Раздел 6. Из фондов отечественной философии науки

Лешкевич Т. Г.

Философия науки: традиции и новации: Учебное пособие для вузов. М.: «Издательство ПРИОР», 2001. — 428 с.

ISBN 5-7990-0477-9

Учебное пособие, написанное в соответствии с требованиями Госстандарта по курсу философии и методологии науки, заполняет возникший дефицит учеб­ной литературы по данной дисциплине. В нем воссоздается философский образ современной науки и методологии, мировоззренческие итоги ее развития, про­блематика оригинальных текстов современных эпистемологов от конвенциализма А. Пуанкаре, Венского кружка М. Шлика, личностного знания М. Полани до эволюционной эпистемологии Ст. Тулмина, парадигмальной модели Т. Куна, научно-исследовательской программы И. Лакатоса, тематического анализа Дж. Холтона и анархического плюрализма П. Фейерабенда. Обсуждается тематика из фондов отечественной философии науки, представленная именами А. Чижевс­кого, К. Циолковского, В. Вернадского, Л. Гумилева и др. Предложен новый взгляд на феномен пассионарности, виртуалистики, клонирования.

Рассчитано на широкую аудиторию студентов, аспирантов и соискателей, го­товящихся к экзаменам кандидатского минимума, а также всех желающих соста­вить собственное представление о философской рефлексии над развитием науки.

ISBN 5-7990-0477-9

©Лешкевич Т. Г.

© Издательство «Экспертное бюро»
Иу'в 5 7~ 9 9^0 0 4 77411 © «Издательство ПРИОР»

 

Философия науки: традиции и новации

Содержание

Введение

Раздел 1. В чем специфика эпистсмологии, гносеологии, методологии и философии науки?

· Тема 1. Эпистемология как «департамент мысли»

· Тема 2. Предметная сфера философии науки

· Тема 3. О современной методологии

· Тема 4. Размышления о соотношении философии и науки

· Тема 5. Сциентизм и антисциентизм

Раздел 2. Философский образ науки

· Тема 6. Проблема исторического возраста науки

· Тема 7. О многообразии форм знания. Научное и вненаучное знание

· Тема 8. Наука как социокультурный феномен

· Тема 9. Философский портрет ученого. Научная элита и интеллектуалы

Раздел 3. Структура и динамика научного знания

· Тема 10. Наука как специализированная форма познания

· Тема 11. Классификация наук

· Тема 12. Научная картина мира и ее эволюция

· Тема 13. Является ли научная рациональность синонимом методологии науки?

· Тема 14. Всегда ли миф— антагонист истины?

Раздел 4. Приглашение к переосмыслению соотношения науки и эзотеризма

· Тема 15. Изменившийся статус эзотерических знаний

· Тема 16. Исторический анализ взаимосвязи науки и оккультизма

· Тема 17. Наука как «натуральная магия» в средневековье и возрождении

· Тема 18. Ученый герметизм

· Тема 19. Феномен энергии в оценках эзотериков и ученых

· Тема 20. Что мы знаем об энергоинформационном обмене?

· Тема 21. Размышления о науке будущего. Диалог эзотериков и ученых

Раздел 5. Мир эпистемологов

· Тема 22. Возникновение философии науки как направления современной философии

· Тема 23. Конвенциализм А. Пуанкаре — второй этап развития философии науки

· Тема 24. Психофизика Маха.

· Тема 25. Венский кружок. Анализ языка науки. Третий этап эволюции философии науки

· Тема 26. «Дилемма теоретика» К. Гемпеля и «Теорема о неполноте» К. Геделя

· Тема 27. Язык как знаковая реальность

· Тема 28. Что такое критицизм? Что такое рационализм? Карл Поппер

· Тема 29. Релятивность норм познавательной деятельности. Майкл Полани

· Тема 30. Эволюционная эпистемология и эволюционная программа Стивена Тулмина

· Тема 31. Историко-эволюционистское направление. Томас Кун

· Тема 32. Логико-нормативная модель роста знания в научно-иcследовательской программе Имре Лакатоса

· Тема 33. Плюрализм в эпистемологии Пола Фейерабенда

· Тема 34. Тематический анализ науки. Концепция Джеральда Холтона

· Тема 35. Комплексная оценка современной философии науки. Понятие синергетики и эвристики

Раздел 6. Из фондов отечественной философии науки

· Тема 36. Формирование отечественной научной школы

· Тема 37. Русский космизм. Концепции К. Циолковского и А. Чижевского

· Тема 38. Ноосферные идеи В. Вернадского

· Тема 39. Пассионарность и коэволюция — актуальные проблемы философии науки XXI века

· Тема 40. Виртуалистика и феномен клонирования в контексте новой парадигмы

Заключение. Мировоззренческие итоги науки XX века

Рекомендуемая литература

Введение

Европейская цивилизация, сделав ставку на науку и строгую рацио­нальность, на пороге третьего тысячелетия столкнулась с их принципи­альной несамодостаточностью. В пособии впервые на фоне детального опи­сания целостного образа науки проводится корреляция рациональных и внерациональных форм знания, версий исторического происхождения науки, линии ее девиантного существования в контексте герметической философии и «натуральной магии». Рассматривается эволюция науки, спе­цифика современной постнеклассической парадигмы, выписан философ­ский портрет ученого и интеллектуальной элиты, показан этос, макро­контекст и микроконтекст науки.

Книга, возникшая как попытка содержательного ответа на требова­ния Госстандарта по курсу философии и методологии науки, реализует стремление автора включить в поле активной мозговой атаки проблема­тику оригинальных текстов современных эпистемологических концепций континентальной и материковой философии от конвенциализма и фальсификационизма до личностного знания, тематического анализа, парадигмального подхода и методологического плюрализма. Впервые в цело­стном объеме философии науки сделан акцент на удельный вес «россий­ской стороны» и сконцентрировано внимание на исследовании достиже­ний из фондов отечественной философско-научной мысли: русский космизм, ноосферные проекты, пассионарность. Анализируются проблемы отечественной философии науки, представленной именами великих мыс­лителей— Лобачевского, Чижевского, Циолковского, Вернадского, Гу­милева и др., зачастую ускользающих из поля зрения учебных курсов.

Чрезвычайно актуальным и принципиально инновационным является анализ таких острых и болевых проблем XXI в., как виртуалистика, ко­эволюция, феномен клонирования.

Для широкого круга читателей бесспорно представляющим интерес станет раздел, посвященный соотношению науки и эзотеризма, в кото­ром, помимо явно ощутимых параллелей между современной наукой и древним комплексом герметических знаний, будут рассматриваться наи­более острые гипотезы об энергоинформационном обмене, обогатившие официальную науку конца второго тысячелетия. В связи с этим эвристи­чески значимым представляется проведение двух линий развития науки: первой — основной, приведшей к становлению современного образа на­уки, и второй — линии, «отмеченной пунктиром», обозначившей те па

ранаучные стремления, которые имели свои достижения, но так и оста­лись не признанными официальной наукой. Они составили инобытие на­уки, ее периферию, хотя самим фактом своего неискоренимого погра­ничного существования говорили об иных возможностях человеческого развития.

Раздел, названный «Мир эпистемологов», знакомит читателя с разви­тием проблематики современной философии науки в лицах, а точнее, в авторских концепциях, и доказывает, что философия науки представляет собой не одну единственную магистраль, авеер узловых направлений, на материале которых можно проследить появление новаций, драму идей и резкую смену моделей развития научного знания. Автор, доктор фило­софских наук, профессор Ростовского государственного университета, многие годы читающая курс философии и методологии науки на фило­софском факультете, стремилась к наибольшей литературности столь стро­гого философского жанра, не уступающей, впрочем, требованиям серь­езной, профессиональной философии.

Раздел 1. В ЧЕМ СПЕЦИФИКА

ЭПИСТЕМОЛОГИИ, ГНОСЕОЛОГИИ,

Наши рекомендации