Общая характеристика философии эпохи возрождения.
Ренессанс — эпоха возрождения классической древности, возникновения нового ощущения, чувства жизни, рассматривающегося как родственное жизненному чувству Античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от мира, который казался греховным.Ренессанс в Европе занимает период с XIV по XVI в (Италия, Франция-Декард, Дидро, Англия, Германия; Маккеавели, Бруно, Кузанский). Для этой эпохи характерно как бы второе рождение идей античной философ-та же обращенность к человеку. Присутсвует главная идея гуманизма, отстаивание принципа творческой самостоятельн человека, его достоинства, права на земные радости и счастье. Развивал натурфилософия — это совокупность философских попыток толковать и объяснять природу.Цели натурфилософии:обобщение и объединение общего знания о природе;выяснение основных естественно-научных понятий;познание связей и закономерностей явлений природы.Натурфилософия носила пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой.Человекчасть природы, а его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром.Теософия(Н. Кузанский)— мудрость от Бога. Теософией называют высшее знание о Боге и божественном, которое достигается непосредственным созерцанием и переживанием, благодаря чему становится доступной тайна божественного творения.Он считал, что познание дано человеку Богом. Если учесть, что познание от Бога, а Бог непознаваем, значит, Бог — предел познания. Бог — это предел, за которым нет знания, но есть вера, есть осознание Бога. Бог есть истина, а истина не познается, а осознается человеком.Пантеизм— учение, которое обожествляет Вселенную, природу.Формы пантеизма:1)теомонистический пантеизм наделяет существованием только Бога, лишая при этом мир самостоятельного бытия;2)физиомонистический-существует только мир, природа, которую сторонники этого направления называют Богом, лишая тем самым Бога самостоятельного существования;3) мистический пантеизм;4) имманентно-трансцендентный пантеизм, согласно которому Бог осуществляется в вещах.
11.Общая характеристика философии нового времени.с XVII в. Общ характер фил Нов времени: 1. Измен образ науки. Это знание открыто всем, достовернкотор всегда можно подтвердить при помощи эксперимента. 2. Науч идея социализиров. 3. Интерес кчел, его достоинству, разуму и свободе. 4. Гуманизм и индивидуализм. 5. Расширение кругозора. 6. Значим опыта и наблююдения. 7. Борьба материалистич и идеалистич идей (воззрений).Характерной чертой является сильная материалистическая тенденция, вытекающая прежде всего из опытного естествознания.Крупными философами в Европе XVII в. являются:Ф. Бэкон (Англия);С. Гоббс (Англия); Дж. Локк (Англия); Б. Спиноза (Голландия);большое внимание уделяется проблемам бытия и субстанции о движении, пространстве и времени.В философии этого периода появляются два подхода к понятию «субстанция»:1.онтологическое понимание субстанции как предельного основания бытия, основоположник — Бэкон;2.гносеологическое осмысление понятия «субстанция», его необходимость для научного знания, основоположник — Локк. Локк- идеи и понятия имеют своим источником внешний мир, материальные вещи. Юм искал ответы бытия, выступая против материалистического понимания субстанции. Он, отвергая реальное существование материальной и духовной субстанции, считал, что есть «идея» субстанции, под которую подводится ассоциация восприятия человека, присущая обыденному, а не научному познанию.Главной задачейфил Н вр-попытка реализовать идею автономной философии, свободной от религиозных предпосылок; построить цельное мировоззрение на разумных и опытных основаниях, выявленных исследованиями познавательной способности человека.Возникнов: эмпиризм-направл в т. познания, признающ чувственный опыт источником знания и считающ, что содерж знаний может быть представлен либо как описан этого опыта, либо сведено к нему. Рационализм – фил напрвленпризнающ разум основой познания и поведения людей, источ и критерием истиности всех жизненных устремлен челов.
12.Общая характеристика немецкой классической философии.Значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества.( Канта (1724–1804);Фихте;1. Роль философии в истории человечества и развитии мировой культуры в том,что она призвана быть критической совестью культуры, сознанием, спорящим с действительностью, душой культуры.2. Исследовалась человеческая сущность, а не только человеческая история:1.для Канта человек — нравственное существо;2.Фихте подчеркивает действенность, активность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума;3.Шеллинг показывает взаимосвязь объективного и субъективного;4. Гегель более широко рассматривает границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы;3. Все представители определяли ее как специальную систему философских дисциплин, категорий, идей:гносеологию и этику;натурфилософию, онтологию;онтологический, гносеологический, социально-политический;Гегель определил широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, философия государства, философия морали, философия религии, философия развития индивидуального сознания и др.;4. определяет целостную концепцию диалектики:диалектика Канта — это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума;диалектика Фихте сводится к разработке творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположности, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека;
13.Философия марксизма и её историческое значение.
Основатели К. Маркс (1818 — 1883) и Ф. Энгельс (1820 — 1895). Философиямарсксизма возникла в 40-е гг. XIX в. Ее теоретическими источниками были самые значительные философские, экономические и социально-политические теории конца XVIII — начала XIX вв. и, в частности, немецкая классическая философия в лице таких мыслителей, как Гегель и Фейербах, классическая буржуазная политическая экономия, работы социалистов-утопистов и труды французских историков эпохи Реставрации. Возникновению марксистской философии способствовали великие достижения в области естественных наук: закон сохранения и превращения энергии, открытие клетки, эволюционная теория Дарвина и др. и их философское обобщение. Фундаментом, теоретической основой философии марксизма является диалектический материализм, по мысли Энгельса, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Фундаментальную роль в производственных отношениях играет собственность на основные средства производства, но важно, является ли она общественной или же принадлежит отдельным лицам. Именно от того, кому принадлежит собственность, считает марксизм, зависит качество производственных отношений. По Марксу и Энгельсу, общественная собственность служит интересам всех, частная собственность используется для обогащения отдельных лиц, через эксплуатацию работающих людей.