Предтеча постсимволизма - Иннокентий Анненский 5 страница
Широкую известность Сологубу принес роман « Мелкий бес» (1 907), прочитанный всей образованной Россией. Глав ные действующие лица - учитель Передонов, уездная ба рышня Людмил.а. Рутилова и гимназист Саша Пыльников. Но действительно действующим (но не живущим) героем явля ется Недотыкомка, она может менять облик, превращаться в живое и неживое, дразнить и совращать Передонова. Недо тыкомка заставляет его убить приятеля, сводит с ума, лишает службы. С одной стороны, все, что делает Передонов, делает он сам, а с другой - он лишь орудие Недотыкомки. На маска раде увидел Передонов Недотыкомку и поднес спичку к за-
1 Белый А. Истлевающие личины // Белый А Стихотворения и по эмы. М.; Л., 1 966. С. 96.
Феgор Сологуб
навеске, Недотыкомка побежала огненной струей и сожгла весь дом. Сологуб мастерски приоткрыл возможности духов ных метаморфоз, «мелкой бесовщины», приводящих к дра матичным и кощунственным изменениям жизни. « Мелкий бес» повествует о деградации личности, одержимой идеей жизненного успеха. Давящая повседневность и символизация конкретного зла в человеке передана стилистически тонко, чему способствует искусное сопряжение сюжетных линий.
Трилогию «Навьи чары» (начало публикации 1 907 г.), в переработанном виде названную «Творимая ,легенда», сам Сологуб считал своим главным произведение�. Сологуб пе
реосмысливает традиции Гоголя, Достоевского, Салтыкова Щедрина, переклички с которыми обнаруживаются в его про зе. Действительный мир и мир иррационально-запредельцый переходят друг в друга в «Навьих чарах», создавая солипси ческую картину мира. Мистика-символистский план пове ствования включает и реально сатирические картины совре менного автору общества. Блок так писал о творчестве Соло� губа: «Разгадка своеобычности произведений Сологуба - не в одном языке. Скорее всего она коренится в его любимом приеме. <."> Этот хаос, исказивший гармонию, требует не медленного оформления, как жгучий металл, грозящий пере литься через край. Опытный мастер сейчас же направляет свои усилия на устройство этого хаоса. Задача показать чита телюнечто чудовищно-нелепое, так, однако, чтобы его мож но было рассматривать беспрепятственно, как животное в клетке. Животное это - человеческая пошлость, а клетка - прием стилизации, симметрии» 1• Сологуб создавалтакже рас сказы и пьесы («Победа смерти», 1 907).
В 1 921 г. Сологуб просил разрешение на выезд заграницу, но получил отказ, за которым последовало самоубийство его жены, воспринятое им в трагически-эсхатологическом клю-
1 Блок А.А. Творчество Федора Сологуба // Блок А.А. Указ. соч.
с. 161.
че. «Влияние Сологуба, - утверждал О. Мандельштам, - выразилось чисто отрицательно: довем до крайней просто ты и совершенства путем высокого рационализма приемы старой русской лирики упадочного периода, включая Надсо на, Апухтина и Голенищева-Кутузова, очистив эти приемы от мусорной эмоциональной примеси и окрасив их в цвет свое образного эротического мифа, он сделал невозможными вся кие попытки возвращения к прошлому и, кажется, фактичес ки не имел подражателей. Органически сострадая банально сти, нежно соболезнуя мертвенному слову, Сологуб создал культ мертвенных и отживших поэтических формул, вдохнув в них чудесную и последнюю жизнь. Ранние стихи Сологуба и « Пламенный круг» - циническая и жестокая расправа над поэтическим трафаретом, не соблазнительный пример, а гроз ное предостережение смельчаку, который впредь попробует писать подобные стихи»'.
Сологуб расширил возможности русского стиха в переда че внутренней, глубоко потаенной и сокровенной жизни, ко торая и оказывается, по Сологубу, высшей реальностью. Заг лянув в ее потаенные глубины, поэт обнаружил там страх и тяготение к небытию, жажду невоплощенной Красоты, кото рую стремился выразить в поэтических образах и мифопоэ тических картинах Маир и Ойле.
Сочинения
> Сологуб Ф. Стихотворения. М., 1 975.
> Сологуб Ф. Из неизданного. Л., 1 996.
Литература
Блок А Творчество Федора Сологуба // Блок А. Собрание сочине ний: В 8 т. Т. 5. М.; Л., 1 962. С. 160-163.
Ерофеев В. На грани разрыва - «Мелкий бес» Ф. Сологуба и рус ский реализм // Ерофеев В. В лабиринте проклятых вопросов. м., 1 996. с. 1 1 9-140.
1 Манgельштаft О. Слово и культура. С. 208.
Иванов-Разуftник Р. О смысле жизни (Федор Солоrуб, Леонид Анд
реев, Лев Шестов) . М., 1 908.
О Федоре Сологубе / Сост. А Чеботаревская. СПб., 19 11 .
Эренбург И. Портреты русских писателей. Берлин, 1922.
Валерий Брюсов
Признанный современниками как мэтр и руководитель московской школы русского символизма, лидером модерни стов стал Валерий Яковлевич Брюсов (1873, Москва - 1924, Москва), поэт, прозаик, литературный крити:i<., Начал поэти ческую деятельность с издания сборников «Русские симво листы» ( 1894-1895), носивших программный характер с про явлением декадентских мотивов. Эти сборники были пред назначены для демонстрации того, что в России есть свои, русские символисты. Брюсов, вдохновленный поэзией фран
цузских символистов, включал в сборники как образцы «но вой поэзии» переводы из Э. По, П. Верлена, А Рембо, С. Мал ларме и М. Метерлинка. Свои переводы П. Верлена - «Ро мансы без слов» (1 894) Брюсов послал старому Верлену, не знающему русского языка, со стихотворным посланием, в
котором прочитывалась эстетическая программа:
Еще покорный ваш вассал,
Я шлю подарок сюзеренну,
И горд и счастлив тем, что Сену Гранитом русским оковал."
Сборники «Chefs d' Qeuvre», («Шедевры», 1 895) , « Ме euft ессе» (« Это Я», 1 897) , «Tertia vigilia» («Третья стража», 1 900) и «Urbl et orbl» («Городу и миру», 1 903) свидетельствовали об обращенности Брюсова кдухузападноевропейского гуманиз ма, творческом интересе к опыту чужих культур, универсаль ным и интернациональным источникам творчества. Его кре до выражено в ставших знаменитыми строках:
Мой дух не изнемог во мгле противоречий, Не обессилел ум в сцепленьях роковых,
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
Брюсовдемонстрирует не только широчайшую эрудицию, но и готовность к познанию-служению, на стезе которого не существует этических запретов и моральных пределов:
Я возносил мольбы Астарте и Гекате,
Как жрец, стотельчих жертв сам проливал я кровь,
И после подходил к подножию распятий
И славил сильную, как смерть, любовь.
Я посещал сады Ликеев, Академий, На воске отмечал реченья мудрецов,
Как верный ученик, я был ласкаем всеми, Но сам любил лишь сочетанье слов.
Став ведущей фигурой среди московских символистов, Брюсов в статье « Ключи тайн» декларировал суть «нового искусства» как способ «выражения души поэта», акцентиро вав внимание на формальной стороне поэтики символизма. Эллис в книге «Русские символисты» так характеризовалраз личия между поэзией К. Бальмонта и В. Брюсова: «Основной метод Бальмонта - импровизация, импрессионистическая кристалзация творческих мгновений; основной характер его созерцаний - романтический; общий уклон его творче ства - к дифференциации, основная смена настроения - переход от дуалистического пессимизма к пантеистическо му оптимизму; главное очарование - музыкальность и ин тимная проникновенность, всегда чуждая холодного пламе ни мысли.
Совершенно напротив Брюсов - исповедь души, почти с самого начала нашедшая и определившая себя, ее история, органическое, закономерное раскрытие основной неизмен ной сущности, постепенное, упорное, сосредоточенное нащу пывание и усвоение все новых и новых элементов для выпол нения все того же единого плана; если прелесть лирики Баль монта - ее стихийная текучесть и бесформенность, главное достоинство лирики Брюсова - ее незыблемая устойчивость
и строгая оформленность, общая тенденция ее -интеграция, все более и более совершенная законченность»1•
Как реформатор стихосложения, сторонник формально го совершенства и творческой свободы, Брюсов вводит в рус скую поэзию верлибр. Из 96 стихотворений в сборнике « UrЬi et orЬi» употреблено 40 разных стихотворных размеров. Ре пертуар тем, мотивов и лейтмотивов творчества Брюсова чрезвычайно широк. Он прибегает к неисчерпаемому запасу мировой культуры, совмещает средневековье и современ
ность, вечные образы и утонченные пережив::�ния современ ного городского жителя, оторванного от почвы и затерявше
гося в жизни, фантазии и темы «парнасцев» и «Проклятых» поэтов с жизнеутверждающим началом сверхчеловека Ф. Ницше. В совершенстве поэтической формы, полной вла сти над поэтическим языком поэт видел момент самоутверж дения, проявления «воли к жизни». Д,ЛЯ поэзии Брюсова ха рактерно именно волевое, энергичное и самоутверждающее начало:
Я создал и отдал, и поднял я молот, чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод, творю, чтобы кинуть опять!
В предисловии к сборнику «Tertia vigilia» Брюсов сфор мулировал принцип полной свободы художественного твор чества, который стал своеобразным манифестом «нового ис кусства». Поэт подчеркивал: «Было бы неверно видеть во мне защитника каких-либо обособленных взглядов на поэзию. Я равно люблю и верные отражения зримой природы у Пуш кина и Майкова, и порывание выразить сверхчувственное, сверхземное у Тютчева или Фета, и мыслительные раздумья Баратынского, и страстные речи гражданского поэта, скажем, Некрасова. Яназываю все эти создания одним именем поэзии, ибо конечная цель искусства - выразить полноту души ху дожника. Я полагаю, что задачи «нового искусства», для объяс нения которого построено столько теорий, - даровать твор-
1 Эллис. Русские символисты. С. 43.
честву полную свободу. Художник самовластен и в форме своих произведений, и во всем объеме их содержания, кон чая своим взглядом на мир, на добро и зло. Попытки устано вить в новой поэзии незыблемые идеалы и найти общие мер ки для оценки - должны погубить ее смысл. То было лишь сменой одних уз на новые. Кумир Красоты столь же безду шен, как кумир Пользы» '.
В 1 904-1 909 гг. Брiосов руководил самым крупным сим
волистским журналом «Весы», в первом же номере которо го появилась его статья « Ключи тайн». В ней были сформу лированы теоретические воззрения поэта: «дуализм мира и сознания, истинное познание - просветы «экстатического» восторга, сверхчувственной интуиции, художественные прозрения, которые дают «иные постижения» мировых яв лений, глубже проникающие за их внешнюю кору, в их сер дцевину»2. Брюсов уверен, что «искусство только там, где дерзновение за грань, где порывание за пределы познавае мого. <".> Романтизм, реализм и символизм - это три ста дии в борьбе художника за свободу. Ныне искусство нако нец свободно»3• Классическим примером формального со вершенства стал сонет из сборника «Tertia vigilia», посвя щенный женщине и ее безусловному и необъяснимому воз действию на мир:
Тц - женщина, ты - книга между книг, Ты свернутый, запечатленный свиток;
В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый стих.
<".>
Ты - женщина, и этим ты права.
От века убрана короной звездной, Ты в наших безднах образ божества.
1 Весы. 1 904. No 1. С. 4.
2 Там же. С. 6.
3 Весы. 1 904. No 12. С. 9.
Мы мя тебя влечем ярем железный. Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся - от века на тебя.
Славе Брюсова способствовал пятый, изданный в 1 906 г. стихотворный сборник «Stefanos» (в переводе с греч. - ве нок) . В «Сонете к форме» Брюсов еще раз подчеркивает при оритет поэтической формы над часто неуловимым лиричес ким содержанием:
Есть тонкие властительные связи Меж контуром и запахом цветка. " Так бриллиант невидим нам, пока Под гранями не оживет в алмазе.
Так образы изменчивых фантазий, Бегущие как в небе облака, Окаменев, живут потом века
В отгоченной и завершенной фразе.
Историко-культурная проблематика творчества Брюсова обогащена урбанистической тематикой. Современники виде ли в урбанизме поэта явное новаторство. Поэзии Брюсова свойственны декламационный строй стиха, бесстрастие, ра ционализм. Брюсоватрудно отнести к разряду декадентов, его натура несомненно жизнеутверждающая и волевая. Это оче видно и в его программном стихотворении «Поэту» :
Ты должен быть гордым, как знамя;
Как Данту, подземное пламя Должно тебе щеки обжечь.
<".>
Быть может, всё в жизни лишь средство
Для ярко певучих стихов,
И ты с беспечального детства Ищи сочетания слов.
Современников Брюсов поражал необыкновенно яркими и дерзновенными устремлениями на пути творческого позна ния, силой внутреннего духа, своей цельностью и при этом
5*
ощущением какой-то внутренней пустоты, душевной ограни ченности. Эллис объяснял этот парадокс так: «В душе худож ника его творящий гений за известным пределом развития начинает жить за счет его общечеловеческого содержания, черпать свои силы и соки из его жизненных непосредствен но данных переживаний. Поэт делается одновременно пала чом и жертвой, рабом и господином. С другой стороны, с выт равливанием до конца всего «человеческого», с прекращени ем непосредственного восприятия жизни, это самоопустоше ние равновелико духовной смерти личности, умирает и тво рящее начало в художнике, превращаясь или в бесчувствен ный механизм, или в бесплодное безумие»1• Темы страсти и смерти, ужаса и ликования, беспредельности и обреченнос ти соединяются в поэзии Брюсова с пафосом имморализма и возможности нарушения всех законов, что роднит его с иде ями сборника Ш. Бодлера «Цветы зла». В стихотворении «От вержение» рисуется картина земного ада:
Люблю я кактусы, пасть орхидей, да сосны, А из людей лишь тех, кто презрел: «не убий». Вот почему мне так мучительно знакома
С мишурной кисеей продажная кровать.
Я в зале меж блудниц, с ватагой пьяниц дома.
Образцами яркого раскрытия уже известных в культуре тем в соответствующих им формах - « строфических сосу дах» - являются стихотворения «Орфей и Эвридика», «Те зей и Ариадна», «Демон самоубийства». Из литературно-кри тического наследия значителен сборник «Далекие и близкие» (1912). Грандиозный замысел Брюсова запечатлеть в циклах
«Сны человечества» все формы культурного сознания и все типы мышления, а также при помощи русского языка воссоз дать особенности чужих, древних и новых языков и наречий остался незавершенным.
1 Элл ис. Русские символисты. С. 45.
Поэтика Брюсова строится на эстетическом символизме, в строгом смысле этого слова. Основной способ символиза ции состоит в сосредоточенно-созерцательном постижении мира, ему не чужды прозрения, экстатические прорывы в вечность, он ближе к•реалистическому отражению «corres pondances» (соответствий) , что и передает его символика и поэтикапротивоположностей, полярностей. Преобладающей стороной духа поэт считал разум, но при этом воспевал эро тические стороныжизнии сильную страсть. К существенным поэтическим средствам, кроме символа, отнqсил эпитет. Его поэтика вмещала несоединимое - метафизику, индивидуа лизм и научный метод.
В кризисный для русского символизма момент в 1910 r" полемизируя с младшими символистами А. Блоком и Вяч. Ивановым о смысле и назначении искусства, Брюсов протес товал против расширительного понимания символизма, пре вращения его в философию и теургию. В «Обществе ревни телей художественного слова» он резковыступилпротив док ладов Вяч. Иванова и А. Блока, подчеркнув, что для поэзии быть служанкой религии не более почетно, чем быть служан кой общественной борьбы, символизм «хотел быть и всегда был только искусством».
Революция 1 905 г. была воспринята Брюсовым как круше ние культуры, но он приветствовал « грядущих rуннов». Пос ле Октябрьского переворота стал сотрудничать с большеви ками.
В прозе Брюсова особенно значительны романы «Огнен ный ангел» (1 908), «Алтарь Победы» (191 1) и « Юпитер повер женный», в которых отображена эпоха средневековья в Гер мании и первохристианства в Риме при совмещении несколь ких временных пластов - истории и современности. Анализ прототипов романа «Огненный ангел» позволил проникнуть в тайны творческой лаборатории Брюсова. В романе за вне шним историзмом и обстановкой духовной жизни Германии XVI в. скрываются брюсовские <<Эксперименты» над живой
жизнью, ставшие основой для будущего романа. Прототипом Рупрехта - героя « Огненного ангела» стал А. Белый1, прото типом Ренаты, главной героини - Н. Петровская. Ее воспо минамия отразили сложные «изломы судьбы», свойственные богеме Серебряного века2.
При всех достоинствах и формальных достижениях по эзии Брюсова уже у современников сложилось противоре чивое отношение к ней. Поэт виделся как «Эстет, для которо го все в жизни только «средство» для упражнения собствен ной поэтической техники и для упоения собственным лите ратурным всевластием»3• Вл. Ходасевич писал, что « главная острота» его стихов заключается «В сочетании декадентской экзотики с простодушнейшим московским мещанством»4• Из за присущей Брюсову холодной рассудочности и « сделанно сти» М. Цветаева назвала его «героем труда». М. Гаспаров, анализируя роль Брюсова в русской литературе, отмечает:
«Он стоит у начала литературной эпохи, он проходит через долгий период уединенных Экспериментов, переживает пору громкой славы, а потом наступает некончающаяся полоса полууважительного пренебрежения: ученики оттесняют и затемняют учителя'. <".> Его можно не перечитывать, его можно осуждать за холодность и сухость, ему можно предпо читать Блока, Маяковского, Есенина, Пастернака, кому кто нравится. Но нельзя не признавать, что без Брюсова русская поэзия не имела бы ни Блока, ни Пастернака, ни даже Есени на и Маяковского - или же имела бы их неузнаваемо ины ми. Миновать школу Брюсова было невозможно ни для кого.
«Вы сами, было время, поутру линейкой нас не умирать учи ли», - писал от имени целого поколения Пастернак в своей
1 См.:Хоgасевич Вл.Некрополь.М.,1991. С. 7-19; 29-31.
2 Петровская Н. Из «Воспоминаний» // Брюсов В.Я. Литературное наследие. Т. 85. М., 1 976. С. 773-788.
3 Проскур ин О. Поэзия Пушкина, или подвижный палимсест. м., 1 999. с. 240.
4ХоgасевичВл.Некрополь.С.20,28.
юбилейной инвективе» 1• В русской литературе Брюсов оста нется и благодаря своим многочисленным переводам фран цузских поэтов-символистов, и антологии «Поэзия Армению> .
Сочинения
» Брюсов В.Я. Собрание сочинений: В 7 т. М., 1 973- 1975.
» Брюсов В. Сочинения: В 2 т. М., 1987.
� Брюсов В.Я.Литературноенаследство.Т.85. М., 1 976; Т.98. М., 1991.
|
Ашукин Н. Валерий Брюсов. В автобиографических записях, пись мах, воспоминаниях и отзывах критики. М., 1929.
Брюсовские чтения. Ереван, 1 973.
Гречи шкин С.С.,Лавров А. Биографические источники романа Брю сова «Огненный ангел». М., 1 990. С. 330-589.
Хоgасевич Вл. Брюсов // Некрополь. Воспоминания. М., 1991.
с. 20-43.
Цветаева М.И. Герой труда (записи о Валерии Брюсове) // Наше наследие. 1988. № 5.
1 Гаспаров М.Л. Избранные труды: В 2 т. Т. 2. М. , 1 997. С. 121.
МЛАДОСИМВОЛИСТЫ
В начале 1 900-х гг. в литературу пришли поэты, изменив шие облик символизма, придавшие ему законченный вид це лостной поэтической и философско-религиозной системы, - А. Белый, А. Блок, С. Соловьев, Вяч. Иванов, Ю. Балтрушай тис, Эллис (Л. Кобылинский) . Благодаря им символизм стал самостоятельным литературно-философским направлением, влияющим на культурную жизнь России. Белый, Блок, Вяч. Иванов разделяли воззрения на символ, уже заложенный в философской и мифопоэтической системе Вл. Соловьева, однако видели в нем не только средство выражения много плановости и дуальности мира, но и средство активного пре образования, или «преображения», действительности.
Вторая волна русского символизма получила название
« младосимволизм». Младшие символисты противопоставили мрачному и пессимистичному взгляду на мир, особенно ярко выраженному в творчестве Сологуба, рационализму Брюсо ва новые предчувствия будущего и подготовку его своимтвор чеством, основанным на безграничной вере в особую духов ную роль художника. В предисловии к книге «Русские сим волисты» (1 910) Эллис писал: «Пусть же каждая строка моей книги будет предчувствием новой религиозной культуры бу дущего, первым стремлением новой религиозной культуры и обетованием которой является «современный символизм», как великое мировое движение»1•
Младосимволизм создает своеобразный культурный ме татекст, понимание которого возможно с учетом всех его со-
1 Эллuс. Русские символисты. С. 4.
Млаgосuмвол исты
дожественных текстов. Каждый факт биографии мог стать фактом творчества, вся жизненная и историко-политическая сфера вовлекалась художественным мышлением в символи ческое обобщение, искусство и жизнь синтезировались в
«жизнетворчество» (мифотворчество), характеризующееся устремленностью к высшим началам бытия.
Младосимволисты напряженно переживали проблемы личности в истории, они поставили вопрос о чредназначении поэзии, «таинственной» связи поэта с вечностью и современ ностью, об отношении народа и интеллигенции, интеллиген ции и революции (Блок) . Стихотворения А. Блока и А. Белого становятся чувствительнейшим резонатором пророческих ощущений близких катастроф, исторических потрясений и кризиса гуманизма.
Революция 1 905- 1 907 гг. была понята большинством мла досимволистов как осуществление чаемого обновления мира. Октябрьский переворот был воспринят как завершение пе тербургского периода русской истории. В теоретических ра ботах Вяч. Иванова и А. Белого и поэтической практике мла досимволистов русский символизм обрел новую энергию и новые творческие импульсы, особое эстетическое измерение. Символистский тип восприятия мира и расширенное пони мание художественного образа-символа привели к созданию концепции «действенного искусства», искусства как теургии и жизнетворчества. В творчестве младосимволистов мир предстал как движущаяся объемная картина, в которой зна чимо все - и реальное, и надреальное. Символ указывал на высшую реальность, связывал воедино «тварный мир» и мир идеальный.
Русские младосимволисты через философию Вл. Соловь ева были близки к неоплатонизму, развивая в художествен ном творчестве представления о существовании предвечных идей - «эйдосов », заключающих в себе абсолютные и неиз-
Млаgосиftволи сты
менные смыслы, которые здесь - на уровне земного воспри ятия - бесконечно трансформируются и теряют свою силу истины. Искаженному и разорванному сознанию младшие символисты стремились противопоставить целостное воспри ятие мира, в их творчестве он должен был предстать воссоз данным в своей божественной и первоначальной сути. Кра сота и целокупность мира, считали они, зависят от того, кто и как смотрит на мир.
Универсальным аналогом всех творческих процессов - в искусстве, религиозном сознании, жизни - для младосимво лизма было явление теургии, или творческая реализация че ловеком божественного начала, деятельное уподобление себя Богу-Творцу, Богу-Художнику. Поэт наделялся особым назна чением и особой миссией. Творчество становилось сакраль ным действием, выходящим за предельr собственно искусст ва. Поэт становился теургом (от лат. teo - бог), Художником мира, влияющим на исторические и духовные события. Твор чество предстает не как искусство отображения действитель ности, а как искусство преображения действительности, или жизнетворчество. В результате представления об искусстве как теургии творчество расширялось до масштабов челове ческой деятельности вообще. Искусство становилось синони мом неканонической религии и революции, любви и «умного веселия», познания прошлого и предвидения будущего.
Поэт-теург не отражает реальность, а творит ее, своим творчеством преобразует мир, служа Красоте и Вечному Иде алу, что отразилось в созданной младосимволистами теории
«действенного искусства». Искусство слова, считали они, яв ляется реальной силой, способной преобразить мир. Эти идеи отражены в статьях А. Блока, работах А. Белого «Луг зеленый» (1 909) , « Символизм», «Арабески» (1 91 1); книгах Вяч. Ивано ва «Борозды и межи» (19 16), «Родное и вселенское» (1 918). Младосимволисты ощущали себя деятелями культуры, носи телями традиций религиозного культа, пророками новой бу
.дущей культуры. Теургия становится основой философии
М.Лаgосиftволисты
творчества и эстетики младосимволистов. Индивидуализм творца предполагалось преодолеть при помощи своеобразно понимаемой «соборности» искусства, которая должна приве сти к эффекту жизнетворчества, «действенного искусства».
ДМ младосимволистов характерно трагическое предчув
ствие мировых социально-исторических сдвигов, повышен ное внимание к тайнам народной души, национальным осно вам искусства. Сформулированный Вяч. Ивановым девиз: «А realibus ad reliora» означал стремление проникнуть « от реаль
ного к более реальному» , воплотить «душу мира». Однако Г. Флоровский, рассматривая опыт Серебря'�ого века с точ
ки зрения традиционных православных представлений, пи сал: «Можно ли художественной интуицией проникать в ду ховный мир и есть ли в ней надежный критерий для «испыта ния духов»? Крушение романтика терпит именно в этой точ ке. Критерия нет, художественное прозрение не заменяет веры, духовного опыта нельзя подменить ни медитацией, ни восторгом, - и неизбежно все начинает распльIВаться, зме иться (путь «от НовалИ:са к Гейне»). «Свободная теургия» ока зывается путем мнимым и самоубийственным".»1•