Т.10. право как фактор культурной и цивилизационной динамики. (4 ч.)
При подготовке по данной теме, необходимо прочитать имеющийся конспект лекции. Составление базового конспекта нацелено на дополнение и конкретизацию лекционного материала. Ознакомиться с таблицами в учебном пособии «Введение в философию права» стр. 76-83. Вписать в таблицы конкретно-историческу форму права, соответствующую цивилизации.
Литература:
1. Введение в философию права: Учебное пособие / В.В.Груздева. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. – §§4-5.
2. Введение в философию права: Учебное пособие / В.В.Груздева. – Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2010. – стр. 76-83.
Написание конспекта
Научно-исследовательский и педагогический опыт свидетельствует, что эффективность работы с философскими источниками обусловлена соблюдением определенных методических приемов. Последовательность которых можно определить в виде следующих методических шагов:
1 шаг – прочтение прочитанного на уровне понимания того, что хотел сказать автор.
2 шаг – осмысление, рефлексия прочитанного.
3 шаг – выписки из прочитанного для памяти.
4 шаг – констатация того нового, что дало изучение источника в понимании конкретной проблемы.
Ведение записей является важнейшим условием продуктивной работы с философским источником. Письменная фиксация прочитанного способствует не только лучшему запоминанию, но и более глубокому осмыслению материала, возникновению собственных мыслей в связи с изученной проблемой. "Что приобретается при чтении посредством пера – превращается в плоть и кровь", - говорил римский философ Сенека.
Содержание философских источников можно фиксировать в форме конспекта (lat. – обзор). В зависимости от целей записей конспект может носить форму плана, цитатных выписок, свободной записи, тезисов, сжатого обзорного изложения или обзора.
План – это перечень основных вопросов содержания книги, статьи и т. п. Различают простой и развернутый планы. Простой план состоит из общих вопросов, а развернутый дифференцирует каждый пункт простого плана на подвопросы. Вопросами плана могут быть заголовки отдельных разделов и глав конспектируемой работы. Более сложным является самостоятельная формулировка вопросов. В этом случае необходимо прежде всего определить главную мысль источника, а затем разбить весь текст на части, озаглавив каждый из них. Кроме того можно согласовать планы конспектов в соответствии с вопросами, взятыми из плана семинара или индивидуального контрольного собеседования по данной теме, что одновременно будет способствовать лучшей подготовке к занятиям.
Цитатные выписки – представляют собой дословные записи текста источника. Они обязательно сопровождаются ссылкой на этот источник.
Свободная запись. Она включает в себя и цитаты, и сжатое изложение мыслей автора, и планы различных видов (простые и сложные).
Тезисы (греч. – основное положение) – краткая формулировка основных положений источника без подробного раскрытия содержания. Обычно тезис отвечает на вопрос плана. Тезисы можно формулировать своими словами, включая в них основные положения автора.
Обзор, обзорное изложение – сжатое, связное изложение основных положений изучаемого источника. Чем короче запись, тем серьезнее надо относиться к формулировкам, к подбору понятий и вербально-смысловых схем.
Каждая из выше перечисленных форм конспектирования имеет свои плюсы и минусы и различное назначение.
Конспект в форме плана предназначен для повторения материала в ближайшее время после проработки источника. Может служить памяткой для устного выступления большая часть содержания которой со временем может быть утрачена.
Цитатные выписки хороши для написания докладов и рефератов, их научной источниковой фундировки. Ограничения данной формы заключаются в «вырванности» отдельных мест источника из контекста первоисточника.
Тезисы необходимы для устных выступлений и ответов на занятиях. Их недостатком является краткость, сжатая информативность.
Обзор служит средством запоминания прочитанного, необходим при повторении материала, для дополнительной работы на будущее. Неудобство обзорного конспекта заключается в его большом объеме.
Каждый обучающийся должен приобрести навыки написания всех видов конспектов для того, чтобы творчески работать с различного рода текстами, уметь самостоятельно применять их в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям и коллоквиумам.
Литература:
1. Дистервег А. Избранные педагогические сочинения. – М., Педагогика,1956. – С. 118.
2. Павлов И.В. Полное собрание сочинений. 2-е изд. – Т. 1.–М.– Л. 1951. –
3. С.22.
4. Соболев В.И. Философия. Методическое пособие по дисциплине – Н. Новгород, 2000 – 112 с.
3.2. Методика подготовки устного выступления
Любое устное выступление есть разновидность прямой коммуникации, непосредственное общение участников учебного процесса, важнейший элемент семинарских и практических занятий.
Работа по его подготовке подразделяется на два этапа:
- докоммукативный, где готовится текст выступления и
- коммуникативный, где происходит взаимодействии с аудиторий.
Докоммуникативный этап включает в себя:
a. определение темы и цели выступления. Если тема учебная и установлена планом занятия, эта задача упрощается, и курсант сразу может приступить к реализации следующего пункта;
b. подбор материалов по теме на основании списка литературы, предложенного в учебно-методическом комплексе. Что впрочем, не исключает привлечения дополнительного материала по инициативе докладчика;
c. композиционно-логическое оформление текста;
d. подбор фактоголического материала;
e. определение стиля и языка выступления.
Работа курсантов на этом этапе подготовки устного выступления осуществляется в соответствии с теми методическими рекомендациями, которые были изложены в разделе, посвященном работе с философско-правовыми первоисточниками.
Организующим инструментом данного этапа служит план выступления, который делится на три части: вступление, главная часть, заключение. Каждая из указанных частей несет свою функциональную нагрузку.
Вступление вводит в суть предлагаемой проблемы, возбуждает интерес слушателей, а так же служит средством установления контакта с аудиторией.
Главная часть – самая ответственная. Она содержит максимум содержания, которое должно быть логически организовано.
Методы логической организации материала разнообразны, но для учебного выступления могут быть рекомендованы три основные:
a. дедуктивный;
b. индуктивный;
c. метод аналогии.
Эти методы могут распространяться как на изложение всего материала выступления, так и на изложение его отдельных частей и положений.
Дедуктивный метод: (от lat. – deductio – выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих положений к менее общим и частным.
Этот метод изложения учит применению общетеоретических положений к объяснению конкретных фактов.
Индуктивный метод: (от lat. – incductio – наведение) – это движение мысли от частного к общему, или движение от знания единичных фактов к знанию общего правила, к обобщению.
Индуктивный метод активизирует мышление, воспитывает исследовательский подход к окружающим явлениям. Он лежит в основе проблемного изложения материала.
Метод аналогии: он восходит в изложении к логической операции умозаключения по схеме – если два явления сходны в одном или более отношениях, то они, вероятно, сходны и в других отношениях.
Аналогия действенное средство наглядного объяснения тех или иных положений, объединяет движения разума и эмоций в единый акт познания. Ее следует отличать от простого сравнения. Если сравнение строится на сходстве каких-то явлений, то аналогия выступает своеобразной моделью явления, как правило, не имея непосредственной связи с ним.
Заключение. Эта часть выступления имеет важную содержательную и эмоционально-психологическую нагрузку. Служит логическим завершением устного выступления. Он решает следующие задачи:
- подводит итог сказанному и формулирует выводы,
- закрепляет содержание доклада,
- ставит перед аудиторией определенные цели по дальнейшему изучению данной проблемы или философии права в целом.
Коммуникативный этап выступления включает:
1) произнесение речи,
2) ответы на вопросы,
3) ведение дискуссии.
Произнесение речи – важнейший, итоговый этап работы, где содержание доводится до публики. И здесь очень важен выбор языковых средств. Традиционно лингвистами выделяется ряд функциональных стилей – художественный, деловой, газетный, научный, разговорный. Каждый из них характеризуется «набором» языковых средств: фраз, словосочетаний, специфических конструкций.
- Фраза устного выступления должна носить форму короткого и несложного предложения, легко воспринимаемого на слух.
- Строй предложений в устном выступлении отличается относительной свободой, отклонением от жестких синтаксических норм письменной речи.
- Для современной публичной речи характерны присоединительные конструкции, которые отделяются от основного высказывания паузой и понижением голоса, позволяя, подчеркнуть что-то в высказывании и в то же время создавая ощущение импровизированности. Широко используются присоединения с союзами: «и», «а», «но», «однако», союзными словами «причем», «потому», частицами «разве», «даже», «хоть» и др.
Часто используются сегментированные синтаксические конструкции, в которых что-либо подчеркивается с целью привлечения внимания к определенной части высказывания. Они создаются с помощью «что касается», «насчет», «по поводу», «относительно».
К сегментированным конструкциям примыкают связочные предложения, которые употребляются при переходе от одной части изложения к другой, для чего используются, так называемые операторные глаголы: «возьмем», «рассмотрим», «остановимся», «представим» и т.п.
Использование вводных конструкций и предложений типа «словом», «понятно», «если хотите», «как все мы знаем» и др. придают «личностный» характер высказыванию, привлекают слушателей.
Устная речь должна обладать в целом рядом обязательных качеств: правильностью, краткостью, ясностью и точностью, уместностью и эмоциональностью.
Ответы на вопросы – это своего рода образная связь с аудиторией.
Содержательно вопросы делятся на два вида – разъяснительные и дополнительные.
Первые задаются в том случае, если в речи имелось непонятное место.
Дополнительные вопросы, как правило, касаются проблем, имеющих отношение к теме, но не затронуты выступающим.
При ответах на любого рода вопросы требуется доказательность и аргументированность. Форма ответа может быть самой различной. Могут быть использованы: статистические данные, фактический материал, ссылка на авторитет, всем известный прецедент.
Дискуссия представляет собой разновидность спора как словесного состязания. В учебном процессе дискуссия – активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор.
Дискуссия возникает тогда, когда имеется спорный или нерешенный вопрос.
Сущность дискуссии состоит в публичной защите или опровержении какой-либо мысли (тезиса), поэтому структуру ее можно представить следующим образом:
- выдвижение и защита тезиса первым оппонентом,
- попытка опровергнуть этот тезис и аргументы второго оппонента.
Первый оппонент, выдвигающий тезис, аргументирует его по правилам доказательства.
Второй – пользуется логической операцией опровержения.
Как только один из участников согласится с другим, предмет дискуссии оказывается исчерпанным и она завершается.