Представители русской и белорусской философской мысли 4 страница
Несмотря на то, что центром интеллектуальной жизни в Советском Союзе становится Москва, необходимо сказать, что и в Беларуси генерировались философские идеи, авторами которых становились не только профессиональные философы, но и поэты, писатели, историки, политики. Философское обоснование самобытности белорусского народа и при этом исторического единства с русским народом предприняли белорусские мыслители начала XX в. Алексей Сапунов (1851 – 1924) и Евфимий Карский (1860 – 1931). Особую ценность являет собой труд Е. Карского «Белорусы», где был собран огромный лингвистический материал.
Тема народного и национального возрождения стала одной из важнейших в творчестве Янки Купалы (1882 – 1942) и Якуба Коласа (1882 –1956). Я. Купала реалистично показывает образ народа, он далек от его идеализации. Каждый человек обязан стать свободной личностью, чтобы в итоге воздействовать на формирование нации. Человек, народ, природа взаимосвязаны между собой, отсюда необходимость стремления к гармонии.
Для поддержания в человеке веры в будущее Якуб Колас считал, что в обществе необходимо строить жизнь на принципах любви и согласия. Каждый человек представляет собой индивидуальное проявление народного духа, а единство личности и народа формирует национальную культуру, которая в итоге обеспечивает социальный мир.
Сторонники национальной независимости Вацлав Ластовский (1883 – 1938),Владимир Самойла (1878 – 1941), Игнат Абдиралович (1896 – 1923), Александр Цвикевич (1888 – 1937) в своих произведениях пытались обосновать, что белорусский народ достоин своей государственности. Негативно относясь к русификации и полонизации, они создают свои философские программы национального возрождения, некоторые их идеи были зафиксированы в текстах официальных документов Белорусской Народной Республики.
После провозглашения 1 января 1919 г. Белорусской Советской Социалистической Республики доминирующее положение получает марксистская философия, о чем свидетельствует и большое количество работ об истории марксистско-ленинской философии в Беларуси. В то же время в Белорусском государственном университете и в созданном в 1931 г. Институте философии Академии наук проводятся фундаментальные научные исследования по актуальным проблемам философского познания. Появляются работы и по истории белорусской философской и общественно-политической мысли. Например, в 60–70-х годах выходят из печати коллективные монографии «Из истории философской и общественно-политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – начала XIX вв.», «Очерки истории философской и социологической мысли Белоруссии», труды, посвященные отдельным представителям белорусской мысли, переводы их произведений с латинского, польского и других языков.
После провозглашения в 1991 г. Республикой Беларусь суверенитета философская школа, несмотря на все трудности в стране, сохранилась. Научно-исследовательская деятельность в настоящее время осуществляется по следующим направлениям: социальная философия, методология научно-философского познания, философские проблемы человека, социальная экология, теория и методология организационно-управленческой деятельности, современная религиозная ситуация в Беларуси. Продолжаются и исследования в области белорусской философской и общественно-полити-ческой мысли. Особый вклад в разработку данной тематики внесли белорусские ученые С. Подокшин (1931 – 2004), А. Майхрович (1937 – 2004), Е. Прокошина (1927 – 2006), В. Конон (р. 1934), Т. Короткая (р. 1951) и другие. В настоящее время коллективом авторов пишется многотомный труд по истории философии Беларуси, который призван целостно и систематически реконструировать историю становления и развития философской мысли белорусского народа.
Таким образом, можно отметить, что современная философская мысль России и Беларуси имеет следующие характерные черты:
1 В советский период философия главным образом развивалась в рамках диалектико-материалистического мировоззрения. Мыслители, не принявшие революцию и вынужденно покинувшие Родину, создали за рубежом сильные философские школы, внесшие вклад в развитие мировой философии.
2 В жестких политических условиях в Советском Союзе появляются значимые труды в области теории познания и методологии науки, разработки проблем сознания и социальной жизни.
3 Белорусская философская мысль ХХ в. ярко проявила себя в таких направлениях, как религиозно-идеалистическое, марксистское и национально-возрожденческое.
В заключение следует отметить, что, несмотря на экономические, политические и иные катаклизмы современности, философия остается не только востребованной, но и зачастую влияет на исторический ход событий. Как нередко бывает, именно в переломные моменты истории и зарождаются наиболее оригинальные идеи, свидетелями возникновения которых, возможно, являемся и мы. Так что будем философски относиться к жизни и искать позитивное в познании, тем более что есть из чего выбирать.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Представители русской и белорусской философской мысли
ИМЯ | ГОДЫ ЖИЗНИ | ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ |
Митрополит Илларион | Конец X или нач. XI в. – ок. 1054 – 1055 гг. | «Слово о законе и благодати», «Молитва» |
Нестор (летописец) | Сер. XI в. – нач. XII в. | «Чтения о житии Бориса и Глеба», приписывается авторство «Повести временных лет» |
Феодосий Печерский | Ок. 1036 – 1074 гг. | «Слово о терпении и любви» |
Владимир Мономах | 1053 – 1125 гг. | «Поучение» |
Митрополит Никифор | 2-я пол. XI в. – 1121 г. | «Послание о посте и воздержании чувств» |
Климент Смолятич | Конец XI в. – не ранее 1164 г. | «Послание Фоме пресвитеру» |
Евфросиния Полоцкая | 1110 – 1173 гг. | Ее деятельность описана в книге «Житие Евфросинии Полоцкой» |
Кирилл Туровский | Ок. 1130 – ок. 1182 гг. | «Слово о премудрости», «Притча о человеческой душе и теле» |
Даниил Заточник | XII – XIII в. | «Моление» |
Серапион Владимирский | Нач. XIII в. –1275 г. | «Поучение преподобного Серапиона» |
Епифаний Премудрый | Конец XIV в. – ок. 1420 г. | «Житие Стефана Пермского», «Житие Сергия Радонежского» |
Нил Сорский | Ок. 1433 – 1508 гг. | «Предание», «Устав» |
Иосиф Волоцкий | 1439/40 – 1515 гг. | «Просветитель» |
Юрий Котермак-Дрогобич | Ок. 1450 – 1494 гг. | «Прогностична оцiнка поточного 1483 року» |
Филофей | Ок. 1465 – 1542 гг. | «Послание Великому князю Василию» |
Павло Русин из Кросна | Ок. 1470 – 1517 гг. | «Пiснi Павла Русина з Кросна» |
Вассиан Патрикеев | Ок. 1470 – после 1531 г. | «Прение с Иосифом Волоцким», «Слово о еретиках» |
Николай Гусовский | 1470 – ок. 1553 гг. | «Песня о зубре» |
Максим Грек | Ок. 1470 – 1556 гг. | «О пришельцах философах», «Беседа души и ума» |
Франциск Скорина | Ок. 1490 – 1551 гг. | «Комментарии к Библии», «Малая подорожная книжица» |
Михалон Литвин | Конец XV в. – вторая половина XVI в. | «О нравах татар, литовцев и московитян» |
Иван Пересветов | XVI в. | «Мудрость греческих философов и латинских докторов», «Сказание о Магмет-Салтане» |
Лукаш из Нового Миста | Конец XV или нач. XVI в. – ок. 1542 г. | «Compendiosa in modum construen-darum epistolarum manuductio…» |
Продолжение Приложения А
Артемий Троицкий | Ок. 1500 – после 1571 г. | «Послание Ивану Грозному», «Послание Симону Будному» |
Станислав Ориховский | 1513 – 1566 гг. | «О целибате», «Летопись» |
Андрей Курбский | 1528 – 1583 гг. | «История о великом князе Московском» |
Иван Грозный | 1530 – 1584 гг. | «Послание князю Андрею Курбскому» |
Симон Будный | 1530 – 1593 гг. | «Катехизис» |
Андрей Волан | 1530 – 1610 гг. | «О политической или гражданской свободе», «О счастливой жизни, или наивысшем человеческом благе» |
Герасим Смотрицкий | Год рожд. неизв. – 1594 г. | «Ключ царства небесного» |
Иван Вышенский | 1550 – 1620 гг. | «Книжка», «Вiд святої Афонської гори пустельникiв» |
Лев Сапега | 1557 – 1633 гг. | Руководитель третьей редакции «Статута Великого княжества Литовского» |
Иов Борецкий | 1560 – 1631 гг. | «Диалог о православной вере», «Аполлия апологии Мелетия Смотрицкого» |
Лаврентий Зизаний | 50–60 гг. XVI в. – ок. 1634 г. | «Грамматика словенска», «Катехизис Великий» |
Мелетий Смотрицкий | Предпол. 1577 – 1633 гг. | «Грамматика», «Апология» |
Иннокентий Гизель | 1600 – 1683 гг. | «Сочинение о всей философии» |
Исайя Копинский | Год рожд. неизв. –1640 г. | «Духовная лествица» |
Иосиф Кононович-Горбацкий | Год рожд. неизв. –1653 г. | Определения собора 1640 г., извест-ные как «Изложение веры руссов» |
Епифаний Славинецкий | Нач. XVII в. – 1675 г. | «Лексикон греко-славяно-латинский» |
Лука Залусский | 1604 – 1676 гг. | «Общая философия» |
Юрий Крижанич | Ок. 1618 – 1683 гг. | «Политика», «О божественном провидении» |
Иоанникий Голятовский | 1620 – 1688 гг. | «Наука, альбо способ сложенья казаний», «Алфавит еретиков, в предостережение православным» |
Лазарь Баранович | 1620 – 1693 гг. | «Меч духовный…», «Трубы словес проповедных» |
Протопоп Аввакум | 1621 – 1682 гг. | «Книга толкований», «Житие» |
Войтех Тылковский | 1624 – 1695 гг. | «Занимательная философия» |
Симеон Полоцкий | 1629 – 1680 гг. | «Жезл правления», «Обед душевный» |
Казимир Лыщинский | 1634 – 1689 гг. | «О несуществовании Бога» |
Сильвестр Медведев | 1641 – 1691 гг. | «Оглавление книг, кто их сложил» |
Карион Истомин | 1640 – 1717 гг. | «Екклезиа», «Домострой» (перевод трактата Эразма Роттердамского) |
Продолжение Приложения А
Адам Краснодембский | 1645 – 1702 гг. | «Философия, изложенная Аристотелем» |
Стефан Яворский | 1658 – 1722 гг. | «Философское состязание» |
Андрей Белобоцкий | 2-я пол. XVII в. – нач. XVIII в. | «Исповедание веры», «Пентатегиум» |
Феофан Прокопович | 1681 – 1736 гг. | «Натурфилософия, или физика» |
Василий Татищев | 1686 – 1750 гг. | «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» |
Георгий Щербацкий | Год рожд. неизв.–1754 г. | «Institutiones ad faciliorem veterum ас recentiorum philosophorum lectionem comparatae» |
Михаил Ломоносов | 1711 – 1765 гг. | «Петр Великий» |
Антон Скорульский | 1715 – 1780 гг. | «Комментарий философии, то есть логики, метафизики и физики» |
Георгий Конисский | 1717 – 1795 гг. | «Похвала логике», «Философия природы, или физика» |
Григорий Сковорода | 1722 – 1794 гг. | «Начальная дверь к христианскому добронравию» |
Паисий Величковский | 1722 – 1794 гг. | «Добротолюбие» |
Бенедикт Добшевич | 1722 – 1794 гг. | «Философские тезисы», «Краткие извлечения из универсальной философии» |
Станислав Шадурский | 1727 – 1789 гг. | «Начала рассуждений в диалогах и упражнениях по логике, этике и метафизике» |
Яков Козельский | 1728 – 1795 гг. | «Философические предложения» |
Мартин Почобут | 1728 – 1810 гг. | «Calculus eclipseos lunaris, quae accidit die 14 Febr. 1766 pro observatorio Academiae Vilnensis» |
Иоахим Хрептович | 1729 – 1812 гг. | «Про естественное право» |
Дмитрий Аничков | 1733 – 1788 гг. | «Слово о свойствах познания человеческого и о средствах, предохраняющих ум смертного от разных заблуждений» |
Михаил Щербатов | 1733 – 1790 гг. | «О повреждении нравов в России», «Путешествие в землю Офирскую» |
Казимир Нарбут | 1738 – 1807 гг. | «Эклектическая философия», «Логика, или Наука рассуждения и разумного разговора» |
Денис Фонвизин | 1744 – 1792 гг. | «Обозрение проявлений политической жизни в России», «О коммунизме и социализме» |
Николай Новиков | 1744 – 1818 гг. | «О достоинствах человека в отношении к Богу и миру» |
Александр Радищев | 1749 – 1802 гг. | «Путешествие из Петербурга в Москву» |
Продолжение Приложения А
Иероним Стройновский | 1752 – 1815 гг. | «Наука о естественном и политическом праве, политической экономии и праве народов» |
Иосиф Еленский | 1756 – 1813 гг. | «Благовест» |
Ян Снядецкий | 1756 – 1830 гг. | «Философия человеческого разума», «О Копернике» |
Иоганн Шад | 1758 – 1834 гг. | «Логика чистая и прикладная» |
Петр Лодий | 1764 – 1829 гг. | «Логические наставления» |
Аниол Довгирд | 1776 – 1835 гг. | «О логике, метафизике и моральной философии», «Логика теоретическая и практическая» |
Александр Галич | 1783 – 1848 гг. | «История философских систем» |
Иоахим Лелевель | 1786 – 1881 гг. | «Три конституции Польши» |
Михаил Фонвизин | 1788 – 1854 гг. | «О коммунизме и социализме» |
Павел Пестель | 1793 – 1826 гг. | «Русская правда» |
Ян Борщевский | 1794 – 1851 гг. | «Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах» |
Петр Чаадаев | 1794 – 1856 гг. | «Философические письма», «Апология сумасшедшего» |
Иван Скворцов | 1795 – 1863 гг. | «Критический обзор Кантовой религии в пределах одного разума» |
Федор Голубинский | 1797 – 1854 гг. | «Лекции философии», «Взгляд на нравственную философию древних» |
Адам Мицкевич | 1798 – 1855 гг. | «Пан Тадеуш» |
Василий Карпов | 1798 – 1867 гг. | «Введение в философию», «Систематическое изложение логики», «О самопознании» |
Флориан Бохвиц | 1799 – 1856 гг. | «Форма моего мышления», «Мысли о воспитании человека» |
Михаил Погодин | 1800 – 1875 гг. | «О модных у нас философских толках» |
Владимир Одоевский | 1803/04 – 1869 гг. | «Русские ночи» |
Алексей Хомяков | 1804 – 1860 гг. | «Церковь – одна», "Несколько слов о «Философическом письме»" |
Михаил Максимович | 1804-1873 гг. | «Письмо о философии» |
Федор Сидонский | 1805 – 1873 гг. | «Введение в науку философию» |
Иван Киреевский | 1806 – 1856 гг. | «О необходимости и возможности новых начал в философии» |
Степан Шевырев | 1806 – 1864 гг. | «История поэзии» |
Орест Новицкий | 1806 – 1884 гг. | «Руководство к логике», «Очерк индийской философии» |
Винцент Дунин-Марцинкевич | 1808 – 1884 гг. | «Пинская шляхта» |
Николай Гоголь | 1809 – 1852 гг. | «Выбранные места из переписки с друзьями», «Мертвые души» |
Продолжение Приложения А
Иосиф Михневич | 1809 – 1885 гг. | «Исследование системы Шеллинга» |
Петр Авсенев | 1810 – 1852 гг. | «Из записок о психологии» |
Виссарион Белинский | 1811 – 1848 гг. | «Письмо Н.В. Гоголю», «Рассуждение» |
Александр Герцен | 1812 – 1870 гг. | «Письма об изучении природы», «Былое и думы» |
Николай Станкевич | 1813 – 1840 гг. | «О причинах постепенного возвышения Москвы до смерти Иоанна III» |
Тимофей Грановский | 1813 – 1855 гг. | «Аббат Сугерий. Об общинах во Франции» |
Николай Огарев | 1813 – 1877 гг. | «Юмор» |
Сильвестр Гогоцкий | 1813 – 1889 гг. | «Философский лексикон», «Введение в историю философии» |
Тарас Шевченко | 1814 – 1861 гг. | «Кобзарь» |
Михаил Бакунин | 1814 – 1876 гг. | «О философии», «Государственность и анархия» |
Николай Костомаров | 1817 – 1885 гг. | «Книга бытия украинского народа», «Две российские народности» |
Константин Кавелин | 1818 – 1885 гг. | «Задачи этики» |
Юрий Самарин | 1819 – 1876 гг. | «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» |
Пантелеймон Кулиш | 1819 – 1897 гг. | «Письма с хутора» |
Федор Достоевский | 1821 – 1881 гг. | «Бесы», «Братья Карамазовы» |
Николай Данилевский | 1822 – 1885 гг. | «Россия и Европа» |
Петр Лавров | 1823 – 1900 гг. | «Очерки вопросов практической философии: личность», «Опыт истории мысли нового времени» |
Памфил Юркевич | 1826 – 1874 гг. | «Идея», «Материализм и задачи философии» |
Николай Чернышевский | 1828 – 1889 гг. | «Антропологический принцип в философии», «Что делать?» |
Николай Страхов | 1828 – 1896 гг. | «Философские очерки» |
Николай Федоров | 1828 – 1903 гг. | «Философия общего дела» |
Борис Чичерин | 1828 – 1904 гг. | «Положительная философия и единство науки», «Основания логики и метафизики» |
Лев Толстой | 1828 – 1910 гг. | «Исповедь», «Путь жизни» |
Николай Федоров | 1829 – 1903 гг. | «Блудный сын философии», «Последний философ» |
Константин Леонтьев | 1831 – 1891 гг. | «Византизм и славянство», «Записки отшельника» |
Алексей Козлов | 1831 – 1900 гг. | «Философские этюды», «Философия как наука» |
Александр Потебня | 1835 – 1891 гг. | «Мысль и язык» |
Продолжение Приложения А
Николай Добролюбов | 1836 – 1861 гг. | «О степени участия народности в развитии русской литературы» |
Владимир Лесевич | 1837 – 1905 гг. | «Письма о научной философии», «Что такое философия?» |
Кастусь Калиновский | 1838 – 1864 гг. | Статьи в газете «Мужицкая правда» |
Дмитрий Писарев | 1840 – 1868 гг. | «Схоластика XX века», «Идеализм Платона» |
Михаил Владиславлев | 1840 – 1890 гг. | «Логика», «Философия Плотина» |
Франтишек Богушевич | 1840 – 1900 гг. | «Дудка белорусская» |
Михаил Драгоманов | 1841 – 1895 гг. | «Шевченко, украинофилы и социализм» |
Элиза Ожешко | 1841 – 1910 гг. | «Над Неманом» |
Петр Кропоткин | 1842 – 1921 гг. | «Анархизм: его философия и идеал», «Государство и его роль в истории» |
Петр Ткачев | 1844 – 1885 гг. | «Роль мысли в истории», «Кладези мудрости российских философов» |
Алексей Сапунов | 1851 – 1924 гг. | «Исторические отношения Руси Белой с Великою», «Белоруссия и белорусы» |
Николай Грот | 1852 – 1899 гг. | «Что такое метафизика?», «Философия и ее общие задачи» |
Владимир Соловьев | 1853 – 1900 гг. | «Россия и Вселенская церковь», «Смысл любви», «Оправдание добра» |
Алексей Гиляров | 1855 – 1938 гг. | «Схема истории философии в освещении исторического материализма», «Введение в философию» |
Иван Франко | 1856 – 1916 гг. | «Из секретов поэтического творчества», «Иван Вишенский» |
Георгий Плеханов | 1856 – 1918 гг. | «Об изучении философии», «Основные вопросы марксизма», «К вопросу о роли личности в истории» |
Василий Розанов | 1856 – 1919 гг. | «Опавшие листья», «Уединенное» |
Александр Введенский | 1856 – 1925 гг. | «Опыт построения теории материи на принципах критической философии», «О Канте» |
Константин Циолковский | 1857 – 1935 гг. | «Космическая философия» |
Евфимий Карский | 1860 – 1931 гг. | «Белорусы» |
Евгений Трубецкой | 1863 – 1920 гг. | «Миросозерцание Владимира Соловьева», «Метафизические предположения познания» |
Виктор Несмелов | 1863 – 1937 гг. | «Вера и знание с точки зрения гносеологии», «Наука о человеке» |
Продолжение Приложения А
Владимир Вернадский | 1863 – 1945 гг. | «Научная мысль как планетное явление» |
Дмитрий Мережковский | 1865 – 1941 гг. | «Россия и большевизм», «Царство Антихриста» |
Павел Новгородцев | 1866 – 1924 гг. | «Об общественном идеале», «Введение в философию права: кризис современного правосознания» |
Михаил Грушевский | 1866 – 1934 гг. | «История Украины – Руси», «Начала гражданственности» |
Лев Шестов | 1866 – 1938 гг. | «Афины и Иерусалим», «Власть ключей», «Философия и теория познания» |
Дмитрий Мережковский | 1866 – 1941 гг. | «Толстой и Достоевский», «Лица святых от Иисуса к нам» |
Богдан Костяковский | 1868 – 1920 гг. | «В защиту научно-философского идеализма» |
Владимир Ленин | 1870 – 1924 гг. | «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради», «Государство и революция» |
Петр Струве | 1870 – 1944 гг. | «Отрывки о государстве», «Марк-сова теория социального развития», «Дух и слово» |
Сергей Поварнин | 1870 – 1952 гг. | «Логика. Общее учение о доказательстве», «Искусство спора» |
Николай Лосский | 1870 – 1965 гг. | «Обоснование интуитивизма», «Ценность и бытие» |
Леся Украинка | 1871 – 1913 гг. | «Вавилонский плен» |
Сергей Булгаков | 1871 – 1944 гг. | «Свет невечерний», «Философия хозяйства» |
Александр Богданов | 1873 – 1928 гг. | «Философия современного естествоиспытателя», «Философия живого опыта. Популярные очерки» |
Николай Рерих | 1874 – 1947 гг. | «Восток – Запад», «Культура и цивилизация» |
Николай Бердяев | 1874 – 1948 гг. | «Философия свободы», «Смысл творчества», «Русская идея» |
Семен Франк | 1877 – 1950 гг. | «Духовные основы общества», «Смысл жизни» |
Борис Вышеславцев | 1877 – 1954 гг. | «Этика преображенного эроса», «Вечное в русской философии» |
Густав Шпет | 1879 – 1937 гг. | «Очерки развития русской философии», «Герменевтика и ее проблемы» |
Лев Троцкий | 1879 – 1940 гг. | «Война и революция», «На пути к социализму» |
Елена Рерих | 1879 – 1955 гг. | «У порога Нового Мира» |
Продолжение Приложения А
Николай Алексеев | 1879 – 1964 гг. | «Русская империя в ее исторических истоках» |
Николай Васильев | 1880 – 1940 гг. | «Логика и металогика», «Воображаемая логика» |
Владимир Винниченко | 1880 – 1951 гг. | «Конкордизм» |
Василий Зеньковский | 1881 – 1962 гг. | «История русской философии», «Русские мыслители и Европа» |
Абрам Деборин | 1881 – 1963 гг. | «Философия и марксизм», «Философия и политика» |
Семен Семковский | 1882 – 1937 гг. | «Теория относительности и материализм» |
Янка Купала | 1882 – 1942 гг. | «Разоренное гнездо», «Извечная песня» |
Павел Флоренский | 1882 – 1943 гг. | «Столп и утверждение истины» |
Лев Карсавин | 1882 – 1952 гг. | «Философия истории», «О личности», «Восток, Запад и русская идея» |
Якуб Колас | 1882 – 1956 гг. | «На ростанях» |
Вацлав Ластовский | 1883 – 1938 гг. | «Наши ценности», «История белорусской (кривской) книги» |
Иван Ильин | 1883 – 1954 гг. | «О монархии и республике», «О со-противлении злу силою», «О русской идее» |
Федор Степун | 1884 – 1965 гг. | «Бывшее и несбывшееся», «Большевизм и христианская экзистенция» |
Георгий Федотов | 1886 – 1951 гг. | «Христианин в революции» |
Александр Цвикевич | 1888 – 1937 гг. | «Об аргументах разума и об аргументах сердца», «Возрождение Беларуси и Польша» |
Николай Бухарин | 1888 – 1939 гг. | «Философские арабески» |
Питирим Сорокин | 1889 – 1968 гг. | «Человек. Цивилизация. Общество», «Социальная философия в эпоху кризиса» |
Николай Трубецкой | 1890 – 1938 гг. | «Европа и человечество», «Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока» |
Максим Богданович | 1891– 1917 гг. | «Белорусское возрождение» |
Владимир Юринец | 1891 – год гибели неизв. | «Учение Ламетри о материи» |
Николай Хвилевый | 1893 – 1933 гг. | «Украина или Малороссия?» |
Георгий Флоровский | 1893 – 1979 гг. | «Пути русского богословия», «Тварь и тварность» |
Александр Лосев | 1893 – 1988 гг. | «Диалектика мифа», «Философия имени», «История античной эстетики» |
Валентин Асмус | 1894 – 1975 гг. | «История античной философии», «Иммануил Кант» |
Окончание Приложения А