Иностранные термины и выражения 105 страница

• Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, § 3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М., Несостоятельность психофизич. дуализма, там же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.— Ν. Υ., 1968; Materialism and the mind-body problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds, Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the mind-body problem, Oxf., 1979.

НАЦИОНАЛИЗМ,бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в национальном вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклас­совую форму обществ. единства, как гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных слоев. При этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы, выступающих в данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич. идеологии и политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац. превосходства и нац. исключи­тельности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от историч. обстановки, от взаимоотно­шений данной нации с другими. Широкое развитие Н. связано с зарождением и развитием капитализма. Бур­жуазия использует Н. в качестве орудия создания и завоевания общепац. рынка, установления своего гос­подства в нац. рамках в борьбе против феод.сил и чу­жеземной буржуазии, закрепления и расширения это­го господства путём порабощения др. наций. Н. ис­пользуется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации, отвлечь пролетариат от его клас­совых задач, посеять между трудящимися разных на­ций нац. рознь, подорвать интернац. единство революц.

НАЦИОНАЛИЗМ

движения. Условия бурж. общества ведут к распрост­ранению националистических взглядов среди отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного государства, его политикой и пропаган­дой.

Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую сущность; он рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль в зависимости от историч. этапа разви­тия капитализма, от обществ. роли буржуазии и харак­тера её связей с нар. массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период форми­рования наций, напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным знаменем восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар. массы на эту борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и жестокого нац. и колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич. и колон. политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой теорией). В усло­виях существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н. прежде всего антикоммунистич. и антисов. направленность. Импери­ализм делает ставку на оживление u социалистич. стра­нах националистич. тенденций.

Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и экономич, независимость, против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац. освобождения и нац. неза­висимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.

движения. В Н. в подобных случаях находят из­вестное отражение демократизм и протест против им-периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не под­нялась до классового сознания. У значит. слоев кре­стьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания. Вместе с тем наряду с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и за­висимых странах имеет реакц. черты, к-рые усилива­ются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с развёртыванием в освободившихся стра­нах борьбы за социальный прогресс, с поправением нек-рых мелкобурж. групп. В условиях борьбы по проблемам ориентации обществ. развития освободив­шихся стран идея «надклассового» нац. единства всё больше приходит в острое столкновение с потребно­стями социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся орудием в руках тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития, стремятся помешать росту политич. сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так и с междунар. плане - тенденции нац. эгоизма, нац. превосходства и исключительности.

Пролетарское, коммунистич. мировоззрение несовмес­тимо с любой националистич. идеологией. «Буржуа­зный национализм и пролетарский интернационализм— вот два непримиримо-враждебные лозунга, соответст­вующие двум великим классовым лагерям всего капита­листического мира и выражающие две политики (бо­лее того: два миросозерцания) в национальном вопросе» (Л е н и н В. И., там же, с. 123). Н. служит тормозом в развёртывании освободит. борьбы рабочего класса и всех угнетённых и эксплуатируемых, т. к. условием ее по­беды является интернац. сплочение трудящихся всех наций. Коммунисты беспощадно разоблачают империа-листич. шовинизм, Н. угнетающих наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетённых наций опирается на положение В. И. Ле­нина (см. там жр, т. 25, с. 275--77), развитое в Прог­рамме КПСС: «В национализме угнетенной нации есть о б щ е д е м о к p а т и ч е с к о е с о д е p ж а н и е, направленное против угнетения, и коммунисты поддер­живают его, считая исторически оправданным на оп-

ределенном этапе. Оно выражается в стремлении угне­тенных народов к освобождению от империалистичес­кого гнета, к национальной независимости и националь­ному возрождению. В то же время в национализме уг­нетенной нации содержится u другая сторона, выра­жающая идеологию и интересы реакционной эксплуата­торской верхушки» (1976, с. 47).

Особенно непримиримо коммунисты относятся к на-ционалистич. шатаниям в собств. среде, к-рые возни­кают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие деятельности империалистич. аген­туры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац. ог­раниченности и эгоизма, в отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в раз­дувании и преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в отд. странах.

Почву для преодоления Н. создаёт социализм, к-рый уничтожает основы социальных и нац. антагонизмов, утверждает нац. равноправие и дружбу народов. Одна­ко свержение буржуазии и установление власти рабо­чего класса не устраняет сразу проявлений бурж. и мелкобурж. Н. Реализация возможностей для устране­ния Н., возникающих с ниспровержением капитализма, зависит прежде всего от действия субъективного факто­ра, т. е. политики Коммунистич. партии, осуществляю­щей руководство обществом. Националистич. предрас­судки, преувеличенное или извращённое проявление нац. чувств — явление чрезвычайно живучее, цепко держащееся в психологии людей, недостаточно зрелых в политич. отношении. К тому же националистич. пред­рассудки всячески оживляются и подогреваются вра­гами социализма. Практика социалистич. и Коммуни­стич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н., строгое соблюдение нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и культурной областях, внимательное отношение к куль­туре, нуждам и особенностям малых народов, интернац. воспитание трудящихся — всё это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Историч. опыт показывает, что для преодоления Н., для упрочения братских отно­шений между народами социалистич. стран необходима последоват. марксистско-ленинская политика комму­нистич. партий.

О M a p к с к. и Энгельс Ф., О колон. системе капита­лизма. [Сб.],- М., 1959; Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе. [Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Врутенц К. П., Против идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2—3; Совр. революц. движение и Н., М., 1973; Глезерман Г. Е., Классы и нации, М., 1974; им. также лит. к статьям Интернационализм, Нация.

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮ-ЦИЯ,революция, вырастающая из нац.-освободит. движения и направленная на уничтожение иностр. гос­подства и завоевание нац. независимости, ликвидацию нац.-колон. гнёта и эксплуатации, реализацию нацией её права на самоопределение, на создание нац. гос-ва. В нац. движениях докапиталистич. эпохи народности и нац. группы боролись против иноземного ига, отстаи­вали своё существование. Эпоха капитализма вызвала к жизни массовые, общенар. нац. движения и Н.-о. р. Формирование и консолидация наций, подъём нац. са­мосознания ведут к резкому обострению противоречий между иностр. поработителями и угнетёнными народами, вовлекают в борьбу против чужеземного господства ши­рокие слои крестьянства и гор. населения. Экономич. основой этого процесса явилось развитие капиталистич. отношений, создание общенац. рынка. Стремление на­родов, к-рые не имели государственности или были ли­шены её, создать нац. гос-ва натолкнулось на противо­действие эксплуататорских классов господствующих на­ций. В таком положении оказались, напр.. польский народ, подпавший под иго царской России, Германии и Австро-Венгрии, чехи, словаки, словенцы, хорваты и

др., заключённые в «тюрьме народов» — Австро-венг. империи, болгары, сербы, греки и др., насильственно включённые в состав Османской империи, и т. д. Ре­зультатом явилось зарождение нац. движений, доби­вавшихся самоопределения народов. Эти движения име­ли антифеод., бурж. и бурж.-демократич. характер; их возглавила буржуазия, к-рая и пришла к руководству возникшими нац. гос-вами.

Неравномерность развития капиталистич. отношений обусловила разновременность возникновения нац. дви­жений и развёртывания Н.-о. р. в различных районах мира. 16—18 вв. и 1-я пол. 19 в. были эпохой форми­рования наций, развития нац. движений и создания нац. гос-в для Европы и Сев. Америки (Нидерландская бурж. революция, Война за независимость в Сев. Америке и т. д.). Во 2-й пол. 19 в. завершилось объединение Гер­мании и Италии, возникли болг., pум., серб. нац. гос-ва. Развернулась борьба чешского, польского, финского народов за независимость. В. И. Ленин ха­рактеризовал войны 1789—1871 в Европе как большей частью связанные, «...несомненно, с важнейшим "народным интересом", именно: с могучими, затраги­вающими миллионы буржуазно-прогрессивными, на­ционально-освободительными движениями, с разруше­нием феодализма, абсолютизма, чужестранного гнета» (ПСС, т. 27, с. 101). Отмечая, что в результате этих нац. движений и войн эпоха Н.-о. р. в Европе по существу завершилась, Ленин допускал, что в определ. услови­ях в будущем они могут развиться вновь. Это предпо­ложение подтвердилось в годы 2-й мировой войны, ког­да борьба народов Европы против гитлеризма носила в значит. мере и нац.-освободит. характер.

В 20 в. нац. движения и Н.-о. р. развёртываются гл. обр. в Азии, Африке и Лат. Америке, к-рые в течение мн. веков являлись районами экспансии европ. держав, создавших здесь колон. империи. Лат. Америка, осво­бодившись в 19 в. от исп. владычества, попала в зави­симость от империалистов США. В кон. 19 — нач. 20 вв., с вступлением капитализма в империалистич. стадию, экспансия империалистич. гос-в приняла невидан­ный размах и приобрела качественно новый характер. Возникла колон. система империализма. Тенденция к наднац. хоз. сближению народов, подготовленная раз­витием производит. сил, осуществлялась путём грубо­го насилия и порабощения народов. Страны Азии, Аф­рики и Лат. Америки стали объектом нац. гнёта и экс­плуатации со стороны монополистич. капитала. Н.-о. р. в этих странах являются выражением крайнего обо­стрения противоречий между империализмом и угнетён­ными народами.

Н-о. р. в колониях и зависимых странах в совр. эпо­ху имеют нек-рые важные особенности. Это не только антифеод., но прежде всего антиимпериалистич. рево­люции, составная часть мирового революц. процесса, активная сила разрушения империализма. Они тесно связаны с борьбой социалистич. сил, объективно яв­ляются их союзником. Эпоху Н.-о. р. открыла Великая Окт. социалистич. революция, практически соединив­шая нац.-освободит. движения угнетавшихся народов с социалистич. революцией. Превращение социализма в мировую систему, дальнейшее углубление и обостре­ние общего кризиса капитализма повлекли за собой по­бедоносные Н.-о. р. в колониях в зависимых странах, произошёл распад колон. системы империализма. Со­циалистич. система оказывает мощную поддержку нац.-освободит. движению.

Главными движущими силами совр. Н.-о. р. высту­пают рабочий класс, самый последоват. борец за нац. интересы, социальный прогресс, за доведение револю­ции до конца, и крестьянство, к-рое играет выдающую­ся роль в освободит., антиимпериалистич. борьбе. Ак­тивную и важную роль в нац.-оснободит. борьбе в стра-

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОД. 415

нах Азии, Африки и Лат. Америки играют также слои гор. мелкой буржуазии, патриотич. интеллигенция, армия. Им нередко свойственны решит. антиимпериа-листич., а также антикапиталистич. настроения, и, как показывает опыт, они способны при наличии определ. условий встать на позиции революц. демократизма. В нац.-освободит. движении участвует, часто возглавляя его, нац. буржуазия. Глубокие экономич. и политич. противоречия с колонизаторами, с иностр. монополия­ми толкают нац. буржуазию к борьбе против них. В то же время боязнь масс, узкоклассовые интересы питают в её среде тенденции к соглашению с империализмом. Если в прошлом во главе нац. движений, как правило, шла буржуазия и победа революций вела к созданию бурж. гос-ва, то в совр. условиях для рабочего класса и крестьянства в ряде стран возникла возможность воз­главить эти движения, обеспечить их завершение соз­данием гос-ва трудящихся. Эта возможность была реа­лизована в нек-рых освободившихся странах. В тех колон. и зависимых странах, где нац.-освободит. борь­бу возглавляют революционно-демократич. силы, соз­даваемые после победы Н.-о. р. нац. гос-ва идут по пути социалистич. ориентации. В Н.-о. р. эпохи становления капитализма разрыв политич. связей с метрополией в основном обеспечивал дело нац. освобождения. В совр. условиях, когда иностр. монополии сохраняют конт­роль над экономикой бывших колоний, завоевание по­литич. независимости не освобождает народы от участи эксплуатируемых наций. Являясь историч. победой на­родов бывших колоний, создание нац. государственно­сти всё же не решает полностью задач Н.-о. р. Поэтому с крушением колон. системы Н.-о. р. вступили в новый этап — борьбу за экономич. независимость, за глубокие изменения в социальной и экономической жизни, реше­ние насущных задач нац. возрождения. Противоречие между угнетёнными и угнетающими нациями, как пра­вило, выступает в форме противоречия между полити­чески независимыми странами и империализмом. Оно ведёт к дальнейшему углублению революции, к её вступлению в этап коренных социально-экономич. преобразований. Новый этап Н.-о. р. связан с решением вопроса о направлении социально-экономич. развития освободившихся стран. Борьба за нац. освобождение во мн. странах стала практически перерастать в борьбу против эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических. В совр. эпоху капитализм не обеспечивает нац.-независимого развития стран, пор­вавших с колон. игом. Некапиталистич. путь, развитие в направлении социализма создают наилучшие условия прогресса и отвечают интересам большинства нации.

• Маркс К. и Энгельс Ф., О колон. системе капита­лизма. [Сб.], М., 1959; Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе. [Сб.], М., 1956; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Совр. освободит. движение и нац. буржуазия. Сб. ст., Прага, 1961; У о д д и с Д ж., Африка. Лев пробуждается, пер. с англ., М., 1962; Селезнев Л. И., Н.-о. р. совр. эпохи, Л., 1972; Цыганкова Э. Н., Содер­жание и этапы развития совр. Н.-о. р., М., 1973; Б p у-тенц К. Н., Совр. Н.-о. р. (Нек-рые вопросы теории), М., 1974; Симония Η. Α., Страны Востока: пути развития, М., 1975; Зарубежный Восток и современность, т. 1 — 3, М., 1980—81.

К. Н. Брутенц.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС,совокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и культурных отно­шений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в различных обществ.-экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе борьбы наций и народов за нац. освобождение и мак­симально благоприятные условия своего социального развития. После победы социалистич. революции и в социалистич. обществе он охватывает проблемы отно­шений наций и народов в процессе установления их

НАЦИОНАЛЬНЫЙ

добровольного союза и дружбы, укреплепия единства и всестороннего сближения на основе полного равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчи­нённый общему вопросу о социалыно-политич. прогрес­се общества и исходит из того, что главным в Н. в. является объединение трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех видов угне­тения, за передовой обществ. строй, за социальный прогресс.

Угнетение и эксплуатация одних народов другими в освободит. борьба начались при рабовладельч. строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере Н. в. возник в период уничтожения феодализма и ут­верждения капитализма, когда происходило становле­ние наций, и продолжает существовать в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения народов империализмом, а также и во внутригос. отно­шениях наций и народов. Н. в. полностью отомрёт со слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.

Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит.

движения в Европе и амер. колониях в 16—19 вв., считали основой решения Н. в. «принцип национальности» («право нации»), согласно к-рому необ­ходимо создание при любых обстоятельствах «своего» гос-ва: «одна нация — одно гос-во». В период бурж. революций и становления нац. бурж. гос-в «принцип национальности» сыграл положит. роль в борьбе про­тив остатков феод.раздробленности и нац. гнёта. При перерастании капитализма в империализм буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колон. захватам, завершает раздел мира и отбрасывает «прин­цип национальности». Н. в. из внутригосударственного превратился в междунар. вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения.

К.Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно науч. теории решения Н. в. Они показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются обществ. и гос. строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац. политикой господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают влияние на обществ. отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут выдвигаться на пер­вый план разные стороны Н. в. (борьба за политич. или экономич. независимость, проблемы культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и Энгельс подчёркивали, что интересы пролета­риата требуют освобождения угнетённых наций и на­родов. На первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (см. Соч., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула: «Не может быть сво­боден народ, угнетающий другие народы» (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 18, с. 509). Маркс и Энгельс рас­пространили требование о предоставлении нац. неза­висимости на колон. народы, к-рые они считали естест­венными союзниками пролетариата в революц. борьбе.

Теория Н. в. получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. В написанном им «Проекте программы Росс. социал-демократич. рабочей партии» (1902) в ка­честве основы решения Н. в. было выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории Н. в. были положены в основу прак-тич. деятельности и программных документов Комму-нистич. Интернационала и коммунистич. партий.

В условиях капитализма для развития Н. в. характер­ны две историч. тенденции: первая — пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта, создание нац. гос-в, и вторая — развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац. перегородок, создание интернац. единства капи­тала, экономич. жизни, политики, науки, мирового рынка и т. д. Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая — в эпоху

империализма (см. В. И. Ленпн, ПСС, т. 24, с. 124). Признание в марксистско-ленинской теории Н. в. пра­ва наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения наций, пролет. интерна­ционализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против империализма отражает и первую и вторую тенденции. На бурж.-демократич. этапе раз­вития Н. в. есть часть общего вопроса о бурж.-демок­ратич. революции и его решение является подчинён­ным по отношению к задачам этой революции (лик­видации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для социалистич. преобразований, Н. в. явля­ется частью общего вопроса о социалистич. революции и строительстве социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки Н. в.

Право наций (народов) на самоопределение означает свободное установление каждой из них различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-ве, автономия, федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого гос-ва), а также самостоят. решение всех вопросов своего внутр. устрой­ства (обществ. строй, форма правления и т. д.). При этом в соответствии с марксистско-ленинской теорией Н. в. марксисты-ленинцы, отстаивая это право, исходят из необходимости его реализации в той форме, к-рая в максимальной степени содействует интересам борьбы за социальный прогресс, за всеобщий мир. Следует учитывать, что число только крупных наций и народов, проживающих в совр. 170 гос-вах, составляет ок. 2 тыс. Поскольку дальнейшее значит. увеличение числа гос-в маловероятно, то, очевидно, для большинства наций и народностей Н. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.

Ярким примером этого служит решение Н. в. в СССР. Отношения между сов. социалистич. республиками стро­ятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии с к-рым каждая союзная республика яв­ляется суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается единство союзной и нац. государственности республик на основе принципов демократич. централизма, социа­листич. федерализма и социалистич. демократии. Если нация или народность не может образовать союзную республику (в том случае, если она слишком малочис­ленна, не составляет большинства на занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии: нации и народности образуют авт. респуб­лики, области или округа. Т. о., всем народам обес­печивается гос. самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы, уважение нац. обычаев, религии и т. д.).

Решение Н. в. в СССР является одним из важнейших достижений социализма и имеет огромное междунар. значение. Под воздействием мощных объединит. эконо-мич., политич., идеологич. и др. факторов в СССР возникла новая историч. общность людей — советский народ. Существование в рамках единого социалистич. гос-ва множества наций и народностей порождает новые проблемы, к-рые не носят антагонистич. характера и успешно решаются на основе ленинской нац. политики. Дальнейшее сближение наций — объективный историч. процесс, к-рый вредно искусственно форсировать и совершенно недопустимо сдерживать, т. к. в обоих слу­чаях это привело бы к замедлению этого прогрессивного процесса и противоречило бы ген. направлению разви­тия сов. общества, интересам строительства комму­низма.

• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К., Отчет Ген. Совета IV ежегод­ному конгрессу Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; его же, Ген. Совет — Федеральному совету Романской Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апр. 1870 г., там же, т. 32; Энгельс Ф., Какое дело рабо­чему классу до Польши?, там же, т. 16; его ж е, О разложении феодализма и возникновении нац. гос-в, там же, т. 21; Ле­нин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе, [Сб.], М., 1956; его же, Доклад комиссии по нац. и колон. вопросам, ПСС, т 41; КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций π пленумов ЦК, т. 1—2, M., 197Q»; Программа КПСС. (Принята

XXII съездом), М., 1976; Конституция (Осн. закон) Союза Сов Социалистич. Республик, М., 1077; Междунар. совещание коммуиистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Брежнев Л. и,, об интернационализме и дружбе на­родов, М., 1981; Андропов Ю. В., Шестьдесят лет СССР, М., 1982; С т а р у ш е н к о Г. Б., Принцип самоопределения народов и наций во внешней политике Сов. гос-ва, М., 1960; его же, Мировой революционный процесс и совр. междунар право, М.. 1978; Ленинизм и Н. в. в современных условиях, М., 19742; Б ρ о м л е й Ю. В., Этнос и этнография, М., 1973; Баграмов Э. А., Ленинская нац. политика; достижения и перспективы, М., 1977; его же, Н. в. в борьбе идей, М., 1982; Цамерян И. П., Нации и нац. отношения в развитом социалистич. обществе, М., 1979; см. также лит. к статьям Нация, Наииопплъно-освободительная революция. Г. Б. Старушенко.

НАЦИЯ(от лат. natio — племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в ходе формирова­ния общности их территории, экономич. связей, лит. языка, нек-рых особенностей культуры и характера.

В бурж. социологии и историографии нет общеприня­той теории Н. Иногда возникновение Н. рассматрива­ется как простое продолжение и усложнение родо-пле-менных связей, этатистские теории связывают Н. с гос-вом. В нек-рых идеалистич. концепциях «нац. дух» (нац. сознание, нац. характер) представляется в качест­ве ведущего, а иногда и единств. признака нации, в других — Н. рассматривается как «психологич. понятие», «бессознат. психич. общность», в третьих — Н. сводится к общности нац. характера, сформировав­шегося на почве общности судьбы, к союзу одинаково мыслящих людей. Ряд этих концепций остро критико­вал В. И. Ленин, показывая их идеалистич. сущность (см. ПСС, т. 1, с. 153—54, т. 24, с. 386—88). Консо­лидация Н. действительно облегчается наличием эт­нически родств. племён, но это не обязат. условие. Фактически не существует однородных Н. Немало даже таких Н., к-рые образовались не только из раз­личных этнич. групп, но и из разных рас. Поэтому нельзя включать в понятие Н. расовую общность в ка­честве необходимого признака. Н. не определяется также религ. и гос. общностями.

Подлинно науч. теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И. Лениным. Согласно этой теории, Н. возникает как новое социально-историч. явление в период преодоления феод.раздробленности общества и укрепления политич. централизации на ос­нове капиталистич. экономич. связей.

В жизни Н., её отношениях с др. Н. этнич. (языко­вые и культурно-бытовые) особенности занимают боль­шое место, но они не предопределены биологически, а тоже являются продуктом социального развития. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную роль Н., Ленин указывал на то, что созда­ние «...национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуазных» (там же, т. 1, с. 154), что «...нельзя было из феодализма перейти к капита­лизму без национальных идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма буржуазной эпохи общественного развития» (там же, с. 75). На основе длит. совместной жизни людей, свя­занных единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной жизни. Основопо­ложники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов. «Есть две национальные культуры в каждой национальной культуре»,— писал Ленин (там же, т. 24, с. 129), имея в виду, что буржуазно-помещичья и кле­рикальная культура противостоит демократич. и со­циалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной национальности, но разных «двух наций в одной нации», имеющих разную обществ. идеологию и психологию. Н. имеет не особую нац. психологию, а нац. особенности психологии. Общность экономич. связей, территории, языка, а также нац. особенности культуры и психологии порождают созна-

НАЦИЯ 417

ние нац. общности — нац. самосознание. Нац. само­сознание, возникнув, становится важным условием существования и развития Н., к-рая объединяется уже не только объективными связями, но связями, основанными на самосознании в широком смысле, вклю­чающем в себя сознание этнич. общности, привержен­ность к нац. языку, территории, культуре, определ. отношение к др. Н., чувство нац. гордости. Жизнен­ность, активность Н. в значит. мере определяется характером и уровнем нац. самосознания.

Процесс формирования разных Н. определяется со­отношением экономич., политич., этнич. признаков, а также характером историч. эпохи. Как правило, про­цессы становления Н. и условий её существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Н. складываются и тогда, когда нет ещё полной готовнос­ти всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и Африки Н. формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на ис­торически сложившейся в результате колон. разделов территории из различных по языку, культуре, эконо­мич. связям племён и народностей и становятся фор­мой терр.-экономич. сплочения, политич. и культур­ного развития этих стран.

Наши рекомендации