Глава 1. Философия техники
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО ТВЕРСКАЯ ГСХА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Философии» на тему:
«Техника и техническое сознание»
Выполнил: студентка 2 курса АГ-1501 гр.
технологического ф-та Демьянова А.А.
Проверил: к.ф.н доцент Красильникова Е.В
Тверь , 2016
План
Введение. 3
Глава 1. Философия техники. 4
Глава 2. Техника в исторической ретроспективе. 8
Глава 3. Проблемы и противоречия развития техники. 12
Заключение. 15
Список литературы……………………………………………………………………………………………16
Введение
Цель: изучить технику и техническое сознание.
Задачи:
1.рассмотреть философию техники,
2.проанализировать технику в исторической ретроспективе,
3.изучить проблемы и противоречия развития в технике.
Техника в XX столетии становится предметом изучения самых различных дисциплин, как технических, так естественных и общественных, как общих, так и частных. Количество специальных технических дисциплин возрастает в наше время с поразительной быстротой, поскольку не только различные отрасли техники, но и разные аспекты этих отраслей становятся предметом их исследования. Всё возрастающая специализация в технике стимулирует противоположный процесс развития общетехнических дисциплин. Однако все они — и частные, и общие — концентрируют свое внимание на отдельных видах, или на отдельных аспектах, определенных «срезах» техники. Техника в целом не является предметом исследования технических дисциплин.
Актуальность темы в том, что многие естественные науки в связи с усилением их влияния на природу (в том числе в глобальном масштабе) вынуждены принимать во внимание технику и техническое сознание и даже делают их предметом специального исследования, конечно, со своей особой естественнонаучной (например, физической) точки зрения. Кроме того, без технических устройств невозможно проведение современных естественнонаучных экспериментов.
Отсюда следует основная цель работы, которая заключается в рассмотрении техники и технического сознания с самых различных позиций, имевших место на всех исторических этапах развития человечества, проследить причины и закономерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, обществом, природой.
Глава 1. Философия техники
Философия и техника часто воспринимаются как противоположности: первая — как символ теоретического освоения мира, нечто возвышенное, отдаленное от действительности, вторая — как символ практического освоения мира, нечто приземленное. Однако в этом словосочетании заложен глубинный смысл современной европейской цивилизации и культуры, где теоретическое неразрывно связано с практическим, где философия так же важна, как и техника, а техника сама на высшей ступени своего развития немыслима без глубокого философского осознания.
Философия техники, во - первых, исследует феномен техники в целом, во-вторых, не только ее внутреннее развитие, но и место в общественном развитии в целом, а также, в - третьих, принимает во внимание широкую историческую перспективу. Философия техники имеет отличный от технологии и технической науки объект и предмет: техника, техническая деятельность и техническое знание как феномен культуры — это объект, а развитие (общественного) технического сознания, рефлектирующего данный объект, — это предмет философии техники. Главная же задача философии техники — исследование технического отношения человека к миру, т.е. технического миропонимания.
Таким образом, чтобы определить предмет и объект философии техники, необходимо различать техническое действие, техническое знание и техническое сознание. Результатом технического действия является артефакт, т.е. техника в виде технического устройства. Результат технического знания есть техническое действие, направленное на создание артефакта: предписание техническому действию и описание артефакта. Результат техническогосознания — выявление места и роли техники, технической деятельности и технического знания в истории и в современной культуре. Для философского анализа техники, таким образом, одинаково важное значение имеют все ее различные аспекты — предметный, деятельностный, знаниевый и рефлексивный. Техника поэтому выступает в философии техники в единстве объекта и субъекта технической деятельности, самой этой деятельности, а также технического знания и их социальной, методологической и более широко — философской рефлексии (осознания).
Философия техники не имеет ничего общего с технократизмом и техницизмом, более того, она противостоит им и с самого своего возникновения ориентирована на гуманизацию техники. Э. Капп, например, в основание своего варианта философии техники положил принцип органопроекции и антропологический критерий. Суть их заключается в том, что содержанием науки в исследовательском процессе вообще является не что иное, как возвращающийся к себе человек. Ф. Бон в книге «О долге и добре», в специальной главе, посвященной философии техники, поставил в самую тесную связь технику и этику. Цель техники он видел в стремлении к человеческому счастью. Однако и эта цель подчиняется у него наивысшей и всеобщей цели — идее добра, составляющей предмет философской этики.
Техника рассматривается в философии техники как неотъемлемая часть культуры. На вопрос что же собой представляет философия техники можно ответить двояким образом: во-первых, определив, что особенного изучает философия техники по сравнению с другими дисциплинами, изучающими технику, и, во-вторых, рассмотрев, что представляет собой сама техника.
Техника (от греческого «техне» – искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.
Техника относится к сфере материальной культуры. Это обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия па самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX—XX столетий П. К. Энгельмейер: «Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса». Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знании, если она обращена в прошлое (особенно в Древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.
Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность. Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.