Объясните положение о том, что дух есть основное поле творения.
Всё существующее порождено материей и духом. Дух первичен, он не возникает на определенной сталии развития материи. Напротив, материя творится духом. Материальное тело развивается благодаря присутствию в нём души.
Кратко изложите доводы Шрилы Прабхупады, направленные против доктрины майавады, гласящей, что Абсолютная Истина безлична. (Комментарий к стиху 7).
1) Данный стих подчёркивает, что Абсолютная Истина - Личность.(Кришна говорит: "Нет истины, высшей, чем Я").
2) В "Брахма-самхите" это подтверждается: ишварах парамах кршнах сач-чид-ананда-виграхах - "Высшая Абсолютная Истина, Божественная Личность есть Господь Кришна, изначальный Господь, источник всей радости (Говинда) и вечная форма трансцендентного блаженства и знания.
3) Имперсоналисты подчёркивают слово "арупам" в "Шветашватара Упанишад " (3.10). Но это слово означает, что у Абсолютной Истины нет материальной формы. Оно указывает на духовную форму сач-чид-ананда. Другие стихи из "Шветашватара Упанишад" подлтвеждают это ("ведахам этам пурушам махантам…" - "Я знаю Высшую божественную Личность…").
Всё это подтверждает, что Высшая Абсолютная Истина - Верховная Личность, Господь, вездесущность которого обеспечивается Его многочисленными энергиями.
3. Как философия Господа Чайтаньи "ачинтья-бхеда-абхеда" разрешает очевидное противоречие между имперсонализмом и персонализмом?
Познавший Бога понимает, что во всём одновременно присутствует и личностная, и безличная концепции, и между ними нет противоречия. Так учит Господь Чайтанья в Своей высшей доктрине - доктрине непостижимого одновременного единства и различия между Господом и Его энергиями.
Например, имперсоналист воспринимает безличное присутствие Господа в воде через её вкус, а персоналист помимо этого ещё и восхваляет Господа за то, что Он проявил Свою милость и дал нам вкусную воду для утоления жажды.
4. Приведите примеры того, как можно постичь Господа через различные материальные и духовные энергии?
Безличный аспект Господа можно познать через Его разнообразные энергии. Кришна является как источником, так и сутью всего. Например, Он - вкус воды (её суть, способность утолять жажду), свет солнца и луны (который изначально исходит из брахмаджьоти, безличного сияния Господа), звук "ом" в ведических мантрах ("ом" - это звуковой образ Кришны) и т.д. Зная всё это, человек может, глядя на мир, постоянно помнить о Кришне.
Обозначьте нить философских размышлений, связывающую стихи с 9 по 12.
В стихах 9-11 Кришна описывается как суть Творения, а в 12-м стихе Кришна подводит итог: "Я в некотором смысле - всё, но Я независим. Я неподвластен гунам материальной природы, напротив, они находятся во Мне". Иначе говоря, Кришна начинает здесь объяснять непостижимое единство и отличие Его Самого и Его энергий.
Стихи 13 - 19.
1. Опишите стадию "баддха", когда живое существо находится под влиянием гун материальной природы.
"Баддха" означает "связанный", "обусловленный". Обусловленные живые существа введены в заблуждение тремя гунами материальной природы. Они имеют определённый тип тела и определённый тип психической и биологической деятельности. Имеется четыре класса таких людей - брахманы (обусловлены саттва-гуной), кшатрии (раджо-гуна), вйшьи (раджо- и тамо-гуна) и шудры (тамо-гуна). Ниже стоят люди, подобные животным.
Люди, находящиеся под влиянием гун природы, не помнят о Кришне. Они всё больше и больше запутываются в материальном существовании , и их страданиям не видно конца.
2. В чем заключается значение слов "мам эва"?
"Мам эва" означает "только Мне". Человеку следует предаться именно Кришне, а не Брахме, Шиве или кому-то ещё, так как никто кроме Кришны или Его представителя, не способен освободить обусловленную душу.
3. Опишите, что значит "мудха", "нарадхама", "маяяпахрита гьяна" и "асурам бхавам ашритах".
1) Мудхи - это те, кто тяжело трудится, подобно ослам, не желая ничего знать о духовной жизни.
2) Нарадхамы - это так называемые "цивилизованные" люди, которые не следуют принципам религии.
3) Маяяпахрита-гьянах - это заблуждающиеся интеллектуалы, которые используют свой разум в неверном направлении, ради достижения временных, материальных результатов.
4) Асуры - это воинствующие атеисты или те, кто не скрывает своей вражды к Богу.
4. Дайте определение понятиям "сукритинах" и "чистое преданное служение".
"Сукритинах" - "благочестивый". Так называют людей, признающих религиозные принципы и подчиняющихся правилам и предписаниям шастр. Они более или менее преданы Всевышнему. Их 4 категории:
1) артах - те, кто в беде
2) артха-артхи - нуждающиеся в деньгах
3) джигьясух - любознательные
4) гьяни - стремящиеся к познанию Абсолюта.
Они ещё не являются чистыми преданными, т.к. у них есть корыстные мотивы. Но, общаясь с чистыми преданными, они могут постепенно очиститься и тоже стать чистыми преданными.
Чистый же преданный - это тот, кто постоянно служит Кришне, желая доставить Ему радость, движимый исключительно любовью и преданностью. У него нет никаких посторонних мотивов.