Общие методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Согласно Положению об учебно-методическом комплексе учебной дисциплины Нижегородской академии МВД России методические рекомендации по организации самостоятельной работы представляют собой комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющих курсанту оптимальным образом организовать процесс изучения дисциплины. В указанном Положении отмечается, что содержание данных методических рекомендаций может включать в себя советы по планированию и организации времени, отведенного на самостоятельное изучение вопроса; рекомендации по работе с литературой.Самостоятельная работа обучающихся в высших учебных заведениях является важнейшим условием глубокого усвоения курсов философско-гуманитарного профиля. Она должна быть планомерной, систематической, хорошо организованной, по характеру близкой к исследовательской.
"… Самостоятельность – средство и одновременно результат образования …" – писал известный немецкий педагог А. Дистервег. От умения курсантов самостоятельно и продуктивно работать с философской литературой и источниками зависит эффективность изучения философии, философии права и других дисциплин. Приобретение этих навыков само по себе представляет сложную задачу. Ибо философские труды создавались в конкретной исторической обстановке, в определенной социально-культурной среде. Они связаны с конкретными потребностями общества и человечества в духовно - интеллектуальном освоении мироздания, с уровнем их цивилизованности. В силу чего философские труды мировоззренчески целенаправленны, зачастую носят полемический характер, написаны на высоком уровне абстракции. Это затрудняет возможности курсантов выделить, понять и усвоить их основные идеи, определить актуальность философских построений для сегодняшнего дня.
Чтобы эти препятствия были преодолены в процессе изучения философских произведений необходимо руководствоваться принципами последовательности и систематичности. Великий русский ученый И.П. Павлов писал, обращаясь к учащейся молодежи: «Изучите азы науки прежде, чем попытаться взойти на ее вершину. Никогда не беритесь за последующее, не усвоив предыдущего».
2. Методические рекомендации по самостоятельной работе над программным содержанием курса «Философия права»
Т.1. Философия права, ее предмет и функции. (2 ч.)
При осуществлении самоподготовки необходимо составить письменные ответы на контрольные вопросы:
1. Что является объектом и предметом философии права?
2. В чем различие философского и юридического толкования предмета философии права?
При этом необходимо уяснить степень дискуссионности данной проблемы в историческом и современном планах. Познакомиться и отразить в записях позиции Г. Гегеля, С.П. Франка, В. Нерсесянца.
Необходимо уяснить, что ответ на вопрос о предмете философии права зависит от определения природы права и сущности человека как правового существа. Решение этих вопросов, в свою очередь, зависит от четкого определения позиции субъекта к феномену права как системному феномену права бытия человека, зависящей от его мировоззренческих установок.
Т.2. Исторические типы философского осмысления сущности права. Философско-правовые взгляды Древнего Мира и Средневековья. (4 ч.)
В ходе освоения данной темы необходимо изучить первоисточники:
1. Платон о праве как «определении разума».
2. Аристотель о законе и правде: поиск объективных оснований правовых отношений.
3. Философско-правовые концепции эпохи Возрождения (Н. Макиавелли, М. Монтень).
4. Философия права Нового времени (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк).
5. Философско-правовые взгляды французских просветителей (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
6. И. Кант о праве и правовом государстве.
7. Г. Гегель о предмете философии права и истории права.
8. Религиозно-христианская философия права В.С. Соловьева.
9. И.А. Ильин о правосознании и русской правовой ментальности
Процесс работы с текстами должен быть отражен в базовых конспектах. Методика составления конспекта изложена в специальном разделе рекомендаций 3.1. Написание конспекта. Составленные конспекты будут служить опорным материалом для написания итоговой контрольной работы.
Что касается содержательной стороны конспектов, она призвана отразить понимание обучающихся основной философско-правовой идеи того или иного автора. Например, Аристотель, считавший право явлением политическим, сочетающим в себе естественное, имеющее везде одинаковое значение, право и условное, волеустановленное людьми.
Для получения направляющей информации по конкретным мыслителям и их трудам необходимо обратиться к справочному изданию: Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: краткий словарь. – СПб, 2000.
Платон. Справедливость в общественной жизни как ее понимал мыслитель? Идея блага в жизни государства по Платону. Идеальное государственное устройство Платона?
Т.3. Философско-правовая мысль Европы XVII – XVIII вв. (4 ч.)
Основной упор в данном разделе делается на работу с первоисточниками и созданием базовых конспектов.
В качестве установочной литературы должны быть использованы:
1. Философия права / Под ред. B.C. Нерсесянца. - М., 2005 – (Раздел. V)
2. Введение в философию права: Учебное пособие. В.В. Груздева – Н.Новгород, 2010. – Сс. 12-28.
3. Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: краткий словарь. – СПб.: 2000.
В итоге работы необходимо найти ответ на вопросы:
- Каким образом был осуществлен синтез римского права и правоположений Священного писания Св. Августином?
- В чем сущность Средневековой методической (теократической) трактовки естественного права?
- Правовые идеи Аристотеля и их теологическая модификация Ф. Аквинского?
Свои выводы необходимо подтвердить цитатами из первоисточников.
Т.4. Западноевропейская философско-правовая традиция Нового времени. (4 ч.)
Освоение темы осуществляется в форме ознакомления с первоисточниками и создания базовых конспектов по трудам представителей данной эпохи:
1. Гоббс Т. «Левиафан»
2. Кант И. «Метафизические начала учения о праве»
3. Гегель Г. «Философия права»
4. Монтескье Ш. «О духе законов»
5. Руссо Ж.-Ж. «Об общественном договоре или Принципы политического права»
В процессе работы должны быть сформулированы ответы на следующие вопросы и подтверждены цитатами первоисточников:
- Какие идеи Т. Гоббса позволяют считать его родоначальником юридического позитивизма?
- Гипотетическая императивность и понимание регулятивной функции норм позитивного права у И. Канта?
- Каковы составляющие «социальной этики» Г. Гегеля?
- Ш. Монтескье разработал принцип распределения власти как условие свободы и различения законов естественных (природных) от социальных (международное право, политическое право и гражданское), а также обусловленность правового порядка географической средой обитания конкретных народов.
- Особенности трактовки идеи «общественного договора» Ж.-Ж. Руссо.
Т.5. Российская философско-правовая традиция. (4 ч.)
Освоение первоисточников по теме и создание базового конспекта должно завершиться подготовкой письменного ответа на следующие вопросы:
- Каким образом кризисное правосознание формирует государственное позитивное право по И.А. Ильину?
- Какое явление обусловливает нераздельность естественного и позитивного права по мнению В.С. Соловьеву?
- Каким образом право обеспечивает условия осуществления нравственности?
Используемая литература:
1. Ильин И.А. «О сущности правосознания»
2. Соловьев В.С. «Право и нравственность»
Т.6. Природа и структура правовой онтологии. (2 ч.)
Освоение темы предполагает уяснение понятия диалектического единства, сущности и смысла права, как ценностного инструмента, обеспечивающего реализации человеческой солидарности, построенной на принципе справедливости.
Нормативная сущность права с философской точки зрения может быть раскрыта во всей полноте через аксиологическую призму его ценности. Солидаризирующий потенциал права отличается своей универсальностью в сравнении с моралью и религиозными нормами. Данный вывод должен быть подтвержден с помощью обращения к работам И.А. Ильина и В.С. Соловьева.
Литература:
Иконникова Г.И., Ляшенко В.П. «Философия права» – Москва, 2007. (Раздел 5).
Т.7. Правовая реальность: пространственный и временной параметры. (2 ч.)
При осуществлении самостоятельной работы по данной теме необходимо подготовить письменные ответы на следующие вопросы:
- Каковы особенности формирования правовой реальности?
- Каковы подсистемы правовой реальности, что определяет характер их взаимодействия? Чем они детерминированы?
Целесообразно по результатам самостоятельной подготовки темы составить схему, отражающую состав правовой реальности (правовые институты, правовые отношения, правовое сознание).
Литература:
1. Нерсесянц В.С. Философия права. М, 2006.
2. Бергер П., Лукман Г. Социальное конструирование реальности. М., 1995.
Т.8. Право и мораль как ценностно-нормативные системы: общее и особенное. (2 ч.)
Работа над основными вопросами темы: сущее и должное в социальном (объективном) и личностном (субъективном) измерении; функциональное единство морального и правового долга; мораль и естественное право; мораль и позитивное право предполагает привлечение работ классиков философии права В.С. Соловьева и И.А. Ильина, а также материалов по теме. По окончании изучения темы составить сравнительную таблицу, отражающую представление о «должном» в праве и морали, которая наглядно покажет общее и особенное в их содержании и функциях.
Литература
1. Нерсесянц В.С. Философия права. М, 2006
2. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве//Соч. в 10 т. - М., 1994., Т.4.
3. Соловьев В.С. Право и нравственность // Власть и право. Из истории русской мысли. Л., 1990
Т.9. Роль философии права в формировании правосознания. (2 ч.)
Работа с материалом темы должна базироваться на знаниях по ранее изеченным предметам: теории государства и права, политологии и философии. Это позволит обучающимся увидеть уникальность роли философии права в формировании правосознания, а именно ее мировоззренческую и аксиологическую роль.
В итоге они должны зафиксировать вывод о решающей роли философии права в формировании ценностей правовой оценки, установки и ориентации правовых субъектов.
Вопросы:
Процесс формирования правового сознания. Аксиомы правосознания. Кризисы правосознания. Деформации правосознания. Патриотизм и правосознание.
Литература:
1. Ильин И.А. О сущности правосознания. // Соч. В 10 т. М., 1994. Т. 4.
2. Керимов Д.А. Методология права. М., 2000. – Гл. 20: Сознание, правосознание и интеллектуальность. – С. 380-398.