Вопрос 5. Античная философия как первая форме теоретического отношения к миру

В истории античной философии принято выделять 2 крупных этапа – этап предфилософии и этап собственно философии.

Начало античной философии в ее самом раннем виде – предфилософии – связывают с именем Гомера, автора двух эпических поэм о древних богах и героях – «Илиады» и «Одиссеи», в которых Гомером были высказаны некоторые космогонические представления, очевидно, составлявшие в то время предмет раздумий интеллектуальной элиты общества. Гомеровская космогония – это размышления по поводу того, как возник наш мир, кем создан, какое место в нем занимают боги, герои и обычные смертные люди, где проходит граница живого мира, и что происходит в загробном мире.енно философии.лять 2 крупных этапа - этап Картина мирозданья Гомера – это сцена, на которой действуют боги, герои и смертные люди, причем, все они испытывыют одинаковые чувства, мыслять и действуют одинаково.

К числу предфилософов относят также древнегреческого автора Гесиода, в поэме которого «Теогония» содержаться размышления о природе мироздания и значении участия богов в сотворении мира и в жизни людей.

Собственно античная философия начинается с возникновения в 6 и 5 веках до нашей эры Милетской школы (от греческого города Милет) и Пифагорейской школы (от полулегендарного родоночальника школы – Пифагора).

Милетская философская школа относится к числу школ натурфилософии, т.е. философии природы. Философские учения представителей милетской школы принято соотносить с наблюдениями за живой и неживой природой, как основой для построения умозаключений при ответе на вопрос о первичных элементах мироздания, о системе мироздания (т.е. космогонии), о взаимодействии человека и природы, человека и богов.

Основоположником милетской натурфилософской школы называют Фалеса, человека, оставившего своей след не только в философии, но и во всех областях знания того времени (астрономии, географии, геометрии, изучении природных явлений). Он первым в истории человечества сумел предсказать солнечное затмение.

Первичным физическим элементом природы и человека Фалес считал воду, полагая ее в качестве живой, одушевленной субстанции. Мирозданье, по мысли Фалеса, является результатом работы Бога, который присутствует в каждом предмете (пантеизм). Душа человека – бессмертна и тоже является частью божественного мирозданья. Через свою душу человек сливается воедино с природой.

Последователь и ученик Фалеса Анаксимандр выдвинул свое учение об апейроне – некоем сверхприродном начале всего мирозданья, всего процесса возникновения и развития мира, от которого отделяются первичные и противоположные друг другу элементы всей живой и неживой природы (земля, вода, воздух, огонь), складывающие собой мир.

К милетской школе натурфилософии принадлежаит также Анаксимен, полагавший первичным элементом всего мирозданья воздух, сгущения и разряжения которого образуют все предметы живой и неживой природы. Причем, воздух Анаксимена – божественен, он не является просто атмосферой, но исключительно активен. Он – начало и душа всего мира, его дыхание.

Параллельно философам милетской школы развивали свое учение пифагорейцы. Особой известностью пользуется учение пифагорейской школы о числах. По их мнению, астрономия, геометрия, математика, музыка (как могущая быть определенная числами гармония) являются ключем к познания истинного бытия. Бытие может быть исчисленно. Число – это абсолютно объективная данность. Его нельзя извратить, сделать ложным. Числа задают порядок, меру и гармонию мира. Они же являются элементами мира. Комбинацией числе можно определить душу, справедливость, искусство. Надо только найти эти правильные комбинации.

Собственное философское учение, также относящееся к натурфилософии, развивал Гераклит. Он также размышлял о первооснове мироздания. Гераклит считал мир существующим всегда. Не созданным ни богом, ни человеком. Гераклитов мир – это мир непрерывно изменяющийся и обновляющий. Именно Гераклиту принадлежит известное изречение о невозможости войти дважды в одну и ту же реку. Основной символ фолософии Гераклита – огонь, но не в смысле пламени, а в философском смысле живой и подвижной субстанции. Того, что можно понимать под выражениями «огонь души» или «пламя жизни». Природа, по Гераклиту, это целостный живой организм, одухотворяемый и двигаемый пламенем жизни, и частью этой природы является человек.

Значительный вклад в становление античной философии внес Парменид. Согласно Пармениду, наши чувства позволяют нам складывать мнение о мире, но не открывают истину, которая познается мышлением. Истина – одна, вне зависимости от количества мнений о ней. Мышление открывает нам истиное бытие, поэтому мыслить и быть – одно и то же. Соответственно, раздваивается мир. Один из них истинный – тот, который мы открываем своей мыслью, а другой – окружающий нас мир повседневности, познаваемый нашими органами чувств (видимый, слышимый, осязаемый мир).

Одним из крупнейших античных философов – материалистов является Демокрит, основоположник атомизма, т.е. учения об атомах как первичной материи. Согласно его теории весь мир и все его предметы являются различными комбинациями атомов и пустот между ними. Причем, все эти комбинации задаются не Божественным усилием, но сами по себе, поскольку уже в самих атомах заложена активность, некое сознание и воля (или необходимость) к объединению.

Все перечисленные выше философы в истории философии именуются досократиками (т.е. жившими и учившими до Сократа), а их учения – досократическими. Им на смену пришла античная философия классического периода (5 - 4 века до нашей эры), представленная великими именами Сократа, Платона и Аристотеля.

Сократ. Не оставил после себя никаких письменных источников, и его философские представления нам переданы только в изложении его ученика – Платона, при этом сложно определить, до какой степени Платоном переданы взгляды Сократа, а до какой – свои собственные, поэтому частно учение Сократа и Платона не разделяют между собой, полагая единство взглядов этих двух философов.

Платон – одно из ярчайших имен в истории философии и человеческой культуры вообще, родоначальник обширного философского течения, именуемого идеализмом. Полагал, что любой предмет материального мира является лишь отражением чистой, бесконечной и неизменной идеи этой вещи (эйдоса). Материальный предмет возникает, устаревает и погибает, но его идея жива всегда. Истинный мир – это мир чистых идей. Например, вневременное существование идеи травы позволяет бесконечное количество раз во всех частях света рождаться и умирать травинкам, полностью похожим друг на друга. Чистые идеи вещей невозможно познать чувствами (увидеть, услышать), но только разумом. Однако, такое познание дается только специально подготовленным интеллектуальным людям – философам. Помимо собственно философии идеализма, Платона можно считать также родоначальником политологии, имея в виду его интерес к вопросам государственного устройства, к сущности государства и его политических институтов.

В основанной Платоном афинской Академии учился Аристотель – другой крупнейший философ времен античности, человек энциклопедических знаний, положивший начало многим современным наукам.

Аристотель полагал ошибочной идею Платона о делении мира на телесные вещи и их бестелесные идеи, считая, что мир – материален, и любая вещь совершенно конкретна, и не имеет никаких идей. Согласно Аристотелю, мир – это совокупность материальных сущностей, обладающих количеством, качеством, взаимным расположением по отношению друг к другу (местом). Нашими органами чувств мы воспринимаем именно эти характеристики материальных сущностей.

Материю Аристотель считал потенцией, т.е. веществом, способным собой составлять любые вещи, благодаря возможности принимать ту или иную форму. Например, мрамор являлся потенцией, способной принимать форму колонны, статуи. Все сущее на земле обладает потенцией и формой. Высшее сущее – есть Бог, пребывающий вне материального мира, но придающий всему миру в целом разумное начало.

Человека Аристотель рассматривал как животное, отличающееся наличием разума и изначальной склонностью жить в обществе. Аналогично Платону, Аристотель занимался вопросами правильного и справедливого государственного устройства. ту или иную форму.ношению друг к другу (местом

В целом учение Аристотеля положило начало материалистическим учениям в философии.

Следующими этапами в развитии античной философии явились эллинистический и римский этапы. Основные философские школы и направления этого времени:

Эпикурейская (по имени основателя – Эпикура). Эпикурейство – это материалистическая философия, основывающая на идеи атомов как первичных элементов мироздания. Вся материя состояит из атомом и пустоты в различных комбинациях. Платоновского мира чистых идей не существует. Окружающий мир познаваем. При этом основным видом познания является чувственное познание. Разум постигает вещи только после того, как представления о них будут даны человеку органами чувств (зрением, слухом и т.д.). Душа человека – это особый вид материи. Она также смерта как и человек. Цель и задача человека – стремление к счастью, как наивысшей ценности в жизни.

Скептицизм. Представители этого направления не только полагали, что мир не познаваем полность, но считали, что в таком познании и нет необходимости. Философские идеи и учения – это тщеславие, любование своей мудростью. Жизнь такова, какова она есть, и никакие философы не могут оказать на нее никакого влияния. Нужно жить, сохраняя спокойствие, а не занимаясь философскими умопостроениями, которые невозможно проверить, а часто – и понять. Никакое суждение не является истинной, поскольку его можно оспорить и опровергнуть.

Стоицизм. Эта школа выдвинула новое этическое учение – учение о долге. Стоицизм – это философия судьбы. Все, что происходит в мире предначертано Логосом – мировым разумом. Он обеспечивает планомерное развитие мира. Логосу нельзя противиться и сопротивляться, но нужно следовать ему. Счастье человека – это его спокойствие. Нужно не бороться за счастье, а соблюдать свой человеческий долг, следовать ему, поскольку он заранее определен и выполнение его составляет ценность человеческой жизни.

Наши рекомендации