Проблема матерії та свідомості
Сознание человека играет громадную роль в его жизнедеятельное* ти. При некоторых условиях слово может стать как целебным факто-ром, так и пусковым компонентом причины болезни. Наиболее показателен в этом отношении анализ развития неврозов - болезненных состояний, обусловленных психической травматизацией. Многочисленными исследованиями установлено, что причинами неврозов, как правило, являются индивидуально значимые для данного человека психические факторы. Знание этих факторов позволяет разработать систему как патогенетического лечения, так и эффективную систему психотерапии. Неврозы, как правило, сопровождаются изменением деятельности внутренних органов. В свою очередь, многие соматические болезни осложняются невротическими состояниями, обозначенными как «вторая болезнь». Последняя подчас становится главной, а после излечения соматического заболевания — и единственной болезнью. Психосоматическая проблема приобретает особую актуальность в современных условиях.
Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем информации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность данных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной системе, что может выражаться нарушениями психического состояния, заболеваниями внутренних органов, сочетанием психической и соматической патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и составляет содержание психосоматического подхода к современной медицине. Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает сегодня необходимость применения системного подхода для понимания патологии человека. Однако практика медико-биологической, научно-исследовательской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний - биологический подход, поскольку даже в тех случаях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная система, она анализируется преимущественно средствами нейрофизиологии и клинической неврологии. Научное изучение врачом психосоматических отношений возможно только при мульти-дисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических процессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии и единой оценки результатов психологического и психиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который помог бы им найти взаимопонимание. Психосоматическая проблема сохраняет актуальность среди философов, физиологов, патологов, врачей всех специальностей. Современная наука о человеке исходит из определения предмета своего исследования как биопсихосоциальной сущности его. Признание правильности такого определения означает необходимость психологического, а значит, личностного подхода к пониманию любых проблем жизни человека, в том числе и к медицинской проблематике.
Освоение психосоматического подхода требует от врача специальной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Безусловно, необходимым для становления врача — специалиста в области психосоматических исследований - являются знания истории развития кортико-висцеральной патологии. Применение психосоматического подхода к решению вопросов происхождения и течения соматических заболеваний дает возможность значительно полнее по сравнению с традиционным подходом представить природу соматической патологии человека и причины разнообразия их клинических вариантов. Личность является продуктом развития истории человека, обусловливает характер, интенсивность и длительность психологического реагирования на жизненную обстановку, что имеет свой постоянный вегетативный подтекст. Однако только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем, кон-ституции, наследственности, возраста, пола, характера перенесенной соматической патологии и других делает реальным становление той или иной специфической болезненной структуры. С позиций личностного подхода следует изучать и причины особенностей клиники соматических болезней.
Различные варианты патологических личностных реакций на заболевание резко деформируют его течение, затрудняют и тормозят реализацию реабилитационных мероприятий. Таким образом, предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием динамического единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических соотношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических соотношений является философское решение психофизиологической проблемы, то есть понимание личности и организма как взаимосвязанных элементов единой системы «человек — среда». Конкретное изучение врачом психосоматических взаимосвязей опирается на знание основных закономерностей функционирования личности и организма. Психосоматические отношения становятся доступными для понимания будущим врачом после освоения им основ учения о личности, психогении, эмоциональном стрессе, нейродистрофическом процессе.
Ранняя диагностика и адекватное лечение психофизиологических расстройств в структуре аффективных нарушений, своевременное распознавание и купирование эмоциональных болезней, сущность которых составляет реакция организма на неблагоприятные для него влияния окружающей среды, становится приоритетной. Широкое внедрение психотерапии в соматическую медицину не случайно рассматривается как одна из важнейших задач здравоохранения.
Проблема своевременного распознавания и рациональной терапии больных с висцеровегетативными расстройствами в структуре аффективных нарушений может быть решена лишь при условии совместных усилий психиатров и терапевтов. Сближение наук, слияние научного знания о психике и соматической основе человека открывает большие научные и практические перспективы здравоохранения в сохранении психического и соматического здоровья человека.
Сохраняет актуальность проблема, имеющая не конкретно-научный, а методологический характер, получившая в естествознании название психофизической, а с конца XIX века - психофизиологичес-
кой проблемы. Данная проблема актуальна для врача в силу того, что психофизиологическая проблематика имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, — таких, как предмет психологии, проблема редукционизма в психологии и ряд других. И, конечно, она связана с проблемой целостного подхода к больному как биопсихосоциальной сущности. Очевидно, что объяснить измененную психическую активность возможно исходя из признания первичности патологических изменений в субстратной основе, в нейрофизиологических процессах. Такой подход обеспечивает одновременно рассмотрение психики как относительно самостоятельного и особого материального явления, способного к формированию нематериальных признаков и процессов целеполагания, творческой активности, осознаваемой информации.
Вместе с тем, современное понимание материально-психического и идеально-психического не сводится к их вульгарному отождествлению. Например, необходимо всегда учитывать при диагностике поражений человеческого мозга недостаточную изученность его глубинных структур и функций, более творчески осмысливать достижения современной нейрофизиологии, вскрывающей механизмы функционирования сознания человека. Одна из главных функций нервной системы состоит в восприятии, хранении, использовании и воспроизведении полученной информации в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности человеческого организма. Таким образом, сознание есть продукт исторического развития материи, а решающими факторами возникновения сознания являются социальные. Сознание обладает сложной структурой и функциями, лишь гармоничное их