кришне, опираясь не на собственный выбор, а на то, что приготовил Кришна, на Его решение.

* Стремление быть терпеливым человек доказывает, продолжая слушать о Кришне, независимо от обстоятельств жизни. Сохранять терпение, значит, выполнять свои обязанности, контролируя свои ум и чувства. Будучи убежденным, что конечная цель может быть достигнута, он терпеливо продолжает. Но результат самоконтроля - преданность. Без полного прибежища Лотосных Стоп Кришны с уровня аскез и покаяний есть риск пасть.

* Преданный открыт к управлению Кришной, Тому, кто стремится быть инструментом в Его руках, Кришна открывает свои планы. Когда преданный узнает, что Кришна хочет от него и убежден в этом, он терпеливо следует и, видя ясно цель, использует то, что Кришна дал ему, не требуя того, чего Кришна ему не дал.

4. Тат-тат-карма-правартанат - разнообразие деятельности в преданном служении.

2 типа деятельности, которая питает бхакти (бхакти-пошака-карма):

а) виддхи– позитивные предписания (нияма): 16 кругов воспевания святого имени; 9

видов бхакти;

б) нишеддха – негативные ограничения (яма): регулирующие принципы, отвержение

личного наслаждения с целью удовлетворить Кришну (ШБ 11.19.20-24).

5. Санга-тьяга – отказ от общения с непреданными.

1) Самое главное качество вайшнава: асат-санга-тьяга эи вайшнава ачара …кришна бхакта ха – отличительным качеством вайшнава является то, что он порвал все отношения с непреданными (Господь Чайтанйа, отвечает на вопрос Сатьяраджа Кхана).

2) 3 главных категории непреданных.

1. майавади,

2. атеисты,

3. притворщики.

См. джана-санга (т.2). Эти качества отличаются лишь тем, что во 2- тексте о нем

говорится, как о неблагоприятном общении, а в 3-м тексте, как о том, что благоприятно

отвергнуть (тьягат).

6. Сато-вритти (Бхактивинода Тхакур) – человек должен принять возвышенное поведение преданных и построить свою жизнь так, чтобы действовать соответствующим образом.

1) Значение слова сато-вритти:

сато: подобный, равный,

вритти: поведение, деятельность, работа, характер, нрав, образ мыслей, привычка,

склонность («Санскритский словарь» В.А. Кочергина).

2) Сато-вритти означает: строгая вера в Шрилу Прабхупаду и слова своего духовного

учителя, парампару, особенно в тех, кто стоит после Господа Чайтанйи.

v Навайогендра говорил Ними Махарджу: «Мой дорогой царь, путь преданного

служения так благоприятен, что даже если человек бежит по нему с закрытыми

глазами, он не споткнется и не упадет».

«Закрытые глаза» - означает, что такой человек, может быть, не очень хорошо

знает священные писания, но он должен строго следовать основным принципам

(правилам и ограничениям) преданного служения (ШБ 11.19. 24).

Шрила Прабхупада говорил: «Мы видим, что у преданных есть проблемы. Это

значит, что они не строго следуют». Строгое следование защищает преданного от падений

на пути преданного служения.

III. Резюме. Реклама чистого преданного служения.

1. «Преданное служение Господу жизненно необходимо живому существу, оно является желанной целью и высшим совершенством человеческой жизни… тогда как попытки следовать другими путями (карма, гйана, йога) только лишают человека покоя».

(ШБ 7 песнь).

2. «Преданное служение так чисто и совершенно, что тот, кто однажды ступил на этот путь, даже помимо своей воли обязательно достигнет высшего совершенства». Вставший на это путь не знает потерь и утрат, даже сойдя с этого пути, в следующей жизни, он будет продолжать преданное служение с того уровня, которого достиг в прошлом рождении. (БГ 2.40; 9.31).

3. « У преданного все хорошие качества развиваются сами собой. Ему не нужно прилагать к этому дополнительных усилий» (ШБ 5.18.12).

4. «Преданный не заинтересован в выполнении какой-либо материальной деятельности и поэтому он никогда не подвергнется влиянию материальной скверны». «Преданные Господа всегда находятся под покровительством Его высшей энергии (махатма), поэтому им нет никакого смысла отклоняться от пути преданного служения и становиться на пути кармы, гйани или йогов, которые так и остаются дуратмами – неразумными.

Текст 4.

Наши рекомендации