Раздел 6. Из фондов отечественной философии науки
Лешкевич Т. Г.
Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 428 с.
ISBN 5-7990-0477-9
Учебное пособие, написанное в соответствии с требованиями Госстандарта по курсу философии и методологии науки, заполняет возникший дефицит учебной литературы по данной дисциплине. В нем воссоздается философский образ современной науки и методологии, мировоззренческие итоги ее развития, проблематика оригинальных текстов современных эпистемологов от конвенциализма А. Пуанкаре, Венского кружка М. Шлика, личностного знания М. Полани до эволюционной эпистемологии Ст. Тулмина, парадигмальной модели Т. Куна, научно-исследовательской программы И. Лакатоса, тематического анализа Дж. Холтона и анархического плюрализма П. Фейерабенда. Обсуждается тематика из фондов отечественной философии науки, представленная именами А. Чижевского, К. Циолковского, В. Вернадского, Л. Гумилева и др. Предложен новый взгляд на феномен пассионарности, виртуалистики, клонирования.
Рассчитано на широкую аудиторию студентов, аспирантов и соискателей, готовящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех желающих составить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.
ISBN 5-7990-0477-9
©Лешкевич Т. Г.
© Издательство «Экспертное бюро»
Иу'в 5 7~ 9 9^0 0 4 77411 © «Издательство ПРИОР»
Философия науки: традиции и новации
Содержание
Введение
Раздел 1. В чем специфика эпистсмологии, гносеологии, методологии и философии науки?
· Тема 1. Эпистемология как «департамент мысли»
· Тема 2. Предметная сфера философии науки
· Тема 3. О современной методологии
· Тема 4. Размышления о соотношении философии и науки
· Тема 5. Сциентизм и антисциентизм
Раздел 2. Философский образ науки
· Тема 6. Проблема исторического возраста науки
· Тема 7. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание
· Тема 8. Наука как социокультурный феномен
· Тема 9. Философский портрет ученого. Научная элита и интеллектуалы
Раздел 3. Структура и динамика научного знания
· Тема 10. Наука как специализированная форма познания
· Тема 11. Классификация наук
· Тема 12. Научная картина мира и ее эволюция
· Тема 13. Является ли научная рациональность синонимом методологии науки?
· Тема 14. Всегда ли миф— антагонист истины?
Раздел 4. Приглашение к переосмыслению соотношения науки и эзотеризма
· Тема 15. Изменившийся статус эзотерических знаний
· Тема 16. Исторический анализ взаимосвязи науки и оккультизма
· Тема 17. Наука как «натуральная магия» в средневековье и возрождении
· Тема 18. Ученый герметизм
· Тема 19. Феномен энергии в оценках эзотериков и ученых
· Тема 20. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?
· Тема 21. Размышления о науке будущего. Диалог эзотериков и ученых
Раздел 5. Мир эпистемологов
· Тема 22. Возникновение философии науки как направления современной философии
· Тема 23. Конвенциализм А. Пуанкаре — второй этап развития философии науки
· Тема 24. Психофизика Маха.
· Тема 25. Венский кружок. Анализ языка науки. Третий этап эволюции философии науки
· Тема 26. «Дилемма теоретика» К. Гемпеля и «Теорема о неполноте» К. Геделя
· Тема 27. Язык как знаковая реальность
· Тема 28. Что такое критицизм? Что такое рационализм? Карл Поппер
· Тема 29. Релятивность норм познавательной деятельности. Майкл Полани
· Тема 30. Эволюционная эпистемология и эволюционная программа Стивена Тулмина
· Тема 31. Историко-эволюционистское направление. Томас Кун
· Тема 32. Логико-нормативная модель роста знания в научно-иcследовательской программе Имре Лакатоса
· Тема 33. Плюрализм в эпистемологии Пола Фейерабенда
· Тема 34. Тематический анализ науки. Концепция Джеральда Холтона
· Тема 35. Комплексная оценка современной философии науки. Понятие синергетики и эвристики
Раздел 6. Из фондов отечественной философии науки
· Тема 36. Формирование отечественной научной школы
· Тема 37. Русский космизм. Концепции К. Циолковского и А. Чижевского
· Тема 38. Ноосферные идеи В. Вернадского
· Тема 39. Пассионарность и коэволюция — актуальные проблемы философии науки XXI века
· Тема 40. Виртуалистика и феномен клонирования в контексте новой парадигмы
Заключение. Мировоззренческие итоги науки XX века
Рекомендуемая литература
Введение
Европейская цивилизация, сделав ставку на науку и строгую рациональность, на пороге третьего тысячелетия столкнулась с их принципиальной несамодостаточностью. В пособии впервые на фоне детального описания целостного образа науки проводится корреляция рациональных и внерациональных форм знания, версий исторического происхождения науки, линии ее девиантного существования в контексте герметической философии и «натуральной магии». Рассматривается эволюция науки, специфика современной постнеклассической парадигмы, выписан философский портрет ученого и интеллектуальной элиты, показан этос, макроконтекст и микроконтекст науки.
Книга, возникшая как попытка содержательного ответа на требования Госстандарта по курсу философии и методологии науки, реализует стремление автора включить в поле активной мозговой атаки проблематику оригинальных текстов современных эпистемологических концепций континентальной и материковой философии от конвенциализма и фальсификационизма до личностного знания, тематического анализа, парадигмального подхода и методологического плюрализма. Впервые в целостном объеме философии науки сделан акцент на удельный вес «российской стороны» и сконцентрировано внимание на исследовании достижений из фондов отечественной философско-научной мысли: русский космизм, ноосферные проекты, пассионарность. Анализируются проблемы отечественной философии науки, представленной именами великих мыслителей— Лобачевского, Чижевского, Циолковского, Вернадского, Гумилева и др., зачастую ускользающих из поля зрения учебных курсов.
Чрезвычайно актуальным и принципиально инновационным является анализ таких острых и болевых проблем XXI в., как виртуалистика, коэволюция, феномен клонирования.
Для широкого круга читателей бесспорно представляющим интерес станет раздел, посвященный соотношению науки и эзотеризма, в котором, помимо явно ощутимых параллелей между современной наукой и древним комплексом герметических знаний, будут рассматриваться наиболее острые гипотезы об энергоинформационном обмене, обогатившие официальную науку конца второго тысячелетия. В связи с этим эвристически значимым представляется проведение двух линий развития науки: первой — основной, приведшей к становлению современного образа науки, и второй — линии, «отмеченной пунктиром», обозначившей те па
ранаучные стремления, которые имели свои достижения, но так и остались не признанными официальной наукой. Они составили инобытие науки, ее периферию, хотя самим фактом своего неискоренимого пограничного существования говорили об иных возможностях человеческого развития.
Раздел, названный «Мир эпистемологов», знакомит читателя с развитием проблематики современной философии науки в лицах, а точнее, в авторских концепциях, и доказывает, что философия науки представляет собой не одну единственную магистраль, авеер узловых направлений, на материале которых можно проследить появление новаций, драму идей и резкую смену моделей развития научного знания. Автор, доктор философских наук, профессор Ростовского государственного университета, многие годы читающая курс философии и методологии науки на философском факультете, стремилась к наибольшей литературности столь строгого философского жанра, не уступающей, впрочем, требованиям серьезной, профессиональной философии.
Раздел 1. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА
ЭПИСТЕМОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ,