ЦУФОН (евр.). Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из древних израильтян обожествляли и которому поклонялись. Ч 25 страница
СВЯЩЕННАЯ НАУКА. Название, данное внутренней эзотерической философии, тайны которой в древности преподавались посвящённым кандидатам и провозглашались иерофантами во время последнего и высшего посвящения.
СВЯЩЕННОЕ СЕРДЦЕ.В Египте — сердце Гора; в Вавилоне — бога Бэла; и растерзанное сердце Вакха в Греции и других местах. Его символом служила смоковница. Грушеподобные контуры её плода и, особенно, его сердцевины, по форме напоминают сердце. Он иногда встречается на голове Изиды, матери Гора, причём плод разрублен и сердцеподобная середина выставлена на всеобщее обозрение. Отсюда римские католики заимствовали поклонение «священному сердцу» Иисуса и Девы Марии.
СЕАНС. Слово, которое у теософов и спиритов стало означать пребывание с медиумом в ожидании феноменов, материализации «духов» и других манифестаций.
СЕБЕК (егип.). Бог времени; Кронос; то же, что Сефекх. Некоторые востоковеды переводят это как «Седьмой».
СЕДЕКЛА (евр.). Волшебница из Аэндора. [См. 1 Царств, 28].
СЕИР АНПИН или Зауир Анпин (евр.). В каббале — «Сын сокрытого Отца»; тот, кто объединяет в себе всех сефиротов, Адам Кадмон, или первый проявленный «Небесный Человек», Логос.
СЕКО д’АСКОЛИ. Прозван «Франческо Стойким». Жил в тринадцатом веке и считался самым знаменитым астрологом своего времени. Его труд, опубликованный в Базеле в 1485 году под названием «Commentarii in Sphæram Joannis de Sacrabosco», ещё сохранился. Он был сожжён заживо инквизицией в 1327 году.
СЕКТЕН (егип.). Дэвакхан; место посмертного вознаграждения, состояния блаженства, но не местность.
СЕКХЕМ (егип.). То же, что Сектен.
СЕКХЕТ (егип.). См. Пашт.
СЕН ЖЕРМЕН, Граф. Современные писатели отзываются о нём, как о загадочной личности. Фридрих II, король Пруссии, любил говорить, что он был человеком, которого никто никогда не мог разгадать. Его «биографий» множество, и одна фантастичнее другой. Некоторые считали его воплощённым богом, другие — мудрым эльзасским евреем. Но одно несомненно, граф де Сен Жермен — каково бы ни было его настоящее имя — имел право на это имя и титул, так как он купил имение Сен Жермен в итальянском Тироле и заплатил папе за этот титул. Он был необычайно красив, и его огромная эрудиция и лингвистические способности неопровержимы, ибо он говорил на английском, итальянском, французском, испанском, португальском, немецком, русском, шведском, датском и многих других славянских и восточных языках с такой же легкостью, как и любой уроженец этих стран. Он был очень богат, никогда не брал ни су у другого — фактически никогда не взял даже стакана воды или куска хлеба у кого-либо, — но делал самые экстравагантные подарки в виде превосходных драгоценностей всем своим друзьям и даже королевским семьям Европы. Он обладал превосходными музыкальными способностями, играл на всех инструментах, но самым любимым была скрипка. «Сен Жермен соперничал с самим Паганини», — сказал о нём восьмидесятилетний бельгиец в 1835 г. после прослушивания «Генуэзского маэстро». «Это воскресший Сен Жермен, играющий на скрипке в теле итальянского скелета», — воскликнул один литовский барон, которому довелось слышать обоих.
Он никогда не претендовал на обладание духовными силами и всё же доказал, что имеет право на подобную претензию. Он проводил в мёртвом трансе, без пробуждения, от тридцати семи до сорока девяти часов, и после этого знал всё, что ему необходимо было знать, и доказывал это пророчествами о будущем, никогда не ошибаясь. Именно он пророчествовал королям Людовику XV и XVI, и несчастной Марии Антуанетте. В начале этого столетия [XIX] были ещё живы многие свидетели его прекрасной памяти; он мог утром прочитать статью, и хотя пробегал её лишь беглым взглядом, мог повторить её содержание, не пропустив ни одного слова, много дней спустя; мог писать обеими руками одновременно, правой — стихотворение, левой — дипломатический документ величайшей важности. Он читал запечатанные письма, не прикасаясь к ним, пока те ещё находились в руках тех, кто принес их ему. Он был величайшим адептом в превращении металлов, делал золото и самые прекрасные алмазы, — искусство, которое, как он говорил, узнал от некоторых браминов в Индии, которые научили его искусственной кристаллизации («оживлению») чистого углерода. Как пишет наш Брат Кеннет Маккензи: «В 1780 г., когда он гостил у французского посла в Гааге, он молотком вдребезги разбил великолепный алмаз своего же производства, дубликат которого, также своего изготовления, он только что продал ювелиру за 5500 луидоров». Он был другом и доверенным лицом графа Орлова в 1772 г. в Вене, которому он помог и которого спас в 1762 г. в Санкт- Петербурге, когда тот был замешан в знаменитых политических заговорах того времени; также он был в близких отношениях с прусским Фридрихом Великим. Само собой разумеется, он имел многочисленных врагов, потому нечего удивляться, что все сплетни, распространённые о нём, теперь приписываются ему же: например, что ему было свыше пятисот лет, или, что он претендовал на личное знакомство «со Спасителем и его двенадцатью апостолами, и порицал Петра за его дурной нрав» — последнее по времени несколько противоречит первому, если уж он действительно заявлял, что ему лишь пятьсот лет. Если он говорил, что «родился в Халдее, и признавал, что обладает тайнами египетских магов и мудрецов», то он вполне мог говорить правду, не выдвигая никаких сверхъестественных претензий. Имеются посвящённые, и даже не самые высокие, которые в состоянии вспомнить не одну из своих прежних жизней. Но у нас есть веские причины для уверенности, что Сен Жермен никогда не мог заявлять о своём «личном знакомстве» со Спасителем. Как бы то ни было, граф Сен Жермен безусловно был величайшим Восточным Адептом, какого Европа видела за последние столетия. Но Европа не узнала его. Некоторые, быть может, узнают его при следующем «Terreur» («Терроре»), который, когда разразится, потрясёт всю Европу, а не только одну страну.
СЕН МАРТЕН Луи Клод де. Родился во Франции (в Амбуазе) в 1743 г. Выдающийся мистик и писатель, который продолжил свои философские и теософские занятия в Париже во время Революции. Он был усердным учеником Якоба Бёме, учился у Мартинеса Паскуалиса, и в конце концов основал мистическую полумасонскую ложу, «Исправленный Ритуал Сен Мартена», с семью степенями. Он был истинным теософом. В данный момент некоторые тщеславные шарлатаны в Париже пытаются подражать ему и выдают себя за посвящённых мартинистов, таким образом позоря имя покойного Адепта.
СЕНА (санскр.). Женский аспект, или шакти, Картикеи; называется также Каумарой.
СЕНЗАР. Мистическое название тайного жреческого языка или «языка Мистерий» посвящённых адептов во всем мире.
СЕПТЕРИУМ (лат.). Большой религиозный праздник древности, проводившийся каждые десять лет в Дельфах, в честь Гелиоса, Солнца, или Аполлона, в память о его победе над тьмой, или Пифоном; Аполлон-Пифон является тем же, что Озирис-Тифон в Египте.
СЕПФОРА (евр.). Буквально, светящийся, излучающий. В библейской аллегории «Книги Бытия», Сепфора является одной из семи дочерей Иефро, мидийского жреца, посвятившего Моисея, который встречает Сепфору (или духовный свет) у «колодца» (оккультное знание) и женится на ней.
СЕРАПИС (егип.). Великий солнечный бог, который в народном поклонении заменял Озириса, и в честь которого пелись семь гласных. В своих изображениях он часто представлен как змий, «Дракон Мудрости». Высочайший бог Египта в течение первых столетий христианства.
СЕРАФИМЫ (евр.). Небесные существа, описанные Исайей (VI, 2) как имеющие человеческую форму с добавлением трёх пар крыльев. Их еврейское название — ShRPIM, и за исключением вышеупомянутого случая, переводится как змии, и связано с глагольным корнем ShRP, разжигать. Слово это употребляется для обозначения змиев в «Числах» и «Второзаконии». Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне ShRP, или Сераф из меди, в качестве символа. Этот светлый змий используется также и как символ Света.
Сравните с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по преданию, был привезён в Рим из Эпидаура как змий, и коего в статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змея. (См. Овидий, «Метаморфозы», кн. XV.) Серафимы Ветхого Завета, видимо, связаны с херувимами (см.). В каббале Серафимы — это группа ангельских сил, связанных с сефирой Гебурой — Суровостью. (W.W.W.).
СЕТ (егип.). То же, что Сын Ноя и Тифон — тёмная сторона Озириса. То же, что Тот и Сатана, противник, но не дьявол, представляемый христианами.
«СЕФЕР ИЕЦИРА» (евр.). «Книга Творения». Очень древний каббалистический труд, приписываемый патриарху Аврааму. В нём творение вселенной представлено по аналогии с двадцатью двумя буквами еврейского алфавита, сгруппированными в триаду, гептаду и додекаду, соответственно трём материнским буквам А, М, S, семи планетам и двенадцати знакам Зодиака. Он написан на новоеврейском языке мишна. (W.W.W.).
Самое оккультное из всех каббалистических сочинений, имеющихся ныне в руках современных мистиков. Предположение, что оно было написано Авраамом, конечно, ерунда, но её истинная ценность — велика. Она состоит из шести перахимов (глав), разделённых на тридцать три короткие мишны, или раздела; в ней рассматривается эволюция Вселенной на основе системы соответствий и чисел. Там говорится, что Божество создало («сотворило») Вселенную с помощью чисел, «тридцатью двумя тропами (или путями) сокровенной мудрости»; причём эти пути соответствуют двадцати двум буквам еврейского алфавита и десяти основным числам. Эти десять — изначальные числа, из которых образовалась вся Вселенная, а за ними следуют двадцать две буквы, разделенные на Три Матери, семь двойных согласных и двенадцать простых согласных. Тому, кто хотел бы хорошо понять эту систему, стоит прочесть превосходный небольшой трактат д-ра Уинна Уэсткотта «Сефер Иецира». (См. Иецира.)
«СЕФЕР СЕФИРОТ» (евр.). Каббалистический трактат, о постепенной эволюции Божества от негативного покоя к активной эманации и творению. (W.W.W.).
СЕФИРА (евр.). Эманация Божества; родитель и синтез десяти сефиротов, когда стоит во главе Древа сефиротов; в каббале сефира, или «Священный Старец», есть божественный Разум (то же, что София или Метис), первая эманация из «Бесконечного», или Эйн-Софа.
СЕФИРОТЫ (евр.). Десять эманаций Божества; высшая сотворена концентрацией Эйн Соф Аура, или Беспредельного Света, и каждая сефира производит эманацией другую сефиру. Имена десяти сефиротов следующие: 1) Кэтер — Венец; 2) Хокма — Мудрость; 3) Бина — Понимание; 4) Хезет — Милосердие; 5) Гебура — Власть; 6) Тиферет — Красота; 7) Нэцах — Победа; 8) Ход — Великолепие; 9) Иесод — Основание; и 10) Малкут — Царство.
Концепция Божества, воплощённого в десяти сефиротах, весьма возвышенна, и каждая сефира представляет для каббалиста группу возвышенных идей, титулов и качеств, которые лишь бледно отражены в названии. Каждая сефира называется активной или пассивной, хотя это может привести к заблуждению; пассивная не означает возвращение к негативному существованию, и эти два слова выражают только отношение между отдельными сефиротами, но не какое-либо абсолютное качество. (W.W.W.).
СИБАК (киче). Тростник, из сердцевины которого была сотворена третья раса людей, согласно писанию гватемальцев под названием «Пополъ Вух».
СИБИКА (санскр.). Оружие Куверы, бога благосостояния (ведийское божество, обитающее в Гадесе, следовательно, нечто вроде Плутона), сделанное из элементов божественного великолепия Вишну, находящееся на Солнце и отточенное Вишвакарманом, богом-посвящённым.
СИГЕ (греч.). «Безмолвие»; название, принятое гностиками для обозначения корня, из которого произошли Эоны второго ряда.
СИГУРД (сканд.). Герой, который убил Фафнира, «Дракона», изжарил его сердце и съел, после чего стал мудрейшим из людей. Аллегория, относящаяся к оккультному изучению и посвящению.
СИДДИМ (евр.). Нам говорят, что ханааниты поклонялись этим злым силам как божествам; это наименование означает «излучатели»; в их честь была названа долина. По-видимому, существует связь между ними, как образами Плодородной Природы, и многогрудыми Изидой и Дианой Эфесской. В «Псалтири», CV, 37, это слово переведено как «бесы», и мы узнаем, что ханааниты проливали на них кровь своих сыновей и дочерей. Их название, видимо, происходит от того же корня ShD, от которого произведено имя бога Эль Шаддай. (W.W.W.).
По-арабски Шедим означает «Духи Природы», элементалы; они суть африты современного Египта и джины Персии, Индии и др.
СИДДХАНТА (санскр.). Любой научный труд по астрономии или математике в Индии.
СИДДХАСАНА (санскр.). Поза в упражнениях хатха-йоги.
СИДДХА-СЕНА (санскр.). Буквально, «вождь Сиддхов»; титул Картикеи, «таинственного юноши» (кумара гуха).
СИДДХИ (санскр.). [1] [Мн. число от Сиддха]. Святые и мудрецы, ставшие почти божественными; также иерархия Дхиан Коганов.
СИДДХИ (санскр.). [2] Буквально, «качества совершенства»; феноменальные силы, приобретаемые йогами благодаря святости.
СИДЕРАЛЬНЫЙ. Всё, относящееся к звёздам, а в оккультизме — касающееся различных воздействий, исходящих из этих сфер, как, например, «сидеральная сила», упоминаемая Парацельсом, сидеральное (светящееся), эфирное тело и т.д.
СИДДХАРТХА (санскр.) Имя, данное Гаутаме Будде.
СИЗИГИ (греч.). Гностический термин, означающий пару: один — активный, другой — пассивный. Относится главным образом к Эонам.
СИЛЬФЫ.Розенкрейцерское наименование элементалов воздуха.
СИМВОЛИЗМ. Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание, а иносказание — устный символ. Китайская письменность представляет собой не что иное, как символическое письмо, каждый из нескольких тысяч знаков которого является символом.
СИМОН МАГ. Величайший самаритянский гностик и тавматург, прозванный «великою Силою Бога».
СИМОН БЕН ИОХАИ. Раввин-адепт, автор «Зогара» (см.).
СИМУРГ (перс.). То же, что крылатый Сиург, нечто вроде гигантского грифона, наполовину феникс, наполовину лев, наделён пророческими способностями в иранских легендах. Симург был хранителем Мистерий древней Персии. В конце этого цикла ожидается его новое появление в виде гигантской птицы-льва. Эзотерически это символ манвантарного цикла. Его арабское имя — Ракши.
СИНАЙ (евр.). Гора Синай, Нисси «Исхода» (XVII, 15), место рождения почти всех солнечных богов древности, таких как Дионис, рождённый в Ниссе или Нисе, Зевс из Нисы, Вакх и Озирис (см.). Некоторые древние народы считали Солнце потомком Луны, которая сама некогда была Солнцем. Син-ай — это «Гора Луны», отсюда и соответствие.
СИНГ БОНГА. Дух Солнца у коларианских плёмен.
СИНГХА (санскр.). Созвездие Льва; Сингх означает «лев».
СИНИВАЛИ (санскр.). Первый день новолуния, в Индии непосредственно связан с оккультной практикой.
СИНИКА (санскр.). Также Синита и Саника и др., как варианты. В «Вишну Пуране» дано как имя грядущего мудреца, которого будет учить тот, кто станет Майтрейей в конце Кали юги, и добавлено, что это великая тайна.
СИНТО (яп.). Древняя религия Японии до буддизма, основанная на поклонении духам и предкам.
СИРИУС (греч.). По-египетски — Сотис. Звезда Пса: звезда, которой поклонялись в Египте и которая почитается оккультистами; первые почитали её, потому что её восход вместе с Солнцем был знаком благодатного наводнения Нила, а последние — потому что она таинственно связана с Тотом-Гермесом, богом мудрости, и, в другой форме, с Меркурием. Таким образом, Сотис-Сириус обладал и по- прежнему обладает мистическим и управляющим влиянием по всем живым небесам и связан почти с каждым богом и богиней. Это была «Изида на небесах», и называлась она Изидой-Сотис, ибо Изида находилась «в созвездии Пса», как провозглашается на её изваяниях. «Считалось, что душа Озириса пребывает в существе, которое большими шагами шествует впереди Сотиса со скипетром в руке и плетью через плечо». Сириус есть также Анубис и непосредственно связан с кольцом «Не преступи»; кроме того, он идентичен с Митрой, персидским богом Мистерий, и с Гором, и даже Хатор, называемой иногда богиней Сотис. Будучи связан с Пирамидой, Сириус, вследствие этого, был связан с посвящениями, которые происходили в ней. Некогда внутри великого храма Дендеры существовал храм, посвящённый Сириусу-Сотису. Суммируя сказанное, хотя все религии, конечно же, не произошли от Сириуса, звезды Пса, как стремился доказать французский египтолог Дюфо, но Сириус-Сотис, несомненно, тесно связан с каждой из религий древности.
СИСИТР (халд.). Согласно Берозу, последний из десяти царей династии божественных царей и «Ной» Халдеи. Так, подобно тому, как Вишну предсказывает Вайвасвата Ману надвигающийся потоп и, предупреждая его, велит ему строить ковчег, в котором спасаются он и семеро Риши, — так же и бог Хэа предсказывает то же самое Сиситру (или Ксизустру), указывая ему подготовить корабль и спасаться вместе с несколькими избранными. Следуя его примеру, почти 800 000 лет спустя Господь Бог Израиля повторяет такое же предупреждение Ною. Кто же из них более ранний? История Ксизустра, теперь расшифрованная с ассирийских табличек, подтверждает то, что о халдейском потопе говорили Бероз, Аполлодор, Абиден, и пр., и пр. (см. одиннадцатую табличку в «Chaldean Account of Genesis» Смита). Эта табличка включает всё, о чём говорится в шестой и седьмой главах «Бытия» — богов, грехи людей, приказ строить ковчег, потоп, уничтожение людей, голубя и ворона, посланных из ковчега, и, наконец, Гору Спасения в Армении (Низир-Арарат) — всё это присутствует там. Слова — «бог Хэа услышал, и его печень разгневалась, ибо люди запятнали его чистоту», и история о том, как он уничтожил все своё потомство, были высечены на каменных табличках за многие тысячелетия до того, как ассирийцы скопировали их на своих глиняных плитках, и даже последние, несомненно, предшествуют «Пятикнижию», «записанному по памяти» Ездрой едва ли за четыре столетия до Р.Х.
СИСТРУМ (греч.). Египетский ссеш или кемкен. Инструмент, обычно делавшийся из бронзы, но иногда из золота или серебра, имеющий открытую кругообразную форму, с ручкой и четырьмя струнами, проходящими через отверстия, на концах которых были прикреплены звенящие кусочки металла; вверху он был украшен фигурой Изиды или Хатор. Это был священный инструмент, используемый в храмах для произведения, с помощью сочетания его металлов, магнетических токов извуков. По сей день он сохранился в христианской Абиссинии под названием санасел, и благочестивые священники применяют его, чтобы «прогонять чертей из помещений», — действие, совершенно понятное для оккультиста, хотя оно и вызывает смех у скептика-востоковеда. Жрица обычно держала его в правой руке во время церемонии очищения воздуха, или «заклинания стихий», как это назвал бы Э.Леви, тогда как жрецы держали систрум в левой руке, правою манипулируя «ключом жизни» — крестом с рукояткой, или Тау.
СИСУМАРА (санскр.). Воображаемый вращающийся пояс, в котором движутся все небесные тела. Этот сонм звёзд и созвездий представлен фигурой Сисумары, черепахи [tortoise] (некоторые говорят — морской свинки [porpoise]!), дракона, крокодила и ещё в том же роде. Но так как это есть символ йога-медитации святого Васудэвы или Кришны, это должен быть крокодил или, вернее, дельфин, ибо он идентичен с Макарой Зодиака. Дхрува, древняя полярная звезда, помещается на конце хвоста этого звёздного чудовища, голова которого обращена к югу, и тело изгибается в кольцо. Выше, вдоль хвоста, расположены Праджапати, Агни и др., а у его основания помещаются Индра, Дхарма и семь Риши (Большая Медведица), и пр., и пр. Значение его, конечно, мистическое.
«СИФРА ДИ ЦЕНИУТА» (халд.). «Книга Сокрытой Тайны»; один из разделов «Зогара». (См. Матерс, «Kabbalah Unveiled»).
СИ-ЦЗЯН (кит.). Китайское название Тибета; в Императорской Библиотеке столицы Фу Цзянь упомянут как «великая обитель оккультного знания» в 2207 г. до Р.Х. («Тайная Доктрина», I, 338.)
СКАНДХИ или Сканды (санскр.). Буквально, «свёртки», или группы атрибутов; всё конечное, неприменимое к вечному и абсолютному. Существуют пять — эзотерически семь — атрибутов в каждом человеке, которые называются панча Скандхи: 1) форма, рупа; 2) восприятие, видана; 3) сознание, санджна; 4) действие, санскара; 5) знание, видьяна. Они соединяются при рождении человека и образуют его личность. Достигнув зрелости, Скандхи начинают разъединяться и слабеть, после чего следует джарамарана, или дряхлость и смерть.
СКАРАБЕЙ. В Египте — символ воскресения, а также перевоплощения; воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности, которая оживляла её, и перевоплощения для Эго, «духовного тела» низшей, человеческой души. Египтологи раскрывают лишь половину истины, когда, размышляя над значением некоторых надписей, они говорят, что «оправданная душа, раз достигшая определённого периода своих странствий (просто, по смерти физического тела), должна быть соединена со своим телом (то есть Эго), чтобы никогда больше не отделяться от него»(Руже). Чем является это так называемое тело? Может ли оно быть мумией? Несомненно, нет, ибо выпотрошенный мумифицированный труп никогда воскреснуть не может. Это может быть лишь вечное, духовное одеяние, Эго, которое никогда не умирает, но даёт бессмертие всему, что соединяется с ним. «Освобождённый Разум, (который) вновь облачается в свою светящуюся оболочку и (вновь) становится даймоном», как выражается проф. Масперо, есть духовное Эго; а личное Эго или кама манас, его прямой луч, или низшая душа, есть то, что стремится стать озирифицированным, то есть соединиться со своим «богом»; и та частица его, которая преуспеет в этом, никогда больше не отделится от него (бога), даже тогда, когда последний будет воплощаться вновь и вновь, периодически сходя на землю в своём странствии, в поисках дальнейшего опыта и следуя велениям кармы. Хем, «сеятель семян», на стелле в картине Воскресения после физической смерти, показан как творец и сеятель злаковых зёрен, которые, после разложения, прорастают вновь и каждый раз в новом колосе, на котором держится скарабей; и Девериа очень правильно указывает, что «Птах является инертной, материальной формой Озириса, который станет Сокари (вечным Эго), чтобы возродиться и после этого стать Хармахом», или Гором в его превращении, воскресшим богом.Молитва, так часто встречающаяся в надгробных надписях — «желание воскресения в своей живой душе», или Высшем Эго, — всегда имеет в конце скарабея, олицетворящего личную душу. Скарабей является самым почитаемым, а также самым частым и привычным из всех символов египтян. Ни одна мумия не обходится без нескольких скарабеев, — этот священный жук является излюбленным украшением высеченных изображений, домашней утвари и мебели, и Пьерре в своей «Livre des Morts» уместно замечает, что сокровенное значение этого иероглифа достаточно ясно объясняется тем, что египетское название скарабея, Хепер, означает быть, стать, выстроить вновь.
СКРИМИР (сканд.). Один из знаменитых великанов в Эддах.
СМАРТАВА (санскр.). Смарта брамины; секта, основанная Шанкарачарьей.
СМЕРТЬ, её Поцелуй. Согласно каббале, самые ревностные последователи умирают не от силы Злого Духа, Иецер Ха Ра, но от поцелуя уст Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба, или Дворце Любви. (W.W.W.).
СМРИТИ (санскр.). Предания, передаваемые устно, — от слова Смрити, «Память», дочь Дакши. Теперь это канонизированные и обрядовые писания индусов, противоположные Ведам и поэтому менее священные, нежели последние, являющиеся Шрути, или «откровением».
СОД (евр.). «Арканум», или религиозная мистерия. Мистерии Ваала, Адониса и Вакха; причём все солнечные боги в качестве символа имели змия, или, как в случае Митры, «солнечного змия». Древние евреи также имели свой Сод, не исключая и символов, так как у них был «медный змий», воздвигнутый в пустыне; этот особый змий был персидским Митрой, символом Моисея как посвящённого, но, конечно, никогда не предназначался для представления исторического Христа. «Тайна (Сод) Господня — боящимся Его», — возглашает Давид в Псалмах (XXIV, 14). Но в еврейском оригинале мы читаем: «Сод Ihvh [Йод Хе Вау Хе] (или Мистерии Иеговы) — боящимся Его». Ветхий Завет переведён столь ужасно неправильно, что стих 8 в Псал., LXXXVIII, который в оригинале гласит: «Страшен Аль (Эль) в великом Соде Кедешимов» (галли, священнослужители еврейских внутренних мистерий), в искажённом переводе читается: «Страшен Бог в великом сонме святых». Симеон и Левий устраивали свой Сод, и это неоднократно упоминается в Библии. Умирающий Иаков восклицает: «В совет (в оригинале — Сод) их да не внидет душа моя, и к собранию их (то есть к Содалии Симеона и Левия) да не приобщится слава моя» (Быт., XLIX, 6). (См. Данлэп, «Sod, the Mysteries of Adoni»).
СОДАЛЫ (лат.). Члены школы жрецов. (См. Freund, «Latin Lexicon», IV, 448.) Цицерон также говорит («De Senectute», 13), что «Содалии были учреждены в Идеанских Мистериях Могущественной Матери». Тех, кто был посвящён в Сод, называли «товарищами».
СОДАЛЬНАЯ КЛЯТВА. Наиболее священная из клятв. Нарушение Содальной клятвы для обета каралось смертной казнью. Клятва и Сод (тайное знание) первичнее каббалы или Предания, и в древнейших «Мидрашимах» исчерпывающе говорится о Мистериях, или Сод, прежде чем они перешли в «Зогар». Теперь они упоминаются как Тайные Мистерии Торы, или Закона, нарушение которого имеет фатальные последствия.
СОКАРИС (егип.). Бог огня; солнечное божество со многими формами. Он Птах-Сокарис, когда этот символ — чисто космический, и «Птах-Сокарис-Озирис», когда он фаллический. Божество это — гермафродит; священный бык Апис, будучи его сыном, зачат в нём солнечным лучом. Согласно «History of the East» Смита, Птах является «вторым Демиургом, эманацией из первого творящего Принципа» (первого Логоса). Прямой Птах, с крестом и жезлом, является «творцом яиц Солнца и Луны». Пьерре считает, что он представляет собой извечную Силу, предшествовавшую богам и «сотворившую звёзды, и яйца Солнца и Луны». Мариетт Бей видит в нём «Божественную Мудрость, разбрасывающую звёзды в необъятности», и его мнение подтверждает «Targum of Jerusalem», в котором утверждается, что «египтяне называли Мудрость Первого Разума — Птах».
СОМА (санскр.). Луна, а также сок одноимённого растения, используемый в храмах в целях достижения транса; священный напиток. Сома, Луна, есть символ Тайной Мудрости. В Упанишадах слово это употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с влагой), которая способна производить жизнь под воздействием тепла. (См. Сома-напиток.)
СОМАЛОКА (санскр.). Нечто вроде лунной обители, где пребывает бог Сома, правитель Луны. Обитель лунных питри — или Питрилока.
СОМА-НАПИТОК.Приготовляется из редкого горного растения посвящёнными браминами. Этот индусский священный напиток соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемой богами Олимпа. Мисты в Элевзинских посвящениях также осушали чашу кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхны, или места сияния (Небес). Известный европейцам напиток сома не есть настоящая сома, но её заменитель, ибо только посвящённые жрецы могут пробовать настоящую Сому; и даже цари и раджи при жертвоприношениях получают заменитель. Хауг подтверждает это признанием в своей «Айтарея Брахмане», что то, что он пробовал и нашёл отвратительным, не была Сома, но сок из корней ньяградха, растения или кустарника, растущего на холмах Пуны. Мы имеем достоверную информацию, что большинство жрецов Деккана, совершающих жертвоприношения, утеряли секрет настоящей Сомы. Его нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях. Истинных последователей первоначальной ведийской религии осталось очень мало; они — предполагаемые потомки Риши, истинных Агнихотри, посвящённых великих Мистерий. Напиток Сома отмечен даже в индусском пантеоне, где он называется Царь-Сома. Тот, кто пьёт его, приобщается к царю небесному, он наполняется его сущностью, подобно тому, как христианские апостолы и их обращённые наполнялись Святым Духом и очищались от своих грехов. Сома делает из посвящённого нового человека; он перерождается и преображается, и его духовная природа берет верх над физической; она наделяет божественной силой вдохновения и развивает до предела способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям, сома есть растение, но в то же время ангел. Она накрепко соединяет внутренний, высший «дух» человека — этот дух есть ангел, подобно мистической Соме — с его «неразумной душой», или астральным телом; и, объединённые силою магического напитка, они вместе возносятся над физической природой и при жизни приобщаются к блаженству и невыразимой славе Небес.
Таким образом, индусская сома мистически и во всех других отношениях то же, что для христиан причастие. Идея подобна. Посредством жертвенных молитв — мантр — эта жидкость считается мгновенно претворённой в настоящую Сому, или ангела, и даже в самого Браму. Некоторые миссионеры с большим возмущением высказывались об этой церемонии, тем более, видя, что брамины обычно употребляют в качестве заменителя разновидность спиртного напитка. Но разве христиане менее горячо верят в претворение вина, во время причастия, в кровь Христову только потому, что вино попадается более или менее алкогольное? Разве идея этого символа не та же самая? Но миссионеры говорят, что час испития сомы есть золотой час Сатаны, притаившегося на дне жертвенной чаши индусов. («Разоблачённая Изида».)