Глава 25. Четыре знаменательных дня в Капернауме
25.1. ПРИБЫТИЕ В КАПЕРНАУМ
Иисус и апостолы прибыли в Капернаум вечером во вторник, 13 января. Как обычно, они расположились в доме Зеведея в Вифсаиде. Теперь, когда Иоанн Креститель был казнён, Иисус приготовился впервые открыто отправиться в путешествие по Галилее с публичными проповедями. Весть о прибытии Иисуса быстро разнеслась по городу, и на следующий день, ранним утром, Его мать Мария поспешила прочь, отправившись в Назарет к своему сыну Иосифу.
Среду, четверг и пятницу Иисус провёл в доме Зеведея, готовя Своих апостолов к их первому большому проповедническому путешествию. Кроме того, Он принял и учил многих проявлявших искренний интерес посетителей – как по одному, так и в группах. Через Андрея Он договорился о выступлении в синагоге в ближайшую субботу.
Поздно вечером в пятницу Иисуса тайно навестила Его младшая сестра, Руфь. Они провели вдвоём около часа в лодке, стоявшей на якоре неподалёку от берега. Ни один человек, за исключением Иоанна Зеведеева, не знал об этой встрече, и ему было велено никому о ней не рассказывать. Руфь была единственным членом семьи Иисуса, последовательно и непоколебимо верившим в божественность Его земной миссии, – начиная со времени пробуждения её духовности и на протяжении всего богатого событиями служения, смерти, Воскресения и Вознесения Иисуса. В итоге она перешла в иные миры, ни разу не усомнившись в сверхъестественном характере служения её Отца-брата, осуществленного Им во плоти. Из всех членов земной семьи Иисуса «малышка» Руфь была Его главным утешением на всём протяжении тяжелого испытания – суда, отвержения и распятия.
25.2. УЛОВ РЫБЫ
Утром в пятницу той же недели, когда Иисус учил на берегу, толпа оттеснила Его настолько, что Он оказался у самой воды и дал знак рыбакам, находившимся неподалёку в лодке, прийти к Нему на помощь. Перейдя в лодку, Он более двух часов продолжал учить собравшийся народ. Лодка эта называлась «Симон». Ранее она принадлежала Симону Петру, и в Своё время Иисус построил её собственными руками. В то утро лодкой пользовался Давид Зеведеев с двумя своими товарищами. Они только что подошли к берегу, прорыбачив на озере впустую всю ночь. Они чистили и чинили свои сети, когда Иисус позвал их на помощь.
Закончив учить людей, Иисус сказал Давиду: «Раз вам пришлось задержаться, чтобы помочь Мне, позвольте поработать с вами. Отправимся порыбачить. Отведите лодку туда, на глубину, и закиньте свои сети».
Но один из помощников Давида, Симон, ответил: «Учитель, это бесполезно. Мы трудились всю ночь и ничего не поймали. Но всё равно, мы сделаем, как Ты велишь: выйдем в море и закинем сети».
Симон согласился последовать указаниям Иисуса после знака своего хозяина, Давида. Когда они достигли указанного Иисусом места и закинули сеть, то в ней оказалось столько рыбы, что они стали бояться за свои сети. Поэтому они стали подавать знаки своим товарищам, находившимся на берегу, что они нуждаются в помощи. Когда все три лодки были наполнены до краёв рыбой, – так, что почти черпали бортами воду, – Симон припал к ногам Иисуса и сказал: «Оставь меня, Учитель, ибо я грешен». Симон и все остальные свидетели этого случая были потрясены уловом рыбы. С того дня Давид Зеведеев, этот Симон и их товарищи оставили свои сети и последовали за Иисусом.
Однако в этом улове рыбы не было ничего чудесного. Иисус внимательно изучал природу. Он был опытным рыбаком и знал повадки рыб в Галилейском море. В данном случае Он просто направил лодки к тому месту, где обычно водилась рыба в это время суток. Но последователи Иисуса всегда считали это чудом.
25.3. ПОПОЛУДНИ В СИНАГОГЕ
На следующий день, во время дневной службы в синагоге, Иисус выступил с проповедью о воле Отца Небесного. Утром Симон Пётр прочитал проповедь о Царстве. Темой Андрея, выступившего в четверг на вечернем собрании в синагоге, был Новый путь. В это время в Капернауме в Иисуса верило больше людей, чем в каком-либо другом городе на Земле.
Выступая в синагоге в тот субботний день, Иисус, следуя обычаю, сначала выбрал текст из Закона, прочитав отрывок из Книги Исхода: «Служите Господу, Богу вашему, и Он благословит хлеб и воду; и [отвратит] от вас болезни [Исх, 23:25]».
Второй текст Он взял из Пророков, прочитав отрывок из Исайи: «Восстань, светись, ибо пришёл свет твой, и слава Господня взошла над тобою. Ибо вот, тьма покроет землю, и мрак – народы; а над тобою воссияет Господь, и слава Его явится над тобою. И придут народы к свету твоему, и цари – к восходящему над тобою сиянию [Ис, 60:1-3]».
В дальнейшей проповеди Иисус в частности сказал: «Вы хорошо знаете, что любовь добросердечного отца к своей семье как единому целому объясняется его сильным чувством к каждому члену своей семьи. Впредь всякий из вас должен относиться к Отцу Небесному не как дитя Израиля, а как дитя Божье. Все вместе вы действительно дети Израиля, но как личность каждый из вас есть дитя Божье. Я пришёл не для того, чтобы раскрыть Отца детям Израиля, а для того, чтобы принести это знание Бога и откровение Его любви и милосердия каждому верующему как настоящий личный опыт. Все пророки учили вас, что Господь заботится о детях Своих, что Бог любит Израиль. Но Я пришёл к вам, чтобы провозгласить более великую истину, – ту, которую поняли многие поздние пророки: Бог любит каждого – каждого из вас – как личность. В течение всех этих поколений ваша религия была сосредоточена вокруг государства и народа. Я же пришёл для того, чтобы дать вам личную религию.
Но даже это не есть нечто новое. Многие из вас – люди духовные – знают эту истину оттого, что некоторые пророки наставляли вас в этом. Разве вы не читали в Писаниях у пророка Иеремии, где сказано: «В те дни уже не будут говорить: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина», но каждый будет умирать за своё собственное беззаконие; кто будет есть кислый виноград, у того на зубах и оскомина будет. Вот наступают дни, когда Я заключу с домом Израиля и домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской. Закон Мой на сердцах их напишу, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «Познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого». [Иер, 31:29-34].
Разве вы не читали этих обещаний? Разве вы не верите Писаниям? Разве вы не понимаете, что слова пророка исполняются в том, что вы видите ныне? И разве Иеремия не призывал вас сделать религию делом сердца, установить личное единение с Богом? Разве пророк не сказал вам, что Бог Небесный проникнет в каждое сердце? И разве вас не предупреждали, что человеческое сердце более всего обманчиво, а порою и крайне испорчено?
Разве не читали вы то место, где Иезекииль учит ещё отцов ваших, что религия должна стать настоящей в вашем личном опыте? ««Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» – Живу Я! – Говорит Господь Бог – Не будут впредь говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына; душа согрешающая, та умрёт». [Иез, 18:2-4]. Именно этот день предвидел Иезекииль, когда сказал от имени Бога: «И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам [Иез, 36:26]».
Вы не должны больше бояться того, что Бог накажет государство за грех одного человека. Не накажет Отец Небесный и одного из Своих верующих детей за грехи государства, хотя члены любой семьи зачастую должны сталкиваться с закономерными следствиями семейных ошибок и общих проступков. Разве вы не понимаете, что мечта о лучшем государстве – или о лучшем мире – связана с совершенствованием и просвещением каждого человека?»
Эта проповедь оказала апостолам огромную помощь. Каждый из них более полно осознал, что Радостная Весть Царства обращено к индивидууму, а не к нации.
Несмотря на то что жители Капернаума были знакомы с Учением Иисуса, они были потрясены Его проповедью, с которой Он выступил в эту субботу. Он действительно учил как Человек, имеющий власть, а не как обычный учитель Закона.
Как только Иисус закончил говорить, с одним из слушающих – юношей, сильно возбуждённым Его словами, – случился эпилептический припадок, и он громко закричал. Когда приступ прошёл и к нему стало возвращаться сознание, он проговорил в полузабытьи: «Что нам до Тебя, Иисус Назарянин? Кто Ты – Святой Божий? Зачем Ты явился сюда? Чтобы погубить нас?»
Иисус приказал людям успокоиться и, взяв молодого человека за руку, сказал: «Пробудись». И юноша тут же пришёл в себя.
Этот юноша не был одержим нечистым духом или бесом. Он страдал обычной эпилепсией, но ему внушали, что его недуг является следствием одержимости злым духом. Он верил этим внушениям, и это накладывало отпечаток на всё, что он думал или говорил относительно своего заболевания. Все люди верили, что подобные явления – прямое следствие присутствия нечистых духов. Поэтому они считали, что Иисус изгнал из этого человека беса. Но в данном случае Иисус не излечил его от эпилепсии. Этот человек действительно был исцелён в тот же день, но это произошло позднее, после захода солнца. Спустя много лет после Пятидесятницы апостол Иоанн, последним описавший деяния Иисуса, избегал каких-либо упоминаний так называемых «изгнаний бесов», и он поступал так потому, что случаи одержимости полностью прекратились после Пятидесятницы.
В результате этого рядового события по всему Капернауму быстро разнеслась весть о том, что Иисус изгнал из человека беса и чудесным образом исцелил его в синагоге по окончании дневной проповеди. Суббота была подходящим временем для молниеносного распространения таких поразительных слухов. Сообщение об этом происшествии разнеслось также по всем небольшим селениям вокруг Капернаума, и многие люди поверили ему.
Приготовлением еды и хозяйством в большом доме Зеведея, ставшем центром деятельности Иисуса и двенадцати апостолов, обычно занимались жена Симона Петра и её мать. Дом Петра находился рядом с домом Зеведея. Иисус и Его друзья остановились здесь, возвращаясь из синагоги, так как мать жены Петра уже в течение нескольких дней страдала перемежающейся лихорадкой. И вот, случилось так, что примерно в то же время, когда Иисус стоял над больной женщиной, держа её за руку, гладя ей лоб и говоря слова утешения и ободрения, лихорадка оставила её. Иисус ещё не успел объяснить Своим апостолам, что в синагоге не произошло никакого чуда. Теперь же, находясь под свежим и ярким впечатлением от того случая и вспомнив воду и вино в Кане, они восприняли и это совпадение как очередное чудо, и некоторые из них бросились из дома, чтобы разнести эту новость по всему городу.
Тёща Петра, Амафа, страдала малярийной лихорадкой. В этот раз она не была чудесным образом исцелена Иисусом. Только спустя несколько часов, после захода солнца, она излечилась в связи с чрезвычайным событием, произошедшим в палисаднике дома Зеведея.
Все эти случаи типичны для поведения падкого на волшебства поколения. Эти верившие в чудеса люди использовали в качестве предлога каждое стечение обстоятельств, чтобы заявить, что Иисус сотворил очередное чудо.
25.4. ИСЦЕЛЕНИЕ НА ЗАХОДЕ СОЛНЦА
К концу этой богатой событиями субботы, когда Иисус и Его апостолы собирались приступить к своей вечерней трапезе, весь Капернаум и окрестности пришли в величайшее возбуждение из-за этих якобы чудесных исцелений. Все, кто страдал каким-то недугом, приготовились сразу же после захода солнца отправиться к Иисусу сами или с помощью друзей. Согласно иудейскому учению, в священные часы субботы человек не имел права отправиться даже на лечение.
Поэтому как только солнце скрылось за горизонтом (а отсчёт нового дня в те времена начинался с солнечного заката), множество поражённых болезнями мужчин, женщин и детей начали стекаться к дому Зеведея в Вифсаиде. Один человек отправился в путь со своей парализованной дочерью, как только солнце скрылось за соседским домом.
Эта суббота была великим днём в земной жизни Иисуса, да и в жизни вселенной. Верующие не могли забыть слов из Его проповеди: «Ненависть – это тень страха, месть – личина трусости… Человек – сын Бога, а не дитя дьявола».
Вскоре после захода солнца, когда Иисус и апостолы, отужинав, ещё сидели за столом, жена Петра услышала из палисадника голоса и, подойдя к двери, увидела, что перед домом собирается большая толпа больных людей и что дорога из Капернаума запружена теми, кто направляется к ним в надежде на исцеление от рук Иисуса. Увидев это зрелище, она сразу же сообщила о нём своему мужу, а тот – Иисусу.
Когда Иисус вышел из парадной двери дома Зеведея, Его взору предстало множество поражённых болезнями и страдающих людей. Он смотрел почти на тысячу больных и хворых. Не все присутствующие страдали от болезней. Некоторые пришли, помогая своим любимым в их стремлении исцелиться.
Вид этих страдающих смертных – мужчин, женщин и детей – особым образом тронул человеческое сердце Иисуса и пробудил в этом великодушном Сыне-Создателе божественное милосердие. Но Иисус прекрасно понимал, что Ему никогда не построить прочного духовного движения на фундаменте одних только материальных чудес. Он последовательно стремился воздерживаться от демонстрации Своих прерогатив Создателя. Со времени Каны с Его Учением не было связано ничего сверхъестественного или волшебного. И тем не менее, эта толпа страждущих тронула Его сердце и глубоко взволновала Его.
Он услышал, как из палисадника кто-то крикнул: «Учитель, вымолви слово, верни нам здоровье, исцели наши болезни и спаси наши души».
Не успели эти слова растаять в воздухе, как сонм сверхъестественных существ приготовился использовать созидательную силу в случае получения сигнала от их Владыки. Это был один из тех моментов в земной жизни Иисуса, когда божественная мудрость и человеческое сочувствие переплелись настолько, что Сын Человеческий обратился за помощью к воле Своего Небесного Отца.
Когда Пётр стал умолять Его внять их крику о помощи, Иисус, глядя на толпу страждущих, ответил: «Я пришёл в этот мир, чтобы раскрыть Отца и установить Царство Его. Этой цели посвящена вся Моя прожитая до сих пор жизнь. Поэтому если на то будет воля Пославшего Меня, и если это не будет противоречить провозглашению Мною Радостной Вести Царства Небесного, Я хотел бы видеть детей Моих исцелёнными, и…»
Но дальнейшие слова Иисуса потонули в шуме.
Иисус передал Отцу ответственность за принятие решения об исцелении. Очевидно, воля Отца не противоречила этому желанию, ибо не успел Учитель произнести Своих слов, как сонм небесных личностей пришёл в состояние чрезвычайной активности. Обширная свита опустилась на разноликую толпу страдающих смертных, и через мгновение 683 человека – мужчины, женщины и дети – были исцелены, полностью избавлены от всех физических заболеваний и других материальных недугов. Это был первый и последний случай такого рода на Земле.
Но из всех существ, потрясённых мгновенным и неожиданным всплеском сверхъестественного исцеления, больше всех был удивлён Иисус. В тот момент, когда Его человеческое участие и сострадание были сосредоточены на открывшемся перед Ним зрелище страданий и боли, он забыл: то, чего желает Сын Божий и что соответствует воле Его Отца, есть. Это стало самым массовым физическим исцелением смертных за всю земную жизнь Иисуса.
Как и можно было ожидать, молва об этом исцелении на заходе солнца в Вифсаиде близ Капернаума разнеслась по всей Галилее и Иудее, а также за их пределами. В очередной раз у Ирода пробудился страх, и он послал наблюдателей, чтобы те доложили ему о труде и учениях Иисуса и выяснили, кто Он – бывший Плотник из Назарета или воскресший из мёртвых Иоанн Креститель?
В основном благодаря этой непреднамеренной демонстрации физического исцеления, впредь – на протяжении всей Его оставшейся земной жизни – Иисус в равной мере был как Врачом, так и Проповедником. Конечно, Он продолжал учить людей, но Его непосредственный труд заключался в основном в помощи больным и страждущим, в то время как Его апостолы выступали с публичными проповедями и крестили верующих.
Большинство же из тех, на ком проявилось действие божественной энергии, продемонстрированной после захода солнца в форме сверхъестественного, или созидательного, исцеления, не извлекло долговременной духовной пользы из этого необычайного проявления милосердия. Лишь немногих эта физическая помощь действительно укрепила в вере. Поразительный всплеск вневременно́го исцеления не помог сердцам людей проникнуться духовным Царством.
25.5. ВЕЧЕР ПОСЛЕ ИСЦЕЛЕНИЯ
В течение всего вечера, наступившего после этого великого массового исцеления, толпы ликующих и счастливых людей заполняли дом Зеведея, и апостолы Иисуса были на вершине эмоционального подъёма. С человеческой точки зрения, этот день стал, наверное, величайшим из всех великих дней в их отношениях с Иисусом. И никогда – ни до, ни после – их надежды не взлетали до таких высот убеждённого упования. Лишь за несколько дней до этого, когда они ещё находились в Самарии, Иисус сказал им, что настал час для провозглашения Царства со всей мощью, и теперь они лицезрели то, что, как они полагали, было исполнением этого обещания. Они затрепетали, предвидя, что их ожидает впереди, если эта поразительная демонстрация целительной силы является только началом. Исчезли последние следы сомнений в божественности Иисуса. Ошеломлённые и зачарованные, они буквально опьянели от восторга.
Но когда они стали искать Иисуса, то не смогли Его найти. Учитель был крайне взволнован происшедшим. Эти мужчины, женщины и дети, исцелившиеся от разных болезней, не расходились допоздна в надежде дождаться возвращения Иисуса и поблагодарить Его. Апостолы не могли понять поведения Учителя: шло время, а Он оставался в уединении. Их радость была бы полной и совершенной, если бы не Его затянувшееся отсутствие. Когда же Иисус наконец вернулся к ним, было поздно, и практически все облагодетельствованные исцелением люди уже разошлись по домам.
Иисус отверг поздравления и восторги двенадцати и других людей, задержавшихся здесь, чтобы поприветствовать Его, и только сказал: «Не радуйтесь тому, что Отец Мой может исцелить тело, – радуйтесь тому, что Он может спасти душу. Отправимся на покой, ибо завтра нам предстоит заняться делом Отца».
И вновь двенадцать разочарованных, смущённых и опечаленных мужчин отправились на покой. В ту ночь они, за исключением близнецов, почти не сомкнули глаз. Стоило Учителю совершить нечто такое, что ободряло души и радовало сердца Его апостолов, как Он, казалось, тут же вдребезги разбивал их надежды и полностью уничтожал саму основу их мужества и энтузиазма. Сбитые с толку, эти рыбаки смотрели друг на друга, и в их глазах читалась только одна мысль: «Мы не можем понять Его. Что всё это значит?»
25.6. РАННИМ УТРОМ В ВОСКРЕСЕНЬЕ
В ту субботнюю ночь Иисус тоже почти не сомкнул глаз. Он сознавал, что мир полон физических бедствий и изобилует материальными трудностями, и задумался об огромной опасности – быть вынужденным посвящать столь значительную часть Своего времени заботе о больных и страждущих, что физическая опека сделалась бы препятствием для Его служения по установлению духовного Царства в сердцах людей или, по крайней мере, подчинила бы его себе. Из-за этих и схожих мыслей, одолевавших ночью Иисуса, в то воскресное утро Он поднялся задолго до рассвета и отправился в одиночестве в одно из Своих излюбленных мест для общения с Отцом. В это раннее утро Иисус молился о мудрости и здравом смысле, о том, чтобы не позволять Своему человеческому сочувствию, соединённому с божественным милосердием, оказывать на Него столь сильное влияние в присутствии страдающих смертных, чтобы всё Его время уходило на физическую опеку в ущерб духовной. Хотя Он не хотел полностью уклоняться от помощи больным, Он знал, что должен заниматься более важным делом, – духовным обучением и религиозным воспитанием.
Иисус столь часто уходил молиться в горы из-за отсутствия укромного помещения, пригодного для Его молитв.
Пётр не мог заснуть в ту ночь. Поэтому вскоре после того как Иисус отправился молиться, когда ещё было очень рано, он разбудил Иакова и Иоанна, и трое апостолов отправились на поиски Учителя. Проискав Иисуса больше часа, они нашли Его и стали просить, чтобы Он объяснил им причину Своего странного поведения. Они хотели знать, почему Он казался обеспокоенным могучим излиянием целительного духа, приведшего всех людей в бурный восторг и столь обрадовавшего Его апостолов.
Более четырёх часов Иисус пытался разъяснить этим трём апостолам, что случилось. Он раскрыл им происшедшее и объяснил всю опасность таких проявлений. Иисус поведал им, почему Он пришёл сюда для молитвы. Он стремился объяснить Своим личным соратникам действительные причины невозможности построить Царство Отца на чудесах и физическом исцелении. И всё же они не смогли понять Его Учения.
Тем временем с раннего утра в воскресенье, к дому Зеведея стали стекаться новые толпы страдающих и любопытных, которые требовали встречи с Иисусом. Андрей и апостолы оказались в столь затруднительном положении, что пока Симон Зелот говорил с собравшейся толпой, Андрей вместе с несколькими своими собратьями отправился на поиски Иисуса.
Найдя Иисуса в обществе трёх апостолов, он сказал: «Учитель, зачем Ты оставил нас наедине с народом? Посмотри, все ищут Тебя. Никогда ещё так много людей не стремилось к Твоему Учению. Вот и сейчас дом окружают люди, пришедшие из ближних и дальних мест после сотворённых Тобою чудес. Разве Ты не вернёшься вместе с нами, чтобы помочь им?»
Услышав эти слова, Иисус ответил: «Андрей, разве Я не внушал тебе и твоим собратьям, что Моё земное служение – раскрытие Отца, а Моя проповедь – возвещение Царства Небесного? Раз так, почему же ты готов допустить, чтобы Меня отвлекали от Моего труда ради ублажения любопытных и удовлетворения тех, кто ищет знамений и чудес? Разве мы не были среди этих людей все эти месяцы, и разве стекались они толпами, чтобы услышать Радостную Весть Царства? Почему же теперь они пришли осаждать нас? Не потому ли, что исцелились их плотские тела, – а не от принятия духовной истины для спасения их душ? Когда люди тянутся к нам из-за необычных происшествий, многие из них ищут не истины и спасения, а избавления от болезней своей плоти и освобождения от своих мирских трудностей.
Всё это время Я провёл в Капернауме: и в синагоге, и у [Галилейского] моря провозглашал Я Радостную Весть Царства всем, у кого были уши, чтобы услышать, и сердца, чтобы принять истину. Воля Отца Моего – не в том, чтобы Я вернулся с вами угождать любопытным и опекать плоть в ущерб опеке духовной. Я велел вам проповедовать Радостную Весть и помогать больным, но Я не должен увлекаться исцелениями в ущерб Моему Учению. Нет, Андрей, Я не вернусь с вами. Идите и скажите людям, чтобы они верили в то, чему мы их учили, и радовались свободе сынов Божьих. А сами собирайтесь в дорогу – мы отправляемся в другие города Галилеи, где уже подготовлен путь для проповеди Радостной Вести Царства. Именно для этого Я пришёл от Отца. Ступайте же и будьте готовы сразу же выйти в путь. Я буду ждать вашего возвращения здесь».
Когда Иисус умолк, Андрей и его собратья-апостолы понуро отправились назад к дому Зеведея, распустили собравшийся народ и быстро собрались в путь, как велел Иисус. Так, пополудни в воскресенье, 18 января 28 года н. э., Иисус и апостолы отправились в своё первое действительно открытое путешествие с публичными проповедями по городам Галилеи. Во время этого первого путешествия они проповедовали Радостную Весть Царства во многих городах, но они не посетили Назарет.
В тот же день – вскоре после того как Иисус и Его апостолы вышли в Риммон – Его братья Иаков и Иуда пришли в дом Зеведея, чтобы повидаться с Ним. В тот день, около полудня, Иуда разыскал своего брата Иакова и настоял на том, чтобы они отправились к Иисусу. К тому времени, когда Иаков согласился, Иисус уже покинул Капернаум.
Апостолам было жаль покидать Капернаум, где их проповедь была встречена с огромным интересом. По подсчётам Петра, не менее тысячи человек могло бы креститься и вступить в Царство. Иисус терпеливо выслушал их, но отказался вернуться.
На время воцарилось молчание, и затем Фома обратился к своим собратьям со словами: «Вперёд! Учитель сказал Своё слово. Хотя мы и не можем до конца понять тайны Царства Небесного, в одном мы уверены: мы следуем за Учителем, Который не ищет для Себя славы».
И с неохотой покинув Капернаум, они отправились в путь возвещать Радостную Весть в городах Галилеи.