Представители русской и белорусской философской мысли 4 страница

Несмотря на то, что центром интеллектуальной жизни в Советском Союзе становится Москва, необходимо сказать, что и в Беларуси генерировались философские идеи, авторами которых становились не только профессиональные философы, но и поэты, писатели, историки, политики. Философское обоснование самобытности белорусского народа и при этом исторического единства с русским народом предприняли белорусские мыслители начала XX в. Алексей Сапунов (1851 – 1924) и Евфимий Карский (1860 – 1931). Особую ценность являет собой труд Е. Карского «Белорусы», где был собран огромный лингвистический материал.

Тема народного и национального возрождения стала одной из важнейших в творчестве Янки Купалы (1882 – 1942) и Якуба Коласа (1882 –1956). Я. Купала реалистично показывает образ народа, он далек от его идеализации. Каждый человек обязан стать свободной личностью, чтобы в итоге воздействовать на формирование нации. Человек, народ, природа взаимосвязаны между собой, отсюда необходимость стремления к гармонии.

Для поддержания в человеке веры в будущее Якуб Колас считал, что в обществе необходимо строить жизнь на принципах любви и согласия. Каждый человек представляет собой индивидуальное проявление народного духа, а единство личности и народа формирует национальную культуру, которая в итоге обеспечивает социальный мир.

Сторонники национальной независимости Вацлав Ластовский (1883 – 1938),Владимир Самойла (1878 – 1941), Игнат Абдиралович (1896 – 1923), Александр Цвикевич (1888 – 1937) в своих произведениях пытались обосновать, что белорусский народ достоин своей государственности. Негативно относясь к русификации и полонизации, они создают свои философские программы национального возрождения, некоторые их идеи были зафиксированы в текстах официальных документов Белорусской Народной Республики.

После провозглашения 1 января 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики доминирующее положение получает марксистская философия, о чем свидетельствует и большое количество работ об истории марксистско-ленинской философии в Беларуси. В то же время в Белорусском государственном университете и в созданном в 1931 г. Институте философии Академии наук проводятся фундаментальные научные исследования по актуальным проблемам философского познания. Появляются работы и по истории белорусской философской и общественно-политической мысли. Например, в 60–70-х годах выходят из печати коллективные монографии «Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – начала XIX вв.», «Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии», труды, посвященные отдельным представителям белорусской мысли, переводы их произведений с латинского, польского и других языков.

После провозглашения в 1991 г. Республикой Беларусь суверенитета философская школа, несмотря на все трудности в стране, сохранилась. Научно-исследовательская деятельность в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: социальная философия, методология научно-философского познания, философские проблемы человека, социальная экология, теория и методология организационно-управленческой деятельности, современная религиозная ситуация в Беларуси. Продолжаются и исследования в области белорусской философской и общественно-полити-ческой мысли. Особый вклад в разработку данной тематики внесли белорусские ученые С. Подокшин (1931 – 2004), А. Майхрович (1937 – 2004), Е. Прокошина (1927 – 2006), В. Конон (р. 1934), Т. Короткая (р. 1951) и другие. В настоящее время коллективом авторов пишется многотомный труд по истории философии Беларуси, который призван целостно и систематически реконструировать историю становления и развития философской мысли белорусского народа.

Таким образом, можно отметить, что современная философская мысль России и Беларуси имеет следующие характерные черты:

1 В советский период философия главным образом развивалась в рамках диалектико-материалистического мировоззрения. Мыслители, не принявшие революцию и вынужденно покинувшие Родину, создали за рубежом сильные философские школы, внесшие вклад в развитие мировой философии.

2 В жестких политических условиях в Советском Союзе появляются значимые труды в области теории познания и методологии науки, разработки проблем сознания и социальной жизни.

3 Белорусская философская мысль ХХ в. ярко проявила себя в таких направлениях, как религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-возрожденческое.

В заключение следует отметить, что, несмотря на экономические, политические и иные катаклизмы современности, философия остается не только востребованной, но и зачастую влияет на исторический ход событий. Как нередко бывает, именно в переломные моменты истории и зарождаются наиболее оригинальные идеи, свидетелями возникновения которых, возможно, являемся и мы. Так что будем философски относиться к жизни и искать позитивное в познании, тем более что есть из чего выбирать.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Представители русской и белорусской философской мысли

ИМЯ ГОДЫ ЖИЗНИ ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ
Митрополит Илларион Конец X или нач. XI в. – ок. 1054 – 1055 гг. «Слово о законе и благодати», «Молитва»
Нестор (летописец) Сер. XI в. – нач. XII в. «Чтения о житии Бориса и Глеба», приписывается авторство «Повести временных лет»
Феодосий Печерский Ок. 1036 – 1074 гг. «Слово о терпении и любви»
Владимир Мономах 1053 – 1125 гг. «Поучение»
Митрополит Никифор 2-я пол. XI в. – 1121 г. «Послание о посте и воздержании чувств»
Климент Смолятич Конец XI в. – не ранее 1164 г. «Послание Фоме пресвитеру»
Евфросиния Полоцкая 1110 – 1173 гг. Ее деятельность описана в книге «Житие Евфросинии Полоцкой»
Кирилл Туровский Ок. 1130 – ок. 1182 гг. «Слово о премудрости», «Притча о человеческой душе и теле»
Даниил Заточник XII – XIII в. «Моление»
Серапион Владимирский Нач. XIII в. –1275 г. «Поучение преподобного Серапиона»
Епифаний Премудрый Конец XIV в. – ок. 1420 г. «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского»
Нил Сорский Ок. 1433 – 1508 гг. «Предание», «Устав»
Иосиф Волоцкий 1439/40 – 1515 гг. «Просветитель»
Юрий Котермак-Дрогобич Ок. 1450 – 1494 гг. «Прогностична оцiнка поточного 1483 року»
Филофей Ок. 1465 – 1542 гг. «Послание Великому князю Василию»
Павло Русин из Кросна Ок. 1470 – 1517 гг. «Пiснi Павла Русина з Кросна»
Вассиан Патрикеев Ок. 1470 – после 1531 г. «Прение с Иосифом Волоцким», «Слово о еретиках»
Николай Гусовский 1470 – ок. 1553 гг. «Песня о зубре»
Максим Грек Ок. 1470 – 1556 гг. «О пришельцах философах», «Беседа души и ума»
Франциск Скорина Ок. 1490 – 1551 гг. «Комментарии к Библии», «Малая подорожная книжица»
Михалон Литвин Конец XV в. – вторая половина XVI в. «О нравах татар, литовцев и московитян»
Иван Пересветов XVI в. «Мудрость греческих философов и латинских докторов», «Сказание о Магмет-Салтане»
Лукаш из Нового Миста Конец XV или нач. XVI в. – ок. 1542 г. «Compendiosa in modum construen-darum epistolarum manuductio…»

Продолжение Приложения А

Артемий Троицкий Ок. 1500 – после 1571 г. «Послание Ивану Грозному», «Послание Симону Будному»
Станислав Ориховский 1513 – 1566 гг. «О целибате», «Летопись»
Андрей Курбский 1528 – 1583 гг. «История о великом князе Московском»
Иван Грозный 1530 – 1584 гг. «Послание князю Андрею Курбскому»
Симон Будный 1530 – 1593 гг. «Катехизис»
Андрей Волан 1530 – 1610 гг. «О политической или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе»
Герасим Смотрицкий Год рожд. неизв. – 1594 г. «Ключ царства небесного»
Иван Вышенский 1550 – 1620 гг. «Книжка», «Вiд святої Афонської гори пустельникiв»
Лев Сапега 1557 – 1633 гг. Руководитель третьей редакции «Статута Великого княжества Литовского»
Иов Борецкий 1560 – 1631 гг. «Диалог о православной вере», «Аполлия апологии Мелетия Смотрицкого»
Лаврентий Зизаний 50–60 гг. XVI в. – ок. 1634 г. «Грамматика словенска», «Катехизис Великий»
Мелетий Смотрицкий Предпол. 1577 – 1633 гг. «Грамматика», «Апология»
Иннокентий Гизель 1600 – 1683 гг. «Сочинение о всей философии»
Исайя Копинский Год рожд. неизв. –1640 г. «Духовная лествица»
Иосиф Кононович-Горбацкий Год рожд. неизв. –1653 г. Определения собора 1640 г., извест-ные как «Изложение веры руссов»
Епифаний Славинецкий Нач. XVII в. – 1675 г. «Лексикон греко-славяно-латинский»
Лука Залусский 1604 – 1676 гг. «Общая философия»
Юрий Крижанич Ок. 1618 – 1683 гг. «Политика», «О божественном провидении»
Иоанникий Голятовский 1620 – 1688 гг. «Наука, альбо способ сложенья казаний», «Алфавит еретиков, в предостережение православным»
Лазарь Баранович 1620 – 1693 гг. «Меч духовный…», «Трубы словес проповедных»
Протопоп Аввакум 1621 – 1682 гг. «Книга толкований», «Житие»
Войтех Тылковский 1624 – 1695 гг. «Занимательная философия»
Симеон Полоцкий 1629 – 1680 гг. «Жезл правления», «Обед душевный»
Казимир Лыщинский 1634 – 1689 гг. «О несуществовании Бога»
Сильвестр Медведев 1641 – 1691 гг. «Оглавление книг, кто их сложил»
Карион Истомин 1640 – 1717 гг. «Екклезиа», «Домострой» (перевод трактата Эразма Роттердамского)

Продолжение Приложения А

Адам Краснодембский 1645 – 1702 гг. «Философия, изложенная Аристотелем»
Стефан Яворский 1658 – 1722 гг. «Философское состязание»
Андрей Белобоцкий 2-я пол. XVII в. – нач. XVIII в. «Исповедание веры», «Пентатегиум»
Феофан Прокопович 1681 – 1736 гг. «Натурфилософия, или физика»
Василий Татищев 1686 – 1750 гг. «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ»
Георгий Щербацкий Год рожд. неизв.–1754 г. «Institutiones ad faciliorem veterum ас recentiorum philosophorum lectionem comparatae»
Михаил Ломоносов 1711 – 1765 гг. «Петр Великий»
Антон Скорульский 1715 – 1780 гг. «Комментарий философии, то есть логики, метафизики и физики»
Георгий Конисский 1717 – 1795 гг. «Похвала логике», «Философия природы, или физика»
Григорий Сковорода 1722 – 1794 гг. «Начальная дверь к христианскому добронравию»
Паисий Величковский 1722 – 1794 гг. «Добротолюбие»
Бенедикт Добшевич 1722 – 1794 гг. «Философские тезисы», «Краткие извлечения из универсальной философии»
Станислав Шадурский 1727 – 1789 гг. «Начала рассуждений в диалогах и упражнениях по логике, этике и метафизике»
Яков Козельский 1728 – 1795 гг. «Философические предложения»
Мартин Почобут 1728 – 1810 гг. «Calculus eclipseos lunaris, quae accidit die 14 Febr. 1766 pro observatorio Academiae Vilnensis»
Иоахим Хрептович 1729 – 1812 гг. «Про естественное право»
Дмитрий Аничков 1733 – 1788 гг. «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений»
Михаил Щербатов 1733 – 1790 гг. «О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую»
Казимир Нарбут 1738 – 1807 гг. «Эклектическая философия», «Логика, или Наука рассуждения и разумного разговора»
Денис Фонвизин 1744 – 1792 гг. «Обозрение проявлений политической жизни в России», «О коммунизме и социализме»
Николай Новиков 1744 – 1818 гг. «О достоинствах человека в отношении к Богу и миру»
Александр Радищев 1749 – 1802 гг. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Продолжение Приложения А

Иероним Стройновский 1752 – 1815 гг. «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов»
Иосиф Еленский 1756 – 1813 гг. «Благовест»
Ян Снядецкий 1756 – 1830 гг. «Философия человеческого разума», «О Копернике»
Иоганн Шад 1758 – 1834 гг. «Логика чистая и прикладная»
Петр Лодий 1764 – 1829 гг. «Логические наставления»
Аниол Довгирд 1776 – 1835 гг. «О логике, метафизике и моральной философии», «Логика теоретическая и практическая»
Александр Галич 1783 – 1848 гг. «История философских систем»
Иоахим Лелевель 1786 – 1881 гг. «Три конституции Польши»
Михаил Фонвизин 1788 – 1854 гг. «О коммунизме и социализме»
Павел Пестель 1793 – 1826 гг. «Русская правда»
Ян Борщевский 1794 – 1851 гг. «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах»
Петр Чаадаев 1794 – 1856 гг. «Философические письма», «Апология сумасшедшего»
Иван Скворцов 1795 – 1863 гг. «Критический обзор Кантовой религии в пределах одного разума»
Федор Голубинский 1797 – 1854 гг. «Лекции философии», «Взгляд на нравственную философию древних»
Адам Мицкевич 1798 – 1855 гг. «Пан Тадеуш»
Василий Карпов 1798 – 1867 гг. «Введение в философию», «Систематическое изложение логики», «О самопознании»
Флориан Бохвиц 1799 – 1856 гг. «Форма моего мышления», «Мысли о воспитании человека»
Михаил Погодин 1800 – 1875 гг. «О модных у нас философских толках»
Владимир Одоевский 1803/04 – 1869 гг. «Русские ночи»
Алексей Хомяков 1804 – 1860 гг. «Церковь – одна», "Несколько слов о «Философическом письме»"
Михаил Максимович 1804-1873 гг. «Письмо о философии»
Федор Сидонский 1805 – 1873 гг. «Введение в науку философию»
Иван Киреевский 1806 – 1856 гг. «О необходимости и возможности новых начал в философии»
Степан Шевырев 1806 – 1864 гг. «История поэзии»
Орест Новицкий 1806 – 1884 гг. «Руководство к логике», «Очерк индийской философии»
Винцент Дунин-Марцинкевич 1808 – 1884 гг. «Пинская шляхта»
Николай Гоголь 1809 – 1852 гг. «Выбранные места из переписки с друзьями», «Мертвые души»

Продолжение Приложения А

Иосиф Михневич 1809 – 1885 гг. «Исследование системы Шеллинга»
Петр Авсенев 1810 – 1852 гг. «Из записок о психологии»
Виссарион Белинский 1811 – 1848 гг. «Письмо Н.В. Гоголю», «Рассуждение»
Александр Герцен 1812 – 1870 гг. «Письма об изучении природы», «Былое и думы»
Николай Станкевич 1813 – 1840 гг. «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Иоанна III»
Тимофей Грановский 1813 – 1855 гг. «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции»
Николай Огарев 1813 – 1877 гг. «Юмор»
Сильвестр Гогоцкий 1813 – 1889 гг. «Философский лексикон», «Введение в историю философии»
Тарас Шевченко 1814 – 1861 гг. «Кобзарь»
Михаил Бакунин 1814 – 1876 гг. «О философии», «Государственность и анархия»
Николай Костомаров 1817 – 1885 гг. «Книга бытия украинского народа», «Две российские народности»
Константин Кавелин 1818 – 1885 гг. «Задачи этики»
Юрий Самарин 1819 – 1876 гг. «Стефан Яворский и Феофан Прокопович»
Пантелеймон Кулиш 1819 – 1897 гг. «Письма с хутора»
Федор Достоевский 1821 – 1881 гг. «Бесы», «Братья Карамазовы»
Николай Данилевский 1822 – 1885 гг. «Россия и Европа»
Петр Лавров 1823 – 1900 гг. «Очерки вопросов практической философии: личность», «Опыт истории мысли нового времени»
Памфил Юркевич 1826 – 1874 гг. «Идея», «Материализм и задачи философии»
Николай Чернышевский 1828 – 1889 гг. «Антропологический принцип в философии», «Что делать?»
Николай Страхов 1828 – 1896 гг. «Философские очерки»
Николай Федоров 1828 – 1903 гг. «Философия общего дела»
Борис Чичерин 1828 – 1904 гг. «Положительная философия и единство науки», «Основания логики и метафизики»
Лев Толстой 1828 – 1910 гг. «Исповедь», «Путь жизни»
Николай Федоров 1829 – 1903 гг. «Блудный сын философии», «Последний философ»
Константин Леонтьев 1831 – 1891 гг. «Византизм и славянство», «Записки отшельника»
Алексей Козлов 1831 – 1900 гг. «Философские этюды», «Философия как наука»
Александр Потебня 1835 – 1891 гг. «Мысль и язык»

Продолжение Приложения А

Николай Добролюбов 1836 – 1861 гг. «О степени участия народности в развитии русской литературы»
Владимир Лесевич 1837 – 1905 гг. «Письма о научной философии», «Что такое философия?»
Кастусь Калиновский 1838 – 1864 гг. Статьи в газете «Мужицкая правда»
Дмитрий Писарев 1840 – 1868 гг. «Схоластика XX века», «Идеализм Платона»
Михаил Владиславлев 1840 – 1890 гг. «Логика», «Философия Плотина»
Франтишек Богушевич 1840 – 1900 гг. «Дудка белорусская»
Михаил Драгоманов 1841 – 1895 гг. «Шевченко, украинофилы и социализм»
Элиза Ожешко 1841 – 1910 гг. «Над Неманом»
Петр Кропоткин 1842 – 1921 гг. «Анархизм: его философия и идеал», «Государство и его роль в истории»
Петр Ткачев 1844 – 1885 гг. «Роль мысли в истории», «Кладези мудрости российских философов»
Алексей Сапунов 1851 – 1924 гг. «Исторические отношения Руси Белой с Великою», «Белоруссия и белорусы»
Николай Грот 1852 – 1899 гг. «Что такое метафизика?», «Философия и ее общие задачи»
Владимир Соловьев 1853 – 1900 гг. «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра»
Алексей Гиляров 1855 – 1938 гг. «Схема истории философии в освещении исторического материализма», «Введение в философию»
Иван Франко 1856 – 1916 гг. «Из секретов поэтического творчества», «Иван Вишенский»
Георгий Плеханов 1856 – 1918 гг. «Об изучении философии», «Основные вопросы марксизма», «К вопросу о роли личности в истории»
Василий Розанов 1856 – 1919 гг. «Опавшие листья», «Уединенное»
Александр Введенский 1856 – 1925 гг. «Опыт построения теории материи на принципах критической философии», «О Канте»
Константин Циолковский 1857 – 1935 гг. «Космическая философия»
Евфимий Карский 1860 – 1931 гг. «Белорусы»
Евгений Трубецкой 1863 – 1920 гг. «Миросозерцание Владимира Соловьева», «Метафизические предположения познания»
Виктор Несмелов 1863 – 1937 гг. «Вера и знание с точки зрения гносеологии», «Наука о человеке»

Продолжение Приложения А

Владимир Вернадский 1863 – 1945 гг. «Научная мысль как планетное явление»
Дмитрий Мережковский 1865 – 1941 гг. «Россия и большевизм», «Царство Антихриста»
Павел Новгородцев 1866 – 1924 гг. «Об общественном идеале», «Введение в философию права: кризис современного правосознания»
Михаил Грушевский 1866 – 1934 гг. «История Украины – Руси», «Начала гражданственности»
Лев Шестов 1866 – 1938 гг. «Афины и Иерусалим», «Власть ключей», «Философия и теория познания»
Дмитрий Мережковский 1866 – 1941 гг. «Толстой и Достоевский», «Лица святых от Иисуса к нам»
Богдан Костяковский 1868 – 1920 гг. «В защиту научно-философского идеализма»
Владимир Ленин 1870 – 1924 гг. «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция»
Петр Струве 1870 – 1944 гг. «Отрывки о государстве», «Марк-сова теория социального развития», «Дух и слово»
Сергей Поварнин 1870 – 1952 гг. «Логика. Общее учение о доказательстве», «Искусство спора»
Николай Лосский 1870 – 1965 гг. «Обоснование интуитивизма», «Ценность и бытие»
Леся Украинка 1871 – 1913 гг. «Вавилонский плен»
Сергей Булгаков 1871 – 1944 гг. «Свет невечерний», «Философия хозяйства»
Александр Богданов 1873 – 1928 гг. «Философия современного естествоиспытателя», «Философия живого опыта. Популярные очерки»
Николай Рерих 1874 – 1947 гг. «Восток – Запад», «Культура и цивилизация»
Николай Бердяев 1874 – 1948 гг. «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея»
Семен Франк 1877 – 1950 гг. «Духовные основы общества», «Смысл жизни»
Борис Вышеславцев 1877 – 1954 гг. «Этика преображенного эроса», «Вечное в русской философии»
Густав Шпет 1879 – 1937 гг. «Очерки развития русской философии», «Герменевтика и ее проблемы»
Лев Троцкий 1879 – 1940 гг. «Война и революция», «На пути к социализму»
Елена Рерих 1879 – 1955 гг. «У порога Нового Мира»

Продолжение Приложения А

Николай Алексеев 1879 – 1964 гг. «Русская империя в ее исторических истоках»
Николай Васильев 1880 – 1940 гг. «Логика и металогика», «Воображаемая логика»
Владимир Винниченко 1880 – 1951 гг. «Конкордизм»
Василий Зеньковский 1881 – 1962 гг. «История русской философии», «Русские мыслители и Европа»
Абрам Деборин 1881 – 1963 гг. «Философия и марксизм», «Философия и политика»
Семен Семковский 1882 – 1937 гг. «Теория относительности и материализм»
Янка Купала 1882 – 1942 гг. «Разоренное гнездо», «Извечная песня»
Павел Флоренский 1882 – 1943 гг. «Столп и утверждение истины»
Лев Карсавин 1882 – 1952 гг. «Философия истории», «О личности», «Восток, Запад и русская идея»
Якуб Колас 1882 – 1956 гг. «На ростанях»
Вацлав Ластовский 1883 – 1938 гг. «Наши ценности», «История белорусской (кривской) книги»
Иван Ильин 1883 – 1954 гг. «О монархии и республике», «О со-противлении злу силою», «О русской идее»
Федор Степун 1884 – 1965 гг. «Бывшее и несбывшееся», «Большевизм и христианская экзистенция»
Георгий Федотов 1886 – 1951 гг. «Христианин в революции»
Александр Цвикевич 1888 – 1937 гг. «Об аргументах разума и об аргументах сердца», «Возрождение Беларуси и Польша»
Николай Бухарин 1888 – 1939 гг. «Философские арабески»
Питирим Сорокин 1889 – 1968 гг. «Человек. Цивилизация. Общество», «Социальная философия в эпоху кризиса»
Николай Трубецкой 1890 – 1938 гг. «Европа и человечество», «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока»
Максим Богданович 1891– 1917 гг. «Белорусское возрождение»
Владимир Юринец 1891 – год гибели неизв. «Учение Ламетри о материи»
Николай Хвилевый 1893 – 1933 гг. «Украина или Малороссия?»
Георгий Флоровский 1893 – 1979 гг. «Пути русского богословия», «Тварь и тварность»
Александр Лосев 1893 – 1988 гг. «Диалектика мифа», «Философия имени», «История античной эстетики»
Валентин Асмус 1894 – 1975 гг. «История античной философии», «Иммануил Кант»

Окончание Приложения А

Наши рекомендации