Основные формы научного познания.
Гипотеза – научные предположения о возможном закономерном порядке явлений природы и общества, причинах, их вызвавших.
Совокупность условий выдвижения гипотез, способы их разработки и проверки называется гипотетическим методом. Не всякое предположение или догадка является научной гипотезой.
Научная гипотеза должна удовлетворять ряду условий:
- соответствовать принципам научного мировоззрения;
- учитывать уже существующие законы;
- опираться на факты, объяснять их и обладать способностью предвидеть новое; допускать экспериментальную проверку;
-иметь единый принцип объяснения, не прибегать к дополнительным предположениям.
Когда проверка гипотез подтверждается практикой, она превращается в достоверную теорию. Однако в процессе развития, познания многие теории оказываются относительными истинами.
Функции гипотезы и теории:
1) гипотезы дают вероятное знание, теории — достоверное. В отличие от достоверного знания фактов, от эмпирического описания познаваемых явлений теория выполняет функцию объяснения существующих фактов, раскрывает сущность явлений. Гипотеза дает объяснение на уровне возможного, теория — действительного;
2) предсказание, научное предвидение. Теории отражают внутренние, необходимые стороны и связи исследуемого объекта, законы его функционирования и развития. Адекватное понимание этих связей и законов позволяет предвидеть дальнейший ход развития исследуемого явления, процесса, предмета.
Научная гипотеза и теория — это основные формы научного познания. Другими формами научного познания являются проблема, идея, принцип, закон.
Проблема— это противоречие между имеющимся знанием и непознанной частью предмета, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность субъекта познания, ученого. В ней возникает проблемная ситуация тогда, когда открыто новое явление, не поддающееся объяснению на основе имеющихся знаний. Возникает потребность в новом знании, успешный поиск которого ведет к раскрытию сущности исследуемого объекта, явления, процесса.
Идея— мысленное постижение явлений объективной реальности, включающее в себя сознание цели и проекции дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идея есть познание и стремление (хотение) человека. Она обобщает опыт предшествующего развития знания и служит в качестве принципа объяснения явлений.
Научная идея представляет собой ядро теории как внутренне завершенной и целостной системы знаний о явлении, процессе, предмете. Теория же в данной связи есть логическое развитие научной идеи. Смысл идеи состоит в том, что она отражает связь между взаимоисключающими сторонами явления в общей форме. Например, со времени появления "Капитала" К.Маркса гениальная идея материализма — материалистическое понимание истории — превратилась в научно доказанную теорию.
Принцип(от лат. principium — начало, основа) — основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения. Всеобщими принципами научного познания и диалектического осмысления окружающего нас мира являются принцип всесторонности рассмотрения исследуемого предмета, принцип детерминизма ( все явления причинно обусловлены), принцип историзма, принцип системности, принцип всеобщей связи и др. Термин "принцип" обычно употребляется в связи с самыми различными сфера человеческой деятельности, тогда как применительно к познанию мира в целом употребляется термин «закон».
Закон – это форма всеобщности. Он отражает общие отношения, присущие всем явлениям и процессам данного рода, класса или действительности в целом. Закон – это общая, необходимая, существенная, повторяющаяся связь между явлениями, процессами, предметами или элементами их структуры.
Наука и техника.
Техника от греческого «techne» - искусство, мастерство. Техника понимается как, с одной стороны, способ и умение достигать чего – либо, с другой – как совокупность средств человеческой деятельности использующихся для преднамеренного изменения действительности в соответствии с потребностями и желаниями человека.
Различают три этапа становления техники: господство орудий труда, господство машин, господство автоматов.
На первом этапе, который длился с доисторических времен до XIX в., техника представлена орудиями труда. Основной силой производства является человек, а орудия труда выступают в качестве дополнительных усилителей его природных физических способностей. На этом этапе техника находится в примитивном, неразвитом состоянии, и поэтому как культурный феномен практически не замечается.
Второй этап развития техники связан с появлением машинного производства в XIX в. В этот период начинается процесс сближения науки и техники, а также ее стремительное развитие. Теперь основной силой производства выступает машина, а человек превращается в ее придаток. Именно в этот период складывается современная техническая или технотронная цивилизация, техника становится важнейшим элементом культуры, поэтому в философии формулируется проблема ее осмысления.
Примерно со второй половины XX в. начинается третий этап развития техники, связанный с применением автоматов. Человек постепенно выводится за пределы процесса производства и выступает в качестве организатора и руководителя этого процесса. Машина теперь не просто орудие, средство; человек в определенном смысле вступает с ней в коммуникацию. Так, например, компьютер можно рассматривать как примитивный аналог мыслительной деятельности человека. Компьютер — средство, с помощью которого человек решает множество разнообразных задач. Но при этом, взаимодействуя с компьютером, человек испытывает влияние виртуальной среды, появляющейся вместе с компьютерной техникой. Коммуникация человека и машины строится по определенным правилам. Человек, с одной стороны, задает эти правила, а с другой — вынужден подчиняться им. Учитывая, что процесс компьютеризации становится тотальным, проблема взаимодействия человека и машины из частно - научной переходит в разряд общегуманитарной.
Немецкий философ К. Ясперс выделяет следующие характерные черты современной техники. Техника есть применение силы природы против нее самой, она характеризуется способностью господствовать, а не созидать. Техника выступает посредствующим звеном между человеком и природой и является частью общей рационализации современного общества. Создание и использование техники основано на использовании научного знания, т.е. напрямую связана с наукой.
Современная техника является практическим продолжением науки. Технические новшества основываются на научных знаниях, а развитие техники, ставит перед наукой новые задачи. В XX в. заговорили о новом культурном явлении, основанном на неразрывном единстве науки и техники, — научно-технической революции и ее следствии — научно-техническом прогрессе.
В философии XX в. наряду с понятиями «биосфера», «ноосфера» появляется понятие «техносфера», которым обозначается все то, что связано с производством и использованием техники. Это новая искусственная среда, созданная человеком и, с одной стороны, развивающая в нем способности изобретательства и предпринимательства, а с другой — порабощающая его. Влияние техники на культуру и цивилизацию чрезвычайно разнообразно. Развитие техники способствует все более полному и адекватному удовлетворению потребностей человека, облегчению его труда и сокращению каждодневных физических усилий. Но, с другой стороны, оно порождает целый ряд гуманитарных проблем: хищническое использование природного сырья, одностороннюю специализацию труда, уменьшение ценности отдельной личности, появление невиданного прежде оружия массового уничтожения, загрязнение окружающей среды и т.п.
Поэтому отношение к технике у современного человека двойственное. Ряд философов рассматривает технику и технический прогресс как несомненное зло, которое в конечном итоге приведет к самоуничтожению человечества. Сторонники технического прогресса, напротив, техника освобождает человека от рутинного труда, экономит его время и позволяет сосредоточиться на более сложных задачах. И сторонники, и противники технического прогресса улавливают объективные моменты, связанные с состоянием современной технотронной цивилизации.
Этические вопросы возникают в связи с использованием техники человеком. Техника неустранима из современной цивилизации, поэтому человеку необходимо находить решение тех проблем, которые она порождает. При этом инструментом решения проблем может стать сама техника. Человеку следует находить разумные способы гармоничного сочетания техники с другими сферами культуры.
Возникновение философии техники как особой области философского знания связывают с появлением в 1877 г. труда Э. Каппа «Основания философии техники». Философия техники выделяется в особый раздел философии и является относительно самостоятельной областью исследования, тяготеющей к гносеологии и эпистемологии. Значительная часть проблем имеет ярко выраженный аксиологический, праксеологический или антропологический характер. Философия техники фокусирует на себе широкий круг философских проблем, вызванных к жизни современной технотронной эпохой, проблем, которые не могут быть решены в рамках узкоспециального научного исследования.
Литература:
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Теория познания и диалектика. М., 1991
1. Алексеев П.В. Панин А.В. Философия. Учебник. М., 1998
2. Белов В.А. Ценностное измерение науки. М., 2001
3. Гадамер Г.Г. Истина и метод. М., 1988
4. Заботин Н.С. Преодоление заблуждения в научном познании. М., 1979
5. Теория познания: В 4 т., - М., 1991