Тема 2. История философии.
Подготовка к экзамену по философии
Тема 1. Введение.
Понятие философии;
Предмет философии;
Происхождение философии;
Источники философии;
Функции философии;
Структура философии.
ПОНЯТИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия (от лат. filio – «любовь» и sofia – «мудрость») – любовь к мудрости (Пифагор).
Софиология – учение о мудрости.
Философ / Мудрец
Мудрецы – боги.
Философы – те, кто открывает мудрость построения мира богами.
Мудрость – понимание основ природы и космоса, а также предвидение будущего развития.
Космос – все, что находится над человеком.
Впервые термин «философия» как понятие о сущности бытия употребил Платон.
Термин «философия» полисемантичен.
Семантика – учение о смыслах.
Причины полисемантичности термина «философия»
Философия – квинтисенция мира (Гегель), т.к.:
1. Выражение мировоззрения эпохи;
2. Выражение социально-общественной ориентации (потребностей) общества;
3. Объяснение основ, тенденций и характера развития бытия.
Философия – учение о наиболее общих законах развития природы, общества, человека и его мышления; познание Бога; понимание происхождения и устройства мироздания; постижение трансцендентального (скрытого, выходящего за пределы видимого).
ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ
Философия рассматривает мир в его многообразии и исходных, истинных смыслах.
Предмет философии – бытие:
1. Мир: природа и космос;
2. Познание, его формы и методы: чувственное, рациональное, эмпирическое (опытное) и теоретическое;
3. Человек, его природа, социальность, духовность;
4. Социум или общество, его происхождение, структура, законы и тенденции развития.
Философия – знание, которое нам открывает самих себя.
Философия изучает человека. Нет предмета интереснее для человека, чем он сам. Философия открывает человеку самого себя, мир и его место в этом мире (Сократ).
Предмет философии постоянно изменяется.
Античность – Природа
Средневековье – Бог
Эпоха Возрождения – Природа и человек
Новое время – Научное знание
Новейшее время – Человек
Факторы, влияющие на изменение предмета философии
1. Потребности времени;
2. Развитие научного знания;
3. Критика, противоречия.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ
Науке философии 2500 тыс. лет.
Философия зародилась в 7-6 веках до н.э.
Родина философии – Греция.
Прародина философии – Индия и Китай.
Концепции происхождения философии
1. Мифогенная концепция;
Философия – развитие мифологии на основе ее критики.
2. Гносеогенная концепция;
Философия – результат потребности общества в теоретическом объяснении опытных фактов.
3.* Социальная концепция.
Философия – продукт развития рабовладельческой демократии.
ИСТОЧНИКИ ФИЛОСОФИИ
Источники философии
1. Мифология;
2. Религия;
3. Наука.
Мифология и философия
Мифология – объяснение мира через чувственный опыт, который в процессе коллективной веры принимается как истина.
Сходства:
1. Объяснительная функция;
2. Результат творческого мыслительного воображения человека.
Различия:
1. Обоснование мифологии – вера; философии – факты и логика;
2. Мифология индивидуальный опыт человека кладет в основу знаний, отдельных понятий; философия опыт многих людей, множество фактов сводит в одно знание, понятие.
В античной философии идеи мифов сохраняются:
1. Гилозоизм: природа и космос – живые системы;
2. Анимизм: одушевление отдельных вещей.
Религия и философия
Религия (от лат. religare – «связь», «соединение», «единение») –
1) способ соотношения человека и трансцендентального мира;
2) мировоззрение, признающее наличие абсолютного Бога, доказательством существования которого является только вера.
Сходства:
1. Направленность на абсолютную истину и смысл человеческого бытия;
2. Направленность на мир духовного бытия.
Различия:
1. Обоснование религии – вера; философии – факты и логика;
2. Религия разделяет мир на истинный (божественный) и земной (преходящий); философия рассматривает мир земной, объективный, в его целостности;
3. Человек в религии вторичен; в философии первичен;
4. Религиозное знание неизменно; философское знание изменчиво;
5. Религиозное знание имеет узкоспециализированную ориентацию (морально-этическую); философское знание имеет системный цельный образ о бытии, мире и человеке.
Наука и философия
Философия – наука о мышлении (Аристотель и Гегель).
Взаимосвязь:
Наука – опытный базис для философии.
Философия – теоретический регулятор для науки.
Сходства:
1. Предмет – объективный мир;
2. Обоснование – факты и логика;
3. Единый концептуальный аппарат (законы, понятия);
4. Объяснительная функция.
Различия (специфика философии):
1. Рефлективность или умозрительность – формирование идей, знания как обобщение множества фактов, опыта многих людей;
2. Высокая степень абстракции понятий при сохранении конкретности содержания;
3. Критичность: критика, противоречие как стимул, условие развития;
4. Историчность – отражение идей времени;
5. Персонификация в лице философа;
6. Синкретизм – органическое включение разного рода знания в философскую концепцию.
ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Функции философии
1. Онтологическая функция;
Объяснение бытия: происхождения, основ, законов и тенденций развития. Что первично: материальное или идеальное?
2. Гносеологическая (познавательная) функция;
Исследование форм и методов познания. Что первично в познании: чувства или разум?
3. Методологическая функция;
Формирование методов объяснения бытия
4. Историческая функция;
Отражение особенностей и тенденций исторического времени, исследование характерных черт каждой эпохи. Какой предмет философии в каждой эпохе?
5. Социальная функция;
Объяснение социума (общества): происхождения, структуры, законов и тенденций развития
6. Мировоззренческая функция;
Система идей о мире и о месте человека в нем
Философия – результат синкретизма (единства знаний)
7. Аксиологическая функция;
Формирование основных ценностных ориентаций
Аксиология – учение о ценностях.
8. Нравственно-этическая (гуманистическая) функция.
Формирование ценности личности человека
СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
Причины многообразия философских идей
1. История развития философии;
2. Потребности общества;
3. Многообразие мира;
4. Характер развития философии (на основе критического анализа).
Принципы структурирования философии
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------1. Онтологический принцип;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Онтология – учение о бытии.
Что первично: материальное или идеальное? à
1.1. Материализм;
Первично материальное (вода, воздух, атом и т.д.)
Исторические формы
1. Античный наивысший материализм древности (преимущественно диалектический материализм);
2. Метафизический (механистический) материализм Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени;
3. Диалектический материализм Новейшего времени.
Основания развития
1. Общественно-историческая практика;
2. НКМ;
3. Характер развития философии.
Представители
Аристотель (частично)
Уильям Оккам
Николай Коперник
Галилео Галилей
Леонардо да Винчи
Френсис Бэкон
Джон Локк
Рене Декарт (частично)
Карл Маркс
Фридрих Энгельс
1.2. Идеализм: объективный и субъективный.
Первично идеальное (разум человека, Бог как всеобщий разум и т.д.)
Исторические формы
1. Объективный идеализм;
Первичен абсолютный разум
2. Субъективный идеализм.
Первичен человеческий разум
Основания развития
1. Ценность общественных идей;
2. Творческая сила воображения человека, способного создавать идеальный мир;
3. Прогресс философии.
Представители объективного идеализма
Платон
Фома Аквинский
Джордано Бруно
Георг Гегель
Представители субъективного идеализма
Протагор
Джордж Беркли
Иоганн Фихте
Иммануил Кант (частично)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Философские основания, в основе различия которых – количественный признак
1. Монизм;
Единственное начало
2. Дуализм;
Равенство 2х начал
3. Плюрализм;
Равенство нескольких начал
4. Эклектика.
Равенство множества разнородных начал
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Гносеологический принцип;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гносеология – учение о познании.
Что первично в познании: чувства или разум? à
2.1. Сенсуализм;
В познании первичны чувства.
Характерен для материализма, т.к. опирается на достоверный опыт – практику человеческой деятельности.
Обоснование
1. Чувства свидетельствуют об объективном наличии изучаемого явления;
2. Чувства открывают человеку многообразие мира;
3. Системность (обособленность) начал.
Принцип
«Нет ничего в разуме, чего бы ни было в чувствах».
Без чувств разум не проснется.
2.2. Рационализм;
В познании первичен разум.
Более представлен философии, т.к. философия предполагает обращение у разуму человека.
Обоснование
1. Чувства могут обманывать (Платон);
2. Чувства могут ничего не говорить о предмете (Платон);
3. Чувства описывают лишь внешние характеристики предмета, а его содержание остается закрытым (Платон);
4. Разум ориентирован на сущность предмета;
5. Разум ориентирован на понимание причинно-следственной связи;
6. Разум открывает тенденции развития объекта познания.
2.3. Интуитивизм.
Новейшее время
Открытие истины возможно в результате:
1. Единства чувств и разума в познании
2. Постоянно активного мыслительного процесса
Интуиция возникает на основе предыдущего познавательного опыта личности.
Интуиция – следствие напряжения мысли на основании опыта.
Представители
Фридрих Ницше
Николай Александрович Бердяев
Анри Бергсон
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3. Исторический принцип;
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Исследование характерных черт философии каждой эпохи
3.1. Философия античности 7 век до н.э.-1 век н.э.;
a.) Ранняя натурфилософия 6-5 века до н.э.
b.) Расцвет античной философии 5-4 века до н.э.
c.) Упадок античной философии, эпоха эллинизма 3 век до н.э.-1 век н.э.
Характеристика
1. Мифологические идеи;
2. Постановка всех основных философских проблем;
3. Космоцентризм (реальность предопределена законами космоса);
4. Монизм;
5. Стихийность;
6. Натуралистичность;
7. Диалектичность;
8. Объективный рационализм.
3.2. Философия Средневековья 2-14 века;
Характеристика
1. Предмет – религиозный текст;
2. Особая практика толкования религиозного текста;
3. Теоцентризм (реальность предопределена законами Бога).
Значение
1. Заложила основы интеллектуальной культуры: правила логического рассуждения, ценность понятий.
2. Сформировала культуру и практику работы с текстом, основы герменевтики (искусство толкования)
3. Обосновала статус человека как богоносителя, что заложило основы гуманизма.
3.3. Философия эпохи Возрождения 14-16 века;
Характеристика
1. Предмет – природа и человек;
2. Научность;
3. Антропоцентризм (исходное начало – человек) и натуроцентризм (исходное начало – природа);
4. Формирование гуманистического мировоззрения;
5. Натурфилософия пантеизма (Бог = Природа).
3.4. Философия Нового времени 17-18 века;
Характеристика
1. Ориентация на проблемы познания;
2. Ориентация на активность человека;
3. Ориентация на понимание мирового исторического процесса;
4. Ориентация на понимание социума;
5. Строгая логичность идей;
6. Научность.
3.5. Философия Новейшего времени 19 век-наст.вр.
Характеристика
1. Ориентация на проблемы человека;
2. Антропоцентризм (исходное начало – человек);
3. Плюрализм.
Причины плюрализма
1. Развитие философской проблематики;
2. Многообразие мира;
3. Незавершенность и открытость человека;
4. Достижения науки;
5. Социальные перевороты, меняющие основы общественного устройства, мировые и локальные войны, экономические кризисы;
6. Экологическая угроза;
7. Кризис культуры;
8. Противостояние марксизму;
9. Смещение ориентиров на проблему человека.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4. Предметный принцип.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.1. Натурфилософия (философия природы);
4.2. Философская антропология (философия человека);
4.3. Социальная философия (философия общества);
4.4. Философия истории.
Предметные области познания в философии (согласно предметному принципу):
1. Философия права;
2. Нравственная философия;
3. Философия религии;
4. Философия культуры;
5. Философия науки;
6. Философия техники;
7. Философия языка (логический позитивизм).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Методология
1. Метафизика;
Метафизика (от греч. meta ta physika – «то, что после физики») – механический или количественный способ объяснения действительности. Физика – природа. Термин ввел Андроник Родосский – древнегреческий философии, занимавшийся философией истории – назвав так группу своих трактатов. Метафизика видит мир в единичном формате.
2. Диалектика.
Диалектика (от греч. dialegomai – «веду беседу, рассуждаю») – метод познания через противопоставление начал или через противоположность. Изобретатель диалектики – Зенон Элейский (ученик Парменида) – древнегреческий философ, пытавшийся доказать невозможность движения, пространства и множества – подвергнув анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Диалектика видит мир как единство добра и зла, хорошего и плохого, Бога и Дьявола, как двойственность.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Логика
Тема 2. История философии.
Философия античности;
Философия Средневековья;