Проблема метода познания в философии XVII века. Эмпиризм и рационализм. "Новый Органон" Ф. Бэкона и его роль в развитии научной методологии 11 страница
"Господи помилуй" зовете беспрестани, втайне: та бо есть молитва нсех лепши, нежели мыслити безлепицю ездя" (Поучение Владимира Мономаха//Изборник-М.,1969. — С. 152).
Мудрость и справедливость воплощаются в знании, труд для Владимира Мономаха — высшее мерило богоугодности человека. Он не признает пост, монашество. Лучшей молитвой считает тайно произнесенное "Господи помилуй". А для спасения достаточно "малых дел", покаяния ("яко же блудницю и разбойника и мытаря помиловал еси, тако и нас гр&шных помилуй" произнести перед сном),
слез и милостыни.
В "Поучении" Владимира Мономаха, как и других памятниках письменности, находим призыв веровать "всем сердцем". Сердце — тот уникальный человеческий орган, который дает возможность постичь сакральное, вечное, неземное.
У Климента Смолятича — митрополита, книжника, мыслителя — представлена гносеологическая тенденция, близкая рационализму. Истина дана в божественном откровении, но постижение ее зависит от ума человека. Климент Смолятнч оправдывает разум, говоря о "благодатном" и "приточном" способах познания Бога. "Благодатное" боговедение доступно лишь "святым", простые же смертные приобретают знание о Боге "приточным" путем "разумного" толкования божественных заповедей. Разум, опирающийся на органы чувств, способен достичь истины.
Епископ Кирилл Туровский вслед за Климентом Смолятичем обращается к помощи разума с целью оправдать мирянина, далекого ит иноческого фанатизма. Он использует метод аллегории в философски насыщенных посланиях, притчах, поучениях. Разум, по мысли епископа, должен быть подконтролен, уравновешен верой. Зло неприемлемо даже из добрых побуждений. Кирилл полагал, что все нужное для себя человек может получить из Писания как источника истинного знания. Но оно дано в форме аллегории, "притч", поэтому и необходимо обращаться к разуму.
Одним из известных книжников был Даниил Заточник, оставивший потомкам такой памятник культуры, как сохранившееся в списках XVI — XVI вв. "Моление Даниила Заточника". В произведении звучит проблема человека, рассматриваемого вне социальной принадлежности. Его основным богатством является, ум, прославляется мудрость. Она в единстве с красотой есть оплот сердца. Ум превосходит силу богатства, власти и военной славы. . ^ ,
— 141 —
Становление философской мысли в Украине связано с утверждением идеи антропоцентризма, осознанием значения и сущности человеческого бытия, переоценкой ценностей в самосознании человека, который выделяет себя из тварного мира. Человека теперь понимают как важнейшее звено, которое связывает Бога и созданный им мир.
Таким образом, в культуре Киевской Руси складывается своеобразный тип, творчески соединивший дохристианское и христианское мировоззрение. В этом типе философствования звучали историософские, теологические, этические проблемы, отражавшие общественную жизнь того времени, он во многом определил дальнейшее развитие философской мысли восточнославянских народов.
4. Возникновение профессиональной философии (ренессансный гуманизм и реформационные идеи)
Философская культура Киевской Руси и гуманистические идеи европейского Возрождения явились фундаментом для возникновения профессиональной украинской философии. В XIV, XV ст. в русле киеворусских традиций развивается философско-религиозно-этическая проблематика, которая отражает актуальные аспекты социальной ситуации того времени. В философской мысли проявляются две линии: платоновская и аристотелевская.
В Украине завоевывает популярность жанр агиографии (гр. hagios святой +... графия), церковно-житийной литературы. Известны сборники "житий святых": "Киеао-Печерский патерик" (XIII ст.); "Четья" (14S9) — житийный сборник-календарь, в котором указывались дни святых. В них звучит характерная для философской картины того времени проблема борьбы добра и зла, божественного и дьявольского в контексте духовного подвига святого, который в жизни воплощает принципы вероучения, отказывается от мира во имя Бога. В агиографиях отражена одна из ведущих черт украинской философской мысли — интерес к внутреннему, духовному мнру человека. Эта особенность также ярко проявляется в идеях украинского неоплатонизма, представленного учениями исихазма (от греч. "hesychia" — покой, безмолвие, отрешенность) и ареопагитизма (учение, опирающееся на "Ареопагитики", произведения, приписы-
|ые Псевдо-Дионисию Ареопагиту). Для исихазма характерен отказ от рационального постижения Бога, нацеленность на "просветление" через самоуглубление, непосредственное единение человека с Богом путем молчаливого созерцания. В "Ареопагитиках" в контексте неоплатоновских категорий разрабатывается учение об истинном познании как постижении Бога.
Аристотелевская линия проявляется в возрастающем интересе к изучению природы. В конце XV ст. разворачивается активная деятельность научного кружка киевских книгочеев ("ожидовелых"), которые осуществляют большую работу по переводу на староукраинский язык собственно философской литературы из источников арабо-еврейского происхождения. Это, например, перевод логического трактата арабского философа XI — XII ст. Аль-Газали "Логика Авиасафа", которую иногда называют "Киевскою логикой" и перевод "Логического словаря" еврейского ученого Моисея Маймонида (в переводе названного "Слово Моисея Египтянина"). В целом, данные произведения излагают основы формальной логики Аристотеля. Были также переведены книга научно-энциклопедического характера "Аристотелевы врата, или Тайная Тайных", книги по астрономии "Шестокрыл", "Космография", по астрологии "Лунники" и др.
Появление научно-философской литературы на доступном языке подготовило фундамент для секуляризации (отделения общественного сознания от церковного влияния) культуры как независимой от религии сферы знаний, содействовало формированию национальной интеллектуальной элиты, распространению гуманистических идей, возрастанию интереса к достижениям мировой научной мысли.
Ярким представителем гуманистической культуры этого периода был Юрий Котермак-Дрогобич (1450 — 1494), уроженец Дрогобы-ча, обучавшийся в Краковском и Болоньском университетах, доктор философии и медицины, в 1481 — 1482 гг. — ректор университета медиков и свободных искусств, в 1487 — 1494 гг. — профессор медицины и астрономии в Кракове. Учеником Ю. Дрогобыча был Николай Коперник. Труды Дрогобыча были известны в Германии, Италии, Франции, Венгрии. Ю. Дрогобыч указывал на безграничные возможности науки и человека в познании природы. История, по мысли ученого, является человеческой драмой, в которой ведущее место занимает не промысел божий, а природные силы.
Подобных историософских взглядов придерживался известный деятель ренессансного гуманизма и реформации, оратор, публицист.
— 142 —
— 143 —
философ, историк Станислав Ориховский Роксолан (1513 — 1566). Он считал, что человек — творец истории, он равен Богу в стремлении установить справедливость на земле. Содержание истории определяется усилиями человеческой индивидуальности.
Среди наук выделял философию, которая крестьянина делает горожанином, дикаря — смирным, варвара — ученым, а самих людей — йогами. Талантливейший от природы человек, по его мнению, не осуществит ничего выдающегося без овладения научными знаниями и, прежде всего, самой первой среди наук — философией, А в философском знании ученого интересовали социально-этические проблемы. Он был сторонником концепции общественного договора в происхождении государства, основы которой были заложены еще Ф. Аквинским в теории "естественного права".
Власть возникает вследствие добровольного соглашения между людьми. Исходным принципом функционирования государства, согласно точке зрения ученого, выступает благо народа, а самым высоким призванием государства является обеспечение счастья народа. Справедливо то государство, которое обеспечивает жизнь граждан согласно их естественным правам: праву собственности, свободе совести, слова, праву жить в соответствии с указаниями собственного ума. При этом закон природы есть мера свободы человека, его прав и обязанностей.
Среди виднейших деятелей гражданского гуманизма в духовной культуре Украины XVI ст. следует назвать также Павла Русина из Кросна (год рождения неизвестен — умер в 1517 г.), одного из основателей польской гуманистической поэзии; доцента философии и магистра свободных искусств в Краковском университете. Лукаша из Нового Города (умер в 1542 г.); ученого-правоведа Ивана Туробинского-Рутенца (1511 — 1575); украинско-польского поэта Григория Слыши Русина (1523 — 1573); дипломата Юрия Ты-чипского-Рутенца; украинско-польского филолога Ш. Шимоновича (1559— 1620) и др.
Все они были образованейшими людьми своего времени, многие преподавали в ведущих университетах Европы и посвятили свою жизнь гуманизации культуры и общества, распространению идей Возрождения в Украине.
В творчестве украинских гуманистов отражено глубокое знание античной философии и достижений науки того времени. Их мировоззрению присущи черты гражданского гуманизма, основанного
на идеалах социальной справедливости. Соответственно этому утверждалась мысль, что масштаб исторического значения человека измеряется не "благородством", давностью рода или титулами, а достоинством, талантом, умом, способностями. Гуманистами активно разрабатывались идеи теории "естественного права" и "общественного договора". По их мнению, истинная мудрость и наука тесно связаны с воспитанием и образованием.
Ренессансная культура, отражающая интересы интеллигенции, развивалась и воплощалась ранними украинскими гуманистами в русле западноевропейской модели, отражая процесс секуляризации, появления новой, не средневековой формы культуры.
Параллельно развивались идеи Реформации как движения народных масс. Эти идеи распространяются в Украине с XVI ст, (процесс "окатоличивания" украинского населения, входившего в состав Речи Посполитой, актуализирует религиозную проблематику).
Теоретическое осмысление н разработка реформационных и гуманистических идей осуществляется в культурно-просветительских центрах (конец XVI — начало XVII ст.).
В 1576 г. на Волыни князем Константином Острожскнм был основан Острожский культурно-просветительский центр, который оказал значительное влияние на развитие духовной культуры Украины, В состав центра входили коллегиум (школа высшего типа), научно-литературный кружок и издательство, которое возглавлял Иван Федоров.
В коллегиуме преподавались диалектика (в нее входила философия), грамматика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия, изучались славянский, греческий, латинский, польский
языки.
В типографии были напечатаны "Острожская библия", первое "по языку словенску" полное издание Библии (1581), "Грамматика Славянская" Л. Зизания, "Грамматика Словенская" М, Смотрицко-го и другие книги.
Члены научного кружка были переводчиками и выступили от лица православия против католической религиозно-философской доктрины, создав талантливые полемические произведения, з которых обосновывались философские, политические, религиозные, этические взгляды, отразившие реформационную национально-освободительную идеологию.
Острожский центр, просуществовавший до 1636 г., представлен известными деятелями украинской культуры. Это Иван Вишенский,
— 145
Rw
Герасим Смотрицкий, Христофор Филалет, Клирик Острожский, Демьян Наливайко, Иов Княгиниикий, Гаврила и Данил Дорофие-вичи и др.
Острожские мыслители придерживались традиционного понимания философии как любомудрия, они определяли ее как знание истины о вещах божественных и человеческих, как реализацию любви к Богу. Настоящее постнжение истины, по их мнению, достигается в молчании, что дает возможность постичь божественную сущность. Душа и тело человека, согласно их взглядам, находятся в непрерывной борьбе между добром и злом. Антропоцентричные представления отражают реформационную идеологию, ценность земной жизни и практической человеческой деятельности признается лишь в определенных границах.
Писатели-нолемисты выступают с острой публицистической критикой католицизма, отстаивают идею демократической реформы церкви. Поводом к выступлению полемистов стала книга польского публициста-иезуита П. Скарги "О единстве церкви божьей" (Вильно, 1577), направленная на критику "схизматов" (православных христиан). К полемическим произведениям относятся "Ключ царства небесного" (1587) Герасима Смотрицкого, "Тренос" (1610) Ме-летия Смотрицкого, "Книга о вере единой" (1619 — 1621) и "Книга о правдивом единстве православных христиан" (1623) Захарии Ко-пистенского, "Катехизис" (1627) Лаврентия Зизания и др. Полемисты защищали позиции украинского православия.
Наиболее заметной фигурой среди полемистов был Иван Ви-шенский (1550 — 1620). Он придерживается взгляда на Бога как сверхъестественное, вечное начало, творческую силу, основу бытия, противостоящую земному миру.
Человек, по мысли И. Вишенского, есть противоречивое единство души и тела, т. е. человека "внешнего" как неотъемлемой части природы и общества и человека "внутреннего", связанного с Богом. Человек соединяет в себе временное (земное) и вечное (божественное). Познание должно направляться не на временную, конечную природу, а на постижение вечного Бога нерационалистическим способом особого психического переживания, мистического экстаза.
Кроме Острожского центра, значительный вклад в дальнейшее развитие философской культуры Украины, распространение образования внесли братства и братские школы, которые возникают в Украине в Львове, Киеве. Луцке в последней четверти XVI — в начале
XVII ст. В этих демократических учебных заведениях мог обучаться каждый. Братства распространяли произведения греко-византийской патристической литературы. Братства и братские школы были главными оплотами сопротивления культурно-религиозному влиянию Польши.
Среди известных деятелей братских школ можно назвать одного из основателей Львовской братской школы Ст. Зизания. прославившегося полемическими произведениями, радикальными и демократическими взглядами; К. Транквилиона-Ставровецкого. философа, писателя, издателя; Й. Борецкого, церковного и культурного деятеля.
Представителем Киевской братской школы был И. Копынский, писатель-полемист, известный широкой просветительской деятельностью, автор популярного произведения "Алфавит духовный", переиздававшегося более 20 раз. Он обосновал теорию "умного делания", направленную на самопознание и самосовершенствование человека. М. Смотрицкий, К. Сакович, X. Евлевич — общественные деятели, которые способствовали синтезу восточной и западной культур, обогащению украинской духовности идеями Ренессанса, актуализации природно-исторической проблематики, развитию философского мышления.
Киево-Печерско-Лаврская типография, открытая при Киевском братстве, а также научный кружок при нем объединили украинских просветителей, гражданских и церковных деятелей: Е. Плетенецко-го, 3. Копыстенского, П. Берннду, Л. Зизания и др.
Развитие украинского общества и культуры порождает социальный запрос на школу высшего типа. Таковой становится Киево-Мо-гилянская академия.
5. Киево-Могилянекая академия
Вторая половина XVII ст. — это период активного распространения идей Просвещения, которое явилось синтезом двух предшествующих движений: ренессансного гуманизма и Реформации. Для идеологии Просвещения характерен социальный оптимизм, уверенность в силе человеческого разума, утверждение ценности человеческой свободы, необходимости распространения образования как гаранта общественного прогресса.
— 147 —
Становление профессиональной философии в этот период связано с деятельностью Киево-Могилянского коллегиума (позже академии), первого высшего учебного заведения Украины, возникшего в результате объединения киевской и лаврской братских школ (1632), Основал^оллегиум_.митрополит. Петр Могила.- Превыше всего он~ставил православную веру и необходимость ее защиты, единым носителем веры считал церковь, которая призвана опекать науку. По мнению П. Могилы, благочестие должно быть необходимой предпосылкой овладения достиженими западноевропейской науки и философия-Усвоение нового должно происходить на основе греко-славянской культуры с целью ее обогащения и дальнейшего " развития. Благодаря деятельности П. Могилы образовательный уровень украинского духовенства того времени был достаточно высоким.
В академии могли обучаться представители всех сословий. Курс академии состоял из восьми ординарных классов: в первых четырех давалась гуманитарная, особенно языковая подготовка, изучались арифметика, геометрия, музыка; затем осваивались поэтика, риторика, философия, теология. Каждый профессор вел свой оригинальный курс.
Философия в академии, с одной стороны, носила схоластический характер, так как была тесно связана с теологией, с другой стороны, отражала прогрессивные реформаиионные и гуманистические идеи. Курс философии состоял из. логики, физики, метафизики и базировался на античных источниках (особенно Платоне и Аристотеле), .произведениях патристики, схоластики, гуманистов эпохи Возрождения и Нового времени, воспитывающих философскую культуру.
В целом деятельность Киево-Могилянской философской школы представлена двумя периодами: первый (до конца XVII ст.) характеризуется постепенным разграничением предметов философии и теологии, ориентацией на научное познание природы; второй (первая половина XVIII ст.) — разработкой гносеологической и социальной проблематики в духе передовых западноевропейских концепций. .Если ранее философское знание понималась как постижение истины (_в религиозном и мистическом опыте, то у могилянцев философия — это методологически и научно обоснованное знание, в котором широко звучит натурфилософская проблематика, переосмысливаются ~^j соответствии с новой идеологией антропологические и социальные установкигВ мировоззрении набирает силу природоцентризм (при-
I
,.-rtJ признается в качестве средоточения ценностей, и того, вокруг чего строится весь остальной мир); пантеизм (учение,,отождест-вляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества; греч~~Рап — все + Theos — Бог); „деизм (от_ лат. deos~— бог; религиозно-философское воззрение, получившее распространение в эпоху Просвещения, согласно которому Бог, сотворив мир, не вмешиваете^ в закономерное течение его .событий); Механицизм (теоретическое направление, сводящее многообразие мнра к законам механики).
Важное место в натурфилософии киево-могилянцев занимает проблема материи как активаой.. движу.Щей_.ся, самостоятельной, несотворенной, неуничтожимой субстанции, обладающей протяженностью. Популярна также""аристотелевская концепция движения, которое понимается как целенаправленный, непрерывный и универсальный процесс единства и борьба, противоположностей .— материи и формы, количества и качества,,актуального и потенциального. В" системе натурфилософских взглядов разрабатываются учения о пространстве и времени, Пространство отождествляется с местом, которое., занимает тела Время традиционно рассматривается как зон (божественная вечность) и хронос (земной век).
Антропологическая тематика разрабатывается в духе достижений западноевропейского эмпиризма и рационализма, исследуются этапы и особенности процесса познания: мышление, ощущения, восприятие, память, представления.
Среди профессуры было много высокообразованных преподавателей. Это И. Гизель, Й. Кононович-Горбацкий, Л. Баранович, И. Галятовский, И. Туробойский, X. Чарнуцкий, Й. Волчанский, ДДудтало, И. Краковский, С. Яворский, Г. Конискнй и др.
..Выдающимся мыслителем украинского Просвещения был профессор и ректор Киево-Могилянской академии Феофан Прокрпович (1677 — 1736). В жизни и деятельности Прокоповича можно условно выделить киевский и, петербургский периоды. В первом он выступал как ученый, философ, во втором — как политик, церковный деятель. Он преподавал в академии поэтику, риторику, философию и богословие. По всем этим предметам составил руководства, издал ряд популярных рассуждений, диалогов н проповедей о различных богословских вопросах. Все эти сочинения отличаются живым и остроумным изложением и стремлением к критическому анализу. Феофан был противником всего католического в науке и жизни,
148 —
— 149
пропагандировал-новую, европейскую, науку, созданную. .Бэконом и Декартом; он решительно выступал с резким, принципиальным отрицанием всякого авторитета духовенства, опровергая старую теорию о первенстве духовной власти над светской и над всеми общественными классами,
Петр Великий, узнав о выдающихся способностях Феофана, в 1716 году вызвал его в Петербург. Там Феофан сначала выступил в качестве проповедника-публициста, разъясняя действия правительства и доказывая необходимость преобразований, осмеивая и сатирически обличая ее противников. Через его руки проходят, им составляются, редактируются все важнейшие законодательные акты по делам церкви; он пишет по поручению царя предисловия и толкования к переводам иностранных книг, учебники, богословские и политические трактаты и прочее. Им был составлен "Духовный регламент" (1720), написаны предисловие к Морскому уставу (1719) и "Слово похвальное о флоте российском", краткое руководство для проповедников, "Объявление" о монашестве (1724), трактат о патриаршестве, "Первое учение отрокам", рассуждения о браках с иноверцами, о крещении, о расколе, подробный комментарий к "Уставу о престолонаследии" под заглавием: "Правда воли монаршей во определении наследника державы своей" н многое другое.
С 1720 г. Феофан был архиепископом новгородским и вскоре сделался первенствующим членом Святейшего Синода, Обладая ясным логическим умом и язвительным остроумием, во всеоружии огромной эрудиции, он в своей полемике был очень опасным противником, тем более что его политические убеждения, основой которых была теория так называемого "просвещенного деспотизма", всецело разделялись Петром. Исходя из понятий современного ему научного рационализма и протестантской теологии, он отрицательно относится к старым
~"формам церковной и общественной жизни, которые считал особенно^ благоприятствующими, процветанию невежества или показной псев; доучености. ханжества и суеверия. Он выдвигал идеал просвещенно-
''"гчГчеловека и сильного своим просвещением.государства.
Ф". Прокопович придерживался, антисхоластических и деистически х~взглядов, стремясь освободить науку от догматики. Он подде-
*ржйвал учения..Аристотеля, Галилея, Коперника, Декарта, Лей6-~ ница, стремился приблизить философию к точным наукам, связать логику и риторику с жизнь"3-_с:тарал.ся толковать основные вопро-сьТТйатурфилйсофид. S-. духе.лауки Новохо_времени^высоко ценил.
..e.,,.^.... сомнения. Прокопович критиковал теорию идей Платона, признавал материальность мира^'оБъёктивность пространства и времени, считал, что материя неунйЧЧ0жияа7активна"тгразвивается по свойственным ей законам.
Такие взгляды в значительной мере обусловили трактовку Про-коповичем проблем познания, отношения разума и веры, между которыми он не признавал разногласий, так как тексты Св. Письма аллегоричны.
Представления Прокоповича о человеке, церкви, государстве оказывали влияние на его общественную деятельность и направлялись на обоснование реформ Петра 1. Честь, достоинство зависят не от происхождения, по убеждению Ф. Прокоповича, а от собственных усилий, поступков. Свобода человека понималась Проко-повичем как господство индивида над самим собой, над эмоциями и страстями. Счастье, по его мнению,"достигается удовлетворением как телесных, так и духовных потребностей. Он придерживался теории естественного возникновения государства, был сторонником просвещенного абсолютизма.
Многое в проблематике, которую разрабатывал Ф. Прокопович, является сходным с известными установками современной ему европейской мысли. Однако это далеко не эпигонство. Профессора, преподававшие в разное время в Киево-Могиляиской академии, внесли значительный вклад в творческое осмысление достижений западноевропейской философии и науки Нового времени. Киево-Мо-гилянская академия воспитала много выдающихся учеников, среди которых есть политические, государственные и церковные деятели. В 1817 г. Киево-Могилянская академия была закрыта и в 1819 г. преобразована в духовную академию.
* 6. Философия Григория Сковороды
Духовное пробуждение, интеллектуальный прорыв и итог философских исканий украинского общества конца XVIII века воплотился в творчестве популярнейшего в народе философа Григория Саввича Сковороды. Это в полном смысле слова национальный мыслитель, хотя в его наследии мы не найдем призывов к национальному самоопределению, и писал он далеко не идеальным языком.
— 150 —
— 151 —
Сковорода Григорий Саввич (1722 — 1794) — украинский философ, сын простого казака: учился в Киево-Могилянской академии, а потом был отправлен в Санкт-Петербург в придворную певческую капеллу; в 1744 г. получил увольнение от должности певчего и вернулся в Киев, где продолжил обучение в академии, но. не имея расположения к духовному званию, ушел из академии (ему для этого пришлось притвориться сумасшедшим). Желая пополнить свои познания. Сковорода решил побывать за границей, куда и отправился в составе посольской миссии при генерале Вишневском. Пешком странствуя по Венгрии, Австрии и, возможно, по Польше. Германии и Италии, Сковорода знакомился с учеными и приобретал новые познания: изучил латинский, греческий, немецкий языки.
Вернувшись домой, Сковорода занял место учителя поэзии в Пе-реяславле и написал для училища "Руководство о поэзии"; когда же переяславский епископ потребовал, чтобы Сковорода преподавал предмет по старине, Сковорода отказался, вследствие чего был уволен. В 1759 г. Сковорода был учителем поэзии в Харьковском коллегиуме. После этого Сковорода большую часть жизни проводил в постоянных странствованиях пешком по Слободской Украине, останавливаясь по дороге в крестьянских избах. От предлагаемых ему должностей и занятий он отказывался, посвящая свое время поучению людей нравственности, как словом, так н своим образом жизни. К этому же периоду относится и написание им философских сочинений, которые не были изданы.
Сочинения Сковороды делятся на философско-богос лове кие и литературные труды. Первыми богословско-философскими сочинениями Сковороды были трактаты "Наркис. разглагол о том: узнай себе" и "Асхань, или Симфония о познании себя самого"; они посвящены процессу самопознания, которое является исходным пунктом всего мировоззрения Сковороды. К этим двум трактатам примыкают "Разглагол о древнем мире" и "Беседа двое" (1772); в последнем сочинении говорится о двух мирах — ветхом и новом, о двух началах — тленном и вечном. Наиболее просто и вместе с тем систематически Сковорода изложил свои взгляды на религию и христианство в сочинении "Начальная дверь ко христианскому благонравию" (1766).
Специальными исследованиями, посвященными Библии, являются такие произведения, как "Израильский змий" (1776), "Жена
— 152 —
Лотова" и "Потоп змиин" (1780), "Дружеский разговор о душевном мире" и "Алфавит мира" (1775). Это сочинения Сковороды, посвященные вопросу практической философии, а именно: в чем заключается счастие человека. Сочинения "Борьба архистратига Михаила с сатаной" (17S3) и "Пря бесу с Варсавой" являются мистическими и аллегорическими: основная тема их — "легко быть благим".
Как сочинения, так и жизнь, личность Сковороды имеют для Украины огромное значение. Он был свободолюбивый, нравственно убежденный, смелый, неординарный человек, сумевший "воплотить