Понятие и типы мировоззрения
Мировоз.-это совокупность общих предметов о действиях, кот.отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы(истина, добро, красота), принципы познания и действительности(оптимизм,пессимизм) ценностные ориентации. Мировоз. бывает индивидуальное, общ., групповое.В мировоз. выделяют два уровня: чувственно-эмоциональн. и теоретич. Чувств.-эмоц.мировоз.- это цельное осознание действительности в виде ощущений, восприятий,эмоций. Теоретич.уровень- интеллектуальный аспект мировоз-я(действительность через призму законов). Историч.формы мировоз-я: миф- священное придание, сложенное о деянии богов, в кот.повествуется о том как устроен мир. Мифология- самая первая форма осознания действительности. Она связана с обрядами, ритуалами. Миф воплощает в себе коллективный надежный опыт осмысления действительности предков. Мифологич.сознание существует и сейчас. Религия- это форма общ-го сознания, смысл кот заключ-ся в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на сущ-ии одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Отличие от мифа в том, что у религии сущ-ют свои книги и организац.орган. Философия(с греческ. “любовь к мудрости”)- это учение о высших принципах действительности, о первых началах бытия, учение о глубинной основе мира. Осн.фил-ие проблемы: 1.онтология(теория познания). 2. гносеология (учение о бытие).3.методология(учение о развитии).4.социология(соц.проблемы). 5.этика(учение о морали). 6.эстетика(учение о прекрасном). 7.антропология(учение о человеке). 8.аксиология(уч.о ценностях). 9.диалектика(уч.о действительности). 10. метафизика(уч.о смысле жизни).
Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он живет,в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть. Каждая эпоха и каждая общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии этих вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М.,
Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем или иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания стили мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного класса с объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем более прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, революционным или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противостояла феодализму было сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М. Становится консервативным или реакционным.
21. Немецкая классическая философия. Н.К.Ф. - этап развития Ф., представленный учениями Канкта, Фихте, Шелленга, Гегеля и Фейербаха. Теоретическими источниками Н.К.Ф. является идейное наследие французского и немецкого просвещения, рационализм Декарта, Спинозы, Лейбница, материалистическая линия (Ф.Бэкон, Гоббс). Н.К.Ф. представлена след-ми философскими течениями: 1) Дуализм (Кант). Рассматривает познание как деят-ть протекающую по своим собственным з-нам. Специфика познающего субъекта рассматривается как главный фактор, определяющий способ познания и конструирующий предмет знания. В самом субъекте Кант различет два уровня: эмпирический и трансцендентальный. К эмпирическому относятся индивидуально-психологические особенности человека, к трансцендентальному - всеобщие определения, составляющие принадлежность человека как такового. 2) Субъективно-идеалистическое течение (Фихте). Предполагается некий абсолютный субъект, к-й наделяется бесконечной активной деятельностью и к-й творит мир. Исходная "Я" - нравственная деят-ть сознания. Из него вытекает отдельное "Я" - ограниченный человеческий субъект, к-му противостоит природа. Органом разумного познания Фихте признает непосредственное созерцание истины умом, или "интеллектуальную интуицию". В этике центральным вопросом ставит вопрос о свободе, в к-й видит не беспричинный акт, а действие, основанное на познании неприложной необходимости. 3) Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель). Ш. выступал с критикой механицизма в естествознании , стремясь показать, что вся природа в целом может быть объяснена с помощью принципа целесообразности, лежащего в основе жизни. В натурфилософии Ш. была возрождена неоплатоническая идея Мировой души, пронизающей собою все космические стихии и обеспечивающей единство и целостность природного бытия, всеобщую связь природных явлений. Гегель, доказывал, что происхождение многого из единого явл-ся предметом рационального познания, инструментом к-го явл-ся логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания лежит логика, а двигателем служит противоречие. 4) Материализм (Фейербах). Возник как реакция на идеализм Гегеля. В центре внимания Ф. - человек, как психофизическое единство, единство души и тела. Критикуя абстрактное мышление Ф. полагает, что, только то, что дано через органы чувств, обладает подлинной реальностью. Ф. отвергает возможность чисто отвлеченного познания с помощью разума.
42. Марксистская фил-я. В естественнонаучном обосновании фил-я марксизма серьезное значение имело диалектико-материалистическое осмысление природы, в котором существенную роль сыграли естественнонаучные открытия -открытие з-на сохранения и превращения энергии, создание эволюционного учения. В з-не сохранения и превращения энергии основоположники марксизма увидели подтверждение принципов материального единства мира. В учении о клеточном строении живых организмов они усматривали док-во внутреннего единства растит. и животного мира. Теоретическ. источники явились нем. классическ. философы, английские классич. политэкономы, французские утопические социалисты. Диалектика Гегеля -источник формирования материальной диалектики. Смит и Рикардо способствовали созданию исторически материализму. Маркс и Энг. связали в единый узел теорию и рев. практику. Марксизм говорит, что бытие людей определяет их сознание. Фил. марксизма как цельное учение формировалось в органическом единстве всех его составных частей. Она выступает как научный метод познания и преобразования мира. Суть философии составляют исследования классических философских ??, концентрирующихся вокруг отношений людей между собой и природы ч-ка. В эволюции марксисткой ф-ии выделяют 2 этапа: 1. Ранний, для которого хар-ны попытки разработки целостного мировоззрения преимущественно средствами философского анализа ("Экономико-философские рукописи)" 2. Поздний, на котором вместо прежней абстрактной конструкции ч-ка и его сущностных сил сложилась конкретная, основанная на изучении экономической и социальной стр-ры об-ва научно-философская теория, в которой было обрисовано новое миросозерцание, последовательный материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика как наиболее всестороннее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и всемирно исторической роли пролетариата.
3. Антропологический материализм Фейербаха. В середине 19в с резкой критикой идеализма выступил Людвиг Фейербах. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии -знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Первейшая задача философии -критика и разоблачение религии. Для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек -не творение Бога, а часть вечной природы. материализм Ф. не случайно трактуется как антропологический. Он существенно отличается от материализма 18в. т.к. не сводит всякую реальность к механическому дв-ю и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. В центре внимания Ф. -не отвлеченное понятие души и тела, а человек как психофизическое единство Дух и тело -2 стороны той реальности, к -я называется организмом. Человеческая природа трактуется преимущественно биологически. В теории познания Ф. выступает как сенсуалист, полагая, что ощущение составляет единственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органы чувств - и обладает подлинной реальностью. Антропологический принцип Ф. в теории познания выражается в том, что он по новому трактует понятие "объект. Антропологический материализм Ф. возникает как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в к-м господство всеобщего над единым было утрировано. Ф. встал на защиту природно-биологического начала в ч-ке, "
Знаменитая книга Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уже настоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философ определил как «сведение религии к антропологии». Он пишет, что его первой мыслью был бог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует не идея человечества, а реальный человек. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, а человек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданное религией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческой сущности.
9. Диалектика Гегеля. Достигнув некоторой точки, индивидуальное сознание попадает в область чистого мышления, где наступает абсолютное тождество мышления и бытия. Г. доказывал, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой - понятие. В основе рационального познания Г. лежит диалектическая логика, заключенная в саморазвитии понятия. Саморазвитие понятия проходит тройственный цикл: утверждение (тезис), отрицание (антитезис), отрицание отрицания или новое понятие, достигнув которого весь процесс воспроизводится вновь, но на более высоком уровне, и так до тех пор, пока не будет получен высший синтез. Через диалектическое развитие понятий Г. выводил идею "абсолютного понятия", Ценнейшим приобретением фил-ии Г. была диалектика, изложенная в "Науке логики". Дал анализ важнейших з-в и категорий диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития-как природы, так и общества, и человеческого мышления-заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, «только в понятии истина обладает стихией своего существования», и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей-процессов в природе и обществе. Диалектика вещей по Гегелю, есть, отраженная, «отчужденная», форма подлинной диалектики, присущей только жизни понятия», или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесссамодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе-через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.
22. Общество и его структура Важным элементом определения общества является наличие связей, которые соединяют разрозненные элементы в единую, целостную систему. Эти связи воспроизводятся в деятельности людей. Маркс выделяет важнейший признак общества. выявление общественных отношений -важный элемент концепции Маркса. Производственные отношения выполняют организующую роль внутренней структуры, активной формы. Существуя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надындивидуальный характер. Человек, как член определенного класса, группы включается в разнообразные формы деятельности и вступает на этой основе в определенные отношения с другими людьми. Формирование ч-ка как общественного существа есть одновременно становление его как личности. Общественные отношения связывают индивида с социальной группой, с обществом. Тем самым они являются средством включения индивида в общественную практику, в социальность. В формах общественных отн-й осущ-ся д-ть больших общественных групп: экономич, политич, правовая, моральная. Сложившиеся в общ-ве отношения превращаются в алгоритмы деятельности социальных групп.
15. Материя как философская категория объективная реальность, существующая вне и независимо от человеческого сознания и отражаемая им. М. охватывает бесконечное множество реально существующих объектов и систем мира, является субстанциальной основой всевозможных форм движения. М. не существует иначе, как только в бесчисленном множестве конкретных форм, различных объектов и систем. М. несотворима и неучтожима, вечна во времени и бесконечна в пространстве, в своих структурных проявлениях, неразрывно связана с движением, способна к неугасающему саморазвитию, которое на определенных условиях приводит к возникновению жизни и мыслящих существ. Сознание выступает как высшая форма отражения, присущего М. Субстанциальность, всеобщность и абсолютность М. характеризует материальное единство мира. В мире нет ничего, что не было бы определенным видом М.,. ее свойством или формой движения, продуктом ее исторического развития. Признание материального единства мира является исходным принципом философского материализма в противоположность всем идеалистическим концепциям, в к-х в качестве субстанции всех явлений в мире принимается божественная воля, абсолютная идея, дух, энергия (Энергетизм) и т.п. М нельзя сводить к определенным ее конкретным формам, т.к. сущ-т невещественные виды М. -электромагнетизм. М. неисчерпаема и ее познание потенциально не ограничено. С т.з. современной науки основные формы М.: 1.системы неживой природы (молекулы, атомы, поля) 2. биологические системы (вся биосфера) 3. социально организованные системы (ч-к , общ-во). Но было бы неправильно отождествлять философскую категорию М. с конкретными физическими или химическими представлениями о М., т.к. последние имеют локальный характер и не охватывают всего бесконечного многообразия реально существующих видов М. Точно так же ошибочно отождествлять М. с каким-либо ее конкретным св-м, напр. с массой, энергией, пространством. и т.п., т.к. М. обладает неисчерпаемым многообразием различных св-в. Понятие М. детально раскрывается во всем содержании диалектического и исторического мат-ма, в его учении о ее всеобщих св-х и законах развития.
16. Проблема сознания (С).Идеалисты - С.это нечто изначальное; оно не только не объяснимо ничем, что сущ-ет вне его, но само из себя призвано объяснить всё совершающееся в природе, истории и поведении чел-ка. Материалисты: признают С. функцией мозга и отражением внешнего мира. С. - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действ-ти, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их рез-тов, в разумном регулир-ии и самоконтролировании поведения человека. Человеческий мозг есть орган С., а С. - его функция (факты в подтверждение: от уровня сложности орг-ии мозга зависит и уровень отражательно-конструктив. способности С. Норм. психика не возможна вне норм. функц-щего мозга. Как только нарушается стр-ра орг-ии материи мозга, разруш-ся стр-ра С. Мозг - матер. субстракт С. С. всегда связано с протекающими в мозгу процессами и не сущ-ет помимо них. !!! В широком смысле слова С. - псих. отражение действ-ти; в более узком - высшая собственно человеч. форма психич. отражения действ-ти. В стр-ре С. выделяют прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание т.е. опред. отношение к содержанию того, что отражается. Развитие С. предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окруж. мире и о самом человеке. Ядро С. образ-ют ощущения, восприятия, представления, понятия и мышление. Оно также включает в себя внимание (благодаря ему опред. круг О-тов находится в фокусе С.)
С. не ограничивается познавательными процессами и вниманием, а также эмоциоанльной сферой (воздействующие на нас предметы вызывают в нас чувства, настроения, аффекты). Наши намерения претворяются в дело благодаря воле. Однако С.- это не сумма множ-ва составляющих его эл-тов, а сложное интегральное целое.С. могло возникнуть лишь как функция сложноорг. мозга, к-ый сформировался под воздействием труда и речи.(рассказать о развитии мозга с развитием руки). С. и язык образуют единство; он яв-ся непосредственной действ-тью мысли, С. Он участвует в процессе мысл. деят-ти как ее чувств. основа или орудие. С. не только выявляется, но и форм-ся с помощью языка. Связь между С. и языком не мех-ая, а орг. Их нельзя отделить друг от друга. Общественное сознание хар-ет и реальное сознание конкретного общ-ва(массовое сознание) и идеальную модель общественного сознания. Модель обществ. сознания представляется как модель структурная, абстрактное выражение структуры реального общественного сознания. В структуре общ.сознания : уровни -обыденное и теоретическое, общественная психология и идеология; формы - политическая идеология, правосознание, мораль, религия, искусство, наука и философия. Обыденное сознание возникает в процессе повседневной практики людей, как эмпирическое отражение внешней стороны действительности. Теоретическое сознание - отражение ее существенных связей и закономерностей и находит выражение в науке и др.формах сознания. В реальности - теор. и обыден. сознание взаимосвязаны, не могут заменить друг друга, но взаимно воздействую друг на друга. Теоретичек.сознание способно видоизменять, модифицировать обыденное сознание. Обыденное - есть низший по сравнению с теоретическ. уровень сознания. Общественная психология формируется в процессе повседневной практической жизни людей. В общест. психологии - главным является не само по себе знание о действительности, а отношение к этому знанию. Обществ. психология с ее эмоцион. окраской играет очень важную роль в обществ. дв-х.
Сознание, высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности. Оно представляет собой единствопсихических процессов, участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. С самого рождения человек попадает в мир предметов, созданный предыдущим покалением. Любое ощущение или чувство является частью сознания так как обладает значением и смыслом. Однако сознание не есть только знание или языковое мышление. С другой стороны нельзя оттождествлять сознание и психику, т.к. не все психические процессы включаются в данный момент в сознание. Оно возникло в общественно-производственной деятельности человека и непрерывно связано с языком. Сознание существует в 2-х формах-общественном и индивидуальном. Сознание формируется деятельностью, чтобы потом влиять на эту деятельность, определяя и регулируя ее.
23. Экологические проблемы современности. Сущность Э.П. состоит в углубляющемся противоречии м/у производительной деят-тью человечества и стабильностью природной среды его обитания. В процессе произ-й деят-ти человечество создает неодушевленные предметы и живые организмы, т.е. техномассу. По расчетам ученых, созданная человечеством техномасса, или как ее еще называют искуственная среда, уже сейчас в 10 раз продуктивнее естественной. Искуственная среда наступает на естественную и поглощает ее. И это один из важнейших факторов, обусловливающий постановку перед человечеством Э.П. Рост выбросов в атмосферу СО2, окиси серы и азота могут привести к росту температуры, что в свою очередь повысит уровень мирового океана и приведет к затоплению земель. В результате сотни миллионов людей рискуют превратиться в экологических беженцев. Общий вывод: всякий биологический вид способен выжить в пределах достаточно узкой биологической ниши, т.е. совокупности различных условий и факторов окружающей среды. Однако, существуют пороговые значения внешних условий, за к-ми вымирает. В наст. время человечество подошло к такому пороговому значению. Пути решения Э.П.: так как причиной данной проблемы явл-ся НТП, то его необходимо приостановить, вплоть до нулевого прироста валового общественного богатства. Однако это породит целый ряд социальных и демографических проблем (нищета, голод в развивающихся странах). Поэтому необходимо изменить пути развития современной цивилизации и прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в нем самом. Необходимо изменить социальные установки личности и общ-ва, переориентировать человечество с идеологии наступательного роста производства и потребления мат-х ценностей на духовное самоусовершенствование.
27.Человек,личн,индивид,.
Индивид (от лат. individuum - неделимое), первоначально - лат. Перевод греч. понятия 'атом' (впервые у Цицерона), в дальнейшем - обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо, особь, отд. человек - в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Индивидуальность - неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа, человека. В самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качеств. отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их. Личность - общежитейский и науч. термин, обозначающий: 1) человеч. индивида как субъекта отношений и сознат. деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
Человека ф. понимает как целостность. Сущность ч. связана с обществ. словиями его функционирования и развития, с деят-тью, в ходе к-рой он оказывается и предпосылкой и продуктом истории. Ч. - совокупность всех обществ. отношений. 1) Идеалистич. и религиозно-мистич. понимание ч. 2) натуралистич. (биологич.) понимание ч. 3) сущностное понимание ч. 4) целостное понимание ч. развитая индивидуальность->многообразие соц. Качеств. Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и грамоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное: в ней интересны именно поступки. Простейшие требования нравственности (упомянуть). жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой - работа по определнию смысла жизни.
26. Культура и цивилизация. Цивилизация выражает нечто общее, рациональное,стабильное. Она представляет собой систему отношений, закрепленных в праве, в традициях, способах делового и бытового поведения. Они образуют механизм,гарантирующий функциональную стабильность общества. Цивилизация определяет общее в сообществах, возникающих на базе однотипных технологий. Культура - есть выражение индивидуального начала каждого социума. Исторические этносоциальные культуры есть отражение и выражение в нормах поведения, в правилах жизни и деятельности, в традициях и привычках не общего у разных народов, стоящих на одной цивилиз. ступени, а того, что специфично для их этносоциальной индивидуальности, их исторической судьбы, индивидуальных и неповторимых обстоятельств их прошлого и сегодняшнего бытия, их языка, религии, их географического местоположения, их контактов с другими народами и т.д. Если функция цивилизации-обеспечение общезначимого, стабильного нормативного взаимодействия, то культура отражает, передает и хранит индивидуальное начало в рамках каждой данной общности. Таким образом, цивилизация- это социокультурное образование. Если культ. характеризует меру развития человека, то цивил. характеризует общественные условия этого развития, социальное бытие культуры.
Именно сегодня проблемы и перспективы современной цивилизации приобретают особый смысл, вследствие противоречий и проблем глобального порядка, приобретающих все более острый характер. Речь идет о сохранении современной цивилизации, безусловном приоритете общечеловеческих интересов, вследствие чего социально-политические противоречия в мире имеют свой предел: они не должны разрушать механизмов жизнедеятельности человечества. Предотвращение термоядерной войны, объединение усилий в противостоянии экологическому кризису, в решении энергетической, продовольственной и сырьевой проблемы - все это необходимые предпосылки сохранения и развития современной цивилизации.
Древнеиндийской философия
Инд. Ф-я мысль –древнейшая в мире.Осн.школы: джайнизм, буддизм, адживика. ЕЕ история начинается с Вед(“ведение,знание”), возникших, по видимому, между 1-2 тысячилетиями до н.э. .Веды состоят из 4 сборников гимнов, песнопений, магич.заклинаний, молитв и т. п(санхиты, брахманы, араняки и упанишады).Собственно полное воззрение Др.Индии наиболее полное отражение получили в Упанишадах, но первые проблески фил.подхода прослеживаются уже в сборниках ведических гимнов. По форме Упанишады обычно представляют диалог мудреца-учителя с учеником, либо с человеком ищущим истину. Среди многих вопросов о природе, человеке и познании в Упанишадах доминирует проблема первопричины, первоначала бытия, с помощью которого объясняется происхождение всех явлений природы и человека. Центральный вопрос в теории познания Упанишад-разделение знания нана 2 вида: низшее и высшее. Низшее зн-е- это зн-е эмпирической действительности, которое считается з-ем отрывочным, фрагментарным=> неистинным. Высшее зн-е –это зн-е духовного абсолюта, кот.рассматривается как восприятие бытия в его целостности и главным средством приобретением которого служит мистическая интуиция;Именно это зн-е дает власть над миром.Осн-м источником фил.мысли более позднего –эпического периода явл. Обширная эпическая поэма “Махабхарат”, кот.состоит из 18 книг, повествующих о борьбе за власть между двумя родами. Особо важную роль в становлении ф. сыграла математика(в несколько меньшей степени астрономия). Мат-ка в др.Индии , особенно такие ее разделы, как арифметика, алгебра, достигла очень больших результатов(достаточно указать на появление здесь позиционной системы счиления и введения нуля)
Древнекитайская философия
В Китае процесс зарождения философии наз” эпохой борющихся царств”. Первые философы бродяги критиковали мифологию. Знаменитые древнекитайские ф-фы : Конфуций и Лао-дзы.В этот период сложилисось 6 школ: конфуцианство, моизм, легизм, даосизм, инь янь, имён. Для др.Китая характерна опора на священные книги-“пятикнижие”. Уже в наиболее ранней из книг упоминается два принципа ЯНЬ и ИНЬ олицетворяют два взаимодополняющие начала(муж. и жен.). Лао-дзы учил, что каждая вещь, достигнув определенной степени развития, превращается в свою противоположность: неполное-полным, кривое–прямым). Эта смена протиположностей рассматривалась как всеобщая закономерность движения вещей, как единый поток, как вечное возникновение и исчезновение.
Платон.
Был учеником Сократа, впервые организовал учебное заведение “академию”.Платон-идеалист, характеризует бытие как вечное, неизменное, познаваемое лишь разумом . Чтобы объяснить явление нужно найти его идею т. е. понятие: то постоянное и устойчивое что не дано чувственному восприятию.Тело человека-временное вместилище души, кот. состоит из огня, земли воды и воздуха. Душа сотворена богом: делится на разумную (мышление) и неразумную (чувства). Суть теории познания:”зн-е-это вспоминание” того, что когда-то знала душа. Создал образ идеального гос-ва, в кот. 3 группы людей: правителей-фил-ф, воинов, земледельцев и рамесленников) все они должны заниматься своим делом, не вмешиваясь в дела других. Бытие - тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид П. прих к выводу, что высшие роды сущего - Бытие, движ., покой, тождество и изменение - могут мыслится только таким способом, что каждый из них и есть и не есть, и равен самому себе и не равен., и тождественен себе и приходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр само по себе - едино, вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно же поскольку оно рассм по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво, подвижно. Поэтому бытие содержт в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво.