Иностранные термины и выражения 160 страница

Это обстоятельство подтверждается практич. опытом, накопленным в мировой системе С., внутри к-рой вы­явились две крайности, два односторонних, а потому и ошибочных, подхода к пониманию С. В одном случае, полностью игнорируя объективные закономерности историч. развития, руководящие группы пытаются форсировать социальный прогресс путём применения прежде всего адм., насильств. средств. Подмена естест-венноисторич. развития в сторону С. серией принуди­тельно организуемых мер ведёт к дезорганизации обществ. жизни.

Другая крайность связана с неоправданным суже­нием сферы деятельности и принижением роли партии,

гос-ва и др. центр. учреждений, с подменой социали­стич. демократии политич. либерализмом бурж. толка. В таких условиях развитие общества начинает приоб­ретать всё более ярко выраженные черты стихийности, к-рые при известном стечении обстоятельств могут при­вести к росту антисоциалистич. сил и тенденций и по­ставить под угрозу завоевания С.

Коммунистич. и рабочие партии стран социалистич. содружества ведут решит. борьбу со всякими — «левыми» и правыми — уклонами от подлинного марксистско-ленинского понимания социалистич. общества. Такая борьба не означает стремления к унификации форм и методов организации обществ. жизни на социалистич. началах. Разнообразие путей, ведущих к коммуниз­му,— это закон обществ. развития. Можно утверждать, что в дальнейшем, по мере перехода человечества к ком­мунизму, различия в организации обществ. жизни, ха­рактерные для отд. государств и районов мира, будут становиться всё менее заметными. Однако в нашу эпо­ху, когда в орбиту С, втягивается всё большее число народов, находящихся на разных ступенях развития, многообразие будет возрастать. Речь, следовательно, идёт не о том, чтобы как-то затормозить этот процесс, а о том, чтобы направить его развитие в соответствии с духом творч. марксизма-ленинизма, развивающего и совершенствующего науч. представления о С.

Вторая группа социалистич. теорий — это теории социал-демократич. типа. Для большин­ства их авторов характерен полный или почти полный отказ от марксистских представлений о С. и методах борьбы за социалистич. переустройство общества. Ли­деры и теоретики совр. социал-демократии, несмотря на имеющиеся между ними различия во взглядах, счи­тают ключевой проблемой проблему постепенного «улучшения» капитализма, постепенной его «транс-формации», что, по их мнению, должно вести к гума­низации и демократизации обществ. жизни на всех уровнях и во всех сферах. В «этическом» варианте правосоциалистич. доктрина делает упор на априорность и всеобщность социалистич. идеала (см. «Этический со­циализм»). В отличие от науч. С., к-рый кладёт в основу анализа всех обществ. явлений, в т. ч. и положения личности в обществе, прежде всего изучение экономич, отношений и рассматривает С. как результат объектив­ного развития и революц. разрешения социальных ан­тагонизмов, пронизывающих всё капиталистич. общест­во, социал-демократы «выводят» С. из разного рода моральных, этич. импульсов. Они рассматривают борь­бу за С. не как революц. политич. борьбу рабочего класса, идущего во главе всех трудящихся, а как «нрав­ственную задачу», в решении к-рой должно принимать участие всё общество, т. е. и рабочие и капиталисты. Рисуя заманчивые картины грядущего «освобожде­ния человека», социал-демократич. теоретики факти-чески игнорируют те реальные социальные условия, с учётом к-рых это освобождение может произойти (см. Реформизм).По существу, когда правые лидеры социал-демократов говорят о С., они имеют в виду не общество, принципиально противоположное капита­листич. строю жизни, а своеобразный социальный гиб­рид, объединяющий «кусочки» С. и капитализма и пред-ставляющий собой фактически тот же, но «облагоро­женный» капитализм. Естественно, что при таком подходе прокламированная гуманизация обществ. от­ношений остаётся утопией. И это доказывается не толь­ко теоретически, но и практикой тех гос-в, где социал-демократы длит. время находились у власти и где, по их собств. признанию, фундамент капитализма остаётся в неприкосновенности, а человек продолжает быть объ­ектом манипуляций со стороны неподконтрольных ему сил и институтов. Это отнюдь не отрицает того, что правые социал-демократы, находясь у власти, под

СОЦИАЛИЗМ 631

давлением рабочего класса проводят определ. социально-экономич. мероприятия, улучшающие жизненный уровень трудящихся. Однако эти мероприятия осущест­вляются в рамках капитализма и в конечном счёте направлены на то, чтобы сделать его более гибким, более приспособленным к существованию в совр. историч. условиях.

Третья крупная группа с о ц и а л и­с т и ч. теорий возникла после 2-й мировой войны и связана с успехами антиимпериалистич. нац.-освободит.

движения во мн. странах, растущим влиянием мировой системы социализма. Анализ этих теорий и связанной с ними социальной практики показывает, что соединение С. с нац.-освободит. движением даёт чрезвычайно своеобразную картину. Это своеобразие связано с тем, что социалистич. идеалы не имеют здесь адекватной экономич. и социально-политич. основы; они как бы «накладываются» извне на действительность, к-рая характеризуется крайней отсталостью социально-экономич. и политич. структур, живучестью архаич. форм обществ. жизни, абсолютным преобладанием непролет.

слоев населения. Социальной опорой революц. демократии, к-рая выдвигает социалистич. лозунги, служит не рабочий класс, чьё сознат. влияние на обществ.

развитие в рассматриваемых районах мира по­ка ещё весьма ограничено, а националистически наст­роенная интеллигенция, мелкобурж. и полупролет. гор. элементы и крестьянские массы. В таких условиях поворот к С. зачастую осуществляется не через классо­вое отрицание капитализма, а через антиимпериалистич. национализм. С. в рамках таких представлений высту­пает как обществ. строй, обеспечивающий в первую очередь нац. возрождение, быстрое экономич. развитие и абстрактную социальную справедливость. Такие объективные обстоятельства, а также своего рода «ин­струментальное» понимание С. определяют специфику рассматриваемых идеологич. концепций. Во-первых, они имеют ярко выраженный эклектич. характер, до­вольно причудливо соединяя фрагменты, заимствован­ные из различных источников (науч. С., социал-демо­кратизм, утопич. С.). Во-вторых, непременной частью большинства рассматриваемых идеологий является на­ционализм — и как универсальная доктрина, и как практич. политика, ставящая нац. вопрос выше (впе­реди) социального. В-третьих, эти социалистич. пред­ставления тесно переплетены с религией. В одном слу­чае идеалы С. выводят из этич. максим Корана, в дру­гом — из буддийских источников, в третьем — из при­митивных верований афр. племён, но в любом случае соединение С. и религии рассматривается не как эмпи­рический факт, а как доктринальное, конституирующее свойство соответствующего «социализма». В-четвёртых, для многих из данных типов социалистич. учений ха­рактерна идеализация порядков и нравов, связанных с родо-племенными отношениями, и попытка сохранить и укрепить эти отношения как «естественную», само­бытную основу того или иного «С.».

Указанные осн. особенности в каждом конкретном случае выступают в различных сочетаниях. Напр., если более заметно влияние марксизма-ленинизма, со­циалистич. ориентация связывается с классовой борь­бой. Если же превалируют воззрения, идущие от соци­ал-демократии, в центр понимания ставится классовая гармония. Отсюда — и дифференциация в политике, в темпах и методах тех социальных преобразований, к-рые, по мнению их организаторов, ведут к С.

Рассуждая в общеисторическом плане, можно утверж­дать, что по мере укрепления и развития социалистич. отношений в гос-вах, принадлежащих к мировой си­стеме С., по мере успешного продвижения к коммунизму в Сов. Союзе, науч. С. оказывает и будет оказывать всё большее влияние на характер и содержание немарк-

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ

систских социалистич. теории, на социальную практику во всём мире. В то же время, экстраполируя на ближай­шую перспективу осн. черты нынешней ситуации, нель­зя не прийти к выводу, что разнообразие позиций в вопросах о С. может усиливаться. Это делает особенно острой и актуальной проблему политич. союзов, един­ства действий всех политич. сил, ориентирующихся на развитие в социалистич. направлении. Марксисты-ленинцы являются активными сторонниками таких союзов. Коммунисты, придавая решающее значение единству рабочего класса, высказываются за сотрудни­чество с социалистами и социал-демократами.

Коммунисты активно борются за укрепление сотруд­ничества с теми силами национально-освободит. движения, к-рые придерживаются социалистич. ориентации. Стремление к сближению всех политич. сил и массовых движений, выступающих, хотя и с разных позиций, против империализма, за преобразование мира на социалистич. началах, отнюдь не означает отказа от принципиального подхода к оценке этих позиций. Коммунисты, сторонники марксистско-ленинского, науч. С., убеждены в своей правоте и отстаивают свои позиции, показывая ограниченность, половинчатость немарксистских социалистич. теорий. См. также ст. Коммунизм и лит. к ней. а Е Бовин. СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,высший тип социальной революции, способ перехода от капита-листич. общественно-экономич. формации к коммуни-стич. формации. Начало эпохе социальной революции пролетариата положила Великая Οкт. социалистич. революция. С. р. решает комплекс разрушит. и созидат. задач: взятие власти рабочим классом, слом старой гос. машины, утверждение обществ. собственности на средства произ-ва, создание системы сознат. управления экономич. и социальными процессами, ликвидация эксплуатации человека человеком, классовых и нац. антагонизмов, развитие социалистич. демократии, культурная революция.

С. р. в широком смысле слова охватывает переходный период от завоевания власти рабочим классом до пост­роения социализма. В узком смысле слова С. р. озна­чает переход власти в руки рабочего класса, установ­ление диктатуры пролетариата.

Экономич. основа С. р.— конфликт между обществ. характером произ-ва и частнокапиталистич. формой присвоения. Само по себе это осн. противоречие не вы­зывает «автоматич. краха капитализма». Для С. р. необходима зрелость субъективного фактора — актив­ная и сознат. борьба рабочего класса, трудящихся за социализм, наличие у рабочего класса революц. марк­систской партии, к-рая осуществляет политич. руковод­ство С. р.

С. р. вырастает из классовой борьбы рабочего клас­са, положение к-рого в системе капиталистич. производств.

отношений выдвигает его на роль гл. движу­щей силы и гегемона С. р. (см. Гегемония пролетариа­та).

Союз рабочего класса с непролет. слоями трудящих­ся — необходимое условие победы С. р. Рабочий класс, крестьянство, гор. средние слои и др. обществ. слои, объективно заинтересованные в сокрушении власти капитала и утверждении социализма, составляют ту социальную базу, из к-рой формируются политич. силы С. р. Важнейший акт С. р.— завоевание власти рабочим классом. Для решения этой задачи необходим общенац. кризис, возникающий на почве революционной ситуации. Таков, по словам В. И. Ленина, осн. закон всякой великой революции (см. ПСС, т. 41, с. 69—70).

Формы С. р. меняются в зависимости от конкретных историч. условий, реального соотношения классовых сил в той или иной стране. С. р. может быть как мир­ной, так и немирной. Мирное развитие С. р. возможно тогда, когда в итоге сложившегося соотношения сил гос­подствующие классы не могут или не решаются приме­нить открытое насилие по отношению к массам. Резкое

размежевание классовых сил, ожесточение классовой борьбы, соглашательская линия мелкобурж. социали-стич. партий обусловили немирный путь развития С. р. в России.

В нек-рых европейских странах после 2-й мировой войны в результате сложившейся мировой обстановки С. р. происходили сравнительно мирно и отличались постепенностью развития. В совр. условиях в ряде ка-питалистич. стран более широкие возможности мирного перехода к социализму обусловлены новым соотноше­нием сил в пользу рабочего класса и социализма, раз­махом массовой борьбы за демократию, настоят. потреб­ностью в глубоких демократич. преобразованиях анти-монополистич. характера, к-рые способны подорвать власть монополистич. капитала и тем самым расчистить путь к социализму, становясь промежуточными рубе­жами в борьбе за социализм.

Мирный переход к социализму представляет собой революц. скачок, предполагающий завоевание всей полноты власти рабочим классом, трудящимися и ко­ренной переворот в отношениях собственности. И на мирном пути С. р. необходим общенац. подъём классо­вого движения рабочего класса и его союзников, к-рый один только может парализовать и сломить сопротив­ление буржуазии, обеспечить переход власти к рабо­чему классу.

Когда господствующие классы закрывают перед рабо­чим классом возможности мирного развития революции, переходят к вооружённому подавлению прогрессивных сил, тогда необходим и оправдан курс на вооружённую борьбу за власть. При этом в противоположность блан­кизму и мелкобурж. революционализму марксисты всегда опираются на массы. Вооруж. борьба может быть успешной, лишь когда отвечает революц. наст­роениям масс. Политич. зрелость и мастерство революц. авангарда состоят в том, чтобы суметь вовремя уловить признаки массового революц. движения и активными действиями способствовать его нарастанию, В ходе революции вследствие многообразия её форм, крутых и часто неожиданных поворотов в развитии событий рабочий класс и его партии должны владеть всеми фор­мами борьбы и быть готовы к их быстрой смене (см. там же, с. 80—81).

С. р. присущ междунар. характер. Она вырастает из противоречий империализма как мировой системы. Од­нако вследствие глубокой неравномерности экономич. и политич. развития капитализма С. р. в различных странах происходят разновременно. Первоначально С. р. победила в одной, отдельно взятой стране — Рос­сии, к-рая была слабым звеном в империалистич. цепи, положив начало мировой С. р.

Борьба рабочего класса за социализм в совр. эпоху переплетается с др. многообразными по содержа­нию и характеру революц. движениями, к-рые объек­тивно направлены против империализма и вливаются в общее русло единого мирового революц. процесса. Все революц. силы современности сплачиваются вокруг междунар. рабочего класса и его главного завоевания— мировой системы социализма. Осн. противоречие совр. эпохи — это противоречие между двумя обществ. систе­мами. Противоборство между капитализмом и социализ­мом на мировой арене — главный фронт социальной революции современности.

Ведущая роль реального социализма в революц. про­цессе определяется тем, что он представляет собой наи­более мощную силу, опирающуюся на экономич. и во-енно-политич. могущество государственно организо­ванного рабочего класса, решающего самые сложные, созидат. задачи С. р. От успеха этой революц. работы зависит окончат. исход всемирной борьбы за социа­лизм. Говоря о способах влияния победившего социа­лизма на мировой революц. процесс, Ленин решительно осуждал левацкую концепцию «экспорта» революции, её «подталкивания» путём развязывания войн с капита-дистич. странами (см. там же, т. 35, с. 403). Социализм

воздействует на революц. движение в др. странах силой примера, интернационалистской поддержкой ра­бочего класса и др. прогрессивных сил, борющихся за социальный прогресс, своей активной внешней поли­тикой, решит. борьбой за мир, против империалистич. экспорта контрреволюции. Наряду с мировой системой социализма в качестве осн. революц. сил современно­сти выступают рабочий класс развитых капиталистич. стран и национально-освободит. движение.

Неоднородность участвующих в антиимпериалистич. борьбеклассов и социальных слоев — источник возник­новения противоречий в мировом революц. процессе. Многомиллионная мелкобурж. масса, по словам Лени­на, приходит в революцию со всеми её предрассудками (см. там же, т. 30, с. 54), приносит в революц. движение свои колебания и неустойчивость, национализм и уль­трареволюционность. Это служит причиной временных зигзагов и даже попятных движений на отд. участках единого фронта борьбы против империализма, в осо­бенности в странах с преобладанием мелкой буржуазии и узкой прослойкой пром. пролетариата.

Мировая С. р.— это единство в многообразии. Каж­дая С. р. выступает как составная часть единой миро­вой С. р. Но все С. р. наряду со специфическими несут в себе и общие для них черты. Теория, исследующая об­щие законы С. р., закономерности мирового революц. процесса, общезначима для всех стран на протяжении всей эпохи перехода от капитализма к социализму. Вместе с тем разнообразие конкретно-историч. условий в разных странах требует такого применения общих принципов революц. теории, к-рое бы, как отмечал Ленин, «...правильно видоизменяло эти принципы в частностях, правильно приспо­собляло, применяло их к национальным и национально-государственным различиям» (там же, т. 41, с. 77).

Проблемы С. р. находятся в фокусе идейной борьбы марксистско-ленинских партий против ревизионизма и мелкобурж. революционаризма. Правый оппортунизм отрекается от коренных принципов теории С. р.: дик­татуры пролетариата, слома бурж. гос. машины, руко­водящей роли марксистско-ленинской партии. «Левый» оппортунизм отвергает переходные этапы и формы в борьбе за конечные цели, абсолютизирует значение вооруж. насилия, принижает роль решения созидат. задач в революц. процессе. Творчески развивая теорию С. р., марксистско-ленинские партии дают решит. от­пор бурж. идеологам, ревизионистским и мелкобурж. псевдосоциалистич. концепциям.

• Маркс К., Энгельс Ф., О С. р., [Сб.1, М., 1974; Ленин В. И., О С. р., [Сб.], М., 1977; Программные докумен­ты борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Програм­ма КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., Великий Октябрь и прогресс человечества, М., 1977; Ковалев A.M., Марксистско-ле­нинская теория С. р. и современность, М., 1967; Ленинская теория С. р. и современность, M., 19752; Водолазов Г. Г., Диалектика и революция. Методологич. проблемы социальной революции, М., 1975; Красин Ю. А., Теория С. р.; ленин­ское наследие и современность, М., 1977. Ю. А. Красин.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ,художеств. ме­тод литературы и искусства, представляющий собой эстетич. выражение социалистически осознанной кон­цепции мира и человека, обусловленной эпохой борь­бы за установление и созидание социалистич. общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обус­ловливает и содержание, и основные художественно-структурные принципы иск-ва С. р.

Начальные тенденции лит-ры и иск-ва нового типа относятся к сер. и 2-й пол. 19 в.: революц.-пролет. лит-pa в Великобритании (чартистская поэзия, Э. Ч. Джонс), в Германии (Г. Гервег, Ф. Фрейлиграт, Г. Веерт), во Франции (лит-pa Парижской Коммуны, «Интернационал» Э. Потье). Возникновение метода С. р. в нач. 20 в. (в творчестве М. Горького, а также

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ 633

А. Барбюса, M. Андерсена-Нексе и др.) и eго развитие связаны с распространением социалистич. идей в раз­ных странах, с развитием революционного рабочего движения. Сам термин «С. р.» в сов. печати впервые появился в 1932 («Лит. газета», 23 мая). Он возник в связи с необходимостью противопоставить раппов­скому тезису, механически переносившему филос. кате­гории в область лит-ры («диалектико-материалистиче-ский творческий метод»), определение, отвечающее осн. направлению развития художеств. сов. литературы. Решающим при этом явилось признание роли класси­ческих традиций и понимание новых качеств реализма (социалистический), обусловленных как новизной жиз­ненного процесса, так и социалистич. миропониманием сов. писателей. К этому времени писателями (Горький, В. В. Маяковский, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев) и критиками (А. В. Луначарский, А. К. Воронский) был предпринят ряд попыток определить художеств. свое­образие сов. лит-ры; говорилось о реализме пролетар­ском, тенденциозном, монументальном, героическом, романтическом, социальном, о сочетании реализма с романтикой. Понятие С. р. сразу же получило широ­кое распространение и было закреплено 1-м Всесоюз­ным съездом сов. писателей (1934), на к-ром Горький говорил о новом методе как о творч. программе, на­правленной на реализацию революц. гуманистич. идей.

Продолжая гуманистич. традиции предшествующего иск-ва на основе нового, социалистич. содержания, С. р. представляет собой новый тип художеств. созна­ния. Его новизна связана с тем вкладом, к-рый внёс марксизм в материалистич. философию,— утвержде­нием роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи изображения действитель­ности в её революц. развитии. Основой метода С. р. служит концепция революционно-действенного, социа­листич. гуманизма, что составляет важнейшую и уни­версальную отличительную особенность иск-ва С. р.

Говоря об иск-ве будущего, Ф. Энгельс видел его особенности в «полном слиянии большой идейной глу­бины, осознанного исторического содержания... с шек­спировской живостью и богатством действия...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 29, с. 492). Мысль Энгельса об осознанном историч. содержании художеств. творчества получила развитие в принципе партийности лит-ры и иск-ва, сформулированном В. И. Лениным и требующим соединения глубины объ­ективного познания с пафосом субъективной актив­ности.

С. р. интернационален, представляет собой истори­чески единое движение иск-ва в эпоху социалистич. переустройства мира. Эта общность проявляется в мно­гообразии нац. путей, форм развития нового метода. Принципиальное значение для мирового художеств. развития имеет в этой связи опыт сов. лит-ры и иск-ва. В СССР С. р.— объединяющее начало сов. лит-ры в целом при всём различии нац. лит-р, их историч. традиций и др. индивидуальных особенностей. Характер развития С. р. и его этапы были разнообразны в зави­симости от конкретных нац.-историч. условий, в к-рых он находил опору для своего художеств. своеобразия, приобретая всё новые формы и стилевые проявления.

С. р. необходимо понимать исторически, как изменяю­щийся и вместе с тем внутренне единый творческий процесс. Эстетика С. р. охватывает ныне весь многонац. опыт иск-ва стран социализма, революц. иск-ва бурж. Запада, культур «третьего мира», развивающегося в сложном противоборстве разных влияний. С. р. по­стоянно расширяет границы, обретая значение ведуще­го художеств. метода совр. эпохи. Это расширение, в силу обусловливающих его принципов, противостоит т. н. теории «реализма без берегов» Р. Гароди, направ­ленной в сущности на разрушение идейных основ

Социалистическое

нового иск-ва, на размывание рубежей, отделяющих реализм от модернизма. Вместе с тем широчайшие воз­можности, заключённые в междунар. опыте социали­стич. иск-ва, делают бесплодными попытки догматич. определений творч. приёмов С. р. Он рассматривается как новый тип художеств. сознания, не замкнутый в рамках одного или даже неск. способов изображения, а представляющий собой исторически открытую систему художественно правдивого изображения жизни, вби­рающую в себя передовые тенденции мирового художеств.

процесса и находящую новые пути для их выра­жения. Поэтому понятие С. р. неразрывно связано с понятием художеств. прогресса, отражающего посту-пат. движение общества ко всё более многомерным и полноценным формам духовной жизни.

• Маркс К. иЭнгельс Ф., Об иск-ве, Сб. ст., т. 1—2, M., 19768; Ленин В. И., О лит-ре и иск-ве. [Сб. rr.J, M., 1979"; Горький M., О лит-ре, М., 1961; С. р. и классич. на­следие. Сб. ст., М., 1960; С. р. в зарубежных лит-рах, М., 1960; Мотылева Т. Л., Иностр. лит-pa и современность, М., 1961; Питання соцiалiстичного реалiзму, в. 1—5, К., 1961—74; С. р. в лит-pax народов СССР, М., 1962; Генезис С. р. и лит-рах стран Запада, М., 1965; С. р. и художеств. развитие человечест­ва, М., 1966; Петров С. М., Возникновение и формирование С. р., М., 1970; е г о ж е, С. р., М., 1977; Проблемы художеств. формы С. р., Сб. ст., т. 1—2, М., 1971; Недошивин Г. А., Теоретич. проблемы совр. изобразит. иск-ва, М., 1972, гл. 7; О в ч a p е н к о А. И., Социалистич. лит-pa и совр. лит. про­цесс, М., 19732; Лунин Ю. А., Ленин и теория социалистпч. иск-ва, М., 1973; Марков Д., Проблемы теории С. р., М., 1975; С. р. сегодня, М., 1977; Общее и особенное в лит-рах со­циалистич. стран Европы, М., 1977; Essays on socialist realism and the British cultural tradition, L., 1953; Zur Theorie des sozialistischen Realismus. Gesamtleitung, B., 1974; T i m o-fejew L. J., Lomidse G. J., Literatur einer sozialisti­schen Gemeinschaft..., B., 1975. Д. Ф. Марков, Л. И. Тимофеев.

СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ,наиболее массовая форма трудовой и общественно-политич. ак­тивности членов социалистич. общества, рычаг эконо-мич. и социального прогресса, школа политич., трудо­вого и нравств. воспитания трудящихся. С. с. объектив­но и закономерно присуще социалистич. обществ. от­ношениям, базирующимся на обществ. собственности на средства производства. С. с. является одним из осн. средств, при помощи к-рых обеспечиваются рост про­изводительности труда, повышение эффективности про­изводства и качества работы, динамичное, планомерное и пропорциональное развитие нар. хозяйства.

Стремление к соревнованию проявляется в различ­ных сферах человеч. деятельности (спорт, игра, труд и т. п.) и, по-видимому, является неотъемлемой чертой психологии и поведения человека вообще, одной из наи­более существ. форм самоутверждения личности. Осу­ществляя наравне с другими людьми ту или иную зада­чу, личность имеет возможность достичь её решения на­иболее эффективным, целесообразным, самостоятельно избранным или усовершенствованным методом, причём осознание первенства и стремление к нему служат мощ­ным стимулятором энергии, всех сил и способностей. Эту черту человеч. природы отличали многие мыслите­ли, в т. ч. Фурье, к-рый считал её одной из фундамен­тальных «страстей» человека. Классики марксизма раз­вивали проблему соревнования в основном примени­тельно к сфере труда, т. е. тему трудового соперниче­ства, «увеличивающего индивидуальную производитель­ность отдельных лиц...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 23, с. 337), причём указывали на коренные качеств. различия соревнования, т. е. конкуренции, при капитализме и С. с.

В основе С. с. лежит диалектич. единство трудовой состязательности и товарищеской взаимопомощи, оно по своей природе, сущности и целям противоположно конкуренции, присущей капиталистич. частнособствен­ническим отношениям и выражающейся в борьбе част­ных предпринимателей за более выгодные условия про­изводства и сбыта товаров.

Теория С. с. разработана В. И. Лениным в трудах «Как организовать соревнование?», «Очередные задачи Советской власти», «Великий почин» и др., где опреде­лены его социальная природа, осн. цели, сформулиро-

ваны осн. принципы организации: гласность, сравни­мость результатов, возможность практич. повторения передового опыта.

С. с. началось с первых дней существования Сов. государства, его формы — коммунистич. субботники, производств. конкурсы и обществ. смотры, ударные бригады, стахановское движение и др.

На каждом этапе строительства социализма С. с. по целям и задачам, формам организации отражало осо­бенности данного этапа развития. На ступени зрелого социализма С. с. превратилось в подлинно массовое дви­жение, охватившее все классы и социальные слои об­щества, сферы промышленности, сельского хозяйства, обслуживания, науку, культуру; оно неразрывно свя­зано с осн. направлениями науч.-технич. прогресса. На совр. этапе наиболее полно проявляется комплексный характер С. с., успешно и эффективно реализуются его осн. функции — экономич., социальная и воспитатель­ная. Высшей ступенью развития С. с. является движение за коммунистич. отношение к труду, его опытом обога­щаются все формы социалистич. соревнования. Это дви­жение выступает ведущей силой роста и укрепления от­ношений коллективизма и взаимопомощи, расширения участия трудящихся в управлении производством, в соревновании развиваются и крепнут сознат. дисципли­на труда, забота об интересах всего общества, что соз­даёт условия для постепенного превращения труда в первую жизненную потребность человека.

Совр. практика С. с. породила ряд новых трудовых починов (встречное планирование, бригадный подряд, соревнование смежников, щёкинский метод и др.), к-рые приобрели широкое распространение, играют действенную роль в повышении эффективности произ­водства, улучшении практики планирования эконо-мич. и социального развития предприятий.

Непосредств. организацией соревнования занимают­ся профсоюзы; большую роль в руководстве соревнова­нием, в создании условий для выполнения принятых обязательств играют административно-хоз. органы.

Коммунистич. партия на каждом этапе определяет гл. направление и осн. формы развития С. с., проводит идейно-политич. и организац. работу по вовлечению коммунистов и широких масс трудящихся в соревнова­ние, направляет деятельность обществ. и гос. органи­заций в практич. руководстве соревнованием.

φ Поет. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении организации С. с.» 31 авг. 1971, в кн.: КПСС в резолюциях..., т. 10, М., 19728; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Смольков В. Г., Соревнование и коммунизм, М., 1970; Алексеев Г. П., С м о л ь к о в В. Г., С. с. в условиях развитого социализма, М., 1974; К у т о р-жевский Г. А., Смирнов В. А., С. с. Проблемы, опыт социологии, исследования, М., 1974; С. с. Вопросы теории и практики организации, М., 1978; Киселев В. Н., Социаль­ная функция С. с., М., 1980; Теоретич. проблемы С. с., М., 1980. Н. Н. Дмитриев, В. Н. Киселёв.

Наши рекомендации