Методология. Методы и формы научного познания.

Метод (путь исследования или познания, теория, учение) – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.

Учение о методах называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать их, установить пригодность применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели.

В структуре метода центральное место занимают правила. Правило есть предписание, устанавливающее порядок действий при достижении некоторой цели.

Знания о совокупности принципов и методов, применяемые в той или иной специальной научной дисциплине, составляют ядро методологии.

Различают методы общие и специфические, практические и логические, эмпирические и теоретические, употребляемые при открытии и обосновании.

Общими называются методы, которые применяются в человеческом познании вообще, в то время как специфическими — те, которыми пользуется только наука. К первым относятся анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, индукция, дедукция, аналогия и др., ко вторым — научное наблюдение, эксперимент, идеализация, формализация, аксиоматизация, восхождение от абстрактного к конкретному и т.д.

Практическими являются методы, применяемые на практическом, т.е. предметно-чувственном уровне научного познания, в то время как логические методы — это логические “фигуры”, которые являются результатом обобщения практических действий. К числу первых относятся, в частности, наблюдение, измерение, практический эксперимент; к числу вторых — доказательство, объяснение, выведение следствий, оправдание и др.

Одновременно наблюдение, измерение, практический эксперимент, относятся к эмпирическим методам. Такие же методы как идеализация, мысленный эксперимент, восхождение от абстрактного к конкретному являются теоретическими.

Практические методы. Общим свойством этого типа методов является их орудийно-предметный характер.

К ним относятся: наблюдение, измерение, эксперимент. Эти методы тесно связаны между собой. Проведение эксперимента в обязательном порядке связано с наблюдением, предполагает его. Результаты наблюдения, как правило, оцениваются не только качественно, но и количественно, что требует применения измерительных процедур.

Наблюдение — это преднамеренное и целенаправленное (обусловленное задачей исследования) восприятие объекта.

Разновидностью наблюдения в общественных науках является опрос – метод сбора первичной информации со слов спрашиваемых.

Измерение — метод исследования, при котором устанавливается отношение одной величины к другой, служащей эталоном, стандартом. Общей целью любых измерений является получение числовых данных, позволяющих судить не столько о качестве, сколько о количестве некоторых состояний. Любые измерения должны сопровождаться оценкой погрешностей результатов.

Возникновение современного естествознания связано с экспериментом — методом, при помощи которого явления действительности изучаются в контролируемых условиях. В этих условиях имеется возможность следить за ходом изменения явления, активно воздействовать на него, воссоздавать, если в этом есть необходимость.

Своеобразны и разнообразны социальные эксперименты.

Логические методы.В науке практические методы необходимо сочетаются с логическими методами. Эффективность измерения, наблюдения, эксперимента находится в прямой зависимости от того, насколько правильно (т.е. в соответствии с законами логики) строятся соответствующие рассуждения.

Логические методы подразделяются на методы обоснования и методы открытия.

Доказательство — логическая процедура, при которой выражение, о котором пока неизвестно, истинно оно или нет, логически выводится из высказываний, истинность которых уже установлена.

Различают доказательства прямые и косвенные. В прямом доказательстве тезис непосредственно вытекает из найденных доводов. При косвенном доказательстве идут окольным путем, используя при этом ложность некоторых высказываний, что, однако, приводит к признанию истинности тезиса.

Подтверждение. Оно играет особую роль в случаях, если в науке образуются гипотезы, т.е. положения, истинность которых еще в должной мере не установлена и отсутствуют достаточные аргументы для их принятия.

Критика, опирающаяся на надежный фундамент фактов и логики, делает тезис недоказанным или требует его уточнения.

Объяснение указывает на причину и одновременно на закон, которому подчиняется наблюдаемое явление.

Вспомогательные операции:операции обобщения, ограничения, деления.

№52Философское понятие культуры, ее структура. Социальные функции культуры.

Словом «культура» называют все созданное человеком. При этом важной особенностью ее является заложенное в ней человеческое начало, что говорит о единстве К, человека и его деятельности. Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там имеется и К. Нужно лишь различать материальную и духовную К, при этом не противопоставляя их друг другу. Это разделение кажется очевидным. Однако в материальной К заключено формирующее ее духовное начало, так как она есть воплощение идей, знаний, целей человека, что и делает ее К; продукты же духовной К всегда облечены в материальную форму. Все это дает основание говорить о К как таковой, независимо от деления ее на материальную и духовную.

Определяя сущность К, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение К есть проявление степени развития самого человека. Поэтому не будет преувеличением сказать, что К представляет собой меру человеческого в человеке, характеристику развития человека как общественного существа. Þ К существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком.

Являясь продуктом деятельности, К выступает и как предпосылка ЖД человека. Овладение К – решающий способ социализации личности, ее способности выполнять различные социальные функции.

Структура К:

1) различая виды деятельности, можно выделить элементы культуры по субъекту:

- индивидуально-личностные;

- социально-групповые;

- К общества на определенном этапе развития;

2) можно выделить основные виды деятельности:

- познавательная (различные знания);

- ценностная деятельность (цели, идеалы);

- практически-преобразующая (нормы деятельности, эталоны, методы…)

3) можно различать деятельность, поведение, общение, Þ есть:

- К деятельности;

- К поведения;

- К общения, α предполагает и К чувств;

4) К, ее элементы могут различаться и по объекту:

- естественно-техническая К;

- гуманитарная К (политическая, эстетическая…).

В структуре К все элементы тесно взаимосвязаны.

К выполняет разнообразные функции:

1) гуманистическая. К – способ становления человека, развития личности;

2) познавательная, связанная с достижением, фиксацией, сохранением разнообразных знаний;

3) ценностно-мировоззренческая;

4) методологическая, так как К – совокупность способов, методов деятельности;

5) образовательно-воспитательная;

6) коммуникативная;

7) социальной памяти;

8) психологической защиты. К и самосознание личности могут позволить человеку в психологически сложной ситуации защититься, более взвешенно отнестись к ней.

№54. Культура и цивилизация

Если первоначальный смысл слова культура означал обработка, возделывание, а затем стал тождественным по смыслу словам воспитание и образование, то термин цивилизация подчеркивал первоначально собственно гражданские, государственные качества и характеристики. Очень долго оба эти термина применяли только для того, чтобы охарактеризовать человека. Еще в начале века противопоставляли человека истинно культурного, т.е. воспитанного и образованного человеку цивилизованному, считая, что цивилизованность предполагает лишь внешнюю характеристику, следование образцу и не может дать полное представление о человеке.

При этом все многообразие точек зрения на соотношение культуры и цивилизации, в конечном счете, сводилось к двум основным.

В первом случае понятия цивилизации и культуры резко противопоставлялись. Наиболее ярким примером в этом плане может служить теория немецкого культуролога О. Шпенглера, изложенная им в книге «Закат Европы» (1918–1922), согласно которой цивилизация является умирающей, гибнущей и распадающейся культурой. Цивилизация следует за культурой, пишет Шпенглер, «как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством». (Цитируется по 1, с. 9) Культура, по его мнению, представляет собой живой и растущий организм, она дает простор для развития искусства и литературы, для творческого расцвета неповторимой личности и индивидуальности. В цивилизации нет места для художественного творчества, в ней господствуют техника и бездушный интеллект, она нивелирует людей, превращая их в безликие существа. Концом развития любой культуры Шпенглер считал стадию цивилизации, в которую, по его мнению, вступила Европа. Эта стадия характеризуется высоким уровнем развития науки и техники, упадком в области литературы и искусства, огромным ростом городов (урбанизацией). В этот период, считал Шпенглер, народ теряет «душу культуры», происходит «омассовление» всех сфер жизнедеятельности, их омертвление, т.к. ритм и подобие жизни в период цивилизации массы получают от бездушных механических, технических устройств, цивилизация побеждает пространство и отбрасывает время, она формирует стремление к мировому господству–это внутренний источник гибели культуры, погибающей в борьбе за мировое господство от войн.

Во втором случае понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними отсутствуют сколько–нибудь существенные различия. В качестве примера можно указать на концепцию авторитетного английского историка А. Тойнби, который рассматривал цивилизацию в качестве определенной фазы культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом. В отличие от Шпенглера Тойнби не считает, что цивилизация–всегда эпоха деградации и упадок. Он называет цивилизацией характеристику конкретного общества, предлагая рассматривать цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками и имеющий четко выраженные параметры технологического развития. Тойнби считает, что каждая цивилизация живет до тех пор, пока она в состоянии давать «ответы» на «вызов» исторической ситуации, однако, когда общество не в состоянии дать ответ и прибегает к силе оружия, цивилизация заканчивает свой путь и происходит ее гибель.

По мнению Тойнби в современном мире существуют одновременно пять цивилизаций, географически он их делит на китайскую, индийскую, исламистскую, русскую и западную. Каждая из бывших в истории и ныне существующих цивилизаций проходит одинаковые стадии: возникновение, рост, надлом, разложение и гибель, но эти стадии в каждой из цивилизаций имеют разные временные характеристики. За все время существования человечества оно живет в условиях цивилизации не более 2% времени своего существования и в наше время необходимо задуматься над тем, как предотвратить стадии гибели и разложения современных цивилизаций, а это предполагает необходимость разработки общей для всех философской концепции смысла жизни, понимание ее самоценности и неповторимости.

Особый интерес вызывает вопрос о причинах возникновения той или иной цивилизации. Достаточно распространенной является точка зрения, объясняющая существование той или иной цивилизации мистически, с позиций религиозного сознания. Так, например, объясняется богоизбранность народа «колена израилева» или мессианская роль русского народа в борьбе за сохранение христианской культуры. Немалое количество исследователей разделяют точку зрения представителей географического детерминизма, считающих, что решающее воздействие на характер цивилизации и ее особенности оказывают географические условия существования того или иного народа.

Еще более интересными являются концепции современных русских ученых А.Л. Чижевского и Л.Н.–Гумилева, в которых источник особенностей развития народов ищется в космических процессах. Самая знаменитая работа Чижевского называется «Земное эхо солнечных бурь», в ней автор показывает воздействие физико-химических процессов, происходящих на солнце на исторические процессы, происходящие на земле, будь то войны, революции, эпидемии, переселения народов и другие массовые социальные потрясения. В работах Л.Н. Гумилева исследуются процессы становления этносов и рассматриваются временные параметры их существования. Автор считает, что начало своего исторического пути этносы получают из космоса. Могучий всплеск космической энергии, сконцентрированный в сравнительно небольшой земной области, формирует «пассионарность» этноса и способствует его высокой социальной активности примерно в течение тысячелетия, после чего идет угасание активности, гибель этноса, который может проходить как засыпание, растворение этноса в других народах, но может приносить и огромные социальные конфликты и потрясения.

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству.

Независимо от причин, лежащих в основе существования той или иной цивилизации, современные исследователи согласны с тем, что цивилизации выступают как определенная характеристика народов мира, причем чаще всего в отличие от процессов культуры цивилизационные характеристики имеют нейтральную, а зачастую и негативную оценку.

Многие исследователи считают, что цивилизация противостоит культуре подобно тому, как массовые процессы и потребление стандартных вещей и знаков культуры противостоят процессу творчества в духовном производстве, как противостоит необходимость свободе, стандарт уникальному, внешние признаки культуры ее внутреннему богатству №58. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс.

От простого к сложному, от менее разнообразного к более разнообразному. Общественный прогресс - речь идет о социальных системах. Функции государства разнообразились, произошло общественное разделение труда, улучшились орудия труда.

Вплоть до нового времени было убеждение, что в социальных системах больше регресса, чем прогресса. И как результат этого - апокалипсис (из теологии).

Вико наметил тему прогресса. Исключение составляют утописты (идея социального равенства и справедливости). У Вико равенство рассматривается как примитив - семьи не будет. Семья - уже неравенство.

Проблема критерия общественного прогресса. Он включает: экономический прогресс; научно-технический; политический; культурно-духовный; социальный.

Экономический прогресс - предпочтение отдается производительным силам общества (Маркс - не то что производится, а то, чем производится).

Политический прогресс - наличие правового государства и отсутствие демократии.

Научно-технический прогресс - связан с понятием научная революция. Революции как узловые точки, по которым отслеживается прогресс.

Культурно-духовный прогресс - связан с критерием гуманизации и гуманитаризации. Если к религии, то Юнг. Критерий коммуникативности (Бахтин, Бубер) или интерактивности - открытость в диалогах.

Ускорение темпов общественного прогресса ведет к тому, что формируется мощная технизированная инфраструктура деятельности. Это инфраструктура на сегодняшний день приняла общепланетарные размеры. Промышленность Западной и Восточной Европы стягивает к себе все облака. В результате пустыня Сахара растет в год на 5-7 км, Центральная Азия практически обезвожена. Эти проблемы изучает социальная экология (эко - дом, логос - учение - социальный дом). Она занимается изучением распределения водных ресурсов и др.

Социальная экология ¹ экология (ноосфера, техносфера – (часть биологии) относительно человека)  

Энергетическая проблема - имеет экологическое значение. Вопрос об источнике энергии.

Ядерная проблема (оружие) или проблема военно-промышленного комплекса - утилизация ядерного оружия. В 10-15 раз дороже, чем строительство нового объекта по его производству. Этническое, психотропное, акустическое и др. виды оружия против человека и природы.

Проблема демографии - старение населения.

Продовольственная проблема.

Динамику глобальных проблем изучает футурология (возникла в 20 в.). Она имеет империческую основу - статистические методы: метод экстраполяции; метод интерполяции; метод экспертной оценки; метод моделирования; метод сценария будущего.

В связи с этим есть люди: оптимисты и пессимисты (люди эмоций), и прагматики (люди трезво мыслящие).

Холбрук (прагматик) - люди хотят либо чистоту природы, либо помойку.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антисциентические движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры.

Престижный статус науки стимулирует развертывание большого многообразия ее развитых форм. Исследуя их и анализируя, как менялись функции науки в социальной жизни, можно выявить основные особенности научного познания, его возможности и границы. Проблема этих возможностей в наст вр ставиться особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы.

Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения.

Второй, пожалуй самой острой проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах.

Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе.

Современная техника позволяет общаться с людьми разных континентов, но при этом люди не знают своих соседей. Такое положение на мой взгляд также можно оправдать.

Цивилизация значительно продлила срок человеческой жизни, развила медицину но в месте с тем вычеркнула естественный фактор удаления из рода человеческого носителей генетических ошибок. Выход иногда видят в перспективах генной инженерии, но она несет не меньшую опасность.

Современные глобальные кризисы ставят под сомнение тип прогресса, реализованный в предшествующем техногенном развитии. Существуют многочисленные антисциентистские концепции, возлагающие на науку и ее технологические применения ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Крайний антисциентизм требует приостановить НТП и вернуться к традиц обществу, но тогда чем кормить людей. Выход в том чтобы ориентировать НТП на приоритет гуманистических целей.

48. понятие общества: основные подходыСовременное понимание сущности общества как особой формы целенаправленной и разумно органи­зованной совместной деятельности больших групп людей во многом базируется на идеях и концепциях второй половины XIX в. К. Марксом и его последователями была разрабо­тана диалектико-материалистическая концепция обще­ства, суть которой состоит в положении о способе производства материальных благ, который складывает­ся объективно, т. е. независимо от воли и сознания людей, и определяет в основном способ бытия .«соци­ального организма». История предстает как «есте­ственно-исторический процесс», где действуют объек­тивные «законы-тенденции» в сочетании с субъектив­ным фактором. Сильной стороной этой концепции является учение об особой «чувственно-сверхчувствен­ной» природе «социальной материи», о двойственнос­ти бытия человека и общества, а также представление об этапах эволюции социальных связей в зависимости от форм бытия людей и их совместной деятельности (личная и вещная зависимость людей друг от друга). Однако в данной концепции есть ряд положений, в частности о базисе и надстройке, о частной соб­ственности, о примате классового подхода и истори­ческой миссии пролетариата, о неизбежности миро­вой революции, которые не получили подтверждения в реальной общественно-исторической практике. Да­лее надо показать, что в XX в. продолжается разви­тие натуралистических подходов к объяснению фено­менов общества и человека. С этих позиций общество рассматривается как естественное продолжение при­родных и космических закономерностей. Ход истории и судьбы народов в основном определяются ритмами Космоса и солнечной активности (А.Чижевский, Л.Гу­милев), особенностями природно-климатической сре­ды (Л.Мечников), либо эволюцией природной орга­низации человека и его генофонда (социобиология). Общество рассматривается как высшее, но далеко не са­мое удачное творение природы, а человек — как самое несовершенное живое существо, генетически отягощен­ное стремлением к разрушению и насилию. В идеалистических моделях развития общества сущ­ность его усматривается в комплексе тех или иных идей, верований, мифов и т. п. Прежде всего речь идет о религиозных концепциях общества. Мировые рели­гии, равно как и национальные, имеют свои модели устройства общества и государства. Суть их в идее божественного предопределения устройства об­щества, которое должно обеспечивать человеку усло­вия для достойной встречи с Богом. В наибольшей степени эта идея выражена в христианстве, где зем­ная жизнь — только предисловие к жизни вечной. В исламском обществе главное — следование шариату, кодексу норм мусульманского права и морали на ос­нове воли Аллаха. Буддийская община с ее идеей сан-сары является основой устройства общества и государ­ства в странах, где распространена эта религия. С наибольшей силой идеалистический подход к обществу и истории выражен в философской системе Гегеля, где Абсолютный дух выражает себя в «созна­нии свободы» в человеческой истории. Последняя является для Духа материалом, в котором он познает себя и поднимается на новую ступень. Следует упомянуть о концепциях общества в фило­софской мысли Запада XX в. Здесь трудно выделить какой-то один доминирующий подход. Так, Э. Дюркгейм утверждал, что общество — это реальность особого рода, несводимая к другим и воздействующая на че­ловека на основе идеи общественной солидарности, базирующейся на разделении труда. М. Вебер создал «понимающую социологию» и разработал понятие «идеального типа», на основе чего анализировал фе­номен бюрократии и протестантскую этику как «дух капитализма

Понятие общества. Проблема построения теоретической модели развития общества. Натуралистическая, идеалистическая и материалистическая модели общества. Многофакторная модель общественного развития.

Общество создавалось целенаправленным и разумно организованным трудом людей. Общество – не сумма любых индивидов, но сам человек в своем родовом качестве и в совокупности общественных отношений. В узком смысле общество это:

· Структурно или генетически определившийся тип (род, вид) совместных отношений и деятельности людей в исторически конкретных условиях их существования (античное общество, индустриальное, современное белорусское общество)

· Относительно устойчивый элемент этой целостности (интеллектуальное, криминальное и др. общество)

· Добровольное объединение людей на основе общих интересов (экологическое, филателистическое)

Общество как систему разделяют на 4 взаимосвязанные аспекты:

· Совокупность множества индивидов с общими условиями существования и жизнедеятельности (город, село, предприятие, учебное заведение)

· Совокупность иерархически соподчиненных социальных позиций, которые занимают эти личности в этой системе (начальник-подчиненный, учитель-ученик, режиссер-актер)

· Совокупность норм и ценностей (юридических, моральных, культурных), которые определяют характер и содержание поведения

· Совокупность видов и способов деятельности, которыми занимаются индивиды (производственная, научно-исследовательская, образовательная, управленческая)

Любое общество должно иметь необходимые и достаточные условия самообеспечения и развития. Основными сферами жизни общества являются: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Общество – исторически изменчивая целостная система всех форм и способов отношений, взаимодействий и объединений людей, в которых проявляется всесторонняя зависимость их один от другого. Это также мир человека, который создается им самим в процессе творческого преобразования действительности и одновременно создает, формирует, воспитывает человека в Яго индивидуальном качестве.

№39. Отражение как всеобщее свойство материи. Сознание как высшая форма отражения. Мышление и мозг.

Важное значение имеет понятие отражения. С точки зрения современной науки отражение представляет собой всеобщее св-во материи. Способность к отражению свойственна всем видам и формам материи, но характер отражения определяется формой движения материи. Чем сложнее форма движения, тем сложнее отражение.

Отражение есть всеобщее св-во материи, которое выражается в способности материальных систем посредством собственных изменений воспроизводить особенности взаимодействующих с ними систем.

Возникновение ощущения в психике сознания лежит на этой линии способности воспроизводства отражения. Вместе с эволюцией материи формы отражения тоже развивались. Эволюцию форм отр-я см. "Введ. в Фил-ю"

Способность отражения на уровне живой природы проходит две ступени развития:

1. Раздражимость, т. е. способность живого отвечать на внешнее воздействие состоянием возбуждения, которое отражается внешней реакцией. Это материальное явление - признак всей живой материи. Чувствительность - это способность отражать отдельные св-ва объектов в виде ощущений.

2. Психика - это отражение нервной системы, проходит ряд этапов. Высшая форма психики - сознание. Эволюция сознания от низшего к высшему не дает возможности понять всю проблему сознания.

Мозг - необходимое условие возникновения сознания. Ученые всегда пытались понять, как он функ-ет. Древнегреческий ученый Акмеон считал, что мозг - основа жизни.

Гиппократ: только из мозга возникают радости, горести, печали и слезы. С помощью мозга мы видим, думаем, отличаем прекрасное от ужасного. До сих пор мозг - тайна. Безусловно, сознание не может возникнуть, если отсутствует мозг. Когда нарушается стр-ра лобных долей мозга, человек не может создавать и помнить законы поведения, осуществлять самоконтроль. Если поражены затылочно теменные участки, нарушается ориентация в пространстве, счет в уме и др.

Учение о мозге прошло большое развитие и сейчас известно, что кора головного мозга состоит из 15 млрд. нервных клеток /нейроны/. Если их вытянуть в ряд

получится 5000 км. Каждая из клеток, с помощью отростков находится в контакте с другой, образуя ажурную цепь. Нервные окончания - щупальцы мозга, но одного мозга недостаточно

Происхождение сознания.

Самые перывые представления о сознании возникли в древности. Тогда же возникли и представл о душе и были поставлены вопросы: что представляет собой душа? как она соотносится с предметным миром? С тех пор продолж споры о сущности созн и возможности его познания.

Идеализм - сознание первично. Дуализм - сознание и материя независимы друг от друга. Материализм - материя первична и исторически и гносеологически. Она носитель и причина его возникновения. сознание - производное от материи. Сознание вязано не со всей материей, а только с частью мозга и только в опред периоды времени. Причем мыслит не мозг, а чел. при помощи мозга.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

Сознание можно абсолютно противопоставить материи только в рамках основного вопроса. За этими пределами противопоставл относительно., ибо сознание не есть самостоятельная субстанция, а одно из свойств материи и , следовательно, неразрывно связано с материей. Абсол противопоставление мат и созн ведет к тому, что созн выступает как некая самост субстанция, сущ наряду с материей. Сознание есть одно из свойств движ материи, есть особое свойство высокоорг материи. Это означает, что между созн и материей сущ и различие, и связь, и единство.

Различие - сознание не есть сама материя, а одно из ее свойств.

Сущностью созн является его идеальность, кот выражается в том, что составл созн образы не обладают ни свойствами отрадаемых в нем предметов, ни свойствами нервных процессов, на основе кот они возникли.

Идеальное не явл чем-то самостоятельным по отношению к созн в целом: оно характеризует сущность сознания в отношении к материи. В этом плане идеальное позволяет глубже осмыслить вторичность высшей формы отражения.

Идеальное и матер не разделены нероходимой гранью, Идеальное есть ни что иное, как материальное, прерсаженное в чел голову и преобразованное в ей. Такое преобр материального в идеальное производит мозг.

Сознание сущ не всегда. Оно возникло в ходе истор развития материи, усложнения ее форм, как свойство высокоорганиз матер систем.

Наши рекомендации