Структура философского знания. Основными методами (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

Основными методами (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

1) диалектика – метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей;

2) метафизика – метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязности; статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития); однозначно (ведется поиск абсолютной истины, не уделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

3) догматизм – восприятие окружающего мира через призму догм – раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, и носящих абсолютный характер. Данный метод был присущ средневековой теологической философии.

4) эклектика – метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций, в результате которого достигаются поверхностные, но внешне правдоподобные, кажущиеся достоверными выводы. Часто эклектика применялась для обоснования каких-либо взглядов, идей, привлекательных для массового сознания, но не имеющих реальной ни онтологической, ни гносеологической ценности и достоверности (в средние века – в религии, в настоящее время – в рекламе).

5) софистика – метод, основанный на выведении из ложных суждений, но искусно поданных истинные суждения, логически истинны, но ложные по смыслу, либо выгодны для другой стороны. Софистика была распространена в Древней Греции, имела цель не получения истины, а победы в споре, использовалась как прием ораторского искусства.

6) герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования смысла текстов. Широко распространен в западной философии.

Одновременно и направлениями в философии, и философскими методами являются:

1) материалистический метод – действительность воспринимается как реально существующая, материя – как первичная субстанция, а сознание – есть проявление материи. (Материалистическо-диалектический метод господствовал в марксистско-ленинской философии и имеет широкое распространение в современной).

2) идеалистический метод – признание в качестве первоначала идеи, а материи – как производной от идеи, ее воплощением.

3) эмпиризм – метод и направление в познании, согласно которому в основе познавательного процесса, знания лежит опыт, получаемый преимущественно в результате чувственного познания.

4) рационализм – метод и направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума без влияния опыта и ощущений.

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

Принято выделять функции:

1) мировоззренческая – способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

2) методологическая – вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

3) мыслительно-теоретическая – учит концептуально мыслить и теоретизировать, предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

4) гносеологическая – одна из основополагающих функций, имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (т.е. механизм познания).

5) критическая – ее роль подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача – расширение границ познания, разрушение догм, модернизация знания, увеличение достоверности знания.

6) аксиологическая – (в переводе с греческого: ценный), заключается в оценке явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей: морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель - оставлять все нужное, ценное, полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее.

7) социальная – объясняет причины возникновения общества, его эволюцию, современное состояние, структуру, элементы, движущие силы.

8) воспитательно-гуманитарная – культивирует гуманистические ценности и идеалы, прививает их человеку и обществу, помогает человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

8) прогностическая – на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Таким образом, философия – это теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в нем, уяснения различных форм его отношения к миру. Две главные черты характеризуют философское мировоззрение его системность, во-первых, и, во-вторых, теоретический, логически обоснованный характер системы философских взглядов.

С момента оформления философии в качестве одной из форм общественного сознания начала определяться и структура философского знания.

Философские проблемы весьма специфичны. Они не являются проблемами объектов, то есть предметов и процессов окружающего нас предметного мира. Они возникают на стыке человека и мира и представляют собой проблемы отношения человека к миру. Мир при этом

рассматривается не в отрыве от человека, а как пространство реализации человеческого духа. Поэтому в центре любой философской проблемы явно или в скрытой форме присутствует человек, его интересы, возможности, цели, те смыслы, которые он улавливает в мире или придает миру окружающей его природы.

Специфика проблемного поля философии определяется ее стремлением рационально-понятийными средствами выработать целостное и обобщенное знание о мире и месте в нем человека. Это означает, что в качестве основных можно зафиксировать три важнейших типа философского познания или три мировоззренческие проблемы.

1. Проблема Универсума, в рамках которой философия обосновывает категориальную модель мира и отвечает на вопросы о его первоначалах, конечности и бесконечности, единстве и множественности, о формах и способах его бытия и др.

2. Проблема человека, которая связана с осмыслением комплекса

мировоззренческих вопросов об аксиологическом статусе человека как особого типа бытия. В чем смысл жизни человека, свободен или не свободен он в своих действиях и поступках, каковы принципиальные отличия человеческого существования от иных типов бытия, которые характерны для природных и социальных систем, эти и многие другие вопросы конституируют содержательное пространство проблемы человека в философии.

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, анализ различных форм и типов отношений между ними, которые предполагают познание, преобразование и ценностную интерпретацию природного и социокультурного мира. При всех оттенках и содержательных модификациях в трактовке этой системы отношений «человек – мир» преобладающей в классической философии стала такая ее формулировка, в которой она приобретала форму вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи.

Указанные проблемы составляют инвариантное ядро предмета философии, который, согласно классическим трактовкам, обычно понимался как фундаментальные основания и принципы бытия природного, социального и человеческого миров в их взаимодействии и опосредовании.

Кроме того, можно сказать, что философские проблемы концентрируются вокруг тех вопросов, которые составляют тайну, неизменно присутствующую в мире – того, что выходит за рамки познаваемого, что стоит за гранью науки и непосредственного практического опыта. Тайной является происхождение сознания, тайна содержится в предположении о наличии духа в мире вообще, под покровом тайны прячутся вопросы взаимоотношения духа и материи и

многое другое: жизнь и смерть, смысл жизни человека и смысл существования самого мира.

Из этого проблемного поля складывается структура философского знания. Важнейший раздел философии – онтология (ontos - сущее). Это учение о началах и первопричинах всего сущего. Они, эти начала, умопостигаемые, поскольку не выводятся из практики. Онтология – «чистое мышление». В этом разделе Вы найдете учение о Бытии и его атрибутах, познакомитесь с такими предельно широкими понятиями как материальное и идеальное. Отношение этих двух предельно широких категорий лежит в основе традиционного деления философов на материалистов, идеалистов, дуалистов.

Наиболее общие связи и универсальные закономерности действительности, проблема развития, его источников, механизма, направленности рассматриваются в разделе диалектика.

Гносеология (gnosis – знание) – философское учение о познании, его возможностях и границах, о средствах и методах познания, об истине, ее критериях, о заблуждении и его причинах. Многие философы считают именно этот раздел важнейшим в философии.

Сущность человека, загадка его происхождения, смысл и назначение человека, проблемы человеческого существования во всей их полноте рассматриваются в философской антропологии. Этот раздел философии также претендует на роль важнейшего. Вокруг человека фокусируются, по мнению многих современных философов, все остальные философские проблемы, ведь именно человек, в конечном итоге, является предметом философских размышлений.

Социальная философия рассматривает вопросы качественного отличия общества от природы. Здесь ставятся вопросы направленности, целей, законов, организации общественной жизни, роли субъективного фактора, личности, массы в историческом процессе. Кроме того, здесь рассматриваются проблемы исторического познания, его достоверности.

Аксиология – сравнительно новый раздел философии. Это учение о ценностях, ибо все, что так или иначе связано с человеком, представляет собой определенную систему ценностей, ради реализации которых человек организует всю свою деятельность.

В прошлом разделами философии являлись этика, изучающая нравственность, т.е. проблему добра и зла, эстетика – учение о прекрасном и безобразном, логика – наука о закономерностях правильного мышления, атеизм как наука, противопоставляющая религиозному взгляду на мир как на единство естественного и сверхъестественного убеждение в естественности всего происходящего. В настоящее время они приобрели статус самостоятельных философских наук.

Как видим, философия представляет собой многокомпонентную структуру, однако каждые отдельные дисциплины не являются

механическими частями целого, их нельзя отделить друг от друга и рассматривать отдельно, только в совокупности со всеми остальными элементами. Таким образом, философия – довольно сложное и неоднородное образование, состоящее из совокупности отдельных дисциплин со своей спецификой. Однако философию нельзя сводить исключительно к науке, поскольку она подобна искусству, формирует не только ум, но и чувства человека.

Уже в период древнего общества достаточно четко определились такие структурные элементы:

Онтология – учение о бытии:

Гносеология – учение о познании;

Аксиология – учение о ценностях;

Диалектика – учение о развитии;

Социальная философия – учение об обществе;

Философская антропология – учение о человеке;

Логика

Этика

Эстетика

История философии

Философия истории

Теология.

Наши рекомендации