Философия эпохи просвещения
Термин "Просвещение" ввели в употребление французский писатель и философ Вольтер и немецкий философ И.Г.Гердер (1744-1803). Просветительство - одно из самых оригинальных философских, идеологических, художественных и общекультурных направлений общественной мысли. Его особенность составляет общегуманистическая гражданская направленность, четкое воплощение прогрессивных революционных идей в основном на идеалистической почве. В передовых странах Западной Европы XVIII века бурно развивались производительные силы и прогрессивные капиталистические производственные отношения. Монархическая форма правления, в целом феодальный способ производства зашли в тупик. Просвещение во всех странах имело явно выраженную антимонархическую направленность.
Крупнейшим представителем Просвещения в Голландии был Б.Спиноза (1632-1677), в Англии - Дж. Локк (1632-1704). В Германии Просвещение представлено именами Х.Вольфа (1679-1754), Г.Лессинга (1729-1781), П.Канта (1724-1804). В США идеи Просвещения разделяли Т.Джефферсон (1743-1826), Б.Франклин (1706-1790). В России - Б.И.Новиков (1744-1818), А.Н.Радищев (1749-1802), В.Г.Белинский (1811-1848) и др.
Особое место в сохранении просветительской идеологии занимают просветители Франции, ставшей в XVIII столетии ареной ожесточенной борьбы между отжившим свой век феодальным строем и развившимся в его недрах капитализмом, между выделившейся из представителей "третьего сословия" буржуазией и светской и духовной аристократией. Острые социальные конфликты и противоречия, потрясавшие Францию в XVIII веке, привели в 1789 году к буржуазной революции. Предвестниками этой революции были два идейных течения, образующие органическое единство, характеризовавшие духовную жизнь Франции XVIII столетия. Это французский механистический материализм и Просвещение, которое сформировалось во второй четверти XVIII века.
Французское Просвещение состояло из различных по политической и философской радикальности учений. Так, представители старшего поколения просветителей - Монтескье (1689-1755) и Вольтер (1694-1778), выражавшие умонастроение верхушечных слоев дореволюционной французской буржуазии, тяготели больше к постепенному реформированию феодального общества по образцу соседней Англии с ее конституционно-монархическим политическим управлением. Они стремились к узакониванию прав буржуазии, но не ставили вопрос о ликвидации феодального сословия. Они рассчитывали на "разумное сочетание" интересов буржуазии и феодалов. В соответствии со своими умеренно прогрессивными политическими взглядами Монтескье и Вольтер не выходили за пределы деизма, открыто отстаивали атеистическое мировоззрение.
Идеологи основных масс дореволюционной французской буржуазии - Д.Дидро (1713-1784), Ж.Ламетри (1709-1751), К.Гельвеций (1715-1771), П.Гольбах (1723-1789) и их единомышленники в принципе отрицали феодальную собственность и феодальные привилегии, отвергали деспотическую монархическую власть, выступая при этом, правда, за просвещенный абсолютизм. Дидро и его друзья отвергали все формы идеализма и религии, открыто отстаивали материалистическую философию и атеизм.
Значительно острее в политическом плане выступали идеологи народных низов. Один из них - Жан Мелье - отвергал не только феодальную, но и всякую частную собственность, защищая коммунистический идеал, правда, в его утопическом толковании. Мелье был сторонником бескомпромиссного материализма и атеизма.
РАННЕЕ ФРАНЦУЗСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Предшественниками французских просветителей были Пьер Бейль (1647-1706), протестант, теолог, отстаивавший право на неверие: Бернар Фонтенель (1657-1757) - аристократ, прогрессист, популяризатор научного знания; Жан Мелье (1664-1729), сын ткача, священник, философ-материалист. Эти авторы высказали ряд идей, которые впоследствии господствовали во Франции и за ее пределами в течение всего XVIII века.
Пьер Бейль - последний метафизик XVII века и первый философ XVIII века, избрал объектом беспощадной критики религию. Он не был атеистом в полном смысле слова, а выступал с позиции скептицизма. Бейль проповедовал веротерпимость, отстаивал право на неверие, утверждал, что нравственность не следует связывать с религией, атеист также может быть нравственным человеком.
Жан Мелье вел борьбу с религией и мистикой уже с последовательно атеистических позиций. На заре Просвещения непросто было открыто придерживаться такой точки зрения на мир, поэтому Ж.Мелье изложил свое мировоззрение в посмертно изданном труде - "Завещание". Религия, по его мнению, является формой извращенного сознания и объясняется не только невежеством людей, но и их намеренной ложью в корыстных целях. Он обосновывает это следующим образом:
• социальное неравенство есть факт;
• религия его оправдывает;
• оправдание неравенства не может исходить от бога, так как он справедлив по определению. Следовательно, религия служит богатым, а значит, она есть заблуждение в лучшем случае, в худшем, что более вероятно, она есть намеренная ложь.
Первоосновой мира Мелье считал вечную, бесконечную материю. Сознание, по его мнению, не есть самостоятельная сущность, а свойство материи, то есть материя первична, а сознание производно.
Одним из крупнейших представителей французского Просвещения был Ш.Монтескье. Его перу принадлежат несколько философских работ: "Персидские письма". "Размышление о причинах величия и падения римлян", "О духе законов". В своих работах Монтескье пытался объяснить историю естественными причинами: географической средой, климатом, наличием ресурсов. В связи с этим его принято считать одним из первых сторонников географического детерминизма.
Ш.Монтескье был деистом, то есть он полагал, что бог, сотворив мир и дав ему законы, в дальнейшем не принимает какого-либо участия и не вмешивается в естественно текущие события. Другими словами, мир самодостаточен и в дальнейшем в боге не нуждается. Таким образом, Монтескье выдвигает идею примата разума над богом. Разум он кладет также в основу права.
Итак, ранние просветители сформулировали следующие основные идеи, которые легли в основу просветительской идеологии.
1. Люди и общество в целом неразумны.
2. Общество и государство не соответствуют природе человека.
3. Общество должно быть улучшено путем просвещения.
Начало Просвещения во Франции принято датировать 1718 г., когда на сцене парижского театра была поставлена трагедия Вольтера "Эдип". В ней молодой поэт. только что освобожденный из королевской тюрьмы Бастилии, куда он был заточен за сочинение сатирических антиправительственных стихотворений, развенчивал пиетет перед монархической властью и духовенством, отрицал их богоданность и священность, утверждал право просвещенных и достойных людей критически судить о них, а в случае нестерпимого гнета с их стороны - бороться за преобразование общества на началах разума, справедливости и свободы.
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778) - философ, писатель, публицист был страстным пропагандистом идей Просвещения. Как и Мелье, Вольтер стоял на позициях деизма. Некоторые исследователи считают его деизм замаскированной формой атеизма.
Анализируя содержание Библии, Вольтер писал: "Я никогда не кончил бы, если бы стал подробно пересказывать всю невероятную чушь, которой заполнены страницы этой книги. Здравый смысл никогда не подвергался нападению более беззастенчивому и более яростному! И таков от начала и до конца весь Ветхий завет, этот родитель Нового завета..."¹.
Он констатировал, что Ветхий завет является совокупностью противоречивых сказаний, верований и его следует считать фольклорным творчеством многообразных племен, стоявших на достаточно низкой ступени общественного развития.
Вольтер, ссылаясь на исследования критиков христианства и иудаизма, отмечает кричащие противоречия в Святом писании. "В Библии, - пишет он, - нет ни одной страницы, которая не грешила бы против географии, хронологии, естественных законов, истории, здравого смысла, против чести, стыда, совести"2.
Но в то же время Вольтер считал, что религия необходима для народа, потому, если бы бог еще не был придуман, то это непременно следовало бы сделать.
Значительное место в творчестве Вольтера занимают социально-философские проблемы. Следует иметь в виду, что Вольтер разрабатывает социально-философскую проблематику, не касаясь философии природы и теории познания. Это не в последнюю очередь связано с тем, что во взглядах на природу и познание Вольтер был сторонником английского философа Д.Локка, отрицавшего существование врожденных идей и моральных принципов, и исходившего из принципов сенсуализма и эмпиризма, то есть он разделял некоторые материалистические положения философии Локка, хотя последовательным материалистом никогда не был. В то же время, анализируя общество, Вольтер считал, что ход истории изменяется под влиянием идей, разделяя, таким образом идеалистическую позицию в отношении общества, свойственную всем просветителям, а том числе и тем, которые придерживались материалистических взглядов на природу и познание.