Тенденции развития современной цивилизации
Практическая работа № 4.
Тема: Философия России
Цели:
Изучить основные направления и идеи в философии России 19-н.20в.в.
Совершенствовать умения и навыки работы с учебником, делать выводы, обобщать.
1.Задание№1:Прочитать учебник стр.191-193 , выписать особенности философии России.
2.Задание№2:Прочитать учебник стр.196-199 и заполнить таблицу
Вопросы для сравнения | Славянофилы | Западники |
1.Отношение к прошлому России | ||
2.Отношение к Петру1 | ||
3.Отношение к Западу | ||
4.Отношение к религии | ||
5.Взгляд на будущее России | ||
6.Представители взглядов |
3.Задание№3:Прочитать учебник стр.216-220, заполнить таблицу »Идеи русских космистов»
Н .Ф.Федоров | К .Э.Циолковский | В.И.Вернадский |
Практическая работа №5
Тема: Многообразие религиозных представлений о Боге
Цели:
1.Показать многообразие религиозных представлений о Боге. Раскрыть основное содержание мировых религий, особенности национальных религий. Показать историческое значение религии, роль религии в современном мире.
2.Совершенствовать умения и навыки работы с текстом учебника, умения отстаивать свою точку зрения.
3. Способствовать воспитанию личности, способной самостоятельно принимать решения, ответственной за свои поступки.
Оборудование: Учебник основы философии С.Р. Аблеева страница 96-110, презентации по теме
План:
1. Первобытные верования
2. Мировые религии
3. Национальные религии
4. Историческое значение религии
5 Многообразие религиозных и философских представлений о Боге
Первобытные верования
Задание№1: прочитать текст учебника стр.96 и выписать понятия БОГ и РЕЛИГИЯ.
Задание№2:прочитать текст учебника стр.97-98,назвать 4 основные формы религиозных верований и дать им характеристику.
Мировые религии.
Просмотр и обсуждение презентаций по теме.
Задание№1: начертить схему 11 «Мировые религии» на стр. 98 в тетрадь.
Национальные религии.
Просмотр и обсуждение презентаций по теме.
Задание№3: начертить в тетради схему №11 «Национальные религии» и объяснить их.
В ЧЕМ ОТЛИЧИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕЛИГИЙ ОТ МИРОВЫХ?
Историческое значение религии
Задание: прочитать текст учебника-стр.102-103 и заполнить таблицу
Прогрессивные явления, связанные с религией -утверждение этических принципов, укрепление морали и нравственности; -объединение последователей одной религии; -политическое и социальное укрепление государства; -социальная помощь населению (приюты, больницы и т.д.); -развитие отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные школы и университеты и т.д.); -развитие культуры (архитектура, живопись, иконография, скульптура, музыка и т.д.); -психологическая поддержка человека. | Регрессивные явления, связанные с религией -психологическое подавление личности; -догматизм и инертность относительно различных новшеств; -разъединение последователей различных религий и даже единоверцев; -нетерпимость и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики (крайняя форма – инквизиция); -религиозные войны; -препятствование свободному развитию науки и образования во всей их полноте; -перенесение ответственности с человека на судьбу (Бога, демона и т.д.) и упование на Высшие Силы вместо активной общественной деятельности. |
Многообразие религиозных представлений о Боге.
Задание: Начертить в тетради схему на стр.104 и объяснить значение каждого из приведенных в схеме понятий:
МОНОТЕИЗМ
ПОЛИТЕИЗМ
ТЕИЗМ
ДЕИЗМ
ПАНТЕИЗМ
АНТРОПОМОРФИЗМ
ЗООМОРФИЗМ
АТЕИЗМ
Д/з: написать сочинение-миниатюру на темы:
«Роль религии в моей жизни»
«Если Бог существует, почему Он допускает зло в мире?»
«Почему религиозные учения о Боге принесли людям много страданий ( религиозные войны, инквизиция и т. д.)?»
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6
ТЕМА: ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ
ЦЕЛИ:
1.Обобщить знания студентов о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Показать разные точки зрения на пути и средства разрешения этих проблем.
2.Совершенствовать умения и навыки делать сообщения, презентации, самостоятельно работать с учебной лит-рой.
3.Воспитать гражданскую позицию по глобальным проблемам, чувство ответственности за будущее человечества.
Оборудование: учебник Основы философии С.Р.Аблеева стр.176-190, презентации по темам (Угроза 3 мировой войны, угроза м\н терроризма, проблемы экологии, проблемы демографии и др.)
План занятий:
1.Тенденции развития современной цивилизации.
2.Глобальные проблемы современности.
3.Пути преодоления глобальных проблем.
4.Возможные модели развития будущего земной цивилизации.
1.Тенденции развития современной цивилизации.
Задание№1: выписать основные тенденции развития современной цивилизации-стр176.
Задание№2: выписать глобальные проблемы современной цивилизации-стр.178-179.
Задание№3:раскрыть сущность глобальных проблем ,показать пути преодоления глобальных проблем-стр.179-185.
Задание№4:какие модели будущего развития земной цивилизации вы знаете?-стр.186-189.
Задание№5: подготовить сообщение, презентацию по одному из предложенных вопросов и выступить по данной теме.
Тенденции развития современной цивилизации
· Большое влияние на политику XX столетия оказали национально-освободительные движения, революционные восстания рабочих и крестьян, направленные против существующих политического и социально-экономического режимов. Однако социалистические модели общественного жизнеустройства в большинстве своем (за исключением Китая) оказались нежизнеспособными. А начале XXI в. В мире доминировали идеи демократии, правого государства, многоукладной рыночной экономики.
· В конце XX в. наметилась устойчивая тенденция к социально-политической и экономической интеграции государств в Европе, Азии и Америке. Усиливалось международное разделение труда. Появились первые признаки мировой глобализации в политической, экономической, социальной и культурной сферах.
· Интеграции и глобализации противостояла контртенденция политического, религиозного и культурного сепаратизма (отделения, обособления).
· Развитию демократии противопоставлялась идея тоталитарного государства (фашистская Германия, сталинский СССР и др.).
· Не угасали локальные политические и религиозные конфликты. К концу XX в. участились столкновения между представителями различных этно-религиозных культур, в которых фактор культурных отличий играл если не главную, то одну из ведущих ролей.
· К началу XXI в. наметилась резкая активизация терроризма.
· Научно-технологический прогресс стимулировал интенсивное развитие промышленности, транспорта, систем связи, информационных технологий, ядерной энергетики. Все большее значение приобретали новые наукоемкие, ресурсосберегающие технологии. Появилась и стремительно расширялась первая глобальная информационная сеть (Интернет), открывшая массовый доступ населению к практически неограниченным информационным ресурсам цивилизации.
· Развивались космические исследования и освоение околопланетного пространства.
· В научном мире наметилась тенденция к разработке искусственного интеллекта и кибернизации человека (создание систем человек - машина, человек - компьютер).
· Активно разрабатывались эксперименты по управлению генными механизмами изменчивости и наследственности растений, животных и человека.
· Появились и интенсивно развивались синкретические духовные учения (теософия, учение Храма, Живая Этика и др.) в которых наметился синтез религиозной этики, философской метафизики и рационализма, научной методологии познания. Подобные учения стимулировали диалог религиозного и научно-философского мировоззрений.
· Появились признаки массового увеличения активности скрытых (паранормальных) сил человека. Развернулись их научные исследования.
· Возросла роль английского языка как средства международного общения.
2.Глобальные проблемы современности.