Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 11 страница


"Господи помилуй" зовете беспрестани, втайне: та бо есть молитва нсех лепши, нежели мыслити безлепицю ездя" (Поучение Владими­ра Мономаха//Изборник-М.,1969. — С. 152).

Мудрость и справедливость воплощаются в знании, труд для Владимира Мономаха — высшее мерило богоугодности человека. Он не признает пост, монашество. Лучшей молитвой считает тайно произнесенное "Господи помилуй". А для спасения достаточно "ма­лых дел", покаяния ("яко же блудницю и разбойника и мытаря по­миловал еси, тако и нас гр&шных помилуй" произнести перед сном),

слез и милостыни.

В "Поучении" Владимира Мономаха, как и других памятниках письменности, находим призыв веровать "всем сердцем". Сердце — тот уникальный человеческий орган, который дает возможность постичь сакральное, вечное, неземное.

У Климента Смолятича — митрополита, книжника, мыслите­ля — представлена гносеологическая тенденция, близкая рациона­лизму. Истина дана в божественном откровении, но постижение ее зависит от ума человека. Климент Смолятнч оправдывает разум, говоря о "благодатном" и "приточном" способах познания Бога. "Благодатное" боговедение доступно лишь "святым", простые же смертные приобретают знание о Боге "приточным" путем "разум­ного" толкования божественных заповедей. Разум, опирающийся на органы чувств, способен достичь истины.

Епископ Кирилл Туровский вслед за Климентом Смолятичем об­ращается к помощи разума с целью оправдать мирянина, далекого ит иноческого фанатизма. Он использует метод аллегории в фило­софски насыщенных посланиях, притчах, поучениях. Разум, по мыс­ли епископа, должен быть подконтролен, уравновешен верой. Зло неприемлемо даже из добрых побуждений. Кирилл полагал, что все нужное для себя человек может получить из Писания как источника истинного знания. Но оно дано в форме аллегории, "притч", поэтому и необходимо обращаться к разуму.

Одним из известных книжников был Даниил Заточник, оста­вивший потомкам такой памятник культуры, как сохранившееся в списках XVI — XVI вв. "Моление Даниила Заточника". В произве­дении звучит проблема человека, рассматриваемого вне социальной принадлежности. Его основным богатством является, ум, прослав­ляется мудрость. Она в единстве с красотой есть оплот сердца. Ум превосходит силу богатства, власти и военной славы. . ^ ,

— 141 —

Становление философской мысли в Украине связано с утверж­дением идеи антропоцентризма, осознанием значения и сущности человеческого бытия, переоценкой ценностей в самосознании че­ловека, который выделяет себя из тварного мира. Человека теперь понимают как важнейшее звено, которое связывает Бога и создан­ный им мир.

Таким образом, в культуре Киевской Руси складывается своеоб­разный тип, творчески соединивший дохристианское и христианское мировоззрение. В этом типе философствования звучали историо­софские, теологические, этические проблемы, отражавшие обще­ственную жизнь того времени, он во многом определил дальнейшее развитие философской мысли восточнославянских народов.

4. Возникновение профессиональной философии (ренессансный гуманизм и реформационные идеи)

Философская культура Киевской Руси и гуманистические идеи европейского Возрождения явились фундаментом для возникно­вения профессиональной украинской философии. В XIV, XV ст. в русле киеворусских традиций развивается философско-религиозно-этическая проблематика, которая отражает актуальные аспекты со­циальной ситуации того времени. В философской мысли проявляют­ся две линии: платоновская и аристотелевская.

В Украине завоевывает популярность жанр агиографии (гр. hagios святой +... графия), церковно-житийной литературы. Известны сборники "житий святых": "Киеао-Печерский патерик" (XIII ст.); "Четья" (14S9) — житийный сборник-календарь, в котором указы­вались дни святых. В них звучит характерная для философской кар­тины того времени проблема борьбы добра и зла, божественного и дьявольского в контексте духовного подвига святого, который в жизни воплощает принципы вероучения, отказывается от мира во имя Бога. В агиографиях отражена одна из ведущих черт украинс­кой философской мысли — интерес к внутреннему, духовному мнру человека. Эта особенность также ярко проявляется в идеях украин­ского неоплатонизма, представленного учениями исихазма (от греч. "hesychia" — покой, безмолвие, отрешенность) и ареопагитизма (учение, опирающееся на "Ареопагитики", произведения, приписы-

|ые Псевдо-Дионисию Ареопагиту). Для исихазма характерен отказ от рационального постижения Бога, нацеленность на "про­светление" через самоуглубление, непосредственное единение че­ловека с Богом путем молчаливого созерцания. В "Ареопагитиках" в контексте неоплатоновских категорий разрабатывается учение об истинном познании как постижении Бога.

Аристотелевская линия проявляется в возрастающем интересе к изучению природы. В конце XV ст. разворачивается активная де­ятельность научного кружка киевских книгочеев ("ожидовелых"), которые осуществляют большую работу по переводу на староук­раинский язык собственно философской литературы из источников арабо-еврейского происхождения. Это, например, перевод логичес­кого трактата арабского философа XI — XII ст. Аль-Газали "Логика Авиасафа", которую иногда называют "Киевскою логикой" и пере­вод "Логического словаря" еврейского ученого Моисея Маймонида (в переводе названного "Слово Моисея Египтянина"). В целом, дан­ные произведения излагают основы формальной логики Аристотеля. Были также переведены книга научно-энциклопедического характе­ра "Аристотелевы врата, или Тайная Тайных", книги по астрономии "Шестокрыл", "Космография", по астрологии "Лунники" и др.

Появление научно-философской литературы на доступном языке подготовило фундамент для секуляризации (отделения обществен­ного сознания от церковного влияния) культуры как независимой от религии сферы знаний, содействовало формированию национальной интеллектуальной элиты, распространению гуманистических идей, возрастанию интереса к достижениям мировой научной мысли.

Ярким представителем гуманистической культуры этого периода был Юрий Котермак-Дрогобич (1450 — 1494), уроженец Дрогобы-ча, обучавшийся в Краковском и Болоньском университетах, доктор философии и медицины, в 1481 — 1482 гг. — ректор университета медиков и свободных искусств, в 1487 — 1494 гг. — профессор медицины и астрономии в Кракове. Учеником Ю. Дрогобыча был Николай Коперник. Труды Дрогобыча были известны в Германии, Италии, Франции, Венгрии. Ю. Дрогобыч указывал на безгранич­ные возможности науки и человека в познании природы. История, по мысли ученого, является человеческой драмой, в которой веду­щее место занимает не промысел божий, а природные силы.

Подобных историософских взглядов придерживался известный деятель ренессансного гуманизма и реформации, оратор, публицист.



— 142 —

— 143 —

философ, историк Станислав Ориховский Роксолан (1513 — 1566). Он считал, что человек — творец истории, он равен Богу в стрем­лении установить справедливость на земле. Содержание истории определяется усилиями человеческой индивидуальности.

Среди наук выделял философию, которая крестьянина делает горожанином, дикаря — смирным, варвара — ученым, а самих лю­дей — йогами. Талантливейший от природы человек, по его мнению, не осуществит ничего выдающегося без овладения научными знани­ями и, прежде всего, самой первой среди наук — философией, А в философском знании ученого интересовали социально-этические проблемы. Он был сторонником концепции общественного договора в происхождении государства, основы которой были заложены еще Ф. Аквинским в теории "естественного права".

Власть возникает вследствие добровольного соглашения меж­ду людьми. Исходным принципом функционирования государства, согласно точке зрения ученого, выступает благо народа, а самым высоким призванием государства является обеспечение счастья народа. Справедливо то государство, которое обеспечивает жизнь граждан согласно их естественным правам: праву собственности, свободе совести, слова, праву жить в соответствии с указаниями собственного ума. При этом закон природы есть мера свободы че­ловека, его прав и обязанностей.

Среди виднейших деятелей гражданского гуманизма в духовной культуре Украины XVI ст. следует назвать также Павла Русина из Кросна (год рождения неизвестен — умер в 1517 г.), одного из основателей польской гуманистической поэзии; доцента фило­софии и магистра свободных искусств в Краковском университе­те. Лукаша из Нового Города (умер в 1542 г.); ученого-правоведа Ивана Туробинского-Рутенца (1511 — 1575); украинско-польского поэта Григория Слыши Русина (1523 — 1573); дипломата Юрия Ты-чипского-Рутенца; украинско-польского филолога Ш. Шимоновича (1559— 1620) и др.

Все они были образованейшими людьми своего времени, многие преподавали в ведущих университетах Европы и посвятили свою жизнь гуманизации культуры и общества, распространению идей Возрождения в Украине.

В творчестве украинских гуманистов отражено глубокое знание античной философии и достижений науки того времени. Их миро­воззрению присущи черты гражданского гуманизма, основанного

на идеалах социальной справедливости. Соответственно этому ут­верждалась мысль, что масштаб исторического значения человека измеряется не "благородством", давностью рода или титулами, а до­стоинством, талантом, умом, способностями. Гуманистами активно разрабатывались идеи теории "естественного права" и "обществен­ного договора". По их мнению, истинная мудрость и наука тесно связаны с воспитанием и образованием.

Ренессансная культура, отражающая интересы интеллигенции, развивалась и воплощалась ранними украинскими гуманистами в русле западноевропейской модели, отражая процесс секуляризации, появления новой, не средневековой формы культуры.

Параллельно развивались идеи Реформации как движения на­родных масс. Эти идеи распространяются в Украине с XVI ст, (про­цесс "окатоличивания" украинского населения, входившего в состав Речи Посполитой, актуализирует религиозную проблематику).

Теоретическое осмысление н разработка реформационных и гу­манистических идей осуществляется в культурно-просветительских центрах (конец XVI — начало XVII ст.).

В 1576 г. на Волыни князем Константином Острожскнм был осно­ван Острожский культурно-просветительский центр, который оказал значительное влияние на развитие духовной культуры Украины, В со­став центра входили коллегиум (школа высшего типа), научно-литера­турный кружок и издательство, которое возглавлял Иван Федоров.

В коллегиуме преподавались диалектика (в нее входила фило­софия), грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, ас­трономия, изучались славянский, греческий, латинский, польский

языки.

В типографии были напечатаны "Острожская библия", первое "по языку словенску" полное издание Библии (1581), "Грамматика Славянская" Л. Зизания, "Грамматика Словенская" М, Смотрицко-го и другие книги.

Члены научного кружка были переводчиками и выступили от лица православия против католической религиозно-философской до­ктрины, создав талантливые полемические произведения, з которых обосновывались философские, политические, религиозные, этичес­кие взгляды, отразившие реформационную национально-освободи­тельную идеологию.

Острожский центр, просуществовавший до 1636 г., представлен известными деятелями украинской культуры. Это Иван Вишенский,




— 145

Rw

Герасим Смотрицкий, Христофор Филалет, Клирик Острожский, Демьян Наливайко, Иов Княгиниикий, Гаврила и Данил Дорофие-вичи и др.

Острожские мыслители придерживались традиционного понима­ния философии как любомудрия, они определяли ее как знание ис­тины о вещах божественных и человеческих, как реализацию любви к Богу. Настоящее постнжение истины, по их мнению, достигается в молчании, что дает возможность постичь божественную сущность. Душа и тело человека, согласно их взглядам, находятся в непрерыв­ной борьбе между добром и злом. Антропоцентричные представле­ния отражают реформационную идеологию, ценность земной жизни и практической человеческой деятельности признается лишь в опре­деленных границах.

Писатели-нолемисты выступают с острой публицистической кри­тикой католицизма, отстаивают идею демократической реформы церкви. Поводом к выступлению полемистов стала книга польского публициста-иезуита П. Скарги "О единстве церкви божьей" (Виль­но, 1577), направленная на критику "схизматов" (православных христиан). К полемическим произведениям относятся "Ключ царс­тва небесного" (1587) Герасима Смотрицкого, "Тренос" (1610) Ме-летия Смотрицкого, "Книга о вере единой" (1619 — 1621) и "Книга о правдивом единстве православных христиан" (1623) Захарии Ко-пистенского, "Катехизис" (1627) Лаврентия Зизания и др. Полемис­ты защищали позиции украинского православия.

Наиболее заметной фигурой среди полемистов был Иван Ви-шенский (1550 — 1620). Он придерживается взгляда на Бога как сверхъестественное, вечное начало, творческую силу, основу бы­тия, противостоящую земному миру.

Человек, по мысли И. Вишенского, есть противоречивое единс­тво души и тела, т. е. человека "внешнего" как неотъемлемой части природы и общества и человека "внутреннего", связанного с Богом. Человек соединяет в себе временное (земное) и вечное (божествен­ное). Познание должно направляться не на временную, конечную природу, а на постижение вечного Бога нерационалистическим спо­собом особого психического переживания, мистического экстаза.

Кроме Острожского центра, значительный вклад в дальнейшее развитие философской культуры Украины, распространение образо­вания внесли братства и братские школы, которые возникают в Ук­раине в Львове, Киеве. Луцке в последней четверти XVI — в начале

XVII ст. В этих демократических учебных заведениях мог обучаться каждый. Братства распространяли произведения греко-византийс­кой патристической литературы. Братства и братские школы были главными оплотами сопротивления культурно-религиозному влия­нию Польши.

Среди известных деятелей братских школ можно назвать одного из основателей Львовской братской школы Ст. Зизания. прославив­шегося полемическими произведениями, радикальными и демократи­ческими взглядами; К. Транквилиона-Ставровецкого. философа, писа­теля, издателя; Й. Борецкого, церковного и культурного деятеля.

Представителем Киевской братской школы был И. Копынский, писатель-полемист, известный широкой просветительской деятель­ностью, автор популярного произведения "Алфавит духовный", пе­реиздававшегося более 20 раз. Он обосновал теорию "умного де­лания", направленную на самопознание и самосовершенствование человека. М. Смотрицкий, К. Сакович, X. Евлевич — общественные деятели, которые способствовали синтезу восточной и западной культур, обогащению украинской духовности идеями Ренессанса, актуализации природно-исторической проблематики, развитию фи­лософского мышления.

Киево-Печерско-Лаврская типография, открытая при Киевском братстве, а также научный кружок при нем объединили украинских просветителей, гражданских и церковных деятелей: Е. Плетенецко-го, 3. Копыстенского, П. Берннду, Л. Зизания и др.

Развитие украинского общества и культуры порождает социаль­ный запрос на школу высшего типа. Таковой становится Киево-Мо-гилянская академия.

5. Киево-Могилянекая академия

Вторая половина XVII ст. — это период активного распростране­ния идей Просвещения, которое явилось синтезом двух предшеству­ющих движений: ренессансного гуманизма и Реформации. Для идео­логии Просвещения характерен социальный оптимизм, уверенность в силе человеческого разума, утверждение ценности человеческой свободы, необходимости распространения образования как гаранта общественного прогресса.




— 147 —

Становление профессиональной философии в этот период свя­зано с деятельностью Киево-Могилянского коллегиума (позже ака­демии), первого высшего учебного заведения Украины, возникше­го в результате объединения киевской и лаврской братских школ (1632), Основал^оллегиум_.митрополит. Петр Могила.- Превыше всего он~ставил православную веру и необходимость ее защиты, единым носителем веры считал церковь, которая призвана опекать науку. По мнению П. Могилы, благочестие должно быть необходи­мой предпосылкой овладения достиженими западноевропейской на­уки и философия-Усвоение нового должно происходить на основе греко-славянской культуры с целью ее обогащения и дальнейшего " развития. Благодаря деятельности П. Могилы образовательный уровень украинского духовенства того времени был достаточно вы­соким.

В академии могли обучаться представители всех сословий. Курс академии состоял из восьми ординарных классов: в первых четырех давалась гуманитарная, особенно языковая подготовка, изучались арифметика, геометрия, музыка; затем осваивались поэтика, рито­рика, философия, теология. Каждый профессор вел свой оригиналь­ный курс.

Философия в академии, с одной стороны, носила схоластический характер, так как была тесно связана с теологией, с другой стороны, отражала прогрессивные реформаиионные и гуманистические идеи. Курс философии состоял из. логики, физики, метафизики и базиро­вался на античных источниках (особенно Платоне и Аристотеле), .произведениях патристики, схоластики, гуманистов эпохи Возрож­дения и Нового времени, воспитывающих философскую культуру.

В целом деятельность Киево-Могилянской философской школы представлена двумя периодами: первый (до конца XVII ст.) характе­ризуется постепенным разграничением предметов философии и те­ологии, ориентацией на научное познание природы; второй (первая половина XVIII ст.) — разработкой гносеологической и социальной проблематики в духе передовых западноевропейских концепций. .Если ранее философское знание понималась как постижение истины (_в религиозном и мистическом опыте, то у могилянцев философия — это методологически и научно обоснованное знание, в котором ши­роко звучит натурфилософская проблематика, переосмысливаются ~^j соответствии с новой идеологией антропологические и социальные установкигВ мировоззрении набирает силу природоцентризм (при-

I

,.-rtJ признается в качестве средоточения ценностей, и того, вокруг чего строится весь остальной мир); пантеизм (учение,,отождест-вляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воп­лощение божества; греч~~Рап — все + Theos — Бог); „деизм (от_ лат. deos~— бог; религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, со­творив мир, не вмешиваете^ в закономерное течение его .событий); Механицизм (теоретическое направление, сводящее многообразие мнра к законам механики).

Важное место в натурфилософии киево-могилянцев занимает проблема материи как активаой.. движу.Щей_.ся, самостоятельной, несотворенной, неуничтожимой субстанции, обладающей протяжен­ностью. Популярна также""аристотелевская концепция движения, которое понимается как целенаправленный, непрерывный и универ­сальный процесс единства и борьба, противоположностей .— мате­рии и формы, количества и качества,,актуального и потенциального. В" системе натурфилософских взглядов разрабатываются учения о пространстве и времени, Пространство отождествляется с местом, которое., занимает тела Время традиционно рассматривается как зон (божественная вечность) и хронос (земной век).

Антропологическая тематика разрабатывается в духе достиже­ний западноевропейского эмпиризма и рационализма, исследуются этапы и особенности процесса познания: мышление, ощущения, вос­приятие, память, представления.

Среди профессуры было много высокообразованных препода­вателей. Это И. Гизель, Й. Кононович-Горбацкий, Л. Баранович, И. Галятовский, И. Туробойский, X. Чарнуцкий, Й. Волчанский, ДДудтало, И. Краковский, С. Яворский, Г. Конискнй и др.

..Выдающимся мыслителем украинского Просвещения был про­фессор и ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокрпович (1677 — 1736). В жизни и деятельности Прокоповича можно услов­но выделить киевский и, петербургский периоды. В первом он вы­ступал как ученый, философ, во втором — как политик, церковный деятель. Он преподавал в академии поэтику, риторику, философию и богословие. По всем этим предметам составил руководства, издал ряд популярных рассуждений, диалогов н проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан был противником всего католического в науке и жизни,



148 —

— 149

пропагандировал-новую, европейскую, науку, созданную. .Бэконом и Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным от­рицанием всякого авторитета духовенства, опровергая старую тео­рию о первенстве духовной власти над светской и над всеми обще­ственными классами,

Петр Великий, узнав о выдающихся способностях Феофана, в 1716 году вызвал его в Петербург. Там Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия прави­тельства и доказывая необходимость преобразований, осмеивая и сатирически обличая ее противников. Через его руки проходят, им составляются, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет по поручению царя предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им был составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "Слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отрокам", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Ус­таву о престолонаследии" под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" н многое другое.

С 1720 г. Феофан был архиепископом новгородским и вскоре сде­лался первенствующим членом Святейшего Синода, Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием, во всеоружии огромной эрудиции, он в своей полемике был очень опасным противником, тем более что его политические убеждения, основой которых была теория так называемого "просвещенного деспотизма", всецело разделялись Петром. Исходя из понятий современного ему научного рационализ­ма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым

~"формам церковной и общественной жизни, которые считал особенно^ благоприятствующими, процветанию невежества или показной псев; доучености. ханжества и суеверия. Он выдвигал идеал просвещенно-

''"гчГчеловека и сильного своим просвещением.государства.

Ф". Прокопович придерживался, антисхоластических и деистичес­ки х~взглядов, стремясь освободить науку от догматики. Он подде-

*ржйвал учения..Аристотеля, Галилея, Коперника, Декарта, Лей6-~ ница, стремился приблизить философию к точным наукам, связать логику и риторику с жизнь"3-_с:тарал.ся толковать основные вопро-сьТТйатурфилйсофид. S-. духе.лауки Новохо_времени^высоко ценил.

..e.,,.^.... сомнения. Прокопович критиковал теорию идей Платона, признавал материальность мира^'оБъёктивность пространства и вре­мени, считал, что материя неунйЧЧ0жияа7активна"тгразвивается по свойственным ей законам.

Такие взгляды в значительной мере обусловили трактовку Про-коповичем проблем познания, отношения разума и веры, между ко­торыми он не признавал разногласий, так как тексты Св. Письма аллегоричны.

Представления Прокоповича о человеке, церкви, государстве оказывали влияние на его общественную деятельность и направля­лись на обоснование реформ Петра 1. Честь, достоинство зависят не от происхождения, по убеждению Ф. Прокоповича, а от собс­твенных усилий, поступков. Свобода человека понималась Проко-повичем как господство индивида над самим собой, над эмоциями и страстями. Счастье, по его мнению,"достигается удовлетворением как телесных, так и духовных потребностей. Он придерживался те­ории естественного возникновения государства, был сторонником просвещенного абсолютизма.

Многое в проблематике, которую разрабатывал Ф. Прокопович, является сходным с известными установками современной ему ев­ропейской мысли. Однако это далеко не эпигонство. Профессора, преподававшие в разное время в Киево-Могиляиской академии, внесли значительный вклад в творческое осмысление достижений западноевропейской философии и науки Нового времени. Киево-Мо-гилянская академия воспитала много выдающихся учеников, среди которых есть политические, государственные и церковные деятели. В 1817 г. Киево-Могилянская академия была закрыта и в 1819 г. преобразована в духовную академию.

* 6. Философия Григория Сковороды

Духовное пробуждение, интеллектуальный прорыв и итог фило­софских исканий украинского общества конца XVIII века воплотился в творчестве популярнейшего в народе философа Григория Саввича Сковороды. Это в полном смысле слова национальный мыслитель, хотя в его наследии мы не найдем призывов к национальному само­определению, и писал он далеко не идеальным языком.



— 150 —

— 151 —

Сковорода Григорий Саввич (1722 — 1794) — украинский философ, сын простого казака: учился в Киево-Могилянской ака­демии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего и вернулся в Киев, где продолжил обучение в академии, но. не имея расположения к духовному званию, ушел из академии (ему для этого пришлось притвориться сумасшедшим). Желая по­полнить свои познания. Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в составе посольской миссии при генерале Виш­невском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, возможно, по Польше. Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: изучил латинский, греческий, немец­кий языки.

Вернувшись домой, Сковорода занял место учителя поэзии в Пе-реяславле и написал для училища "Руководство о поэзии"; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода препода­вал предмет по старине, Сковорода отказался, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода был учителем поэзии в Харьковском коллегиуме. После этого Сковорода большую часть жизни прово­дил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах. От предлагаемых ему должностей и занятий он отказывался, посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так н своим образом жизни. К этому же периоду относится и написание им философских сочинений, которые не были изданы.

Сочинения Сковороды делятся на философско-богос лове кие и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочи­нениями Сковороды были трактаты "Наркис. разглагол о том: уз­най себе" и "Асхань, или Симфония о познании себя самого"; они посвящены процессу самопознания, которое является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах — ветхом и новом, о двух началах — тленном и вечном. Наиболее просто и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766).

Специальными исследованиями, посвященными Библии, явля­ются такие произведения, как "Израильский змий" (1776), "Жена

— 152 —

Лотова" и "Потоп змиин" (1780), "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775). Это сочинения Сковороды, посвя­щенные вопросу практической философии, а именно: в чем заключа­ется счастие человека. Сочинения "Борьба архистратига Михаила с сатаной" (17S3) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их — "легко быть благим".

Как сочинения, так и жизнь, личность Сковороды имеют для Украины огромное значение. Он был свободолюбивый, нравственно убежденный, смелый, неординарный человек, сумевший "воплотить

Наши рекомендации