Основные формы научного познания.

Гипотеза – научные предположения о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших.

Совокупность условий выдвижения гипотез, способы их разработки и проверки называется гипотетическим методом. Не всякое предположение или догадка является научной гипотезой.

Научная гипотеза должна удовлетворять ряду усло­вий:

- соответствовать принципам научного мировоззрения;

- учиты­вать уже существующие законы;

- опираться на факты, объяснять их и обладать способностью предвидеть новое; допускать эксперимен­тальную проверку;

-иметь единый принцип объясне­ния, не прибегать к дополнительным предположениям.

Когда проверка гипотез подтверждается практикой, она превращается в достоверную теорию. Однако в процессе развития, познания многие теории оказываются относительными истинами.

Функции гипотезы и теории:

1) гипотезы дают вероятное знание, теории — достоверное. В отличие от достоверного знания фактов, от эмпирического описания познаваемых явлений теория выполняет функцию объяснения суще­ствующих фактов, раскрывает сущность явлений. Гипотеза дает объяснение на уровне возможного, теория — действительного;

2) предсказание, научное предвидение. Теории отражают внут­ренние, необходимые стороны и связи исследуемого объекта, законы его функционирования и развития. Адекватное понимание этих связей и законов позволяет предвидеть дальнейший ход развития исследуемого явления, процесса, предмета.

Научная гипотеза и теория — это основные формы научного познания. Другими формами научного познания являются пробле­ма, идея, принцип, закон.

Проблема— это противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение кото­рого направлена деятельность субъекта познания, ученого. В ней возникает проблемная ситуация тогда, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе имеющихся знаний. Возни­кает потребность в новом знании, успешный поиск которого ведет к раскрытию сущности исследуемого объекта, явления, процесса.

Идея— мысленное постижение явлений объективной реально­сти, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея есть познание и стремление (хотение) человека. Она обобщает опыт предшеству­ющего развития знания и служит в качестве принципа объяснения явлений.

Научная идея представляет собой ядро теории как внутренне завершенной и целостной системы знаний о явлении, процессе, предмете. Теория же в данной связи есть логическое развитие науч­ной идеи. Смысл идеи состоит в том, что она отражает связь между взаимоисключающими сторонами явления в общей форме. Например, со времени появления "Капитала" К.Маркса гениальная идея материализма — материалистическое понимание истории — превратилась в научно доказанную теорию.

Принцип(от лат. principium — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировозз­рения. Всеобщими принципами научного познания и диалектическо­го осмысления окружающего нас мира являются принцип всесторон­ности рассмотрения исследуемого предмета, принцип детерминизма ( все явления причинно обусловлены), принцип историзма, принцип системности, принцип всеобщей связи и др. Термин "принцип" обычно употребляется в связи с самыми различными сфера человеческой деятельности, тогда как применительно к познанию мира в целом употребляется термин «закон».

Закон – это форма всеобщности. Он отражает общие отношения, присущие всем явлениям и процессам данного рода, класса или действительности в целом. Закон – это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры.

Наука и техника.

Техника от греческого «techne» - искусство, мастерство. Техника понимается как, с одной стороны, способ и умение достигать чего – либо, с другой – как совокупность средств человеческой деятельности использующихся для преднамеренного изменения действительности в соответствии с потребностями и желаниями человека.

Различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов.

На первом этапе, который длился с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной силой производства является человек, а орудия труда вы­ступают в качестве дополнительных усилителей его при­родных физических способностей. На этом этапе техника находится в примитивном, неразвитом состоянии, и поэто­му как культурный феномен практически не замечается.

Второй этап развития техники связан с появлением ма­шинного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также ее стремитель­ное развитие. Теперь основной силой производ­ства выступает машина, а человек превращается в ее при­даток. Именно в этот период складывается современная техническая или технотронная цивилизация, техника ста­новится важнейшим элементом культуры, поэтому в фило­софии формулируется проблема ее осмысления.

Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автома­тов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производства и выступает в качестве организатора и руко­водителя этого процесса. Машина теперь не просто орудие, средство; человек в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию. Так, например, компьютер можно рассмат­ривать как примитивный аналог мыслительной деятельнос­ти человека. Компьютер — средство, с помо­щью которого человек решает множество разнообразных задач. Но при этом, взаимодействуя с компьютером, человек испытывает влияние виртуальной среды, появляющейся вместе с компьютерной техникой. Коммуникация человека и машины строится по определен­ным правилам. Человек, с одной стороны, задает эти пра­вила, а с другой — вынужден подчиняться им. Учитывая, что процесс компьютеризации становится тотальным, про­блема взаимодействия человека и машины из частно - науч­ной переходит в разряд общегуманитарной.

Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие ха­рактерные черты современной техники. Техника есть при­менение силы природы против нее самой, она характеризу­ется способностью господствовать, а не созидать. Техника выступает посредствующим звеном между человеком и природой и является частью общей рационализации совре­менного общества. Создание и использование техники ос­новано на использовании научного знания, т.е. напрямую связана с наукой.

Современная техника является практическим продолже­нием науки. Технические новшества основываются на науч­ных знаниях, а развитие техники, ставит пе­ред наукой новые задачи. В XX в. заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, — научно-технической револю­ции и ее следствии — научно-техническом прогрессе.

В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноосфера» появляется понятие «техносфера», которым обозначается все то, что связано с производством и исполь­зованием техники. Это новая искусственная среда, создан­ная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем спо­собности изобретательства и предпринимательства, а с другой — порабощающая его. Влияние техники на культу­ру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно. Развитие техники способствует все бо­лее полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждоднев­ных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порожда­ет целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использо­вание природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появле­ние невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п.

Поэтому отношение к технике у современного человека двойственное. Ряд философов рассматривает технику и технический про­гресс как несомненное зло, которое в конечном итоге при­ведет к самоуничтожению человечества. Сторонники тех­нического прогресса, напротив, тех­ника освобождает человека от рутинного труда, экономит его время и позволяет сосредоточиться на более сложных задачах. И сторонники, и противники технического про­гресса улавливают объективные моменты, связанные с со­стоянием современной технотронной цивилизации.

Этические вопросы возникают в связи с использованием техники челове­ком. Техника неустранима из современной цивилизации, поэто­му человеку необходимо находить решение тех проблем, ко­торые она порождает. При этом инструментом решения проблем может стать сама техника. Человеку следует нахо­дить разумные способы гармоничного сочетания техники с другими сферами культуры.

Возникновение философии техники как особой области философского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Э. Каппа «Основания философии техники». Филосо­фия техники выделяется в особый раздел философии и явля­ется относительно самостоятельной областью исследования, тяготеющей к гносеологии и эпистемологии. Значительная часть проблем имеет ярко выра­женный аксиологический, праксеологический или антропо­логический характер. Философия техники фокусирует на себе широкий круг философских проблем, вызванных к жизни современ­ной технотронной эпохой, проблем, которые не могут быть решены в рамках узкоспециального научного исследования.

Литература:

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991

1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1998

2. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001

3. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988

4. Заботин Н.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979

5. Теория познания: В 4 т., - М., 1991

Наши рекомендации